Логопедия Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Логопедическая работа по преодолению аграмматизмов в устной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 8

1.1. Характеристика речевого развития детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. 8

1.2. Онтогенез грамматического строя речи и его нарушение
при общем недоразвитии речи. 24

1.3. Современные подходы к коррекции грамматического
строя речи. 42

Выводы по первой
главе. 48

ГЛАВА 2.
ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 51

2.1. Организация и методика исследования. 51

2.2. Выявление аграмматизмов в речи старших дошкольников
с общим недоразвитием речи. 53

Выводы по второй
главе. 58

ГЛАВА 3.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРАММАТИЗМОВ В РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 59

3.1. Разработка и апробация системы логопедической работы
по преодолению аграмматизмов. 59

3.2. Проверка эффективности проведенной работы.. 75

Выводы по третьей
главе. 79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 81

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 82

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 88



 

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность
темы исследования.
Современные тенденции
исследования общего недоразвития речи (ОНР) у детей представлены интеграцией
психологических, психолингвистических и нейропсихологических подходов к
определению патологических механизмов и структуры этой формы речевого
дизонтогенеза, что демонстрирует смещение акцентов с изучения лингвистической
феноменологии недостатков на выявление дефицитарных и сохранившихся звеньев и
уровней психической деятельности, соотношение языковых и неязыковых компонентов
в структуре речемыслительной деятельности, моделирования
психолого-лингвистических и нейропсихологических механизмов
коррекционно-пропедевтического влияния.

Такие
концептуальные изменения обусловлены тем, что контингент детей с ОНР потерпел
сегодня существенной модификации: значительно увеличилось количество детей с
пре- и перинатальными мозговыми дисфункциями, среди которых наблюдается
максимальное накопление случаев общего недоразвития речи (Л. Григорьева,
Т. Ланина, А. Семенович, М. Фишман и пр.); устойчивая тенденция
к усложнению структуры дефекта – наряду с «чистыми» вариантами выросла доля
микстных вариантов ОНР, которые нельзя квалифицировать ни как первичные, ни как
вторичные (А. Корнев, А. Мастюкова и др.); появление устойчивых или
резистентных к логопедическому воздействию вариантов ОНР, которые в ряде
случаев даже в условиях коррекционного воздействия остаются недостаточно
компенсированными (А. Грибова) расширение диапазона состояний при ОНР,
связанных с негативными факторами социального развития (А. Грибова,
А. Корнев, Е. Николаева и др.).

Развитие связной речи
ребенка – это один из главных факторов, влияющих на становление личности
ребенка. Степенью развития данной сферы определяется уровень сформированности у
него социальных и познавательных мотивов, интересов и потребностей, умений,
навыков и знаний, которые являются базисом личностной культуры
(А.Г. Арушанова, М.И. Лисина, А.Г. Рузская и др.).

Овладение связной речью
как средством познания и способом общения является весомым достижением ребенка.
Главной задачей развития речи ребёнка в младшем школьном возрасте является
овладение языковыми средствами общения: словарным запасом; грамматическим
строем языка, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом,
полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать свою мысль.

У детей с ОНР отмечается
наличие трудностей в ходе программирования высказывания, синтезирования
отдельных элементов в единое структурное целое, в процессе отбора языковых
средств с той или другой целью (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, О.Е. Грибова,
Т.Б. Филичева, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская и др.).

Проблема
речевого развития детей на этапе дошкольного детства исследовалась в разных
направлениях многими учеными. Исследования психологов, педагогов, лингвистов
(Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин,
А.Н. Леонтьев, Л.В.
 Щерба,
К.Д. Ушинский и др.) создали предпосылки для комплексного подхода к
решению задач речевого развития детей.

Отечественные
исследователи (Н.А. Чиркина, Т.Б. Филичева, Н.К. Усольцева) в своих
трудах подчеркивают, что формирование речи в логопедической работе с детьми,
имеющими ОНР, сегодня приобретает особое значение по причине особенностей
структуры дефекта, и поэтому становится сложной задачей, превращающейся в
главную конечную цель всего коррекционного процесса, которая представляется
трудно достижимой и требует от логопеда и родителей длительной кропотливой
работы.

Чрезвычайно
важным для формирования грамматической стороны речи является дошкольный
возраст, когда развитие ребенка происходит особенно интенсивно. Но в то же время
речевая функциональная система в этот период является весьма чувствительной к
различным патологическим факторам, которые негативно влияют на ее формирование
как в количественном, так и в качественном плане, вызывая вторичные недостатки
в познавательной, коммуникативной и учебной деятельности детей.

Одной из
самых распространенных патологий психофизического развития среди детей
дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР), специфика которого
заключается в системном нарушении всех сторон и форм речи. При этом
существенные недостатки проявляются в ходе усвоения и использования детьми на
практическом уровне грамматики родного языка (Т.Б. Филичева,
Г.В. Чиркина, Е.Ф. Соботович, В.В. Тарасун и другие.

Объект исследования
процесс формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи.

Предмет исследования – логопедическая работа по преодолению аграмматизмов
в устной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Цель исследования
выявление особенностей логопедической работы по выявлению и преодолению
аграмматизмов в устной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Гипотеза
исследования
– предположение о том,
что логопедическая работа по преодолению аграмматизмов в устной речи старших
дошкольников с общим недоразвитием речи будет успешной при условиях, что:

– будут
учтены возрастные особенностей и особенности развития старших дошкольников с
ОНР;


использован комплексный подход в реализации логопедической работы по преодолению
аграмматизмов в устной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

– будет
использован специально разработанный комплекс игр.

Задачи
исследования:

1. Рассмотреть
теоретические основы коррекции грамматического строя речи старших дошкольников
с общим недоразвитием речи.

2. Провести исследование
грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

3. Разработать и
апробировать систему логопедической работы по преодолению аграмматизмов.

Методами исследования:
теоретический анализ литературы по проблеме исследования; констатирующий,
формирующий и контрольный эксперименты4; сравнительно-сопоставительный анализ
полученных экспериментальных данных; количественная и качественная оценка и ее
соотнесение с гипотезой исследования.

Практическая значимость
исследования
состоит в том, что собранный нами материал
может быть использован в дальнейших разработках данной проблемы; в возможности
его использования в качестве лекционного материала для студентов-будущих
логопедов; в разработанной системе логопедической работы по преодолению
аграмматизмов и в возможности ее использования в работе логопеда дошкольной
образовательной организации в процессе коррекции грамматической стороны речи у
дошкольников с общим недоразвитием речи.

Таким
образом, актуальность данного
исследования обусловлена тенденцией к возрастанию на сегодняшний день
количества детей с ОНР и требованиями современного общества к развитию личности
и ее знаний, умений и навыков.

Положения, выносимые на
защиту:

1. Комплексная
коррекционно-логопедическая работа должна строиться на использовании специально
разработанного комплекса игр и упражнений, поскольку именно игровая
деятельность является ведущей в дошкольном возрасте.

2. Недостатки
грамматического строя речи мешают общению, приводят к несформированности
связной речи, оказывают негативное влияние на качество усвоения грамоты,
вследствие чего, появляются трудности в овладении письмом и чтением.

Структура работы обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, выводов
по каждой главе, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Общее недоразвитие речи,
специфика которого заключается в системном нарушении всех компонентов и форм речи,
является одной из самых распространенных речевых патологий психофизического
развития среди детей дошкольного возраста.

Общим
недоразвитием речи (ОНР) являются различные сложные речевые расстройства, при
которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть
звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при
нормальном слухе и интеллекте.

Связь
между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития
обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными
предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации,
анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с
трудом овладевают мыслительными операциями.

Общее
недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от психофизического
состояния ребёнка до полного отсутствия речевых средств общения.

Дети с
ОНР имеют недостаточно высокий уровень развития всех компонентов речи
(фонетики, лексики, грамматики). Объём понимания обращённой речи близок возрастной
форме, дети владеют развёрнутой фразовой речью, словарный запас включает
достаточное количество слов обиходно-бытовой лексики, в речи наблюдается
аграмматизм, формирование связной речи (диалогической) значительно отстаёт.

Целенаправленная
и систематическая работа логопеда способствует преодолению аграмматизмов у
дошкольников с ОНР.

Таким
образом, гипотеза исследования была подтверждена, цель достигнута, задачи
решены.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО
СТРОЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

1.1. Характеристика речевого развития детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 

В
жизни каждого человека речи отводится очень важная роль. Речь – это средство
общения и познания окружающего мира; это одно из основных средств обучения:
получение и воспроизведения знаний, решение разного рода учебных и жизненных
задач, основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром.

Речевые
нарушения оказывают негативное влияние на психическое развитие дошкольников,
создают препятствие в процессе формирования познавательных процессов. Все это,
в свою очередь, существенно препятствут формированию личности (А.Г. Рузская,
А.О. Смирнова и др.).

В случае, когда первичным
является именно речевой недостаток, тогда, как правило, ребенок обладает
сохраненным интеллектом. Поэтому при условиях своевременного предоставления
коррекционной помощи, такой ребенок может выйти на уровень нормы.

Р.Е. Левиной и
сотрудниками НИИ дефектологии АПН СССР (сейчас – Институт коррекционной
педагогики РАО) Н. Никашиной, Г. Каше, Л. Спировой, Г. Жаренковой и др. в
50-х-60-х годах XX века был введен термин «общее недоразвитие речи», что
положило начало исследования данного речевого нарушения в России. Кроме этого,
Р.Е. Левина впервые аргументировала рассмотрение взаимосвязанных нарушений
в формировании фонетического, лексического и грамматического компонентов речи у
детей, у которых ОНР является первичным. Отдельно было выделено понятие общего
недоразвития речи и разработано учение о закономерностях его проявления. Р.Е.
Левина писала, что «ОНР у детей с нормальным слухом и первично сохранным
интеллектом означает такую форму речевой аномалии, при которой наблюдаются
нарушения формирования всех компонентов речевой системы, относящихся как к
звуковой, так и смысловой составляющих речи» [
28, с. 62].

ОНР рассматривается Т.Б.
Филичевой и Г.В. Чиркиной в качестве формы речевого недоразвития,
характеризующимся нарушением всех компонентов языковой системы: фонетической,
лексикой, грамматикой. Кроме этого, проявлениям ОНР характерны разные степени
сложности (до полного отсутствия общеупотребительного языка в развернутой
фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и
фонетико-фонематического недоразвития) [
45].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы