Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Использование современных компьютерных и информационно-коммуникационных технологий при обучении английскому языку для развития лексико-грамматических навыков в старших классах средней общеобразовательной школы.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Анализ современных концепций по проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам 6
1.2. Современные компьютерные технологии и их роль в обучении иностранным языкам. Классификация средств Интернета, применяемых в процессе обучения 8
1.3. Использование информационно-коммуникационных технологий в зависимости от классификации типов уроков 14
Выводы по главе I 17
Глава 2. Особенности методики использования современных компьютерных и информационно-коммуникационных технологий для развития лексико-грамматических навыков английского языка в старших классах школы 18
2.1. Методика использования ресурсов Интернет для формирования лексических и грамматических навыков 18
2.2. Применение комплекса учебных заданий по формированию лексических и грамматических навыков при помощи современных компьютерных и информационно-коммуникационных технологий в рамках УМК «Spotlight» в старших классах средней общеобразовательной школы 23
2.3. Опытно-диагностические показатели применения современных компьютерных и информационно-коммуникационных технологий при обучении английскому языку в старших классах 29
Выводы по главе II 33
Заключение 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
Приложения 38
Введение:
Актуальность темы исследования. Одной из приоритетных задач современной школы является воспитание личности, способной эффективно работать и учиться в течение жизни. Важнейшим условием и одновременно показателем успешности процесса формирования инициативной, самостоятельной личности, стремящейся к постоянному и активному накоплению знаний, желающей и умеющей учиться, является познавательная активность ученика, его отношение к усвоению знаний, мотивы познавательной деятельности.
Поэтому учитель, в частности учитель английского языка, должен использовать адекватные педагогические средства, направленные на сохранение и дальнейшее развитие природной любознательности детей, на формирование их заинтересованности, самостоятельности, настойчивости в процессе обучения. Одним из средств, направленных на развитие познавательной активности учащихся школы на уроках английского языка, на наш взгляд, является интенсивное и научно-обоснованное использование мультимедийных технологий.
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Использование мультимедийных средств обучения на уроках иностранного языка повышает познавательную активность и мотивацию обучающихся и во внеурочной деятельности, позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает интенсификацию процесса обучения и самостоятельной деятельности обучающихся.
Информатизация образования − одно из основных направлений процесса информатизации, продиктованное потребностями современного общества, в котором главным двигателем прогресса является развитие личности ученика. Информатизация образования должна обеспечить внедрение в практику программно-педагогических разработок, направленных на интенсификацию учебного процесса, совершенствование форм и методов организации обучения.
Основной целью всех инноваций в сфере образования является содействие переходу от механического усвоения учащимися знаний к формированию умений и навыков самостоятельно приобретать знания. Успешность решения этой задачи во многом зависит от цели использования компьютера в учебном процессе, качества и возможностей программного обеспечения и того, какое место займет компьютер в системе дидактических средств.
На сегодняшний день ведущее место в преподавании всё ещё занимают традиционные средства обучения − доска, мел, печатные источники (учебники, тетради с печатной основой). Благодаря использованию информационных и коммуникационных технологий учебную среду можно дополнить видео и аудио сопровождением, яркой анимацией. Все это оказывает значительное влияние на эмоциональную сферу школьника, способствуя повышению познавательной активности, повышению интереса к предмету и обучению вообще, активизации учебной деятельности учащихся.
Уже давно доказано, что каждый ученик по-разному осваивает новые знания. Ранее учителям трудно было найти индивидуальный подход к каждому ученику. Теперь, с появлением в нашей жизни компьютерных сетей и онлайн средств, школы получили возможность преподносить информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого ученика.
За короткий промежуток времени необходимо научить каждого ребенка осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным, а также отвечает требованиям индивидуального подхода в обучении.
Различные вопросы использования компьютерных технологий в образовательном процессе освещались в научных трудах многих ученых. Так, В.Л. Бартощак изучала возможности применения этих технологий в системе дистанционного образования [4, c. 13]. В работах И.И. Вартановой определялись дидактические способы повышения учебно-познавательной мотивации учащихся с помощью внедрения в образовательный процесс компьютерных технологий [5, c. 33]. А.В. Котова исследовала информационные технологии как средство организации самостоятельной работы учащихся [10, c. 159]. Т.Н. Максимишиной проанализирован опыт использования информационных интерактивных технологий для повышения эффективности обучения иностранному языку [13, c. 113], И.В. Удовенко выяснены особенности применения компьютерных технологий для организации чтения аутентичной англоязычной литературы [22]. В то же время дальнейшего изучения требует вопрос применения этих технологий на занятиях по иностранному языку, которые посвящены изучению лексике и грамматике английского языка. Особым средством такого изучения являются, в том числе, и социальные сервисы.
Целью исследования является раскрытие методических возможностей использования современных информационных технологий в обучении лексике и грамматике английского языка в старших классах общеобразовательной школы.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач исследования:
— определить значимость современных компьютерных и информационно-коммуникационных технологий в процессе изучения иностранного языка;
— проанализировать использование информационно-коммуникационных технологий в зависимости от классификации типов уроков;
— рассмотреть возможности использования современных компьютерных и информационно-коммуникационных технологий при изучении лексики и грамматики английского языка в старшей школе;
— провести опытно-диагностическую работу по формированию лексико-грамматических навыков при обучении английскому языку в старшей школе.
Объектом исследования является процесс обучения иностранным языкам в средней школе при помощи компьютерных технологий в условиях современной информационной среды.
Предмет исследования − совершенствование содержания и методики обучения иностранному языку с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, наблюдение, мониторинг.
Научная новизна исследования состоит в том, что использование современных информационных технологий в учебном процессе впервые рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально обоснованы условия использования современных информационных технологий в учебном процессе как средства интенсификации процесса обучения иностранному языку.
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена его целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав с выводами, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Современные достижения науки и техники требуют новых подходов к планированию и реализации уроков. Ведь применение СИТ в учебном процессе значительно расширяет возможности урока, способствует усвоению учащимися новых профессиональных навыков и вызывает интерес к изучению языка. Особым аргументом использования компьютерной поддержки на уроке является заинтересованность учеников информатикой и новыми техническими изобретениями.
Нужно отметить возможности, которые предоставляет использование информационных технологий на уроках:
— Осуществлять опытно-исследовательскую деятельность (Компьютерное моделирование);
— Формировать информационную культуру, умение обрабатывать информацию;
— Развивать мышление;
— Готовить учащихся к будущей профессиональной деятельности.
Важные преимущества использования современных информационных технологий для интенсификации преподавания английского языка:
— Повышение эффективности, качества, результативности процесса обучения, благодаря максимальному приближению ученика к культурно-языковой среде;
— Обеспечение побудительных стимулов, обусловливающие активизации познавательной деятельности (компьютерная визуализация учебной информации);
— Углубление межпредметных связей.
Мультимедийные средства можно использовать в различных ситуациях на всех этапах изучения материала: при изучении нового материала, для обобщения и систематизации знаний, для повторения, для контроля усвоенного материала, а также на внеклассных мероприятиях (семинары, викторины, конкурсы).
Хочется отметить, что, несмотря на то, что информационно-компьютерные технологии − это достаточно мощный механизм, который открывает множество возможностей, он не рассчитан на то, чтобы полностью заменить преподавателя, а может быть использован только как инструмент в его руках. Он лишь помогает в выполнении задач того, кто им управляет. Таким образом, и относиться к этим технологиям нужно только как к инструменту, а не как к генератору команд и идей или замене учителя.
СИТ также является средством для решения еще одной проблемы современной школы ─ поддержка интереса ученика к обучению вообще и английского языка в частности. Современным ученикам интересные новые технические средства, поскольку они достаточно привлекательны и выдерживают конкуренцию с популярными среди школьников электронными устройствами (MP3-плеерами, мобильными телефонами и карманными играми), привлекая их внимание к изучению английского языка.
Основной целью обучения иностранному языку учащихся средней школы является воспитание личности, желающей и способной вступать в межкультурную коммуникацию, успешных в своей деятельности разносторонних студентов высших учебных заведений, профессионалов, желающих и способных заниматься самообразованием.
Интернет позволяет постоянно получать новую информацию на интересующую тему. При этом информация на иностранном языке будет совершенно аутентичной и, что немаловажно, современной. Также существуют сайты, позволяющие отследить уровень знаний при выполнении того или иного тренировочного упражнения. Интернет помогает воссоздать подлинную языковую среду на основе интенсивного общения с носителями языка, работой с аутентичной литературой, прослушивания оригинальных текстов и диалогов, что, несомненно, способствует повышению уровня мотивации школьников.
Таким образом, в результате исследования были определены социально-педагогические проблемы применения информационных технологий в обучении иностранным языкам. Также подробно рассмотрены виды Интернет-технологий, применяемых в обучении иностранному языку. Выявлены дидактические возможности Интернет-технологий, применяемых в обучении английскому языку. Изучены дидактические требования к организации урока с использованием Интернет-технологий. Экспериментальное исследование позволило представить наглядные доказательства положительного влияния использования современных образовательных технологий на мотивацию обучающихся.
Ресурсы Интернет, несомненно, могут присутствовать на всех этапах обучения иностранному языку. Особенно важную роль глобальная сеть играет при самостоятельной работе учащихся, позволяя заниматься поисковой и творческой деятельностью.
Поскольку использование Интернет-технологий как средства обучения иностранному языку постепенно становится нормой в повседневной практике преподавания во всех учебных заведениях, и все необходимые для этого предпосылки уже существуют, обладание навыком эффективного использования Интернет ресурсов считается необходимым для современного педагога.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы использования компьютерных и информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам
1.1. Анализ современных концепций по проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранным языкам
На современном этапе информатизации общества все большее распространение в различных сферах жизни приобретают компьютерные технологии, выступающие как один из инструментов познания. Это направление считается перспективным, ведь образование характеризуется как большая система, качественное функционирование которой невозможно без использования современных телекоммуникационных и компьютерных средств хранения, обработки, передачи и представления информации [23, c. 34]. Развитие компьютерной техники не только качественно меняет жизнь общества, но и влияет на культуру, привлекает человечество к накоплению культурного богатства. Информатизация общества стимулирует качественные изменения в социально-политических и экономических процессах. Новые информационные технологии ориентируют человека на саморазвитие и самообучение.
Значительный прогресс в области образования можно достичь с внедрением соответствующих информационных компьютерных технологий, которые позволят сделать процесс получения образования более гибким, индивидуализированным. Компьютерные обучающие программы предоставляют новые возможности по развитию способностей ребенка, активно включают его в учебный процесс, повышают заинтересованность, способствуют лучшему усвоению учебного материала, создают положительное эмоциональное отношение учащихся к деятельности, опосредованной компьютером [19, c. 109]. Реализации основного содержания обучения способствует учебно-методический комплекс (УМК) во всей полноте его компонентов: учебника, книги для учителя, компьютерных программ, аудио и видеокассет и т.п.
Информационно-коммуникационные технологии стали характерным признаком современного образования, одной из основных составляющих системы образования и неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы.
В научной литературе встречаются термины «компьютерные технологии», «информационные технологии», «новые информационные технологии». А.В. Котова считает, что «компьютерные технологии обучения − это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер» [11, с. 86]. Компьютерные технологии основаны на формализации знаний, привлечении к учебному процессу средств искусственного интеллекта и применении специальных пакетов прикладных программ, в том числе и ориентированных на преподавателя.
Под информационными технологиями понимают совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, которая расширяет знания людей и развивает их возможности по управлению техническими и социальными процессами.