Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Логопедическая коррекция связной речи у дошкольников подготовительной группы детского сада
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретические аспекты изучения развития связной речи детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте 9
Выводы по 1 главе 18
2. Исследование связной речи детей дошкольного возраста 20
2.1. Организация и методы исследования 20
2.2. Результаты исследования уровня связной речи дошкольников на констатирующем этапе исследования 23
Выводы по 2 главе 27
3. Формирование связной речи дошкольников посредством наглядного моделирования 29
3.1. Коррекционно-образовательный проект по развитию речи у детей с исследованием наглядного моделирования 29
3.2. Результаты влияния наглядного моделирования на развитие связной речи дошкольников 45
Выводы по 3 главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
Введение:
Актуальность исследования. Сформированная связная речь — важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе, поэтому сформированность такого компонента обеспечит ребенку возможность целостного восприятия, отражение и воспроизведение воплощающей в речи информации. Не сформированность или недоразвитие связной речи оказывает отрицательное влияние на развитие обучения и социализацию ребенка в целом. Основной задачей развития связной речи ребенка является улучшение монологической речи. Эта задача решается с помощью различных видов речевой деятельности: пересказ литературных произведений, создание описательных историй об объектах, объектах природных явлений, создание разных типов историй, овладение формами речевого мышления (объяснительная речь, речевые доказательства, речевое планирование), все эти действия включены в визуальное моделирование.
Обучение связной речи детей в методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского. Основы развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Конин А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной.
Необходимость развития связной речи у дошкольников диктуется также следующими причинами:
1) создание связных монологических высказываний, способствует эффективности процесса формирования речевых умений, предусмотренных действующей программой обучения и воспитания в детском саду;
2) без сформировавшегося умения передавать свои наблюдения нельзя говорить о наличии подлинной мыслительной и речевой культуры, а следовательно, и об общей культуре подрастающего поколения.
Именно поэтому становится актуальным поиск новых форм, методов и приемов формирования связной речи дошкольников .
Многие научные исследования делали акцент на наглядном моделировании как нового средства в формировании связной речи дошкольников. Они указывали на то, что наглядные модели являются наиболее доступными для детей дошкольного возраста. Е.Ю. Корчуганова говорила о том, что именно наглядное моделирование в развитии связной речи помогает на основе моделей изучать изображения реальных предметов, символы, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, стилизованные обозначения «ключевых слов», основных частей описательного рассказа и т.п.
У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий [24].
Объект исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста .
Предметом исследования развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью наглядного моделирования.
Цель исследования – выявить эффективность использования наглядного моделирования в процессе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: если использовать наглядное моделирование в существующую систему коррекции связной речи, то можно значительно повысить эффективность, если в процессе коррекционной работы по формированию связной речи у дошкольников использовать методы наглядного моделирования, то эффективность увеличивается.
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. изучить научно-теоретические подходы к изучению связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи,
2. проанализировать уровень развития связной речи у детей дошкольного возраста,
3. выявить эффективность метода наглядного моделирования в процессе формирования связной речи дошкольников.
Заключение:
Связная детская речь, к которой относят диалогические высказывания и монологи, предполагает формирование у детей умений строить самостоятельно правильные высказывания. Это должны быть разные предложения: рассуждение, повествование, описание. Такие умения успешно формируются, когда ребенок слушает внимательно высказывания других, затем повторяет предложения.
Дошкольный период характеризуется тем, что речь отделена от практического опыта ребенка. Новая речевая функция начинает появляться — плановая. Эта речевая функция принимает контекстную монологическую форму. Дети приобретают способность строить различные виды связной речи. Это может быть описание чего-либо, также дети могут рассуждать или рассказывать о чем-то. Кроме того, связная речь ребенка может быть основана на визуальных материалах и может быть произведена полностью независимо. Синтаксическая структура становится все более совершенной: дети все чаще используют сложные предложения.
По результатам констатирующей стадии исследования было выявлено:
— у детей подготовительной группы наблюдается отставание в формировании навыков связной речи. В результате исследования детей с высоким уровнем формирования связной речи не выявлено, средний уровень составил 8 детей (40%), низкий уровень — 12 детей (60%)
— существует ограничение и бедность словарного запаса, особенно в таких лексических и концептуальных категориях, как названия деталей предметов, качественные характеристики предметов (цвет, форма, размер, объем). Есть трудности в программировании содержания связных высказываний, в рассказах нарушается логическая последовательность изложения, есть семантические упущения, нет независимости в выполнении заданий.
— в речи детей наблюдается нарушение координации, аграмматизма, упущения или замены сложных предлогов, трудности в построении сложных и сложных предложений. Рассказы детей не являются полными, подробными, последовательными, они в основном состоят из простых предложений, бедных эпитетами.
— лучшие ребята справились с пересказом. Это может быть связано с тем, что дети могут хорошо запоминать готовые тексты (память таких детей развивается на адекватном уровне).
— анализ результатов исследования свидетельствует о необходимости целенаправленной коррекционной работы по развитию связной речи.
По результатам контрольного этапа, можно сделать следующие выводы:
— метод наглядного моделирования приемлем для формирования связной речи детей в различных видах деятельности, так как дети наглядный материал усваивают легче, чем словесный. Он доступен детям и развивает умственные способности, обогащает словарь, они учатся сравнивать, обобщать.
— при обследовании экспериментальной группы после проведённой коррекционной работы дети показали улучшение своих результатов: с высоким уровнем сформированности связной речи — не выявлено, средний уровень составляет 80 %, низкий уровень — 20%
— данные контрольного этапа исследования показали, что в рассказах детей после проведённой работы была правильная последовательность изложения рассказов, не было пауз при рассказывании, словарный запас был значительно обогащён, между предложениями была логическая связь.
— такие приемы работы, как использование метода наглядного моделирования активно способствовали тому, что дети экспериментальной группы продемонстрировали значительную динамику развития навыков связной речи по сравнению с детьми контрольной группы.
Фрагмент текста работы:
Старший дошкольный возраст является последним из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов — внимания, памяти, восприятия и т. Д. — и вытекающая из этого способность контролировать свое поведение, а также изменения в самооценке, самосознании и самооценке. Появление произвола является решающим изменением в деятельности ребенка, когда целью последнего является не изменение окружающих его внешних объектов, а овладение его собственным поведением [12].
Дети шестого года жизни отличаются еще большими физическими и умственными способностями, чем дети средней группы. Они осваивают основные движения. Физически ребенок стал еще сильнее. Физическое развитие по-прежнему связано с психическим. Это становится предпосылкой, фоном, на котором успешно развивается разностороннее развитие ребенка. Психическое, эстетическое, моральное, то есть чисто социальное развитие набирает обороты.
На этом этапе жизни продолжается улучшение всех аспектов речи ребенка. Он правильно произносит все звуки своего родного языка, четко и ясно воспроизводит слова, имеет словарный запас, необходимый для свободного общения, правильно использует множество грамматических форм и категорий, его высказывания становятся более содержательными, выразительными и более точными.
Коммуникация развивается как деятельность. К старшему дошкольному возрасту появляется сверхличностно-личностная форма общения, которая отличается необходимостью взаимопонимания, сочувствия и личными мотивами общения. Общение со сверстником приобретает черты вне-ситуативности, общение становится вне-ситуативным бизнесом; появляются стабильные избирательные предпочтения.
Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется развитием новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Другими словами, формируются все аспекты личности ребенка: интеллектуальные, моральные, эмоциональные и волевые, эффективные и практичные. В этот период вместо когнитивного типа общения между ребенком и взрослым на первый план выходит личный, в центре которого — интерес к человеческим отношениям. У детей этого возраста уже можно наблюдать проявления искренней заботы о близких, действия, направленные на защиту их от тревоги, горя. Ребенок обладает способностью в какой-то степени сдерживать насильственные, резкие выражения чувств, дошкольник 5-6 лет может сдерживать слезы, скрывать страх и т. Д. Он ассимилирует «язык» чувств — принятые в обществе формы выражения из тончайших оттенков опыта с помощью взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций.
Ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. Именно в нем ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, социальные функции. На шестом году жизни ребенок имеет возможность ставить цели, касающиеся самого себя, своего поведения. Это новое изменение в деятельности и ее целях называется произвольностью психических процессов и имеет решающее значение для успеха последующего обучения и для всего дальнейшего психического развития. Именно у детей 5-6 лет наблюдается пик когнитивных проблем. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Я хочу знать все!» [15]
При переходе к старшему дошкольному возрасту отмечается особенно интенсивное развитие речевой памяти. Дети запоминают словесный материал почти так же, как и визуальный. Работа со словесным материалом играет большую роль в обучении в школе, поэтому в старшем дошкольном возрасте следует обратить внимание на развитие словесной памяти.
Уровень развития психических операций ребенка старшего дошкольного возраста (анализ, сравнение, обобщение, классификация и т. Д.) Помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющуюся и поступающую информацию о нашем мире и понимать ее.
К концу дошкольного возраста ребенок начинает развивать концептуальное или логическое мышление. Постепенно расширяются детские представления об окружающей среде. Для развития познавательных интересов большое значение имеет собственное участие ребенка в различных мероприятиях.