Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Логопедическая работа по коррекции нарушения произношения свистящих звуков у дошкольников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты развития звуковой культуры речи и особенности ее нарушений у детей дошкольного возраста 5
1.1 Проблема развития звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Особенности нарушений звукопроизношения дошкольников 11
1.3 Особенности артикуляции и нарушений свистящих звуков 15
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции нарушения произношения свистящих звуков у дошкольников 22
2.1 Организация и методы исследования 22
2.2 Разработка и реализация логопедической работы по коррекции звукопроизношения дошкольников 34
2.3 Динамика развития звукопроизношения дошкольников с нарушениями произношения 44
Выводы по главе 2 49
Заключение 50
Литература 52
Введение:
Актуальность курсовой работы. Речь является великим даром природы, посредством которого человек имеет широкую возможность для общения с другими. В период раннего и дошкольного возраста создаются условия для развития устной речи, происходит закладка фундамента для письменных форм речи, а так же последующего речевого и языкового развития ребенка.
Любая задержка или нарушение в ходе развития речи ребенка накладывают свой отпечаток на его будущую деятельность и поведение. Так, плохо говорящие дети, при осознании своего недостатка, могут становиться молчаливыми и нерешительными, что в свою очередь приводит к затруднениям в их общении с другими людьми.
Все это говорит о том, что развитие речи, в частности ее звуковой стороны, словарного состава и грамматического строя выступают одной из основных задач воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте. При этом следует помнить, что чистота речи напрямую зависит от множества факторов, среди которых развитие речевого слуха, внимания, дыхания, голосового и речевого аппарата. Каждый из этих компонентов часто не может достигнуть нужного уровня развития без специальной тренировки. Поэтому работу над произносительной стороной речи ребенка важно начинать с раннего дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДОО) предполагает, что развитие звуковой и интонационной культуры речи является одной из основных задач в образовательной области речевого развития. Указанная задача заключается в воспитании у детей чистого и ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов и хорошей дикции, выразительности речи и т.п.
Степень изученности темы. Звуковую сторону речи дошкольников принято рассматривать в разных аспектах. Во-первых, как развитие восприятия речи и как формирование речедвигательного аппарата, по мнению таких ученых как Е.И. Тихеева, О.И. Соловьева, В.И. Рождественская, Е.И. Радина, М.М. Алексеева, А.И. Максаков, М.Ф. Фомичева, Г.А. Тумакова.
Другие исследователи, а именно А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, М.Е. Хватцев, Д.Б. Эльконин, С.Н. Карпова, обращают внимание на роль развитого осознания детьми фонетической стороны речи. Они говорят о том, что дети рано начинают замечать недостатки в своей и чужой речи.
Ф.А. Сохин, Г.П. Белякова, Е.М. Струнина, Г.А. Тумакова также указывают, что от понимания особенностей звуковой стороны речи можно выявить взаимосвязь с формированием произвольности речи. Авторы говорят о том, что от звукового оформления речи во многом зависит сила воздействия на слушателей, отмечая важность специальной работы над звуковой стороной речи.
Целью исследования является определение влияния логопедической работы на коррекцию нарушения произношения свистящих звуков у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эффективное проведение логопедической работы по коррекции нарушения произношения свистящих звуков должно быть частью комплексной работы по коррекции звукопроизносительной стороны у детей дошкольного возраста.
В связи с поставленной целью и выдвинутой гипотезой необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Изучить проблему развития звуковой культуры речи у дошкольников в психолого-педагогической литературе
2. Описать особенности нарушения звукопроизносительной стороны речи.
3. Организовать исследование и подобрать методики для изучения нарушений звукопроизношения у дошкольников.
4. Провести логопедическую работу с детьми с нарушением произношения свистящих звуков.
5. Проанализировать полученные результаты.
Объект исследования – процесс нарушения произношения свистящих звуков у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – логопедическая работа по коррекции произношения свистящих звуков дошкольников.
Методы исследования:
— теоретический метод: анализ литературы по теме исследования, изучение психолого-педагогической документации детей;
— эмпирические методы: анализ речевой деятельности детей (тестирование, анкетирование);
— метод количественного и качественного анализа результатов диагностического исследования.
Теоретическая значимость. В курсовой работе сделана попытка систематизировать теоретический и практический материал на тему развития звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста и нарушения произношения свистящих звуков.
Практическая значимость заключается в применение методических рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста в дошкольных учреждениях, при выявлении нарушений уровня сформированности звуковой культуры речи, произношения свистящих звуков в частности, а также в использовании теоретического материала для изучения проблемы развития звуковой культуры речи студентами педагогических вузов и воспитателями дошкольных организаций.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Дошкольный возраст характеризуется бурным и стремительным развитием всех психических функций ребенка. Особенностью этого периода, которая отличается от других, последующих этапов развития, считается то, что в дошкольном детстве обеспечивается общее развитие, которое служит фундаментом для получения в дальнейшей жизни специальных навыков и умений при усвоении разных видов деятельности. В это время протекает формирование не только качеств и свойств психики ребенка, определяющих общий характер его поведения и отношение к окружающей действительности, но так же те, которые представляют собой задел на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Именно поэтому важно закладывать основы развития речи в период дошкольного детства.
Воспитание звуковой культуры речи у детей – одна из ведущих работ по развитию речи у дошкольников. Зачастую мы становимся свидетелями того, что педагогам массовых общеразвивающих групп приходится работать с детьми, имеющими серьезные проблемы в развитии речи, которые оказывают негативное влияние на общее развитие ребенка. Таким детям необходима целенаправленная систематическая работа по преодолению речевых нарушений. Начинать такую работу лучше с младшего возраста, что обусловлено необходимостью профилактической работы и сенситивным периодом развития ребенка.
Заметим, что логопедическая работа должна включать в себя процесс формирования произносительных навыков, развитие фонематического восприятия, а также формирование навыков звукового анализа и синтеза. При этом коррекционные занятия должны предусматривать определенный круг знаний об окружающем мире и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, определяемых для усвоения детьми на данном возрастном этапе.
Важным моментом при этом является организация совместной деятельности логопеда и воспитателя, которая заключается в том, что воспитателю необходимо продолжать работу над логопедическими недостатками воспитанников в игровой среде, на прогулках и при организации учебных занятий, с целью закрепления полученных навыков дошкольников после работы с логопедом на специальных занятиях.
Занятия с детьми этого возраста направлены на развитие фонематического и речевого слуха, на дальнейшее совершенствование подвижности артикуляционного аппарата, усвоение и закрепление навыков правильного произношения всех звуков родного языка, на улучшение внятности и четкости произнесения слов и фраз, на выработку умения правильно пользоваться ударением в словах и произносить их согласно нормам литературного произношения, а также на воспитание у всех детей умения пользоваться нужной громкостью голоса, произносить слова и фразы в нужном темпе с учетом интонационных средств выразительности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты развития звуковой культуры речи и особенности ее нарушений у детей дошкольного возраста
1.1 Проблема развития звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Известным фактом является то, что полноценное развитие личности ребенка не может протекать без воспитания у него правильной речи. Овладение речью представляет собой сложный и многосторонний психический процесс, а ее появление и дальнейшее развитие зависит от множества факторов. Формирование речи происходит только тогда, когда головной мозг, слух и речедвигательный аппарат ребенка достигает определенного уровня. Но даже при достаточно развитом речевом аппарате, сформированном мозге и хорошем физическом слухе ребенок не сможет заговорить без речевого окружения. Для появления у него речи, и ее дальнейшего правильного развития, необходима речевая среда [19].
Воспитание чистой речи у ребенка дошкольного возраста является задачей, имеющей общественную значимость. Отмечается, что на практике можно применять множество средств для устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и т.п.). Большое внимание проблеме развития речи было уделено Л.С. Выгодским. Его идеи продолжали разрабатываться многими последователями и его учениками [6].
Так, Д.Б. Эльконин отмечает, что усвоение звуковой стороны языка начинает происходить с того момента, когда язык становится средством общения [29].
И.Г. Песталоцци говорил, что для формирования правильного произношения звуков важно, чтобы взрослые помогали ребенку посредством ряда упражнений. А К.Д. Ушинский считал, что способность к членораздельным звукам представляет собой значительное преимущество человека перед животными, тогда как на первое место он выдвигал самонаблюдение и самосознание человека. Автор указывал, что животные не имеют способностей к самонаблюдению, именно поэтому они не имею языка.
Следует отметить, что научная литература посвящает важное место для изучения проблемы успешности овладения звуковой культурой речи, в которой главную роль отводит взрослому, в частности воспитателю [20].
Исследования различных авторов говорят о том, что ранее понимание ребенком слов и фраз, которые произносятся взрослыми, основывается не на восприятии ими фонематического состава слова, а на улавливании общей ритмико-методической структуры слова или фразы. В раннем возрасте слова, слоги и фразы воспринимаются ребенком единым нерасчлененным звуком, который имеет определенную ритмико-мелодическую структуру. Отмечается, что период дофонемного развития речи протекает в течение первого года жизни ребенка, потом сменяясь периодом фонематического развития речи [11]. Один из исследователей, Р.Е. Левин отмечает несколько этапов развития языкового сознания ребенка, начиная от различения далеких друг от друга фонем до формирования тонких и дифференцированных звуковых образов слов [15].
Рассмотрим уровни фонематического развития ребенка. Так, изначально происходит формирование фонематического восприятия, которое является процессом узнавания и различения звуков речи. В это время в восприятии речи слова не расчленяются, а их звуковой состав не осознаваем для ребенка. С процессом взросления ребенок овладевает фонематическим анализом и синтезом.
Здесь следует отметить, что возможно фонетико-фонематическое недоразвитие речи, когда происходит нарушение процесса формирования произношения у детей, имеющих различные речевые расстройства из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Такие нарушения наблюдаются у детей с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикулярно-фонематической формой [22].
Далее, при усвоении звуковой стороны языка протекают два взаимосвязанных процесса:
1. Процесс развития восприятия звуков речи.
2. Процесс развития произносительной стороны речи.
Даже в крике маленького ребенка можно наблюдать гласноподобные звуки, которые имеют носовой оттенок. Ребенок так же может издавать звуки, которые приближенно напоминают такие согласные как г,к,н. Но произношение этих звуков имеет рефлекторный характер, поэтому их не следует рассматривать как предшественников фонем.
Предшественники фонем начинают появляться на стадии гуления. Изначально формируются гласно-подобные звуки средне-заднего ряда неверхнего подъема, которые сопровождаются консонантными призвуками. Другими словами, в этот период можно наблюдать некую усредненность вокалических элементов [4].
Первыми согласно-подобными звуками являются «промежуточные» звуки. Они могут быть полузвонкими, палатализованными с дополнительной назализацией заднеязычно-увулярные звуки, постепенно заменяющиеся на заднеязычно-велярные звуки. Что касается переднеязычных звуков, то на ранней стадии гуления они практически не наблюдаются.
Поэтому следует заметить, что стадия гуления характеризуется появлением двух типов звуков – вокалей и консонантов. При этом ребенок в данный возрастной период может произносить звуки любого языка мира.
Далее, в период лепета происходят значительные изменения вокалических элементов, которые уже имеются у ребенка. Постепенно гласно-подобные звуки отслаиваются от шумовых компонентов и формируется их дифференциации посредством изменения ряда, подъема и лабиализации. К концу лепета вокалические элементы перетекают в гласные звуки и у ребенка происходит формирование первой оппозиции «гласный-согласный» [7].
Далее развиваются согласно-подобные звуки, утрачивающие назализированный призвук в начальной стадии лепета. Дифференцируются звуки по типу носовой-ротовой. Вместе со смычными звуками появляются щелевые, а после этого ребенок начинает произносить звуки различного места образования, которые реализуются в максимально контрастных слогах.
В это же время формируются артикуляторные противопоставления по признакам щелевые-смычные, глухие-звонкие, а к концу лепета и твердые-мягкие. Постепенно звуки лепета приобретают акустико-артикуляторную определенность, тем самым приближаясь к фонетическому строю родного языка [1].
Находясь на стадии овладения словесной речью, у ребенка формируется звукопроизношение. П.Я. Гальперин и А.Д. Салахова в своих исследованиях отмечают, что последовательность появления групп звуков одинаков как при лепете, так и в словесной речи. После двух лет у ребенка протекает период накопления слов, который приводит к необходимости их различения в процессе коммуникации. Это говорит о том, что звуки в речи получают функциональную значимость, связанную с последовательным овладением системой противопоставлений, которые используются в фонетической системе языка [8].
Изначально в словесной речи происходит появление твердых губных, зубно-язычных и заднеязычных звуков. Что касается мягких звуков, то первыми появляются среднеязычные. Далее можно наблюдать такую тенденцию, когда ребенок сначала произносит мягкий вариант фонемы звуков, а после – твердый. Одновременно с этим взрывные звуки опережают появление фрикативных. А из фрикативных звуков изначально появляются звуки нижнего подъема – свистящие, а после верхнего – шипящие. Самыми последними звуками в речи ребенка являются смычно-щелевые и дрожащие артикуляционные звуки.
Исследователи отмечают, что самым благоприятным возрастом для развития речи ребенка является период от полутора до трех лет, когда происходит увеличение количества употребляемых в речи слов и формируется первые двух или трехсловные предложения.
Как уже отмечалось выше, речь является одной из центральных и важных функций, способствующая протеканию мыслительных операций, эмоциональных состояний, выступает как средство самореализации и вхождения в социум.
В первую очередь речь имеет важное влияние на формирование психических процессов ребенка, а в итоге на его общее развитие. Так, развитие мышления детей напрямую зависит от развития речи. Важные функции речи проявляются как в средстве общения людей между собой, играет важную роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех этапах его развития [14].
Следует отметить, что чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем значительно легче ему высказывать свои мысли, что в итоге расширяет его возможности, а так же способствует более содержательному и полноценному отношению со сверстниками и взрослыми, осуществлению активному психического развития.
Таким образом, на формирование самосознания и самооценки ребенка значительно влияет невозможность полноценного речевого общения или бедный словарный запас. У таких детей зачастую возникает замкнутость и неуверенность в себе. При этом важно то, что отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи значительно усугубляется речевым дефектом. Ребенок старается меньше говорить или вовсе замыкается в себе. Такое положение указывает, что в результате нарушений коммуникативной функции речи, происходит затормаживание речевого развития в целом.
К школьному возрасту произносительные недостатки детей часто затрудняют овладение ими правильным письмом и чтением. Это говорит о том, что важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее правильности и чистоте, предупреждая и исправляя какие-либо отклонения от общепринятых норм языка [17].
Период дошкольного возраста является самым важным для развития коммуникативного и языкового творчества ребенка. Сложившаяся современная ситуация в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста указывает, что постоянно растет количество детей, которые имеют отклонения в речевом развитии. Статистика показывает, что значительная часть таких детей – это дети 5-6 лет, которые не смогли овладеть в нормативные сроки звуковой стороной языка. При наличии полноценного слуха и интеллекта, зачастую такой ребенок не готов к овладению школьной программа по причине недостаточного развития фонематического восприятия [7].
По мнению исследователей Р.В. Левиной и Г.А. Каше, своевременное и личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции дает возможность не только полностью избавиться от речевых нарушений, то так же сформировать устно-речевую базу, способствующую овладению элементами грамоты еще в дошкольный период [9].
Все это говорит о том, что формирование звуковой стороны речи не является самоцелью, а выступает одним из важных средств воспитания звуковой культуры в целом, способствует развитию связной речи и дает возможность подготовить ребенка к успешному овладению письменной формой речи [18].
Таким образом, основой развития звуковой культуры речи является опора на речевой и фонематический слух, на умения и навыки фонематического восприятия, посредством которых развиваются умения и навыки языкового и звукового синтеза. Несформированность звуковой стороны речи на раннем этапе приводит к невозможности правильно развивать и укреплять звуковую культуру речи ребенка дальше, что приводит к нежелательным последствиям в период подготовки к школьному обучению.