Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Физическая культура

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование здорового образа жизни у школьников 14-15 лет на дополнительных занятиях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ 14-15 ЛЕТ 6
1.1. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «здоровьесберегающие технологии» 6
1.2. Проблемы формирования здорового образа жизни у школьников 14-15 лет 12
1.3. Характеристика здоровьесберегающих технологий 14
1.4. Возможности использования здоровьесберегающих технологий у школьников 14-15 лет 17
Заключение по главе 1 18
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.1. Методы исследования 20
2.2. Организация исследования 23
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ АКВААЭРОБИКИ У ШКОЛЬНИКОВ 14-15 ЛЕТ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ 25
3.1. Оценка исходных показателей здоровья и физической подготовленности у школьников 14-15 лет 25
3.2. Разработка и апробация коплекса упражнений аквааэробики на дополнительных занятиях у школьников 14-15 лет 35
3.3. Оценка эффективности влияния комплекса аквааэробики на показатели здоровья и физической подготовленности школьников 14-15 лет 41
Заключение по главе 3 47
ВЫВОДЫ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 61

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Проблема сохранения и укрепления здоровья населения становится крайне актуальной на современном этапе развития общества. На сегодня постоянно увеличивается число школьников различных возрастных групп с нарушениями в состоянии здоровья, что диктует актуальность исследований, направленных на поиск и обоснование новых комплексов физкультурно-оздоровительных занятий у детей на дополнительных занятиях для обеспечения формирования у них здорового образа жизни. Как считают многие исследователи [9, 10], для того, чтобы улучшить физическое состояние подрастающего поколения необходимо искать и подбирать новые средства, подходы и методы работы, чтобы они полностью соответствовали индивидуальным особенностям школьника, а также его личным интересам [3, 5, 7].
Анализ научной литературы [6, 7, 10, 14, 16] свидетельствует о согласованном мнении ученых о важной роли периода обучения в школе для формирования и укрепления здоровья школьников, формирования всесторонне развитой личности, создания базовых предпосылок для дальнейшего гармоничного развития школьника, создания ценностного отношения к собственному здоровью, стимулирование двигательной активности.
Вместе с этим, проблеме повышения качества жизни, уровня здоровья и теоретико-методологическим основам формирования здорового образа жизни у подростков посвятили свои исследования многие ученые [11, 12, 13]. В своих исследованиях ученые рассматривают общетеоретические вопросы формирования здорового образа жизни у разных групп населения, социальную ценность здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья. Вопросы формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи на здоровый образ жизни исследовались во многих работах [8, 19, 27, 34, 41].
В то же время, ограниченное использование инновационных средств физического воспитания, неэффективное планирование, формальное отношение к проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий в средней школе являются преградами для формирования гармонично развитой, нравственно и физически здоровой личности и требует включения нестандартных средств оздоровления на дополнительных занятиях. Применение аквааэробики, на наш взгляд, будет способствовать с одной стороны, укреплению здоровья за счет мощного оздоровительного воздействия водного фактора, а с другой стороны, будет способствовать формированию здорового образа жизни за счет систематического закаливания и приобщения школьников к таким мероприятиям.
Таким образом, учитывая насущную проблему и научно-практические потребности в ее решении, а также учет состояния обоснованности этой социально-воспитательной проблемы, представляется довольно аргументированной потребность в ее дальнейшей разработке. Вышеназванные обстоятельства позволили определиться с направлением исследования, которое состоит в оценке осведомленности подростков о факторах здорового образа жизни, а также влиянии разработанного комплекса упражнений аквааэробики на дополнительных занятиях на состояние здоровья школьников 14-15 лет.
Разработанный комплекс упражнений аквааэробики будет эффективным если:
— через систематические занятия комплексом упражнений аквааэробики у школьников будут привиты навыки занятий физической культурой, как основного средства здорового образа жизни;
— нагрузка в комплексах физических упражнений будет дозироваться с учетом индекса Руфье, отражающего уровень здоровья;
— использование водной среды для выполнения физических упражнений будет обладать оздоровительным закаливающим эффектом, а также созданием положительного эмоционального фона.
Гипотеза исследования. Дополнительные занятия школьников 14-15 лет аквааэробикой будут не только оказыать положительное влияние на состояние их здоровья, но и способствовать формированию здорового образа жизни.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в системе дополнительного образования школьников основной ступени обучения.
Предмет исследования – содержание и организация занятий аквааэробикой в системе дополнительного образования, направленных на формирование здорового образа жизни школьников 14-15 лет.
Цель исследования – теоретически разработать содержание занятий аквааэробикой в системе дополнительного образования, направленных на формирование здорового образа жизни школьников 14-15 лет, и экспериментально обосновать эффективность их применения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать современное состояние проблемы формирования здорового образа жизни школьников 14-15 лет.
2. Разработать содержание и организацию занятий аквааэробикой для формирования здорового образа жизни школьников 14-15 лет и укрепления их здоровья.
3. Экспериментально доказать эффективность применения разработанных занятий аквааэробикой для укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни школьников 14-15 лет.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Анализ научно-методической литературы показал, что здоровье детей школьного возраста и его приумножение является важным вопросом научной мысли исследователей многих отраслей знаний и не теряет актуальности длительное время. Критическое состояние здоровья детей в России является отражением сложной социально-экономической и политической ситуации на фоне высокого уровня заболеваемости школьников, низкого уровня их двигательной активности и мотивации к систематическим физкультурно-оздоровительных занятий. Исследователи подчеркивают, что наиболее ярко это выражено во время учебы в средней школе и к старшим классам данная ситуация только усугубляется.
Результаты проведенного нами опроса школьников 14-15 лет (n=50) вызывают обеспокоенность, так как лишь небольшая часть из них отдает предпочтение активному образу жизни и занятиям физическими упражнениями; большая часть школьников не проводят никаких мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, не придерживаются правил здорового образа жизни, не занимаются спортом и не следуют принципам рационального питания, что негативно влияет на состояние их здоровья и повышает восприимчивость организма к различным заболеваниям.
И как результат, по итогам предварительного тестирования, у этих школьников были выявлены низкие показатели здоровья, уровня физической подготовленности и работоспособности( у более 60% — удовлетворительная по индексу Руфье).
Поэтому проблема формирования ориентации на здоровый образ жизни является актуальной для данной возрастной категории.
2. Разработано содержание дополнительных занятий аквааэробикой, направленных на укрепление состояния здоровья школьников, формирование у них здорового образа жизни, а также улучшение показателей физической подготовленности. Методическими особенностями занятий аквааэробикой было: индивидуализация интенсивности физической нагрузки, которая варьировалась от 60 до 70% ; постепенное увеличение объема нагрузок, сложности упражнений на мелкой и глубокой воде, применение нудлов и плавательных лопаток. Для этого использовались упражнения преимущественно в опорном положении, у бортика, на мелкой воде и на «смешанной» воде с подвижной опорой (с предметами).
3. По итогам педагогического эксперимента был повторно проведен опрос школьников 14-15 лет (n=50), который показал:
— что 90% из них стали считать, что занятия физической культурой и спортом играют важную роль в укреплении здоровья;
— 80% респондентов отдают предпочтение активному образу жизни и занятиям физическими упражнениями;
— 80% занимающихся аквааэробикой отметили улучшение своего самочувствия.
Показатели физической подготовленности у школьниц 14-15 лет, занимающихся в ЭГ достоверно, по t -критерию Стъюдента (при уровне значимости р<0,05) , улучшились по пяти тестам, характеризующих силовые, скоростно-силовые способности, гибкость и ловкость, в то время как у девочек в КГ достоверные изменения были зафиксированы только в двух тестах из шести.
Показатели физической подготовленности у мальчиков 14-15 лет, занимающихся в ЭГ достоверно, по t -критерию Стъюдента (при уровне значимости р<0,05) , улучшились тоже по пяти тестам из шести, в то время как у мальчиков в КГ достоверные изменения не были зафиксированы ни в одном из шести тестов.
Значительно улучшились показатели физической работоспособности по индексу Руфье в ЭГ – у 65% — хорошая, в то время как в КГ у половины занимающихся(50%) осталась на уровне — удовлетворительная.
Было установлено, что за период проведения исследования лишь 10% школьников ЭГ болели ОРВИ, а в КГ — 30%. Эти данные подтверждают нашу гипотезу о том, что дополнительные занятия в водной среде способствуют значительному укреплению здоровья и иммунитета за счет закаливающего фактора.
Таким образом, систематические занятия аквааэробикой привили школьникам 14-15 лет навыки ведения здорового образа жизни, повысилась их двигательная активность о второй половине дня, которая привела к объективному улучшению их состояния здоровья и физической подготовленности, что подтверждено анализом изменения эмпирических данных.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ 14-15 ЛЕТ

1.1. Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «здоровьесберегающие технологии»

Здоровье человека образуется при успешном взаимодействии определенных внутренних и внешних факторов [5, 6].
Считается, что проблема сохранения здоровья детей и молодежи сегодня стоит довольно остро, поскольку сложные социально-экономические условия, экологические, духовно-культурные проблемы вызвали значительное снижение уровня здоровья подрастающего поколения.
В конце XX столетия российский ученый И.И. Брехман одним из первых заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел термин «валеология» (как производное от латинскою valeo «здоровье», «быть здоровым»).
Одновременно с их негативным влиянием на молодое поколение негативное влияние имеют еще много факторов риска, получившие название «школьные» факторы риска – то есть локализированные в учебных заведениях [20].
Указанное выше обусловливает важную проблему в сфере образования, конкретнее — необходимость обеспечение здоровьесберегающего характера педагогического процесса. Необходимо выработать у каждого ученика программу жизнедеятельности, включающую: способность быть ответственным за свое здоровье, мотивацию на здоровый образ жизни (ЗОЖ), владение методами самодиагностики, самооценки, самоконтроля и самокоррекции психосоматического состояния.
Отметим, что педагогика здоровья – это область науки, изучающая состояние и развитие теории и практики учение о здоровье и воспитание в духе ЗОЖ на разных этапах человеческой жизни. Целью педагогики здоровья является обучение личности необходимого поведения, действий, техник, способствующих сохранению и укреплению здоровья, а также выявление мотивационных установок для формирования и развития здоровьесберегающего поведения человека [42].
Здоровый образ жизни представляет собой определенную деятельность личности или группы людей, которая направлена на сохранение и улучшение, укрепление здоровья.
На сегодняшний день единого толкования понятия «здоровый образ жизни» нет, но суть его заключается в одном — сохранении здоровья человека.
Здоровый образ жизни это:
1) рациональный индивидуальный режим жизни, способствующий здоровью (психическая активность, здоровое питание, надлежащее духовное режим, личная гигиена, отказ от курения и злоупотребления алкоголем);
2) активное участие в формировании социальных отношений, способствующих сохранению и развития личности;
3) гигиеническое рациональное поведение с учетом требований окружающей среды;
4) сознательное участие в организации условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности;
5) разумное отношение к мероприятиям по охране здоровья при заболевании [35].
Здоровьесохраняющее сопровождение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях должно предусматривать реализацию следующих задач [37]:
— организацию личностно ориентированного обучения с учетом индивидуальных возможностей ребенка;
— диагностику индивидуального здоровья с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей ученика;
— реализацию системы рекреационных, коррекционных и реабилитационных мероприятий по сохранению здоровья;
— выбор оптимальных учебных программ, учитывающих возраст, пол, социальную и экологическую среду;
— формирование индивидуальных потребностей личности и профориентации на основе знаний о собственных возможностях и особенности физического, психического, социального и духовного здоровье;
— оптимизацию социально-гигиенических условий жизнедеятельности детей, воспитателей и педагогов.
Сложность и многогранность теории здоровьесберегающей педагогики активизирует процесс широкого использования в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий, динамика продуцирования которых постоянно растет.
Необходимо отметить, что под технологией понимают совокупность приемов, используемых в любом деле. В научно-педагогической литературе есть сейчас более трехсот определений понятий «технология обучения» и «педагогическая технология». Они формируются в зависимости от того, как авторы представляют структуру и составляющие учебного процесса. Эти понятия характеризуются как системный метод (С. Гончаренко, И. Прокопенко, В. Евдокимов, 2008), педагогическая (дидактическая) система (А. Савченко, 2010), деятельность (Н. Абашкина, Е. Бережная, В. Дорошенко, 2012), способ организации учебного процесса (И. Лернер, М. Кларин, 2015), конструирование и моделирование учебного процесса (И. Богданова, В. Воронов. А. Гохберг, 2011).
Все эти определения сочетают совместное направление на повышение эффективности учебного процесса, гарантирующее достижение запланированных результатов обучения. Он пишет, что педагогическая технология используется с целью исследования определить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также благодаря оценке методов, которые применяются» [33].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы