Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Повышение эффективности организации государственной системы здравоохранения в РФ.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ 8
1.1. Понятие, сущность и роль государственной системы здравоохранения в РФ 8
1.2. Система органов управления здравоохранением в РФ 17
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ 25
2.1. Анализ состояния государственной системы здравоохранения в РФ 25
2.2. Оценка качества системы здравоохранения в РФ 37
2.3. Состояние здравоохранения в Республике Дагестан 46
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 55
3.1. Предложения по повышению эффективности государственной системы здравоохранения в РФ 55
3.2. Пути совершенствования системы здравоохранения в Республике Дагестан 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
Введение:
В российской системе здравоохранения произошли серьезные изменения за последние годы, которые направлены на повышение качества медицинских услуг, переход к одноканальной модели финансирования медицины, а также регулирование деятельности общественно-значимых организаций и др. Реализация вышеперечисленных изменений на практике, требует пересмотра концепции государственного регулирования в системе здравоохранения, а сохранение здоровья нации является стратегическим ориентиром для государственной политики. Рынок медицинских услуг имеет огромный потенциал роста.
В настоящее время развитие системы здравоохранения в РФ заняло одно из главных действующих направлений политики нашей страны, и это не без причины. Здоровье нации является предпосылкой социального благополучия и эффективного экономического функционирования государства.
В сентябре 2017 года Россия заняла последнюю строчку в ежегодном рейтинге эффективности здравоохранения среди 55 наиболее развитых стран и 119 место в рейтинге 128 стран. Экономисты агентства Bloomberg (США) ежегодно составляют рейтинг эффективности систем здравоохранения разных стран мира на основании данных ВОЗ, ООН и Всемирного банка. В рейтинг включено 55 государств с населением больше 5 млн человек, ожидаемой продолжительностью жизни старше 70 лет и ВВП выше $5 тыс. на душу населения. Для составления рейтинга берутся общие расходы на здравоохранение в виде процента от ВВП на душу населения и ожидаемая продолжительность жизни. Максимальный балл получает страна, в которой ожидаемая продолжительность жизни самая высокая, а финансирование в области здравоохранения самое низкое. С 2018 года рейтинг обновился. У России – 53 место из 56. Низкая эффективность всей системы здравоохранения порождает низкое качество предоставляемых медицинских услуг .
Приоритетным направлением государственной политики современного общества является охрана здоровья населения, поскольку здоровье является основным правом отдельно взятого человека и вместе с тем – основной константой, обеспечивающей социально-экономический прогресс. Правовым базисом охраны здоровая граждан Российской Федерации является статья 41 Конституции РФ . В настоящее время система здравоохранения Российской Федерации зиждется на сложившейся еще в СССР государственной системе, функцией которой являлось обеспечение сохранения и одновременно улучшения здоровья населения страны на основе оказания высококачественной и высококвалифицированной медицинской помощи. Вместе с тем, должно обеспечиваться право граждан на бесплатные и доступные лечебно-профилактические услуги. Однако, с учетом проведенных реформ, до настоящего времени на практике данное право далеко не всегда обеспечено .
Абсолютное большинство населения оценивает здравоохранение как «удовлетворительное или плохое». Только 16% населения считают, что положения дел в здравоохранении улучшаются, а 20,2% респондентов не получили медицинскую помощь при обращении в амбулаторно-поликлиническое звено . Качество оказания медицинской помощи не соответствует порядкам, стандартам и протоколам оказания медицинской помощи. Абсолютно большинство пациентов считает, что качество медицинской помощи зависит от квалификации и профессионализма врача. Большинство населения не удовлетворено лекарственным обеспечением.
Сложная социально-экономическая ситуация в России в 2017-2018 гг.: повышение цен, кризис, инфляция, изменения цен на внешнем рынке — поглотили выделенные экономические ресурсы в здравоохранение, и, как следствие, резко обострили проблемы в различных отраслях.
К основным проблемам в области системы здравоохранения Российской Федерации в 2018 г. можно отнести дефицит и неоптимальную структуру медицинских кадров, недостаточное лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях, оснащенность и неэффективное использование дорогостоящего оборудования, низкие объемы ВМП, сокращается и без того недостаточное государственное финансирование системы здравоохранения.
Развитие и реформирование системы здравоохранения в РФ продолжает быть приоритетным направлением современной государственной политики. Вместе с тем преобразования в отечественной сфере здравоохранения сопровождаются рядом рисков и проблем. Среди нерешенных составляющих общей проблемы определяются вопросы современного состояния реформирования государственного управления здравоохранения в период изменений, в частности, внедрение инновационных направлений в государственном здравоохранении с учетом внутренних и внешних изменений.
Возрастающая актуальность регулирования системы здравоохранения в условиях необходимости оптимизации расходов и повышения уровня здоровья населения обусловила выбор темы работы. Все вышеперечисленное предопределило выбор темы выпускной квалификационной работы, его цель и задачи.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в анализе особенностей организации государственной системы здравоохранения в РФ и определение путей повышения ее эффективности.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи выпускной квалификационной работы:
— раскрыть понятие, сущность и роль государственной системы здравоохранения в РФ;
— изучить систему органов управления здравоохранением в РФ;
— провести анализ состояния государственной системы здравоохранения в РФ;
— оценить качество системы здравоохранения в РФ;
— рассмотреть состояние здравоохранения в Республике Дагестан;
— определить предложения по повышению эффективности государственной системы здравоохранения в РФ;
— охарактеризовать пути совершенствования системы здравоохранения в Республике Дагестан.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют всеобщефилосовский диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Нормативную базу выпускной квалификационной работы составили международные правовые акты, Конституция РФ, конституционные и федеральные законы РФ , нормативные акты Президента и Правительства РФ, соответствующие, относящиеся к исследованию акты министерств и ведомств.
Эмпирической основой выпускной квалификационной работы являются правовые акты российского и зарубежного законодательства. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи российских и зарубежных исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики. Научная литература представлена современными авторами.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы в том, что ее положения развивают и конкретизируют проблемы организации государственной системы здравоохранения в РФ.
Структурно выпускной квалификационной работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении выпускной квалификационной работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая, нормативная основа и значимость выпускной квалификационной работы.
В первой главе выпускной квалификационной работы изучены теоретические основы государственной системы здравоохранения в РФ.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ практических особенностей государственной системы здравоохранения в РФ.
В третьей главе выпускной квалификационной работы рассмотрены направления совершенствования системы здравоохранения.
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы.
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
В настоящее время Российская Федерация сформировала единую систему здравоохранения, которая регулируется федеральными органами власти (законодательной и исполнительной), властью субъектов Российской Федерации, местными властями и представителями частных медицинских организаций.
Система здравоохранения способна обеспечить квалифицированную медицинская помощь гражданам, она также способствует повышению качеству оказания медицинской помощи, охране и укреплению здоровья населения.
Существует система здравоохранения, которая делится на две экономические формы оказания медицинской помощи:
— первая форма — это бесплатная, она осуществляется за счет медицинского страхования и государства;
— вторая форма — платная, она осуществляется за счет самих граждан проживающих на территории РФ.
Государство осуществляет развитие государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряет деятельность, которая направлена на укрепление здоровья человека, способствует развитию физкультуры и спорта, укрепляет экологическое и санитарно-эпидемиологическое благополучие.
После проведенных с начала тысячелетия реформ в здравоохранении, направленных на повышение эффективности оказания медицинской помощи, развитие профилактической направленности отрасли остаются актуальными основные проблемы здоровья населения и задачи, стоящие перед здравоохранением.
При оценке удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи наблюдаются половые особенности медицинской активности, самооценки здоровье и распространенности вредных привычек. Опросник для оценки удовлетворенности пациента качеством амбулаторной помощи может быть использован в качестве стандарта для оценки качества медицинского обслуживания и доступности.
Из проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
1. Сфера здравоохранения остается проблемной сферой.
2. Основными проблемами являются:
— недостаточный уровень квалификации медицинского персонала;
— нехватка кадров;
— недостаточное финансирование высокотехнологичной медицинской помощи;
— неполадки в работе системы ОМС;
— медленный процесс информатизации здравоохранения и другие.
3. Не все обозначенные Президентом проблемы и приоритеты развития находят решение в программах развития здравоохранения, некоторые задачи, по нашему мнению, решаются лишь частично.
Проблема охраны и укрепления здоровья населения является важнейшей задачей обеспечения социально-экономического благополучия Республики Дагестан, поскольку здоровье населения является ключевым ресурсом развития региона. Основной целью развития отрасли здравоохранения Республики Дагестан является сохранение здоровья населения путем создания системы здравоохранения, максимально ориентированной на повышение качества и доступности медицинской помощи населению. Главным результатом усилий и действий Правительства Республики Дагестан является сохранение здоровья населения РК и исполнение главных целевых показателей в сфере охраны здоровья граждан и развитие системы здравоохранения.
И хотя ситуация в области состояния здоровья населения продолжает оставаться сложной, в последние годы четко прослеживается тенденция к улучшению ряда медико-демографических показателей, что отражает общие положительные тенденции в социально-экономическом развитии Республики Дагестан и страны в целом, а также происходящие в последние годы структурно-функциональные преобразования в здравоохранении.
В целом система здравоохранения Республики Дагестан характеризуется внедрением новых методов организации в отрасли и управления качеством оказания медицинской помощи, а также развитием высокотехнологичных видов специализированной медицинской помощи.
В третьей главе работы были предложены основные направление развития национальной системы здравоохранения:
• Программа государственных гарантий и ее совершенствование.
• Развитие системы ОМС, на основе страховых принципов и социального равенства.
• Развитие помимо обязательного медицинского страхования, дополнительного страхования для тех, кто не подходит по программе госгарантий оказания бесплатной медпомощи.
• Развитие ГПЧ в области здравоохранения (государственно-частное партнерство).
• Развитие некоммерческих профорганизаций по территориальным и профессиональным профильным принципам.
• Аккредитация медработников (обязательная).
• Вертикальная система надзора и контроля.
• Развитие информатизации здравоохранения.
• Развитие обеспечения медпрепаратами и его совершенствование.
• Инновационное развитие на основе последний технологий в биомедицине и фармакологии.
• Развитие системы общественного контроля и диалога с обществом.
• Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья и повышение роли России в глобальном здравоохранении.
Для решения изложенных в третьей главе работы проблем развития здравоохранения в Республике Дагестан необходимо проведение следующих мероприятий:
-реорганизация системы здравоохранения республики с созданием трёхуровневой системы предоставления медицинской помощи;
-обдуманно и рационально отнестись к принятию решения о строительстве новых медицинских учреждений , в первую очередь в районах республики.
В республике уже имеется достаточное количество медицинских учреждений для дальнейшего углубленного развития, например, РКБ, ДРКБ, первая городская больница, вторая городская больница, Кардиохирургический центр, Центр микрохирургии глаза и т. п. Необходимо направить усилия на их развитие;
-принять республиканские целевые программы по развитию высоких медицинских технологий в области кардиохирургии, онкологии и нейрохирургии с подготовкой молодых специалистов на базе федеральных центров, приглашением ведущих специалистов этих центров;
-необходимо проведение жёсткой государственной политики в области лицензирования медицинской деятельности;
-внедрить страховой принцип финансирования, позволяющий всё-таки работать ЛПУ по факту, а не в рамках госзадания.
Рассмотренные направления по совершенствованию управления системой здравоохранения будет невозможно реализовать без увеличения объемов государственного финансирования, поэтому должны быть определены задачи, в полной мере касающиеся охраны здоровья граждан, разработаны показатели контроля, вследствие чего определены объемы и источники основного и дополнительного финансирования здравоохранения.
Здравоохранение является приоритетом социальной политики государства, а здоровье населения выступает в роли важнейшего звена экономического потенциала страны, и только благодаря мерам по модернизации управления системой здравоохранения в России будут достигнуты улучшения показателей здоровья населения, следовательно, возрастет экономическая привлекательность государства в целом.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РФ
1.1. Понятие, сущность и роль государственной системы здравоохранения в РФ
Здравоохранение — это государственная отрасль, которая организует и обеспечивает охрану здоровья населения .
Обращаясь к ретроспективе становления системы здравоохранения в нашей стране, следует выделить следующие основополагающие этапы развития в данной области:
Этап 1. Датируется 1930-1940-ми годами и охватывает период начала становления системы здравоохранения в СССР. Процесс формирования системы здравоохранения производился на основании жесткого централизованного, административно-командного стиля управления, что способствовало достижению достаточно высокого уровня качества услуг населению. Более того, СССР стал первым государством с полностью финансируемой за счет государственного бюджета системой здравоохранения.
Этап 2. Датируется 1950-1970-ми годами и характеризуется устойчивым позитивным трендом в области развития советского здравоохранения, соответствовавшего международным стандартам и практически сравнявшегося с развитыми странами по показателям продолжительности жизни. Главенствующая роль в формировании и успешном функционировании системы здравоохранения в СССР принадлежала академику Н. С. Семашко, глубоко осознававшему значимость государства в развитии человеческого капитала страны.
Этап 3. Датируется серединой 1970-х годов вплоть до 1991 года. Политика в области здравоохранения, базирующаяся на централизации и экстенсивном развитии, оказывается неэффективной в долгосрочной перспективе. А инструменты регулирования качества медицинских услуг, транслированные из опыта 1920-х годов — устаревшими и архаичными. Отсутствие гибкости и неспособность советской системы к интеграции в трансформировавшиеся демографические условия привели к существенному снижению показателей качества здоровья населения.
Этап 4. Кардинальные перемены произошли в 1991 году вместе с внедрением Закона от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в РСФСР», знаменуя собой совершенно новый этап в развитии здравоохранения. В ходе разработки бюджетной-страховой модели стала формироваться законодательная база в области обеспечения Качества Медицинской Помощи (КМП) .
Под здравоохранением понимаются социальные, экономические и медицинские мероприятия, которые направлены на сохранение и повышение здоровья граждан, а система здравоохранения представляет собой совокупность лиц, органов власти и местного самоуправления, которые имеют права на осуществление деятельности в области здравоохранения в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами РФ с целью сохранения здоровья и оказания медицинской помощи.