Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Дефектология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Особенности школьной адаптации первоклассников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в условиях массовой школы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения школьной адаптации первоклассников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в условиях массовой школы 7
1.1 Содержание понятий «адаптация» и «школьная адаптация», критерии адаптации к массовой школе 7
1.2 Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в современной научной литературе 19
1.3 Психолого-педагогические особенности обучения детей с СДВГ в массовой школе 28
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию школьной адаптации первоклассников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в условиях массовой школы 38
2.1 Диагностика уровня адаптации к массовой школе первоклассников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 38
2.2 Коррекционно-развивающая программа, нацеленная на адаптацию к массовой школе первоклассников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью 43
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 57
Выводы по главе 2 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….78

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Согласно данным американской психиатрической ассоциации, процент детей, имеющих синдром дефицита внимания и гиперактивности, составляет от 3 до 5% всех учащихся образовательных школ. Однако отдельными авторами (в частности, Н.Н. Заваденко [22-24]) высказывается мнение, что реальное число детей этой категории, обучающихся в массовой школе, даже выше и доходит до 5-7%.
Распространенность данного нарушения обуславливает интерес мировой общественности и науки к поискам новых не медицинских способов помощи в адаптации к школе детям, страдающим синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, т.к. они оказываются в группе риска по развитию школьной неуспеваемости.
Период адаптации к школьному обучению является стрессовым для любого ребенка, поскольку требует от него более развитых форм произвольного поведения, вынуждает к приспособлению к новому кругу общения, к новой деятельности, к изменяющимся требованиям и пр. Для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью эта стрессовая ситуация нередко становится причиной усугубления имеющихся эмоциональных и поведенческих проблем. Несмотря на то, что нарушения внимания и гиперактивное поведение не возникает у ребенка внезапно, при поступлении в школу, но, как правило, выявляется, еще начиная с 3-4 лет, именно старт школьного обучения с возросшими требованиями к вниманию и усидчивости, становится определяющим в отношении необходимости обеспечения психолого-педагогической поддержки и сопровождения.
Особенности школьной адаптации первоклассников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в условиях массовой школы изучались А.А. Адаскиной, О.Н. Бакаевой, И.П. Брязгуновым, С.Н. Гамовой, Н.Н. Заваденко, Е.В. Касатиковой, Е.К. Лютовой-Робертс, А. Максимовой, Г.Б. Мониной, А.С. Сахаровой, И.В. Фаустовой и др.
Разнообразные аспекты психолого-педагогического сопровождения учащихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью рассматривали в своих работах Т.И. Горохова, А.А. Кулинич, А.М. Радаев, А.Л. Сиротюк, В.М. Трошин, Т.Ю. Успенская, Л.С. Цветкова, Ю.С. Шевченко и др.
Однако стремительный рост детей, имеющих указанное нарушение, обуславливает непреходящую актуальность разработки проблемы исследования: Каковы особенности школьной адаптации первоклассников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в условиях массовой школы?
Объект исследования: процесс адаптации первоклассников к школьному обучению.
Предмет исследования: особенности школьной адаптации первоклассников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в условиях массовой школы.
Цель исследования: на основе теоретического анализа и изучения эмпирических данных разработать коррекционно-развивающую программу, нацеленную на адаптацию к массовой школе первоклассников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Для реализации поставленной цели ив рамках выпускной квалификационной работы ставятся следующие задачи:
1. Привести содержание понятий «адаптация» и «школьная адаптация», критерии адаптации к массовой школе.
2. Изучить синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в современной научной литературе.
3. Описать психолого-педагогические особенности обучения детей с СДВГ в массовой школе.
4. Выполнить диагностику уровня адаптации к массовой школе первоклассников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и провести анализ результатов.
5. Разработать коррекционно-развивающую программу, нацеленную на адаптацию к массовой школе первоклассников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Гипотезы исследования:
— первоклассникам с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в условиях адаптации к обучению в массовой школе свойственна тревога по поводу школьного обучения;
— первоклассникам с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в условиях адаптации к обучению в массовой школе свойственна неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка;
— для первоклассников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в условиях адаптации к обучению в массовой школе характерны неконструктивные выходы из ситуации конфликта, демонстрирующие недостаточный уровень коммуникативной компетентности;
— для первоклассников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в условиях адаптации к обучению в массовой школе характерны активные и тревожные формы агрессивных реакций.
Теоретическая база исследования:
В отечественной науке значительный вклад в решение проблемы адаптации к школьному обучению детей с СДВГ внесли:
— И.П. Брязгунов и Е.В. Касатикова, которые в своем исследовании отмечали, что начало школьного обучения усиливает эмоциональное напряжение, свойственное детям с СДВГ, что требует учета в обеспечении психолого-педагогического сопровождения данной категории школьников;
— Н.Н. Заваденко, который полагает, что в структуре дефекта при СДВГ гиперактивность нередко играет решающую роль;
— Г.Б. Монина и Е.К. Лютова-Робертс, разрабатывавшие проблему оказания психолого-педагогической помощи детям с СДВГ.

В зарубежной науке следует отметить исследования:
— П. Класси о социальных и эмоциональных трудностях у детей с СДВГ и их влиянии на посещаемость школы;
— Д. Клуд и В. Кейн о социальных взаимодействиях у детей с СДВГ;
— М. Ричардсон о немедикаментозных вмешательствах при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), проводимых в школьных условиях;
— М. Феерин и А. Вэнс о дифференциальном влиянии тревожных и депрессивных симптомов на компоненты рабочей памяти у детей и подростков с СДВГ комбинированного типа;
— Т. Мойсон и Г. Ройерс об изучении качества жизни при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; тестирование; качественная и количественная обработка эмпирических данных.
Методики исследования:
— проективная рисуночная методика на выявление отношения к школе и школьной тревожности «Рисунок школы»;
— методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн для выявления уровня самооценки детей;
— методика «Картинки» Е.О. Смирновой, Е.А. Калягиной для выявления коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками;
— тест руки Вагнера для диагностики агрессивности.
База исследования: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1596».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка использованных источников и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Приоритетным направлением развития образовательной системы Российской Федерации является обеспечение условий успешной адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание специалистов психолого-медико-педагогического профиля в настоящее время привлекает проблема легких церебральных патологий обучающихся. К таким патологиям можно отнести и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Актуальность заявленной проблемы определяется как высокой частотой СДВГ среди детей, так и ее большой социальной значимостью. Дети с СДВГ с трудом адаптируются к условиям и требованиям образовательных организаций, отличаясь нарушениями поведения и проблемами в обучении. Отсутствие единых представлений среди специалистов разного профиля о природе, симптоме и комплексе данного состояния ведет к противоречивым прогнозам развития, неоднозначным подходам к реабилитации и коррекции нарушений у детей.
В исследовании проблемы адаптации к учебной деятельности детей с СДВГ, актуальным является вопрос изучения психологических факторов, механизмов и условий адаптационного процесса. Начальный этап обучения в школе рассматривается как новая социальная ситуация развития. Большинством специалистов эта ситуация расценивается как стрессогенная даже для здоровых и благополучных детей. Дети с СДВГ испытывают особые трудности в период поступления в школу, так как в условиях, когда учебная деятельность становится ведущей, предъявляются повышенные требования к произвольности психической деятельности, саморегуляции и самоконтролю, то есть именно к тем процессам и функциям, которые у детей с СДВГ нарушены в большей степени. По данным Н.Н. Заваденко, СДВГ является одной из наиболее частых причин школьной дезадаптации. Поэтому выполненная выпускная квалификационная работа была посвящена изучению особенностей школьной адаптации первоклассников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в условиях массовой школы.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило на основе теоретического анализа и изучения эмпирических данных разработать коррекционно-развивающую программу, нацеленную на адаптацию к массовой школе первоклассников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— было приведено содержание понятий «адаптация» и «школьная адаптация», критерии адаптации к массовой школе;
— был изучен синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) в современной научной литературе;
— были описаны психолого-педагогические особенности обучения детей с СДВГ в массовой школе;
— была выполнена диагностика уровня адаптации к массовой школе первоклассников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и проведен анализ результатов;
— была разработана коррекционно-развивающая программа, нацеленная на адаптацию к массовой школе первоклассников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
По итогам решения первой задачи исследования был получен вывод о том, что результативность адаптационного процесса у индивида обеспечивается разумным сочетанием стабильности и изменчивости, чередование которых позволяет человеку наиболее эффективно взаимодействовать с окружающей средой. Адаптацию младших школьников в условиях школы трактуют в качестве активного процесса освоения новой школьной среды, овладения необходимыми учебными навыками, усвоения правил поведения и школьных норм. Результативность процесса адаптации младших школьников является системообразующим компонентом, обеспечивающим успешность учебной деятельности ребенка.
Решение второй задачи исследования позволило установить следующее. Описываемые рядом ученых подходы к исследованию формирования СДВГ в большинстве случаев касаются только отдельных аспектов данной трудной проблемы. А именно нейропсихологических, нейроморфологических, нейрофизиологических, нейрохимических, неблагоприятных факторов окружающей среды, пищевых и др. Однако на современном этапе можно выделить две группы наиболее вероятных причин и механизмов возникновения и развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: повреждение центральной системы в пре-, пери- и ранний постнатальный периоды; генетические причины. Все остальные выявленные причины и механизмы закономерно объясняются ранним органическим повреждением центральной нервной системы, наследственностью или их сопряженным воздействием. Так же немаловажную роль в формировании СДВГ играют и психосоциальные причины и механизмы.
Достижение третьей задачи исследования позволило отметить, что для поведения детей с СДВГ характерна, прежде всего, первичная симптоматика, задаваемая основными диагностическими критериями. Типичны частые проявления невнимательности, импульсивности, гиперактивности, причем в самых разных сферах жизни (в школе, дома, во время игр со сверстниками). Однако при ближайшем рассмотрении поведение таких детей оказывается связано со специфическими условиями конкретной ситуации. Таким образом, трудности в поведении возникают преимущественно в ситуациях, требующих постоянства, саморегуляции, контроля своих импульсов и отказа от удовлетворения сиюминутных потребностей.
Решение четвертой задачи позволило сформулировать следующие выводы на основе полученных эмпирических данных:
— по итогам проведения диагностики при помощи проективной рисуночной методики «Рисунок школы» было выявлено, что у 20% детей из выборки зафиксировано эмоционально благополучное отношение к школе на фоне отсутствия школьной тревожности. Большинство первоклассников указанной категории (54%) продемонстрировали определенную тревогу по поводу школы и процесса обучения в ней. У 27% выборки выявлен явно выраженный страх перед школой и отрицательное отношение к ней;
— диагностика при помощи методики измерения самооценки Дембо-Рубинштейн позволила установить, что низкую самооценку демонстрировали 20% исследуемых детей. 27% выборки продемонстрировали склонность к заниженной самооценке. Несколько больше детей (40%) показали наличие адекватной самооценки. Часть ребят (13%) показали наличие у них завышенной самооценки;
— диагностика при помощи методики «Картинки» Е.О. Смирновой, Е.А. Калягиной позволила прийти к выводу о том, что наиболее конструктивный коммуникативный выход из ситуации конфликта демонстрируют лишь 20% выборки. Среди детей с СДВГ наибольшую выраженность имеют неблагоприятные модели поведения в конфликте: уход от ситуации (27% выборки), агрессивный подход (34% выборки) и вербально-оценочное решение (20% выборки);

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения школьной адаптации первоклассников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью в условиях массовой школы

1.1 Содержание понятий «адаптация» и «школьная адаптация», критерии адаптации к массовой школе
Процесс адаптации выступает в качестве определенного совместного изменения субъекта и адаптогенной ситуации. Процесс адаптации заключается в постепенном накоплении изменений, ведущих к достижению оптимального соотношения между субъектом и адаптогенной ситуацией. Основной результат адаптации – приобретение субъектом нового качества, позволяющего существовать в адаптогенной ситуации. В привычных условиях деятельности процесс адаптации не развивается, потому что субъект не имеет необходимости приспосабливаться, обладая большим объемом ресурсов, достаточным для обеспечения своего оптимального функционального состояния. Адаптация как система формируется только при длительном воздействии стрессогенных условий. Бывает так, что возникшие у субъекта под влиянием стрессогенных обстоятельств качества не достаточны для полноценного функционирования. Тогда можно говорить о формировании неполной адаптации или даже дезадаптации [64].
Основные аспекты адаптации в отечественной науке раскрывали Г.М. Андреева, Ф.Б. Березин, Л.И. Божович, А.А. Бодалев, М.А. Галагузова, Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова, М.И. Лисина, Н.Ф. Маслова, А.В. Мудрик, Ю.П. Поваренков и др., в зарубежной – А. Адлер, Э. Берн, У. Джеймс, Г. Селье, Л. Филипс и т.д. Анализ теоретических исследований по проблеме адаптации показал различия в подходах к изучению адаптации [12].
В результате литературного анализа выделяются два ведущих направления человеческой адаптации – биологическое направление и социальное направление. В истоках этого разделения стояли работы таких ученых как К. Бернар [8] (он изучал системный аспект работы организма), У. Кэннон [26] (посвятил свои исследования гомеостатическим свойствам), Г. Селье [58] (разрабатывал концепцию синдрома адаптации).
С позиции М.А. Галагузовой [15], адаптация личности есть процесс активного приспособления его к условиям социальной среды.

Рисунок 1 – Факторы адаптации личности к обществу (по А.В. Мудрику [42])

По мнению Ю.В. Васильковой и Т.А. Васильковой [11], адаптация – это усвоение действующих в обществе норм, овладение средствами и формами деятельности.
Н.Ф. Маслова [37] отмечает, что адаптация – это успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений.
А.В. Мудрик [42] выделяет следующие факторы адаптации личности к обществу: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы (рис. 1).
Далее представим содержательные характеристики и компоненты адаптации.
Термин «адаптация» впервые был использован во второй половине XVIII в. немецким физиологом Г. Аубертом. Г. Ауберт с помощью данного термина обозначил изменение чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей по типу приспособления.
Большой вклад в постижение сущности человеческой адаптации внесли базовые положения, предложенные Л.С. Выготским [14], о личностной активности в общении, а также концепции:
— Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна о психологии деятельности;
— А.А. Бодалева и Б.Ф. Ломова и психологии общения [27].
Адаптационный процесс для личности заключается в постоянных структурных изменениях, призванных восстановить или заново обеспечить равновесие с окружающей средой и социумом, нарушенное в результате изменения среды.
Адаптационный процесс трансформирует те структурные компоненты личности, что наиболее динамичны:
— Я-концепцию;
— психические состояния;
— смысловые и ценностные ориентации [27].
В том случае, если адаптационный процесс развивается результативно, то возникает такое интегративное личностное свойство как адаптированность, выступающее сложным психическим образованием, возникающим в процессе приспособления к новым условиям среды.
Зарубежная наука трактует понятие адаптации по-разному, отталкиваясь от выбранной методологии и теоретических исследовательских ориентаций. Нередко в исследованиях даже отсутствует сам термин «адаптация» как таковой, однако, из контекста становится ясно, что речь идет именно об этом процессе.
Бихевиористическая парадигма, исследуя адаптационный процесс, отдает должное взаимодействию человека с окружающей средой в контексте научения, позволяющего обеспечить нарушенное равновесие между индивидуумом и окружающим миром.
Ученые, поддерживающие когнитивный подход, базирующийся на теории Пиаже, утверждают, что процесс адаптации протекает во время постижения общественных норм и понятий; на базе данного процесса индивиды подчиняют свое поведение требованиям социума. Личность впитывает ценности и нормы нравственности через интериоризацию правил общественной жизни, то есть принимает их как собственные ценности [70].
Гуманистическое научное направление предполагает, что обеспечению адаптации личности в динамичных условиях окружающего мира способствует высокий творческий потенциал личности.
По мнению А. Маслоу [38] существует целый ряд базовых потребностей личности, обеспечивающих ее развитие:
— удовлетворение потребности в безопасности;
— обеспечение возникающих физиологических потребностей;
— удовлетворение потребности в уважении, как самой личностью, так и окружающим социальным большинством;
— удовлетворение потребности в любви и принадлежности;
— удовлетворение самоактуализационной потребности [38].
По сути, А. Маслоу [38] также говорит о личностной адаптации, так как воплощение на практике данных потребностей приведет к гармонизации отношений общества и личности, а, следовательно, и к адаптации личности к данному обществу [38].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы