Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Логопедическая работа по формированию лексического строя речи дошкольников с ОНР 2 уровня
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1 Формирование речи в онтогенезе 6
1.2. Понятие общего недоразвития речи 11
1.3. Особенности формирования лексики у дошкольников с ОНР 21
1.4. Роль предметно-практической деятельности в развитии речи дошкольного возраста 32
Вывод по 1 главе 37
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ЛЕКСИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 39
2.1. Организация проведения констатирующего эксперимента 39
2.2. Количественно-качественный анализ результатов констатирующего эксперимента 42
Выводы по 2 главе 47
ГЛАВА 3. ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР 48
3.1. Теоретические основы коррекционно-логопедической работы по формированию лексического строя речи у дошкольников с ОНР 48
3.2. Методические рекомендации и содержание коррекционно-логопедической работы по формированию лексического строя речи у дошкольников с ОНР 61
3.3. Контрольный этап исследования 67
Выводы по 3 главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Введение:
Актуальность темы исследования. Овладение связной речью и ее лексической стороной, в частности, как средством познания и способом общения является весомым достижением дошкольного детства. Главной задачей речевого развития ребёнка в данном возрасте является овладение языковыми средствами общения: словарным запасом; овладение грамматическим строем языка, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать свою мысль.
Развитие лексического строя речи ребенка – это один из главных факторов, влияющих на становление личности дошкольника. Степенью развития данной сферы определяется уровень сформированности у ребенка связной речи, которая, в свою очередь, определяет уровень социальных и познавательных мотивов, интересов и потребностей, умений, навыков и знаний, которые являются базисом личностной культуры (А.Г. Арушанова, М.И. Лисина, А.Г. Рузская и др.)
Анализ специальной педагогической, логопедической литературы и педагогической практики свидетельствует об увеличении количества детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития (в частности речи), что обусловливает трудности в овладении программами обучения и воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОО, что трансформируется в недостаточную речевую подготовку детей к школе и недостатки познавательной деятельности, поведения и личности ребенка в целом. Дети с нарушениями речи, а среди них и дети с ОНР, относятся к неоднородной и многочисленной группе, для которой овладение лексической стороной речи – это путь развития, адаптации, интеграции.
Проблема речевого недоразвития у детей разрабатывалась и освещалась в отечественной и зарубежной литературе учеными начиная с 50-х годов ХХ века и до сегодняшнего дня (Р.Е. Левина, В.К. Орфинская, В.К. Воробьева, Н.С. Гаврилова, Б.М. Гриншпун, Л.Ф. Спирова, М.К. Шеремет, Е.Ф. Соботович, Л.Н. Ефименкова, Е.М. Мастюкова, Г.А. Каше, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичова, Л.И. Трофименко и др.).
У детей с ОНР отмечается наличие трудностей в ходе программирования высказывания, синтезирования отдельных элементов в единое структурное целое, в процессе отбора языковых средств с той или другой целью (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, О.Е. Грибова, Т.Б. Филичева, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская и др.).
Отечественные исследователи (Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Н.К. Усольцева) в своих трудах подчеркивают, что формирование речи в целом, и лексического строя речи, в частности, в логопедической работе с детьми, имеющими ОНР, сегодня приобретает особое значение по причине особенностей структуры дефекта, и поэтому становится сложной задачей, превращающейся в главную конечную цель всего коррекционного процесса, которая представляется трудно достижимой и требует от логопеда, воспитателей и родителей длительной кропотливой работы.
Лексика – совокупность слов, центральная часть речи, которая называет, формирует и передает знания о предметах и явлениях. Таким образом, лексическая сторона речи – это организация лексических единиц языка предложениях и текстах.
Проблема формирования лексической стороны речи у детей с ОНР занимает одно из основных направлений в современной коррекционной (специальной) педагогике.
Целью исследования является изучение лексического строя речи, подбор и апробация коррекционно-логопедических методик, направленных на формирование лексического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности формирования лексического строя речи в онтогенезе.
2. Раскрыть сущность понятия общего недоразвития речи.
3. Описать особенности формирования лексики у дошкольников с ОНР.
4. Определить роль предметно-практической деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста.
5. Подобрать и апробировать направления содержания коррекционно-логопедической работы по формированию лексики у дошкольников с ОНР.
Объект исследования – лексический строй речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности лексического строя речи дошкольников с ОНР.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что реализация предметно-практической деятельности в системе коррекционного-логопедической работы с дошкольниками с ОНР будет способствовать эффективному формированию лексической стороны речи.
Теоретические основы исследования составили труды таких исследователей, как Е.Ф. Архипова, Г.А. Волкова, И.Ю. Глебова, О.В. Ефимова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Д.Б. Эльконин и др.
Методами исследования были определены следующие: 1. Теоретические (анализ логопедической, психолингвистической, педагогической литературы). 2. Экспериментальный – проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. 3. Количественно-качественный анализ полученных данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: ____________________
________________________________________________________________.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и cписка литературы.
Заключение:
Данная работа имеет свою актуальность, обусловленную тем, что вопросы использования предметно-практической деятельности в процессе формирования лексического строя речи детей дошкольного возраста (4-5 лет) с ОНР II уровня изучено еще недостаточно.
В результате проведенного исследования была достигнута его цель изучен уровень сформированности лексического строя речи, подобраны и апробированы коррекционно-логопедические методики, направленные на формирование лексического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР II уровня.
Исследование показало, что эффективным средством обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста является предметно-практическая деятельность с включением в нее игровой деятельности, являющейся ведущей для детей данной возрастной категории.
В результате анализа литературы мы пришли к выводу, что предметно-практическая деятельность соединяет в себе деятельное и дидактическое начала. В процессе предметно-практической деятельности дошкольники значительно быстрее и лучше усваивают предлагаемый лексический материал.
Предметно-практическая деятельность дошкольников имеет большой потенциал в процессе формирования лексического строя речи у детей среднего дошкольного возраста, поскольку способствуют созданию мотивации дошкольников к общению, к использованию определенных слов в своей речи. Это, в свою очередь, создает условия для обогащения активного и пассивного словаря дошкольников, для активизации лексики в речи.
Таким образом, цель исследования была достигнута, задачи решены.
Работа имеет свою практическую значимость, поскольку результаты исследования могут быть использованы в работе с дошкольниками с ОНР II уровня в процессе формирования их лексического строя речи.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Формирование речи в онтогенезе
Речь развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента рождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием и служит показателем общего психофизического развития. Усвоение родной речи происходит со строго определенной закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех [Игнатьева 2004].
Для того, чтобы выявить патологию речи, надо знать онтогенез речевого развития в норме, закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание [Архипова 2007].
Г.Д Розенгард-Пупко [Розенгарт-Пупко 1963] рассматривает два периода формирования речи:
– до 2 лет – подготовительный;
– от 2 лет и далее – период самостоятельного становления речи.
Опираясь на исследования А.А. Леонтьева [Леонтьев 1997], можно условно выделить следующие основные периоды речевого развития:
– 1-й – подготовительный (с момента рождения – до 1 года);
– 2-й – преддошкольный (от 1 до 3 лет);
– 3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет);
– 4-й – школьный (от 7 до 17 лет).
Поэтому подготовительный период, характеризующийся появлением устной речи, что предполагает наличие голоса и крик ребенка в первые недели, месяцы жизни, уже характеризует те врожденные механизмы, которые будут использоваться ею в период становления речи. С такого крика с первого месяца постепенно возникают на основе сосательного рефлекса, намеки на звуки согласного типа м, п, д. На рубеже первого и второго месяцев при первых проявлениях приятного ощущения (радости) у младенца возникают короткие звуки типа ги, кхы, что сопровождаются часто испусканием пузырьков. В этот период у ребенка рядом с криком появляются кряхтения, улыбка с широким открыванием рта и первые спокойные звуки, а-а, которые появляются обычно во время пауз в «разговоре» с ним взрослого.
С 2-3 месяцев ребенок начинает прислушиваться к звукам речи, находить взглядом источник звучания, возвращать в сторону взрослого, сосредоточивая внимание на его лице, губах.
В так называемом «гуление» выделяют звуки, напоминающие гласные (а, о, у, э), губные согласные (б, м), заднеязычные (г, к, х). К концу второго-третьего месяца ребенок выдает звуковые комплексы, состоят из заметно расчлененных, но недостаточно четких протяженных звуков: а-а-а, а-гу, а-ги, бу, бум-бу и тому подобное.
Артикуляция в лепете сравнению с гулением приобретает большую точность и устойчивость, создаются определенные сочетания звуков, появляются согласные звуки и различные комбинации их с гласными.
Благодаря чередованию гласных и сочетанию их с согласными появляются склады и упор на них. Нередко в этот период уже произносятся ш, ж, ч и даже р, но потом исчезают, когда ребенок начинает произносить их сознательно.
В 4-5 месяцев у ребенка постепенно формируется психофизиологический механизм слоготворения, что сопровождается аутоэхолалией (многократное повторение открытого состава: ва-ва-ва и т.д.).
Автоимитация является подготовкой к подражанию речи других людей (гетероимитация). Сначала ребенок подражает те звуки окружающих, которые он сам произносит и артикуляцию которых хорошо видит. На начале этого периода широко используется зрение, а затем звуки повторяются в основном на слух. К восьмому-девятому месяцу ребенок подражает и такие звуки окружающих, которые самостоятельно еще не произносит: вау-вау, кос-кос, ту-ту, тик-так.
После 8 месяцев угасают звуки, не соответствуют фонетической системе родного языка и в то же время появляются новые звуки, подобные фонем речевого окружения. На основе условных связей с семи-восьми месяцев ребенок уже понимает несколько слов, которые соответствуют определенным звукам и движениям.