Логопедия Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Использование фольклорных форм и куклотерапии в логопедической работе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРИМЕНЕНИЕ КУКЛОТЕРАПИИ В ЛОГОПЕДИИ 7
1.1. Использование русского фольклора в логопедической работе 7
1.2. Использование малых фольклорных форм в работе с детьми с недоразвитием речи 12
1.3. Использование куклотерапии в работе учителя-логопеда 20
1.4. Куклотерапия – педагогическая технология в работе с детьми с ОНР… 27
ГЛАВА II. Материалы и результаты логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (констатирующий эксперимент) 33
2.1. Материалы логопедического обследования 33
2.2. Результаты логопедического обследования 39
ГЛАВА III. Коррекционно-педагогическая работа с использованием фольклорных форм и куклотерапии с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 43
3.1. Логопедическая работа с использованием фольклорных форм и куклотерапии с дошкольниками с общим недоразвитием речи (обучающий эксперимент) 43
3.2. Результаты контрольного эксперимента 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………..65

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Согласно наблюдениям практикующих логопедов, в детском сообществе от года к году растет число детей, имеющих общее недоразвитие речи. Можно выделить ряд причин этого явления, среди которых наиболее значимыми выступают:
— информатизация общества, обуславливающая снижение роли общения между родителями и детьми, детей между собой, замену реального общения информационным взаимодействием;
— ранний старт использования детьми компьютерных гаджетов, преобладание в сфере досуга просмотров мультипликационных фильмов и анимационных роликов в ущерб традиционным формам детского досуга: чтению и рассматриванию книжных иллюстраций, рисованию, лепке, активным играм и пр.;
— негативные экологические и иные внешние влияния, которые в рамках пренатального и постнатального детского развития выступают причиной дизотогенеза.
Глобальный характер проблемы недоразвития речи у детей в дошкольном детстве обуславливает необходимость поиска результативных технологий логопедического воздействия на указанную группу дошкольников. Помимо этого, реформирование отечественной образовательной системы и приоритет гуманизации и индивидуализации коррекционно-развивающего процесса обуславливает потребность в обновлении перечня форм и методов логопедической работы. Вместе с тем, обновление технологического обеспечения коррекционно-педагогической деятельности не должно исключать использования народных традиций. В связи с этим, мы полагаем, что малые фольклорные формы и куклотерапия – это те педагогические технологии, которые эффективно сочетают в себе, с одной стороны, надежность русских народных традиций и обычаев, а, с другой стороны, новаторский подход и учет современных потребностей логопедической практики.
Изученность проблемы исследования. Проблема использования малых фольклорных форм в процессе логопедической коррекции изучалась в трудах М.М. Алексеевой, Л.Р. Давидович, Ю.Г. Илларионовой, В.И. Селиверстова, А.П. Усовой, О.С. Ушаковой, Б.И. Яшиной и др.
Куклотерапия как педагогическая технология рассматривалась Л.Г. Гребенщиковой, М.Ю. Григорчук, И.Я. Медведевой, В.В. Назаревич, А.Ю. Татаринцевой, Т.Л. Шишовой и пр.
Тем не менее, остаются не до конца раскрытыми вопросы использования фольклорных форм и куклотерапии в логопедической работе в современных условиях, что и обуславливает актуальность выбранной темы работы.
Объект исследования – использование фольклорных форм и куклотерапии в логопедической работе.
Предмет исследования – особенности использования фольклорных форм и куклотерапии с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования – теоретически обосновать, составить и проверить эффективность логопедической работы с использованием фольклорных форм и куклотерапии с дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что речевое развитие старших дошкольников с ОНР III уровня (в частности мелодико-интонационная сторона речи) будет проходить более результативно при соблюдении следующих условий:
— при учете психолого-педагогических и возрастных особенностей старших дошкольников с ОНР III уровня;
— при использовании пальчиковых игр как подготовительного к кукольному пальчиковому театру этапа совместной деятельности;
— при организации совместной деятельности детей средствами кукольного пальчикового театра.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:
1. Рассмотреть особенности использования фольклорных форм в работе с детьми с недоразвитием речи.
2. Изучить куклотерапию как педагогическую технологию в работе с детьми с ОНР.
3. Выполнить логопедическое обследование старших дошкольников с ОНР III уровня.
4. Составить и апробировать логопедическую работу с использованием фольклорных форм и куклотерапии с дошкольниками с ОНР III уровня.
5. Провести контрольный эксперимент и подвести итоги исследования.
Методы исследования:
— анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
— обобщение педагогического опыта;
— педагогический эксперимент;
— тестирование;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе анализа литературы и опыта работы были уточнены особенности использования малых фольклорных форм и куклотерапии в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания логопедической работы с использованием фольклорных форм и куклотерапии с дошкольниками с общим недоразвитием речи. Эта программа может быть внедрена в учебно-воспитательный процесс дошкольных учреждений, реализующих инклюзивную и компенсирующую программу с целью стимулирования речевого развития детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, структурированных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Использование малых фольклорных форм и куклотерапии выступает эффективной технологией в рамках логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи. Игровая форма, в которой проходят занятия, основанные на фольклорном материале и при привлечении различных элементов куклотерапии (в частности пальчикового театра), обеспечивает интерес и энтузиазм детей. Такие занятия не похожи на монотонное заучивание новых слов или однообразное повторение звуков, поэтому детьми эта форма деятельности не воспринимается формализованным занятием. Дошкольники полагают, что фольклор и куклы – это элементы игры. А в связи с тем, что именно игровая деятельность является ведущей для дошкольного возраста, знания и умения, усваиваемые в рамках ведущей деятельности периода, оказываются наиболее крепкими и прочными.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы нам удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать, составить и проверить эффективность логопедической работы с использованием фольклорных форм и куклотерапии с дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— были рассмотрены особенности использования фольклорных форм в работе с детьми с недоразвитием речи;
— была изучена куклотерапия как педагогическая технология в работе с детьми с ОНР;
— было выполнено логопедическое обследование старших дошкольников с ОНР III уровня;
— была составлена и апробирована логопедическая работа с использованием фольклорных форм и куклотерапии с дошкольниками с ОНР III уровня;
— был проведен контрольный эксперимент и подведены итоги исследования.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что речевое развитие старших дошкольников с ОНР III уровня (в частности мелодико-интонационная сторона речи) будет проходить более результативно при соблюдении следующих условий:
— при учете психолого-педагогических и возрастных особенностей старших дошкольников с ОНР III уровня;
— при использовании пальчиковых игр как подготовительного к кукольному пальчиковому театру этапа совместной деятельности;
— при организации совместной деятельности детей средствами кукольного пальчикового театра.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы в полном объеме, а гипотеза доказана.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ПРИМЕНЕНИЕ КУКЛОТЕРАПИИ В ЛОГОПЕДИИ

1.1. Использование русского фольклора в логопедической работе

Главным источником развития выразительности детской речи есть произведения устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки), язык которых прост, точен, выразителен.
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать мелодику и ритм родного языка.
Художественная система русского фольклора, а собственно чистоговорки, содержат в себе все направления работы над словом – лексическую, грамматическую, фонематическую.
Лексическая сторона работы над смысловой стороной слова помогает ребёнку применить точное по смыслу и выразительное слово или словосочетание в соответствии с контекстом высказывания.
Применяя различные стилистические средства языка (порядок слов, построение разнообразных типов предложений) ребёнок оформляет своё высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.
Фонетическая сторона предполагает звуковое оформление текста (интонационная выразительность, правильно выбранный темп, дикция), во многом определяет эмоциональное влияние речи на слушателей.
Работая в данном направлении, удалось выяснить, что рифмованная фраза с часто повторяющимися звуками вызывает интерес у детей к логопедическим занятиям [17]. Активно вовлекают детей в процесс коррекционно-развивающего обучения через игру, содействуют отработке звукопроизношения, развитию силы голоса, темпа речи, чувства ритма, речевого дыхания, лексико-грамматической стороны и развитию речи детей с речевыми нарушениями.
ФГОС настоятельно рекомендует дошкольным работникам, в том числе и логопедам, выпускать в школу детей с хорошо развитой речью, коммуникабельных и социализированных.
Решить эту задачу помогут произведения русского устного детского фольклора, которые являются мощным средством воздействия на детское сознание и речь.
Нам кажется, многие могут усомниться, а должны ли логопеды уделять большое внимание фольклору и когда им это делать.
Использование малых фольклорных форм в логопедической работе решает следующие задачи:
— образовательные задачи;
— развивающие задачи;
— воспитательные задачи.
Прежде всего, мы решили из большого разнообразия жанров детского устного фольклора (их более 15) максимально использовать малые его формы. Это позволяет и на индивидуальных, и на фронтальных занятиях выкраивать на эту работу буквально несколько минут: проговорить скороговорку на изучаемый звук, объяснить смысл пословицы, соответствующей лексической теме недели, в вечерний коррекционный час ввести задание на подбор рифм – дразнилок [50].
Нам кажется, работа с произведениями фольклора в исполнении логопеда может быть не систематической, а эпизодической. Совсем не обязательно формировать какую-то систему знаний и представлений о пословицах, скороговорках или закличках.
При отборе фольклорного материала важно учитывать возрастные и психофизиологические особенности детей. Для дошкольников 4х-летнего возраста доступными являются «малые фольклорные формы» – потешки, чистоговорки, считалки, короткие сказки; с детьми 5 – 6 лет наряду с усложнением «малых форм», большее место уделяется народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам, дразнилкам, загадкам; детей 6 – 7 лет знакомим с небылицами, частушками, былинами.
Рекомендации:
Как отрабатывать скороговорки:
— проговорить скороговорку медленно, шепотом, очень четко артикулируя губами;
— проговорить скороговорку шепотом, быстро, также очень четко артикулируя;
— проговорить «сквозь зубы» (губы активно артикулируют, зубы сжаты);
— проговорить скороговорку громко, медленно, очень четко артикулируя;
— проговорить громко, как можно четче и быстрее.
Как отрабатывать чистоговорки:
— выделить основу чистоговорки;
— подкрепить демонстрационным материалом;
— начать от действий с предметами с проговариванием слов, и перейти от действий во внутренний план.
— включить приёмы в индивидуальные и групповые виды деятельности.
— использовать на этапе автоматизации.
Очень интересным и насыщенным практическим материалом считается использование русского фольклора в логопедической работе. Фольклор – как сокровищница русского, народа находит своё применение в различных областях работы с детьми [9]. Фольклор – это народный язык, а народ – непревзойдённый учитель речи. Знакомство детей с литературным наследием малых фольклорных форм включает все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи и нарушений звукопроизношения. Использование разных жанров фольклора: потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, попевок, сказок, народных подвижных игр, пальчиковых игр развивает речь, формирует нравственные привычки, обогащает знания о природе.
Произведения малых фольклорных форм являются источником речевого материала, который отвечает всем требованиям литературного языка. Эффективно используются малые фольклорные формы при постановке звуков, совершенствовании дикции, а также при работе над развитием лексико-грамматических средств языка. Упражнения с применением малых фольклорных форм разрешают решать задачи развития фонематического слуха, чувства ритма и рифмы, формирования грамматического строя речи, улучшения звуковой культуры речи.
Сказка – как фольклорный жанр. Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом столетии в качестве термина, означающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь свойствен поэтический вымысел. Известно, что многие сказки начинаются с зачина: «Жили-были», а оканчиваются приговоркой: «Стали жить-поживать и добра наживать». Мысль в сказке весьма простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму.
Сказки – своего рода моральный кодекс народа, их героика – это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Сказки обучают детей не повиноваться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело бороться с неприятностями и побеждать их. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от бездушности, эгоизма, безразличия, народ красочно рисовал сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека.
Важно, чтобы ребенок не просто слушал ту или другую сказку, но и понимал ее идею, вдумывался в подробности происходящего [17]. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идет переоценка услышанного ранее. Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как она будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно донесет он образы персонажей, передаст и нравственную направленность, и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест. Рассказывать сказку нужно неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточны. Напряженно следя только за сюжетом, дети многое упускают. С понимания сказок начинается разумение родной речи.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, свойственные признаки предметов или явлений [19]. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Есть удобный момент – на занятии вводим ознакомление с каким-либо произведением детского фольклора. И пусть иногда это будет на уровне пассивной речи. Пусть дети просто учатся слушать не всегда привычные по строению и по словарному наполнению высказывания.
Конечно, очень важно при ознакомлении с произведениями детского фольклора проводить словарную работу: насест, морока, косой, конопель, осока, лоза, крынка, колода и т.д. Причем залезать в дебри этимологии не стоит. Объяснить значение слова доступно для ребенка, провести ассоциации с современными предметами достаточно.
А вот обращать особое внимание детей на метафоры и эпитеты обязательно надо, и вместе с детьми восхищаться ими, пытаться придумать что-то похожее. Все мы хорошо знаем, с каким трудом дошкольники, тем более дошкольники с ОНР, воспринимают смысл пословиц и поговорок и практически не могут его толковать [46]. Мы с воспитателями смело помогаем детям, иногда просто «разжёвывая» значение пословиц и поговорок, привлекаем к этому родителей. И, на наш взгляд, несмотря на эту сложность восприятия детьми, пословицы и поговорки – это очень мощный источник народной мудрости, который знакомит дошкольников с различными сторонами жизни и воспитывает их.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы