Логопедия Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование и развитие фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.2
Особенности речевого развития дошкольников с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи. 15

1.3 Анализ
методик исследования фонематического
восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
. 21

Выводы по 1 главе. 24

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФФН.. 26

2.1
Организация, методы и методики исследования. 26

2.2 Анализ
результатов исследования. 30

Выводы по
главе 2. 45

Глава 3.
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФФН.. 46

3.1 Основные
направления и содержание работы по формированию фонематического восприятия у
дошкольников с ФФН.. 46

Выводы по 3
главе. 61

Заключение. 62

СПИСОК
ИНФОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 63

  

Введение:

 

  Актуальность
исследования:

Поступление ребенка в
школу — важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К
обучению в школе необходимо готовить. Важно, чтобы дети владели грамотной
фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений и навыков, необходимых для
успешного обучения в школе.

Группа
ведущих ученых (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова и др.)
доказали, что существует прямая зависимость между уровнем фонематического
развития речи и его возможностями овладения грамотой. Установлено, что на
эффективность обучения детей письму и чтению можно рассчитывать в том случае,
если у них сформировано познавательное отношение к речи, фонематический
восприятие и его словарном составе.

Особенно много групп
детей в настоящее время с фонетико–фонематическим недоразвитием. Среди них
значительную часть составляют дети 5-7 летнего возраста, не овладевшие в
нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект,
они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточно
развитого фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска
по неуспеваемости, особенно в овладении письмом и чтением.

Нарушение речевой
деятельности у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи (ФФН) носит
многоаспектный характер, что подтверждается многочисленными исследованиями
психолого-педагогического (Р. Е. Левина, С. С. Ляпидевский, С. А. Миронова, Л. Ф.
Спирова, Т. Б. Филичева, С. Н., Волкова, Г. В. Чиркина), психолингвистического
(В. К. Воробьева, В. А. Ковшиков, Р. И. Лалаева и др.) и медико-педагогического
(О. Н. Исаев, Л. И. Белякова, В. В. Ковалев и др.) плана.

Проблемой развития
фонематического восприятия занимались такие специалисты, как: И. А. Бодуэн де Куртенэ, Л. В. Щерба, В. К. Орфинская, Р.
Е. Левина, Г. А. Каше, Н. Х. Швачкин, Л. Ф. Спирова и др. Они раскрыли
онтогенез фонематического развития, определили, какими бывают виды
фонематических нарушений и разработали коррекционные программы по развитию
фонематического слуха
.

Таким образом, проблема фонематического недоразвития в настоящее время
достаточно актуальна. Это указывает на необходимость совершенствования традиционных
методов по формированию фонематических процессов для подготовки детей к школе.

Цель
исследования: изучение состояния фонематического восприятия у детей дошкольного
возраста с ФФН, составление и проведение коррекционной программы.

Объект
исследования: особенности фонематического восприятия у детей дошкольного
возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Предмет
исследования: процесс формирования фонематического восприятия у детей
дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.

            Научная
гипотеза: Мы предполагаем, что у дошкольников с ФФН
нарушено фонетико- фонематическое восприятие, которое может быть скорригировано
в ходе специально организованной работы.

Задачи
исследования:

1.Анализ
общей и специальной литературы по проблеме формирования

фонематического
восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН.

2.Изучение
состояния фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН.

3.Анализ
и интерпретация полученных экспериментальных данных.

4.Сопоставительный
анализ состояния фонематического восприятия у дошкольников с нормой речевого
развития и дошкольников с ФФН.

5.
Разработка и применение программы коррекционной работы.

6.
Доказательство эффективности коррекционной работы.

Методы исследования:

1.               
теоретические
(анализ литературы, обобщение и систематизация материала),

2.               
практические
(тестирование, наблюдение, беседа, коррекция),

3.               
экспериментальные
(проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов).

Организация
исследования: Исследование проводилось в ГБОУ «Школа №305» г. Москвы.

Теоретическая
значимость. Заключается в изучении и получении новых данных о состоянии
фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ФФН, которые можно
использованы в практической работе специалистами.

Практическая значимость
состоит в том, результаты данного исследования могут быть использованы в
логопедической группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), в практике
работы общеобразовательных и специализированных учебных заведений, в процессе
взаимодействия родителей и специалистов ДОУ, в системе повышения квалификации
работников образования, всеми интересующимися проблемами развития речи у
дошкольников и исправления ее недостатков.

Структура итоговой
квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения,
трех глав, заключения, списка источников информации.

Глава 1 отражает современные подходы к проблеме формирования фонематического
восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием.

В главе 2 описаны ход и результаты
опытно-экспериментальной работы по формированию фонематического восприятия у
дошкольников с
ФФН.

В главе 3 описан ход
индивидуальной коррекционной работы и ее результаты с последующим перспективным
планом коррекции.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Предполагаемая нами
гипотеза о том, что у дошкольников с ФФН нарушено фонетико- фонематическое
восприятие, которое может быть скорригировано в ходе специально организованной
работы, подтвердилась.

Действительно у детей
имеются нарушения практически всех компонентов фонематических процессов:
нарушено звукопроизношение, недостаточно развита способность различать
разнообразные звуковые характеристики, неумение дифференцировать сходные по
звучанию слова и др.

Это обуславливает
необходимость планирования и реализации с данной группой детей целенаправленной
коррекционно-развивающей логопедической деятельности по формированию
фонематических процессов.

Нами была предложена
коррекционная программа по преодолению недостатков фонематического восприятия у
старших дошкольников с ФФНР. Содержание данной программы определено на
основании выявленных на диагностическом этапе нарушений. В связи с этим были
выделены следующие направления работы: коррекция звукопроизношения, коррекция
слоговой структуры слова, коррекция фонематического восприятия, формирование
навыков фонематического анализа и синтеза.

В качестве основного
метода работы предлагается использовать игровой метод, что обусловлено ведущим
видом деятельности в данном возрасте. Игровые упражнения и задания следует
подкреплять соответствующим наглядным материалом.

Коррекционная
деятельность может проводиться в различных формах: фронтальной, подгрупповой и
индивидуальной.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С ФФН

1.1 Научно-теоретические
аспекты проблемы формирования
фонематического восприятия

 

Восприятие речи
окружающих представляет собой для ребёнка очень сложный процесс. Фонематический
слух – это сенсорная основа нашей речи. В отличие от звуко-высотного или
музыкального слуха, направленного на различение звуков разной высоты,
фонематический слух «занимается» различением фонем – частей слова, имеющих
«смысл», содержание, обладающих значением.

Фонематический слух –
это тонкий систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать
фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического
слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами,
которые хранятся в памяти человека в «решетке фонем»[1].

Фонематические процессы
реализуются посредством сложной аналитико-синтетической деятельности мозга. К фонематическим
процессам причисляют фонематический слух (способность дифференцировать и
узнавать звуки (фонемы); фонематическое восприятие (способность отграничивать
звук от расположенных рядом с ним звуков); фонематический анализ и синтез
(способность разделить слово на последовательный ряд звуков и, наоборот,
синтезировать автономные фонемы в слова); фонематические представления
(звуковые образы фонем).

В современной науке
можно выделить разные мнения о сущности фонематических функций. Во многих
случаях можно отметить смешивание определений «фонематический слух»,
«фонематическое восприятие», «фонематический анализ».

Фонематический слух —
это тонкий систематизированный слух, который дает возможность воспринимать и
дифференцировать фонемы родного языка. Фонематический слух, представляя собой
компонент физиологического слуха, реализует смыслоразличительную функцию и формируется
в ходе коммуникации с окружающими близкими. В итоге данная врожденная
способность дает возможность:

1) воспринимать
присутствие конкретной фонемы в слове;

2) дифференцировать между
собой слова, включающие в свой состав одни и те же фонемы (сон-нос,
кабан-банка);

З) дифференцировать
слова, отличающиеся только одной фонемой (сыр-сор, кот-кит).

Фонематический слух начинает
развиваться с шестимесячного возраста и проверяется на уровне слова. К году
ребенок должен понимать, где игрушка «мишка», а где игрушка «мышка».

Фонематический и
фонетический слух представляют собой речевой слух, который реализует прием и
оценку чужой речи, контроль за собственной речью.

Фонематическое
восприятие — это интеллектуальные действия по выделению и дифференциации фонем,
по выявлению звуковой структуры слова:

1) установления
присутствия либо отсутствия звуков в слове;

2) расположение звуков в
слове;

З) установление
линейной последовательности и количества звуков в слове[2].

Соответственно,
формирование фонематического восприятия — одно из направлений деятельности с
детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование и развитие фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

К.
В. Комаров формулирует определение фонематического слуха на основании описания его
функций:

1)
разграничения звуков как фонем;

2)
образование звуков как фонем.

Таким
образом, фонематический слух — это способность ребенка различать в речи окружающих
его людей звуки, выполняющие смыслоразличительную функцию, следовательно, основой
для формирования фонематического слуха является бессознательный анализ речи
окружающих его людей.

Слухопрозносительная дифференциация звуков речи
позволяет различать слова на основе восприятия каждой фонемы, входящей в состав
слова.

Фонематическое
восприятие (или слухопроизносительная дифференциация фонем) – это процесс
узнавания и различения звуков речи.
При восприятии речи слова не расчленяются на свои составные
части, и их звуковой состав не осознается. Узнавание слов происходит в зависимости
от условий восприятия либо с опорой на отдельные элементы, либо на признаки
всего слова в целом. Это дает основание относить процесс фонематического
восприятия к более простым функциям, в формировании которых основную роль
играют речеслуховой и речедвигательный анализаторы, а также такие психические процессы,
как внимание и память[3].

Фонематический
анализ – это разложение слова на составляющие его фонемы. Функция
фонематического анализа не только сложная, но и многоплановая. В. К. Орфинская
выделяет следующие формы оперирования фонемами:

1.
узнавание звука на фоне слова;

2.
выделение первого и последнего звуков из слова;

3.
определение последовательности, количества звуков, их места в слове по отношению
к другим звукам.

В. К. Орфинская не выделяет в качестве функции
фонематической системы процесс фонематического синтеза. Однако мы считаем необходимым
рассматривать этот процесс, как функцию фонематической системы, тесно связанную
с фонематическим анализом.

Фонематический
синтез – это умственное действие по синтезу звуковой структуры слова, слиянию звуков
в слово. Как считает Т. Г. Егоров, процесс фонематического синтеза не только не
уступает по трудности фонематическому анализу, но значительно сложнее анализа.

На
основе фонематического восприятия и фонематического анализа формируются
фонематические представления. Помимо указанных выше процессов, в их развитии большую
роль играют внимание и память[4].

К
периферическому отделу речедвигательного анализатора относится речевой аппарат,
в состав которого входят:


дыхательный аппарат — энергетическая основа речи (диафрагма, легкие, бронхи, трахея,
гортань);


голосообразовательный аппарат, в котором происходит образование звука (гортань с
голосовыми складками);


артикуляционный аппарат, который преобразует звук, возникающий в гортани, в разнообразные
речевые звуки (ротовая и носовая полости).

Фонематическое
восприятие является результатом деятельности фонематической системы, которая
включает в себя сложную работу таких систем как: слуховой рецептор, слуховой анализатор
и соответствующий отдел в головном мозге. Нормальное функционирование
фонематической системы предполагает возможность безошибочной слуховой
дифференциации всех звуков речи (включая и акустически близкие) и правильность
их произношения.

В общем процесс
фонематического развития выглядит следующим образом. В процессе перцептивного
развития ребенок постепенно осваивает системы, дифференцируемые социумом в ходе
производственной, научной и художественной деятельности. В качестве примеров
подобных систем можно выделить систему музыкальных звуков, систему
геометрических форм, цветов спектра и т. п. Сюда же относится и система, или
«решетка», фонем родного языка. Овладевая данными системами, ребенок начинает
использовать их в роли «сенсорных эталонов» для анализа окружающего и
структурирования собственного речевого опыта. Фонемы рассматриваются в качестве
сенсорных эталонов, по аналогии с эталонами цвета, формы, величины и т. п.



[1] Понятийно-терминологический
словарь логопеда / Под ред. B. И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС, 1997 — 448 с.

[2] Логопедия:
учебник для студ. дефектол. фак. пед. выс. учеб.
заведений / под ред. Л.С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманитар.
Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. — 703с.

 

[3] Горчакова, А. М. Формирование фонематических процессов //
Логопедия, №1-2, 2003. — с.28-30.

 

[4] Логопедия.
Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений /
М. Е. Хватцев; под ред. С. Н. Шаховская, Р. И. Лалаева. — М.: Гуманит. изд.
Центр ВЛАДОС, 2009-293с.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы