Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1 Формирование грамматического строя речи в онтогенезе 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня 23
1.3 Особенности формирования грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи ІІІ уровня 28
1.4 Роль дидактической деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста 31
Выводы по 1 главе 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1 Организация проведения констатирующего эксперимента 36
2.2 Количественно-качественный анализ результатов констатирующего эксперимента 41
Выводы по главе 2 48
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ІІІ УРОВНЯ 49
3.1 Основные направления и содержание работы по формированию грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР ІІІ уровня 49
3.2 Результаты контрольного эксперимента 52
Выводы по главе 3 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………72
Введение:
Актуальность исследования. Для каждого человека важно знать и употреблять в своей речи не просто множество слов, а правильно грамматически оформлять предложения. То, как человек говорит, характеризует его социальный и образовательный уровень. Активное формирование грамматического строя речи приходится на период детства, в течение которого человек активно познает мир, усваивает новую информацию с невероятной скоростью. Более того, именно в детстве закладывается фундамент для дальнейшего изучения и познания языка.
Однако ребенку с общим недоразвитием речи сложно сосредоточиться, у него рассеяно внимание, поэтому проводить много времени за занятиями не может физически. ОНР ограничивает возможности детей при реализации своих способностей, осуществления значимых потребностей и стремлений, дальнейшего устройства личной жизни, то есть сопровождается социальной дезадаптацией.
ОНР III уровня представляет собой одно из распространенных речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и нередко малой эффективностью коррекционных воздействий. ОНР ограничивает коммуникативные возможности, нарушает формирование многих личностных характеристик, затрудняет социальную адаптацию (Н.С. Жукова, Б.Д. Карвасарский, С.Л. Рубинштейн и др.). общее недоразвитиеречи (ОНР) трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе. Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня является важной и значимой задачей логопедов, воспитателей, родителей. Именно по этой причине необходимо проводить специальную логопедическую работу с такими детьми в старшем дошкольном возрасте. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Цель исследования – разработать этапы логопедической работы по формированию грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Для достижения поставленной цели нами был сформулирован ряд задач:
1) изучить формирование грамматического строя речи в онтогенезе;
2) выявить особенности формирования грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи III уровня;
3) проанализировать роль дидактической деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста;
4) организовать исследование уровня сформированности грамматического строя речи у детей с онр в сравнительном плане с их нормально развивающимися сверстниками;
5) модифицировать известные методики по развитию речи и включить их в коррекционно-логопедическую работу по формированию грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР III уровня;
Объект исследования – формирование грамматического строя старших дошкольников с ОНР III уровня.
Предмет – особенности формирования грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что логопедическая работа по формированию грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня будет эффективной, за счет системного включения в коррекционный процесс дидактических игр.
Теоретические основы исследования. Проблема формирования грамматического строя речи привлекала внимание многих исследователей. Среди них Р.И. Аванесов, М.М. Алексеева, А.Г. Арушанова, Н.С. Валгина, А.Н. Веракса, А.Н. Гвоздев, В.Ф. Иванова Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева и др. Все они отмечали важность развития речи ребенка в дошкольном возрасте. Были предложены специальные методики, которые позволяют максимально эффективно сформировать грамматический строй речи детей. Особенностями развития детей с ОНР занимались такие ученые, как А.А. Леонтьев, Р.Е. Левина, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн и др. Все они говорили о важности логопедических занятий.
Методы исследования:
– теоретическое исследование: анализ психолого-педагогической, медицинской и специальной литературы;
– экспериментальное исследование: эксперимент, анализ и обобщение (сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов).
Опытно-экспериментальная база исследования: ГБОУ Школа №1347
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов к ним, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава посвящена теоретической постановке исследования. Во второй главе представлено эмпирическое исследование уровня сформированности грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР ІІІ уровня. В сравнительном плане старших дошкольников с нормой развития и сверстников с ОНР 3 уровня. В третьей главе рассмотрена методика формирования грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР ІІІ уровня с опорой на дидактическую деятельность. Общий объем работы – 82 страницы и 5 приложений.
Заключение:
В психологической и педагогической литературе формирование грамматического строя речи рассматриваются как важнейшая форма организации обучения языку. Грамотная речь способствует социализации ребенка. Что является актуальным в условиях современного мира. Однако некоторые речевые навыки у ребенка эффективно формируются именно в условиях организованного обучения. Особенно это касается детей с общим недоразвитием речи ІІІ уровня, поскольку они имеют свои психологические особенности.
Общее недоразвитие речи – это сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. В совокупности эти проявления указывают на системное нарушение смысловой и произносительной сторон речи.
Дидактическая деятельность при формировании грамматического строя речи у старших дошкольников играет огромную роль. Правильно построенные логопедические занятия с применением дидактической деятельности позволяет у ребенка вызвать интерес к занятиям, поддерживать их мотивацию, а также ускорить процесс формирования грамматического строя речи.
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГБОУ Школа № 1347. В нем приняли участие приняли участие 30 детей; из них:
— в экспериментальной группе – 15 детей дошкольного возраста с ОНР ІІІ уровня;
— в контрольной группе – 15 дошкольников с нормой речевого развития.
Уровень сформированности грамматического строя речи определялся по методике О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной.
Диагностика показала, что практически у половины детей старшего дошкольного возраста с ОНР ІІІ уровня грамматический строй речи сформирован на низком уровне. При этом практически у всех детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием грамматический строй речи сформирован на среднем уровне. Низкий уровень знаний не продемонстрировал ни один ребенок.
В рамках опытно-экспериментального обучения со старшими дошкольниками с ОНР ІІІ уровня была проведена логопедическая работа, которая включала в себя три этапа: подготовительный, тренировочный и рефлексивный. В ходе подготовительного обучения дети получали информацию о словах, что помогло им в дальнейшем правильно их употреблять. Тренировочный этап был нацелен на активное запоминание новых слов и отработку навыков их употребления. Основная задача рефлексивного этапа заключалась в формировании у старших дошкольников с ОНР ІІІ уровня навыков самоконтроля, и закрепление умения использования новых слов в своей речи. Дети контрольной группы занимались по основной программе.
После проведения опытно-экспериментальной работы мы провели повторную диагностику уровня сформированности грамматического строя речи старших дошкольников. У детей экспериментальной группы уровень сформированности грамматического строя речи значительно вырос. Многие из них показали высокие результаты. У детей из контрольной группы показатели практически не изменились.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют об эффективности проведенной коррекционно-логопедической работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР 3 уровня с опорой на дидактическую деятельность.
Фрагмент текста работы:
Речь является фундаментальной человеческой деятельностью. Ее основной предназначение – коммуникация с другими людьми. Для того, чтобы она была эффективной необходимо сформировать грамматический строй, который позволяет проявить себя человеку как личности. Другими словами, речевые умения обеспечивают качественное общение и взаимопонимание.
Проблема формирования грамматического строя речи в науке изучается с различных позиций.
Согласно первому подходу грамматический строй речи выступает закономерным результатом освоения личностью речевой деятельности.
Согласно второму подходу грамматический строй речи рассматривается как равноценная составная часть коммуникативно-речевой компетенции. При этом под коммуникативно-речевой компетенцией понимается совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.
Третий подход трактует грамматический строй речи как один из уровней развития коммуникативной компетенцией. При этом под коммуникативной компетенцией понимаются это знания и умения, которые необходимы для понимания чужих и создания собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, а под речевой компетенцией – знания о способах формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи [4, с. 85].
В данном исследовании под грамматическим строем речи мы будем понимать знания, умения, навыки, необходимые для порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения.
Грамматический строй речи обладает следующими базовыми составляющими:
— собственно речевые умения – ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, выносить суждения, анализировать высказывания;
— умения восприятия – слушать и слышать (правильно интерпретировать информацию, в том числе и невербальную – мимику, позы, жесты и др.), понимать чувства и настроение другого человека (способность к эмпатии, тактичность);
— умения взаимодействия в процессе общения (интерактивные) – проводить беседу, переговоры и обсуждения, задавать вопросы, формулировать требования, решать конфликты, управлять своим поведением в общении [4, с. 91].
Многие исследователи подчеркивают неотделимость изучения речевых процессов от общения – решающего фактора общего психического развития ребенка (Л.С. Выготский [10], Н.И. Жинкин [16], А.А. Леонтьев [24], М.И. Лисина [28] и др.)
Н.Х Швачкин отмечает, что в раннем возрасте развитие импрессивной стороны речи, т.е. ее понимания, происходит следующим образом [53].
1. Дофонемный период – начинается с восьми месяцев у ребенка. В этот период дети овладевают элементарным пониманием речи, которое основано на умении различать только ее ритмико-интонационный состав.
2. Следующий период – фонемной речи, который начинается в 10-11 месяцев у детей и может длиться, согласно Н.Х. Швачкину до двух лет. Происходит дальнейшее развитие понимания речи окружающих, основанное на восприятии и различении звукового состава слов. Этот процесс происходит постепенно. Н.Х. Швачкин установил следующую последовательность: в первую очередь ребенок начинает различать в потоке воспринимаемой речи гласные звуки, а далее – сонорных, шумных и т.д. [53, с. 114].
Н.С. Жукова [18, с. 86] выделила ряд уровней в развитии понимания речи детей раннего возраста. Рассмотрим их.