Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности стресс-совладающего поведения у лиц зрелого возраста с разной степенью тревожности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРЕСС-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ У ЛИЦ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психологические особенности развития личности в зрелом возрасте 7
1.2. Содержание понятий «стресс» и «стресс-совладающее поведение (копинги)» в зарубежной и отечественной литературе 17
1.3. Тревожность как психологическая особенность и причины ее формирования 28
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 37
2.1. Методология и программа исследования 37
2.2. Методы и методики исследования 39
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРЕСС-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ЛИЦ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ТРЕВОЖНОСТИ 43
3.1. Результаты исследования степени тревожности у лиц зрелого возраста по Шкале личностной и ситуативной тревожности Спилбергера и Шкале самооценки тревоги Шихана 43
3.2. Результаты исследования стресс-совладающего поведения у лиц зрелого возраста по опроснику «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса 46
3.3. Результаты исследования индивидуально-личностных особенностей по опроснику Собчика 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Введение:
Актуальность исследования. Проблема стресса является одной из наиболее фундаментальных для большинства отраслей психологии. Стресс – это объективная закономерность многих видов деятельности, оказывающая существенное влияние на личностное развитие и профессиональное становление субъекта, его качество жизни, соматическое и психическое здоровье. На стрессовость деятельности могут оказывать влияние как внешние, так и внутренние условия. В самостоятельное направление выделяется такое последствие стресса как синдром эмоционального выгорания, который возникает под влиянием хронического стресса.
Стрессовые ситуации как профессионального, так и личного характера возникают в жизни каждого человека с завидной регулярностью. Способность человека управлять своим психоэмоциональным состоянием (стресс-совладающее поведение) позволяет справляться со стрессовыми ситуациями в относительно сжатые сроки и без вреда для психического здоровья. В связи с этим стресс-совладающее поведение выступает важным навыком для любого человека, поскольку позволяет ему оставаться активным, невзирая на стрессогенные условия.
Изучением проблемы стресса, стресс-совладающего поведения занимались такие ученые как Г. Селье, Ю.Г. Чирков, Р. Лазарус, В.В. Суворова, Ю.Б. Абрамов, М.А. Уколова, А.В. Вальдман и пр.
Одной из детерминант, определяющих специфику стресс-совладающего поведения, на наш взгляд, выступает уровень тревожности, характерный для индивида.
Следует отметить, что проблема тревожности является одной из актуальных проблем в современной психологии. Так, среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место. Очень часто тревожность может приводить к снижению работоспособности, самоорганизованности, продуктивности деятельности и трудностям в общении.
Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако чрезмерный рост тревожности, закрепление тревожности в качестве характерной черты личности оказывает негативное влияние на человека, может приводить к невротическим расстройствам.
Тревогу как сложный процесс, представленный последовательностью когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, рассматривали Ч. Спилбергер, Г. Селье и Ф.Б. Березин.
Тревожность как свойство личности, отличающиеся стабильностью проявления, изучали Л.А. Китаев-Смык, Р.С. Немов, О.М. Радюк, Ю.Л. Ханин и др.
Тревожность как временное состояние, ситуативную реакцию на имеющуюся угрозу рассматривали Н.Д. Левитов, В.С. Мерлин, Т.А. Немчин, А.М. Прихожан и др.
Тревожность большинством ученых (Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, В.Н. Мясищев, А.М. Прихожан, О.М. Радюк, Ч. Спилбергер, К. Хорни) трактуется скорее как негативный симптомокомплекс. При этом некоторые ученые (Р. Мэй, Л.И. Божович, Е.П. Ильин, Т.А. Немчин) полагают, что у тревожности есть и позитивная роль, которая отражается в умеренном психическом напряжении, повышенной активации и мобилизации сил и энергии.
Причинами возникновения тревожности, по мнению большинства ученых (К. Роджерса, К. Хорни, А.И. Захарова, Е.П. Ильина, А.М. Прихожан и др.), выступает внутренняя конфликтность человека. Ожидание чего-то важного, значительного, с одной стороны, и условия неопределенности, неясности достижения этого порождают источник для тревожности.
Итак, мы предполагаем, что повышенная тревожность может негативно сказываться на стресс-совладающем поведении индивида, поэтому в качестве темы выпускной квалификационной работы была выбрана следующая – «Особенности стресс-совладающего поведения у лиц зрелого возраста с разной степенью тревожности».
Цель исследования – изучить особенности стресс-совладающего поведения у лиц зрелого возраста с разной степенью тревожности.
Объектом исследования данной работы является стресс-совладающее поведение у лиц зрелого возраста.
Предметом исследования являются особенности стресс-совладающего поведения у лиц зрелого возраста с разной степенью тревожности.
Гипотезы исследования:
1. Существуют различия в особенностях стресс-совладающего поведения у лиц зрелого возраста в зависимости от степени их тревожности.
2. Особенности стресс-совладающего поведения и степень тревожности у лиц зрелого возраста детерминированы их личностными характеристиками.
Для решения поставленной цели, в процессе ее выполнения реализовывались следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятий «стресс», «стресс-совладающее поведение (копинги)» в зарубежной и отечественной литературе.
2. Рассмотреть тревожность как психологическая особенность и причины ее формирования.
3. Изучить степень тревожности у лиц зрелого возраста.
4. Определить особенности стресс-совладающего поведения у лиц зрелого возраста в зависимости от степени тревожности.
5. Выявить специфику индивидуально-личностных особенностей у лиц зрелого возраста.
Методы исследования:
— теоретические: анализ психологической литературы;
— эмпирические: тестирование;
— методы обработки данных: количественный анализ эмпирических данных с использованием методов математической статистики с применением программы SPSS, Excel.
В процессе исследования использовались следующие методики:
— шкала личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера;
— шкала самооценки тревоги Д.В. Шихана;
— опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса;
— индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в комплексном исследовании стресс-совладающего поведения у лиц зрелого возраста с учетом их степени тревожности и индивидуально-личностных характеристик.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что выявление степени тревожности и индивидуально-личностных характеристик у лиц зрелого возраста и их влияния на специфику стресс-совладающего поведения позволит совершенствовать процесс психологического консультирования по проблемам преодоления тревоги в данной возрастной категории.
База исследования: бюджетное государственное учреждение социального обслуживания Ивановской области «Центр психолого-педагогической помощи семье и детям».
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Рост темпа жизни, стремительная информатизация общества, кризисы социально-экономического характера, политическая напряженность, снижение уровня жизни – эти и многие иные личные причины ежедневно заставляют индивида испытывать стресс. Эти стрессовые переживания оказывают разнообразное (по большей части негативное) влияние, как на физическое, так и на психическое здоровье человека, определяют все сферы его жизни. Одним из параметров, определяющих способность индивида к грамотному стресс-совладающему поведению, выступает степень характерной тревожности.
Тревожность – это устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени, имеющего свою побудительную силу и константные формы реализации поведения с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений. Тревожность определяют такие компоненты как наличие напряженности с отрицательным эмоциональным знаком, наличие ощущения неопределенной угрозы и недостаточности своих сил для борьбы с ней, наличие тенденции к усилению вышеуказанных черт в достаточно большом круге ситуаций, наличие тенденции возбуждать страх перед достаточно большим количеством объектов. Основными причинами возникновения тревожности является темперамент, акцентуации характера, характерные когнитивные стили, наличие внутриличностного конфликта.
Данная выпускная квалификационная работа была посвящена проблеме изучения особенностей стресс-совладающего поведения у лиц зрелого возраста с разной степенью тревожности.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило изучить особенности стресс-совладающего поведения у лиц зрелого возраста с разной степенью тревожности.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— были раскрыты сущность понятий «стресс», «стресс-совладающее поведение (копинги)» в зарубежной и отечественной литературе;
— была рассмотрена тревожность как психологическая особенность и причины ее формирования;
— была изучена степень тревожности у лиц зрелого возраста;
— были определены особенности стресс-совладающего поведения у лиц зрелого возраста в зависимости от степени тревожности;
— была выявлена специфика индивидуально-личностных особенностей у лиц зрелого возраста.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что:
— существуют различия в особенностях стресс-совладающего поведения у лиц зрелого возраста в зависимости от степени их тревожности;
— особенности стресс-совладающего поведения и степень тревожности у лиц зрелого возраста детерминированы их личностными характеристиками.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СТРЕСС-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ У ЛИЦ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психологические особенности развития личности в зрелом возрасте
Средний возраст (иначе – зрелость) является самым длительным периодом жизни личности, в течение которой она достигает наивысшего уровня в развитии Я-концепции, гармонии в себе и во взаимодействии с миром, в познании и реализации своих возможностей, самоутверждается в профессии, обществе, обустраивает семейную жизнь, проявляет заботу не только о себе, но и о своих близких. Неминуемыми становятся для нее и разнообразные возрастные кризисы, вызванные ослаблением психофизических функций, снижением возможностей, изменением ведущих видов деятельности, а также социального статуса. Однако, несмотря на немало переживаний и неприятных открытий, она обогащается жизненной мудростью, находит себе достойное место и избирает адекватные роли в новых реалиях своего бытия, рассудительно и зрело всматривается в вечность [38].
Принятой является система разделения зрелости на три периода: ранняя зрелость (17-25 лет), средняя (25-35 лет) и поздняя (35-60 лет).
— Ранняя зрелость (17-25 лет)
Период характеризуется познанием себя в профессиональных ролях, преодолением жизненных сложностей, определением жизненных приоритетов, вступлением в брак, рождением детей.
В возрасте 25 лет достигается оптимум интеллектуальных функций, но отмечают, что с 18 до 26 лет у человека сравнительно невысокий уровень внимания. Период формирования практических навыков в избранной профессии. Самое пригодное время для подготовки кандидатов на управленческие должности в будущем. Интенсивная учеба уступает практическому применению приобретенных знаний и овладения новыми.
— Средняя зрелость (25-35 лет)
Выраженная необходимость дальнейшего профессионального и личностного роста. Первый взгляд назад и прощание с юностью. Построение реальных перспектив дальнейшей взрослой жизни.
В 25-40 лет достигают оптимума развития интеллектуальные способности. На среднюю зрелость приходится наивысший уровень внимания (27-33 года) и улучшения функциональных характеристик памяти (26-40 лет).
— Поздняя зрелость (35-65 лет)
В этот период у человека сформировано большинство профессиональных навыков. Сохраняется высокий уровень интеллектуальных функций. В 33-40 лет несколько снижается внимание. Оптимум развития оперативной памяти в 30-50 лет, быстрое снижение ассоциативной памяти начинается с 45 лет. Главной разновидностью памяти становится содержательная, логическая память. Эффективной остается память далеких событий и краткосрочная, долгосрочная же наоборот ухудшается.
Особенно успешно в этот период работники проявляют себя в контактах с внешней средой. После 40-45 лет приобретают наивысший уровень вербальные функции. Происходит развитие статуса, который продолжается вплоть до предпенсионного возраста. Это период наибольших социальных достижений – получение положения в обществе, авторитета [3].
Но эта периодизация является условной. Утверждать, что конкретный человек находится на определенной стадии зрелости, достаточно сложно, поскольку существенно влияют на его поведение, развитие особенности жизненного пути, субъективное представление о себе и своем возрасте. Поэтому часто относительно зрелого человека используют понятие «возрастное время» – внутренний часовой график жизни; способ установления, насколько человек в своем развитии опережает ключевые социальные события, которые приходятся на период зрелости, или отстает от них. Такими событиями являются: учеба в высшем учебном заведении, бракосочетание, рождение детей, достижения определенного социального статуса, выход на пенсию и тому подобное.
Для определения возраста человека используют также понятие «биологический возраст», «социальный возраст» и «психологический возраст».
Психологический возраст указывает на уровень адаптированности человека к требованиям окружающего мира, характеризует развитие его интеллекта, способность к учебе, двигательные навыки, а также такие субъективные факторы, как идентичность, жизненный план, переживание, установки, мотивы и тому подобное [40].
Социальный возраст определяют, учитывая соответствие положения человека существующим в конкретном социуме нормам.
Биологический возраст чаще всего указывает на соответствие состояния организма и его функциональных систем определенному моменту жизни человека. Пределы его не являются четко очерченными, поскольку существуют значительные отличия продолжительности жизни, состояния здоровья людей. Его принимают во внимание, прежде всего во время рассмотрения закономерностей развития когнитивной сферы, сопоставляя ее особенности с особенностями динамика психофизиологических функций, которая определяет закономерности действия познавательных процессов. Это предопределено тем, что любое психическое свойство формируется как определенное сочетание психофизиологических функций (сенсорной, мнемической, двигательной), действий с разными операциями (перцептивные, мнемические, логические и др.) и мотиваций (потребности, установки, интересы и ценностные ориентации).
В результате комплексного исследования психофизиологических функций, которое осуществляли научные работники под руководством русского психолога Б.Г. Ананьева [5, c. 112-119] у взрослых людей разного возраста, был выявлен сложный, противоречивый характер их возрастного развития. В качестве основных факторов Ананьев выделил трудовую деятельность, практический опыт и тренированность.
В зрелые годы при оптимальной нагрузке в трудовой деятельности и усиленной мотивации наблюдается достижение новых, высших уровней функционального развития. И, наоборот, у тех, кто не создал таких условий, даже с молодого возраста наблюдается снижение уровня функционального развития.