Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Организация тренировочного процесса в Дзюдо с учетом темперамента обучающихся.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования влияния типа темперамента спортсменов на организацию тренировочного процесса в дзюдо 5
1.1 Общая характеристика тренировочного процесса в дзюдо 5
1.2 Методы организации тренировочного процесса в дзюдо 10
1.3 Понятие темперамента в спортивной психологии 21
Глава 2. Методы и организация исследования 30
2.1 Организация исследования 30
2.2 Методы исследования 31
Глава 3. Обсуждение результатов исследования и разработка рекомендаций 37
3.1 Результаты исследования 37
3.2 Методические рекомендации для тренера по организации тренировочного процесса 44
Заключение 55
Список использованных источников 57
Введение:
Актуальность темы исследования определяется в первую очередь тем, что дзюдо характеризуется сложным взаимодействием как физических, так и психических факторов, нейродинамического, информационного и психического компонентов, непредсказуемостью результата и высоким уровнем психоэмоциональной составляющей активности. Все это, в свою очередь, является основой перспективных направлений для дальнейшего совершенствования системы спортивной подготовки, начиная от комплексной индивидуализации, включая реализацию дидактических принципов индивидуального подхода к тренировкам и заканчивая использованием инструментов и методов обучения, которые лучше всего соответствовать индивидуальным психофизиологическим характеристикам конкретного спортсмена.
Кроме того, успехи дзюдоистов на международной арене всегда определялись не только высоким уровнем всесторонней физической подготовленности, но, прежде всего, особенностями структуры и динамики спортивной подготовленности в целом в зависимости от индивидуальных психофизиологических особенностей спортсмена.
Таким образом, цель настоящего исследования – разработать методические рекомендации для тренера по организации тренировочного процесса в дзюдо с учетом темперамента отучающихся
Объект исследования — тренировочный процесс в дзюдо.
Предмет исследования — темперамент занимающихся дзюдо как элемент тренировочного процесса в данном виде спорта.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
— провести анализ методической и научной литературы о взаимозависимости тренировочного процесса от темперамента спортсменов;
— отобрать и обосновать методики для оценки типа темперамента и показателей общей и специальной выносливости юных дзюдоистов;
— провести исследование типов темперамента юных дзюдоистов;
— разработать рекомендации для тренеров по организации тренировочного процесса с учетом типа темперамента спортсменов.
Теоретико-методологическую базу исследования составили: деятельностный и системный походы в индивидуализации спортивной подготовки (П.К. Анохин, В.Г. Афанасьев, Р.А. Пилоян, О.А. Сиротин и др.); основные положения теории спортивной подготовки (В.К. Бальсевич, Ю.В. Верхошанский, В.М Зациорский, Л.М. Куликов, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов и др.); концепция индивидуализации в подготовке спортсменов на основе их психофизиологических особенностей (А.А. Шалман, Э.Ш. Шаяхметова, Е.Н. Сурков, И.В. Стрельникова, В.И. Павлова и др.); теория и методика спортивного совершенствования в единоборствах (Д.А. Тышлер, Г.В. Силин, С.В. Калмыков, А.А. Новиков и др.).
Методологическая основа, поставленные задачи и выдвинутая гипотеза определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в три взаимосвязанных этапа.
Исследования проводились на базе спортивного клуба «Ровесник».
Цель и задачи исследования определили структуру работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Изучение индивидуализации подготовки дзюдоистов на основе их психофизиологических особенностей важно на современном этапе развития спортивного направления в России, ведь успехи дзюдоистов на международной арене определяются, прежде всего, специфическими особенностями структуры и динамики спортивной подготовленности в зависимости от индивидуальных психофизиологических особенностей спортсмена.
Кроме того, дзюдо характеризуются сложным взаимодействием как физических, так и психофизических параметров, непредсказуемостью результата и высоким уровнем психоэмоционального компонента деятельности. Все это в свою очередь лежит в основе перспективных направлений организационно-педагогического применения средств и методов подготовки, которые максимально соответствуют индивидуальным психофизиологическим особенностям конкретного спортсмена.
В ходе исследования были успешно решены следующие задачи:
— проведен анализ методической и научной литературы о взаимозависимости тренировочного процесса от темперамента спортсменов;
— подобраны и обоснованы методики для оценки типа темперамента и показателей общей и специальной выносливости юных дзюдоистов;
— разработаны рекомендации для тренеров по организации тренировочного процесса с учетом типа темперамента спортсменов.
Применение разработанной методики позволит повысить успешность спортивной подготовленности спортсменов-дзюдоистов на основе учета психофизиологических особенностей занимающихся.
Организация и построение тренировочного процесса с учетом свойств темперамента будет способствовать значительному повышению уровня специальной физической подготовленности дзюдоистов.
Использование в тренировочном процессе психолого-педагогических приемов, способствующих снятию предстартовой тревожности, позволит значительно улучшить боевые действия спортсменов во время ответственных соревнований.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы исследования влияния типа темперамента спортсменов на организацию тренировочного процесса в дзюдо
1.1 Общая характеристика тренировочного процесса в дзюдо
История дзюдо насчитывает сотни лет. Этот вид спорта интересен тем, что позволяет максимально эффективно использовать его умственную и физическую энергию. Занятия этим видом единоборства направлены на физическое и духовное совершенствование человека на основе изучения техники, тактики и философии дзюдо. Абсолютная цель дзюдо — улучшить себя, чтобы принести больше пользы миру вокруг.
Основатель дзюдо Дзигаро Кано получил педагогическое образование, долгое время занимался педагогической деятельностью [10, c.31]. Позже он был назначен советником министерства образования Японии, затем возглавил департамент школ в том же министерстве. Джигаро Кано посвятил большую часть своей профессиональной деятельности подготовке учителей физкультуры в Японии. Кроме того, он внес огромный вклад в развитие дзюдо во всем мире и создал предпосылки для его включения в программу Олимпийских игр.
Джигаро Кано считал, что большинство видов спорта избирательно влияют на мышцы. Для дзюдо он разработал систему специфических упражнений, гармонично развивающих все группы мышц тела. И обратите внимание на молодых людей, занимающихся дзюдо, на необходимость выполнять действия как с правой, так и с левой стороны [11, с.42].
Д. Кано уделял особое внимание прикладной стороне дзюдо в повседневной жизни, учитывая использование ее пяти принципов [4, c.56]:
Внимательно наблюдайте за собой и обстоятельствами своей жизни, внимательно наблюдайте за окружающими, внимательно наблюдайте за всем, что вас окружает.
Собственная инициатива в любом начинании.
Постигни шаги полностью, действуй решительно.
Знай, когда остановиться.
Придерживайтесь середины между радостью и грустью, истощением и ленью, безрассудной смелостью и трусостью.
Спортивная подготовка дзюдоистов — многолетний процесс целесообразного использования знаний, средств, методов и условий, позволяющий целенаправленно влиять на развитие занимающихся и обеспечивать необходимую степень их готовности к спортивным достижениям.
Важность скоростной и силовой тренировки для юных дзюдоистов не вызывает сомнений, так как дальнейший рост уровня технико-тактического мастерства основан на высоком потенциале его физической подготовленности.
Целевая тренировка борцов способствует достижению состояния «форма», которое характеризуется оптимальной технической, тактической, физической, умственной подготовленностью и отражается на уровне спортивных результатов, демонстрируемых борцами на тренировках и соревнованиях. Состояние «формы» в процессе состоит в следующих периодах развития.
Период развития спортивной формы индивидуален для каждого периода времени дзюдоиста, определяемого (индивидуальным) количеством тренировок, проводимых в течение определенных календарных дат, после которых борцы переходят в состояние спортивной формы. Период включает 3 этапа: приобретение, удержание и потеря. Иногда фазе приобретения предшествует фаза потерь. Фазы развития спортивной формы у дзюдоистов зависят от их индивидуальных особенностей и системы подготовки, могут чередоваться поочередно: сохранение, потеря, приобретение и сохранение. Продолжительность этих этапов индивидуальна. Периоды развития спорта по дзюдо закончились в конце фазы сохранения, которой предшествует фаза освоения [18, с.55].
Период сохранения спортивной формы протекает в календарных сроках, усредненных для всех дзюдоистов, обычно состоящих из четырехнедельных циклов тренировок, в течение которых решается проблема сохранения уровня спортивной формы, имеющегося в их начале. Их количество зависит от структуры годовых учебных циклов.
Период восстановления — это средний период времени для всех дзюдоистов, в течение которого решаются задачи активного или пассивного отдыха, а также условия для развития спортивной формы в следующие периоды развития спортивной формы.
Сроки спортивной подготовки отождествляются с процессами вхождения в состояние спортивной формы (его развития), его сохранения и утраты.
Фаза приобретения спортивной формы является одной из основных, характеризующих процесс вхождения дзюдоистов в состояние спортивной формы. В это время может наблюдаться увеличение спортивных результатов на 4-12% относительно исходного уровня, его продолжительность индивидуальна.
Фаза сохранения спортивной формы — это особое состояние систем организма, которое в одних случаях характеризуется у дзюдоистов длительным отсутствием многолетних адаптационных перестроек, а в других совпадает с их завершением. В одном случае речь идет о первом этапе сохранения спортивной формы, при котором начинается процесс перехода в состояние спортивной формы у большой группы спортсменов, в другом — фаза, следующая за фазой приобретения ( второй по счету). Первая фаза поддержания формы, в отличие от второй, может следовать как после периодов отдыха, так и после начала периодов развития спортивной формы и периодов сохранения. После этого обычно наступает фаза потери.
Фаза потери спортивной формы отражает процессы реадаптации, происходящие в системах организма. Следствием дзюдо всегда является существенное снижение текущего уровня спортивных результатов. Фаза потери спортивной формы может быть кратковременной или долгосрочной.
Кратковременная фаза обычно наблюдается в начале процесса перехода в спортивную форму, она следует после фазы сохранения спортивной формы, с которой у некоторых дзюдоистов начинаются периоды развития спортивной формы, и предшествует фазам получение. Продолжительность этой фазы обычно составляет от 1 до 3 недель. Чаще всего его продолжительность колеблется от 5 до 10 тренировок.
Долгосрочная фаза потери спортивной формы может длиться месяцы и наблюдается, когда в учебно-тренировочном процессе подготовки дзюдоистов не вносят изменения в применяемые средства тренировки после ввода состояния спортивной формы.
Активная потеря спортивной формы является результатом запланированного построения периодов спортивной подготовки.
Пассивная потеря спортивной формы происходит, когда дзюдоисты в течение длительных интервалов времени — от 4 до 6 недель и более — не тренируются.
Достижение состояния спортивной формы у дзюдоистов зависит от различных факторов [5, c.63]: индивидуальных характеристик, динамики, объема и интенсивности тренировочных нагрузок, системы упражнений в подготовительных периодах и др.
В систематически управляемом учебном процессе планируем ежегодную нагрузку. Ежегодное обучение следует планировать таким образом, чтобы обеспечить увеличение нагрузки и достижение максимальной эффективности в определенный период года. Поэтому целесообразно разделить цикл на основные тренировочные периоды [18, с.72]:
подготовительный;
главный;
переход.
Подготовительный период обычно делится на два этапа. Первый характеризуется большим объемом нагрузки, низкой интенсивностью и ориентирован на разработку основных предпосылок. На этом этапе развивается максимальная сила, скорость, выносливость, улучшается дыхание.
На втором этапе удельный вес общих развивающих упражнений за счет особых снижается. Объем тренировок сохраняется, интенсивность увеличивается.
При физкультуре в большей степени используются специальные средства для развития силы и выносливости. Техническая подготовка ориентирована на качество действий. Для этого необходимо включить множество форм, в которых используются разные ручки и комбинации. Время отдельных видов постепенно сокращается, равно как и время перерывов, интенсивность увеличивается.
Основной период (включая соревнования) направлен на повышение производительности. Важную роль играет выбор обучения и дисциплины.
Объем нагрузки уменьшается, поскольку ее интенсивность достигает пика. Эффективность регулируется количеством соревнований и количеством удельных нагрузок. Периодизация годовой тренировки строится в соответствии с календарем соревнований.
Количество соревнований варьируется в зависимости от разряда. У мужчин с I спортивной категорией количество выступлений достигает 15, количество успешных поединков — 60-80 за два основных периода.
Переходный период рассчитан на полное выздоровление. Объем нагрузки уменьшается в конце периода. Затем включены упражнения, предназначенные для активного отдыха.
Большое значение имеет продолжительность отдельных периодов годового цикла [18, c.77]: подготовительный период длиннее основного.
В дзюдо решили выделить два основных периода соревнований: осень, весна.
Основной период длится 12-16 недель, переходный — 4 недели.
На практике ежегодная учебная деятельность делится на определенные этапы. Программа этих этапов должна быть детально разработана. Динамика нагрузки в отдельных циклах подчиняется определенным законам. Самый распространенный — недельный цикл.
Основной схемой динамики нагрузки в течение 4-недельного цикла является ее постепенное увеличение (первые три недели) и снижение (четвертое).
Существует ряд опций и комбинаций времени цикла и их динамики.
Еженедельный цикл обучения зависит от условий социально-производственной деятельности. В основном, соревнования проводятся в воскресенье или субботу, тренировки — в будни.
Динамика нагрузки изменяется, упражнения подбираются таким образом, чтобы в большей пропорции были либо специальные, либо общие средства тренировки. Если чередовать тренировки с различными средствами и дозировками, вы можете сократить количество времени между ними. Нагрузку лучше распределить в течение недели на упражнения по технике и скорости, а затем после активного дня [19, c.101].
Количество тренировок в неделю постепенно увеличивается с 2-3 до 5-6. Основную нагрузку лучше планировать на понедельник, вторник и четверг, интенсивную комплексную тренировку — на среду. Если вы тренируетесь 5 раз в неделю, то в пятницу лучше включить и специальные тренировки, но с меньшей нагрузкой. Приведенный выше план является лишь примером, его можно изменить и сделать по-другому. Гораздо сложнее проблема режима тренировок, особенно эффективных спортсменов, которые занимаются по 20 часов в неделю.