Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Модернизация системы образования в регионе. Социальные кредиты – один из способов развития образовательной организации (на примере Владимирской области).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ 6
1.1. Понятие образования, его роль в современных условиях 6
1.2. Сущность и роль социальных кредитов в системе образования 19
1.3. Организационно – правовые и социально-экономические основы реализации системы образования в регионе 33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ 46
2.1. Общая характеристика и динамика развития системы образования во Владимирской области 46
2.2. Основные проблемы и направления реформирования системы образования во Владимирской области 54
2.3. Разработка предложений по модернизации системы образования во Владимирской области и оценка их эффективности 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
Введение:
Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства . Независимо от социально-экономического и политического устройства страны в него непрерывно включено огромное количество людей различных возрастов, вероисповедания, расовой принадлежности. Образование – непрерывный процесс подготовки человека к жизни и труду во всех культурах.
Каждая ступень в эволюции образования сопряжена с постижением ключевых идей и линий его совершенствования. В основании находится содержание, форма, ориентированность образования, технологии его осуществления, связь с воспитанием.
Содержание образования всегда отражает определенный уровень накопленного человеческой культурой знания. Это, как правило, подтвержденные эмпирически и признанные теорией сведения. На начальном этапе становления человеческого общества существовал запас сведений, испытанных и достигнутых в обыденной жизни, борьбе за существование и выживание.
Образование выполняло миссию передачи знаний, обычаев, умений, способов, навыков деятельности по правилу «делай, как я», обладало однозначно выраженной личностной ориентацией, поскольку содействовало приспособлению человека к обстоятельствам жизни, обучало, развивало и совершенствовало его в конкретных обстоятельствах.
По мере развития человечества запас сведений, переходивших в ходе обыденного, постоянного обучения, становился обязательным компонентом социального функционирования, образа жизни общества и конкретных людей. Затем, с началом появления государственности и вплоть до нового времени, образование охватывало сравнительно незначительную часть общества. Главной целью было обеспечение формирования единой политической, религиозной, военной и экономической элиты.
Образование во все времена по своему значению, объему и содержанию имело важное, решающее значение в жизни общества. Если исторически приобретение образования было экономически непродуктивной, но престижной принадлежностью представителей узкого, привилегированного слоя элиты, то со временем производительный потенциал общества стал определяться широким распространением специализированного знания.
Объектом исследования является система образования.
Предметом исследования являются социально — экономические и организационно — правовые отношения, возникающие в ходе развития системы образования в современных социально — экономических условиях во Владимирской области.
Теоретическую основу исследования составили научные исследования проблем развития сферы образования в Российской Федерации и в регионах отечественных авторов, в том числе Т. В. Белянчиковой, В. В. Буева, Н.А. Волгина, Г. Г. Вукович, А. А. Грунина, В.А. Садовничего, С. С. Калашникова, Ю. Н. Лапыгина, Н. Н. Наточеевой и др.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней проведен теоретический анализ существующих образовательных стандартов и организационно-правовых, социально-экономических основ реализации системы образования в Российской Федерации, дана общая характеристика и динамика развития системы образования во Владимирской области.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию системы образования во Владимирской области, которые можно использовать в практической деятельности органов государственного управления.
Цель квалификационной работы – рассмотреть модернизацию системы образования на примере Владимирской области.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— проанализировать понятие образования, его роль в современных условиях;
— определить сущность и роль социальных кредитов в системе образования;
— проанализировать организационно-правовые и социально-экономические основы реализации системы образования в регионе;
— дать общую характеристику и динамику развития системы образования во Владимирской области;
— проанализировать основные проблемы и направления реформирования системы образования во Владимирской области;
— разработать предложения по модернизации системы образования во Владимирской области и оценке их эффективности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Условием успешного функционирования современной демократической политической системы также является распространение массового образования. На возрастание социальной роли образования влияют миграционные процессы, инициированные как демократическими преобразованиями социально-политических систем в различных странах, так и нестабильностью в регионах].
Как следствие, в орбиту получателей образовательных услуг включаются новые категории граждан: мигранты, нуждающиеся в получении квалификации или подтверждении полученной на родине; женщины-мигранты, прибывшие из стран с традиционно иной социальной ролью (жены, матери, хозяйки дома, но не работницы). Образование служит развитию личности, содействует ее самореализации.
Современность демонстрирует многочисленные тому примеры: уровень профессиональной квалификации задает тарификацию труда и продвижение по карьерной лестнице, первыми жертвами безработицы становятся неквалифицированные работники. Старшее поколение учитывает данные реалии в воспитании подрастающего поколения: родители, получившие определенное образование, ориентируют своих детей на образование более высокого уровня как на возможность бóльших альтернатив в жизни.
Вместе с тем идея непрерывного образования как «образования через всю жизнь» стимулирует развитие образования взрослых. Чаще это является своеобразным ответом на требования научно-технического прогресса, на необходимость компенсировать знания и умения, недополученные в ходе предшествующей учебы.
Интеграционные процессы в сфере образования (в части возможности получения или продолжения образования за рубежом, международного сотрудничества в области образования) также оказывают влияние на повышение социальной роли образования для отдельной личности.
В то же время образование имеет решающее значение для самого общества, обеспечивая выполнение важнейших задач практического и символического характера. Так, государство всегда выступало за сохранение и передачу коллективистских ценностей из поколения в поколение. Оно воспитывало население в духе восприятия, поддержки и следования нормам, наиболее приемлемым с позиций интересов сохранения общественного целого.
В системе образования Российской Федерации происходили изменения на протяжении всей истории страны. Можно говорить о том, что перемены обусловлены в значительной степени действиями разных социальных факторов, которые оказывали влияние не только на общество в целом, но и на систему образования в частности.
Основными факторами, которые имели место в недавнем прошлом и привели к изменениям в сфере образования, являются:
– экономическая нестабильность в стране и мире;
– военные конфликты;
– смена уклада жизни и изменение социального устройства;
– влияние средств массовой информации;
– девиация социального поведения и др.
Также следует говорить об изменении социальной роли института образования в обществе, обусловленное двумя обстоятельствами:
– отсутствие определенной идеологии в воспитательном и образовательном процессах;
– увеличение числа образовательных услуг.
Все это порождает несоответствие между возрастающей ролью образования в обществе и судьбе человека, а также возможностью существующей системы образования удовлетворять многообразные запросы потребителей образовательных услуг, актуальных времени.
Таким образом, следует говорить о том, что основные направления государственной и региональной политики в сфере образования, направленные на решение возникающих проблем в сфере реализации права на образование, в создании комфортных и безопасных условий образования самых различных категорий населения, развития детей, нуждающихся в социальной, психологической, педагогической и других видах помощи, способствуют повышению социальной роли образования в современном мире.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ
1.1. Понятие образования, его роль в современных условиях
В последние годы проблемы образования и его реформирования стали предметом активного обсуждения. Участвуют в нем работники образовательных учреждений, органов управления этой отраслью, учащиеся, родители, политики. И это совершенно естественно. Образование с давних пор относится к значимой сфере жизненной деятельности, обеспечивающей социально-экономический прогресс.
Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания и творческие способности людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств. Эта роль стала возрастать со второй половины XX века, принципиально изменившись в последние десятилетия.
К числу важнейших современных экономических закономерностей, свойственных различным странам, относится интеллектуализация экономики и других сторон общественной жизни. Информационная революция и формирование информационного общества выдвигают знания на передний план социально-экономического развития. Состояние образования в современном мире сложно и противоречиво.
С одной стороны, огромные достижения в области науки и образования легли в основу грандиозных социальных и научно-технических преобразований, характерных для уходящего века. С другой, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождается обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования.
В последние десятилетия в процессе поиска путей преодоления этого кризиса происходят радикальные изменения и формирование новой образовательной системы. Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни общества.
В последние годы происходит значительное сокращение государственных расходов на образование, вызванное последствиями мирового финансово-экономического кризиса. В связи с этим, в качестве источника ресурсов для образования в России начинает выступать так называемое «смешанное или многоканальное» финансирование . И это совершенно естественно.
Традиционно образование рассматривается как сфера, объединяющая публичные и частные интересы. В процессе обучения на любой ступени профессионального образования граждане получают новые знания, умения, навыки, совершенствуют имеющиеся способности, получая, таким образом, возможность устройства на работу с более высокими доходами. И все же не следует забывать, что образование формирует человека конкретного общества, осознающего цели его развития и служащего их реализации.
При этом образование, включая человека в пространство общественно значимых ценностей, формирую универсальные модели поведения и установки, способствует усвоению значимых общечеловеческих ценностей. Во второй половине XX века наметилась тенденция отчуждения образования от человека и обще фундаментальных ценностей. Бурный рост научно-технического прогресса способствовал формированию в обществе представления об абсолютном приоритете технологических и технических достижений над гуманитарными знаниями, вещественного богатства над духовным содержанием.
В различных социальных сферах на первый план вышли критерии экономической целесообразности, эффективности. Самообразование стало рассматриваться в качестве средства приобретения знаний, умений и навыков для выполнения узкопрофессиональных функций.
В соответствии с данным подходом содержание образования в ряде научных публикаций отождествляется сегодня с понятием «образовательных услуг», оказание которых и должно стать целью деятельности учреждений образования.
Многие авторы разграничивают категории «образование», «образовательная деятельность», «образовательные услуги». Другие считают их тождественными. С целью решения этой проблемы обратимся к содержанию категории «образовательная услуга».
В общем понимании услуга – это любая деятельность или благо, которую одна сторона может предложить другой. Оказание и потребление услуг, как и любого товара, регулируется законами рынка. В такой системе поведение каждого потребителя мотивируется его личными интересами и стремлением максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Исследователи по-разному трактуют понятие образовательной услуги.
В частности, под образовательными услугами понимается совокупность знаний, умений, навыков и информации, которая используется для удовлетворения многообразных потребностей человека, общества и государства; совершаемая на воздмездных началах правомерная деятельность по удовлетворению образовательных потребностей обучающегося .