Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Партерная гимнастика как условие развития двигательных способностей при освоении классического танца учащимися младших классов в системе ДО
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 7
1.1. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста 7
1.2. Роль партерной гимнастики в развитии двигательных способностей детей 17
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПАРТЕРНОЙ ГИМНАСТИКИ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 38
2.1. Содержание и методические особенности партерной гимнастики у детей младшего школьного возраста 38
2.2. Эффективность влияния партерной гимнастики на развитие двигательных способностей детей младшего школьного возраста 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………70
Введение:
Актуальность темы. Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников [19, 31].
Исходя из нормативных положений дополнительного образования (ДО), главной его целью является содействие всестороннему развитию личности ребенка вне зависимости от его исходных природных данных. Согласно современным образовательным стандартам, предоставляется возможность всем желающим детям заниматься творчеством в системе ДО, так как отбор детей по профессиональным качествам в данной системе не осуществляется. Классический танец воспитывает строгий вкус, чувство меры, благородную, сдержанную манеру исполнения.
Обучение классическому танцу в детском хореографическом коллективе в условиях дополнительного образования ведет к полноценному эстетическому совершенствованию возможностей ученика, к развитию его творческих способностей, а также к формированию гармоничного физического развития эстетических впечатлений, т.е. дает возможность для жизненного самоопределения и творческой самореализации личности.
Классический танец имеет тенденцию к постоянному развитию и совершенствованию, рационально сочетая в себе все самое ценное от прошлого и постоянно развивающегося современного. На сегодня классический танец постоянно обновляется под влиянием народного и современного танцев [2, 4, 5, 7]. В нем постоянно появляются новые элементы, происходит значительное усложнение техники, структурируются и внедряются элементы гимнастики и акробатики. Учитывая все вышеуказанные аспекты, актуальным остается вопрос повышения профессионализма танцора и его разносторонней подготовки.
Применение упражнений классического экзерсиса позволяет последовательно решать определенные задачи, при этом происходит рост не только физического совершенства, но и технического. Танцор обогащает свой двигательный опыт новыми движениями, которые выражают его внутренний мир и сущность [8, 17].
Учитывая благоприятные предпосылки психофизического развития детей в младшем школьном возрасте, актуальным становится вопрос применения партерной гимнастики для развития двигательных способностей детей. Средствами танца достигаются техническое совершенство и, самое главное, культура движений, а также тренируется мышечный аппарат будущего исполнителя [22, 23, 32].
Партерная гимнастика создает благоприятные предпосылки для начальной хореографической подготовки, развития природных физических данных, формирования основных двигательных качеств и навыков, необходимых для успешного освоения классического, историко-бытового, современного и других направлений танцев. Для успешного усвоения классического танца принимаются во внимание такие природные физические данные: шаг, гибкость, выворотность, музыкальность, подъем (гибкость стопы), координация. Партерная гимнастика играет очень важную роль в развитии вышеназванных природных данных.
В специальной научно-методической литературе отмечено, что оздоровительная направленность партерной гимнастикой обеспечивает укрепление здоровья, поддержание работоспособности, овладение жизненно важными двигательными действиями, развитие двигательных способностей, адаптацию организма к нагрузкам у детей при освоении классического танца. В то же время внимание многих специалистов в России привлечено к проблемам использования классического танца в образовательных учреждениях.
Важность научного поиска инновационных подходов в развитии двигательных способностей детей в процессе освоения классического танца отмечают такие ученые: А.Я. Ваганова [8], Т. К. Барышникова [5], В.Ю. Дамарк [17]. Необходимо отметить, что оптимизация средств партерной гимнастики в их огромном разнообразии и разнонаправленном воздействии на организм ребенка должна обеспечиваться должной индивидуализацией обучения и адекватной физиологической нагрузкой.
Таким образом, можно выделить противоречие – между возросшим интересом к классическому танцу, расширением сети любительских танцевальных коллективов, с одной стороны, и недостаточной физической подготовленностью учащихся к освоению классического экзерсиса, с другой.
Данное противоречие делает проблему совершенствования учебно-творческого процесса с детьми наиболее актуальной. Таким образом, созданы предпосылки и существует объективная необходимость осуществления адекватной двигательной активности с использованием средств партерной гимнастики у детей младших классов.
В этом просматривается актуальность темы настоящего исследования: «Партерная гимнастика как условие развития двигательных способностей при освоении классического танца учащимися младших классов в системе ДО».
Объект исследования – развитие двигательных способностей детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – средства и методы партерной гимнастики в развитии двигательных способностей детей младшего школьного возраста.
Цель исследования – разработать методику партерной гимнастики для развития двигательных способностей при освоении классического танца учащимися младших классов в системе дополнительного образования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать современную научно-методическую литературу относительно роли партерной гимнастики в развитии двигательных способностей детей.
2. Разработать методику партерной гимнастики для детей младшего школьного возраста.
3. Экспериментально доказать эффективность методики партерной гимнастики у детей младшего школьного возраста для улучшения их двигательных способностей.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
4. Педагогическое тестирование.
5.Методы математической статистики.
Гипотеза исследования: предполагается, что разработанная программа партерной гимнастики у детей младшего школьного возраста будет способствовать улучшению их функционального состояния и развитию двигательных способностей для успешного освоения классического танца.
Практическая значимость. Полученные практические результаты работы могут быть внедрены в практику работы педагогов дополнительного образования, руководителей балетных студий, детских хореографических коллективов, так как методические рекомендации помогут значительно облегчить и ускорить освоение учебной программы по классическому танцу. Это даст возможность повысить технику исполнения.
Структура работы состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы, приложений (материалов, дополняющих и иллюстрирующих содержание работы).
Заключение:
1. Результаты системного анализа научно-методической литературы, отечественного и зарубежного практического опыта специалистов свидетельствуют о том, что проблема развития двигательных способностей и низкого уровня физической подготовленности детей младшего школьного возраста занимает важное место в процессе освоения классического танца. Немаловажное значение для начала обучения классическому танцу оказывают двигательные способности – балетный шаг, развитие стопы (подъем), выворотность, балетный шаг – ширина, высота, лёгкость шага (сила ног), гибкость тела, ловкость, быстрота, сила, выносливость, координация, музыкальность, артистичность. Выполнение движений классического танца требует эластичности и подвижности голеностопного, коленного, тазобедренного суставов, координации рук и головы с корпусом и ногами. Не достигнув определенной свободы в движениях, невозможно говорить о красоте исполнения.
Балетная или партерная гимнастика – система специально подобранных упражнений и методических приёмов, которые позволяют подготовить ребёнка именно к занятиям по хореографии.
Упражнения партерной гимнастики прекрасно развивают мышцы живота, спины, выворотность ног от тазобедренного сустава до голеностопа, гармонично формируют мышечную массу, значительно увеличивая силу мышц, амплитуду шага, вырабатывают точность координации движения.
Несмотря на активный поиск методов и средств развития двигательных способностей, их эффективность остается недостаточной. Большинство исследований по данной проблеме не систематизируют знания об оптимизации средств партерной гимнастики в их огромном разнообразии и разнонаправленном воздействии на организм ребенка, что не обеспечивает должной индивидуализации обучения и адекватной физиологической нагрузки.
2. На основании полученных результатов констатирующего эксперимента было выявлено, что у девочек наблюдались сниженные относительно нормы показатели плечевого индекса, что свидетельствует о сутулости и нарушении осанки; низкие показатели гибкости тела, танцевального шага и подъема стопы. У обследованных детей младшего школьного возраста отмечались сниженные силовые возможности мышц спины и живота, что создает неблагоприятные предпосылки для поддержания правильной осанки.
3.Применение партерной гимнастики у детей младшего школьного возраста позволила достичь весомых результатов в улучшении осанки, подъема стопы и балетного шага.
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что применение разработанной программы партерной гимнастики способствовало значительному уменьшению сутулости у девочек, о чем свидетельствовало статистически значимое улучшение значения плечевого индекса на 2,37 % (р<0,05) в конце исследования. Достоверные изменения показателей у девочек произошли в показателях теста на гибкость (наклон туловища из положения сидя) – результат улучшился на 181,81% (p<0,05), а также показателях силовой выносливости мышц спины (66,13%, p<0,05) и брюшного пресса (76,21%, p<0,05).
Комплекс партерной гимнастики позитивно отразился на освоении учащимися элементов классического танца.
Полученные данные подтвердили эффективность партерной гимнастики и могут служить основанием для практического внедрения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
1.1. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста
Физиологически рациональная подготовка детей и организация процесса обучения классическому танцу должны принимать во внимание особенности сенситивного периода развития физических качеств, в котором происходит интенсивное созревание структурных и функциональных элементов. Данные факторы определяют становление произвольной регуляции поведения, ориентацию на социальные нормы и требования, формирование основ логического мышления [3].
Младший школьный возраст характеризуется равномерным развитием опорнo-двигательного аппарата, но различна его интенсивность роста отдельных размерных признаков. Например, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем масса тела. Очень подвижны суставы детей в этом возрасте, связки эластичны, также скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб ребенка сохраняет большую подвижность до 8 лет.
Множество исследований показывают, то, что для развития подвижности во всех основных суставах благоприятен именно младший школьный возраст. Мышцы у детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, которые содержат в себе небольшое количество жира и белка. Но при этом крупные мышцы детей развиты больше, чем мелкие.
Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Школьницы, которые занимаются классическим танцем и хореографией, отличаются от своих сверстниц относительно поздним скачком в росте тела и более поздними сроками полового созревания.