Методика преподавания математики в начальных классах Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему «Формирование универсальных познавательных действий младших школьников в условиях самостоятельной работы с арифметическим материалом»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение .3
Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных познавательных действий младших школьников в условиях самостоятельной работы .8
1.1. Ценностно-целевые ориентиры начального математического образования …………………………………………………………………………..8
1.2. Характеристика универсальных познавательных действий младших школьников при освоении математического материала …………………………15
1.3. Организация самостоятельной работы с младшими школьниками на уроках математики ………………………………………………………………….24
Глава 2. Практическая реализация формирования универсальных познавательных действий младших школьников в условиях самостоятельной работы с арифметическим материалом .30
2.1 Обобщение педагогического опыта по формированию универсальных познавательных действий младших школьников в условиях самостоятельной работы с арифметическим материалом ……………………….30
2.2 Констатирующий и формирующий этапы формирования универсальных познавательных действий младших школьников в условиях самостоятельной работы с арифметическим материалом …………….37
2.3 Итоги исследования.. ……………………………………………………………51
Заключение .56
Список использованной литературы .60

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В настоящее время целью современного начального образования является не только приобретение знаний и умений. Она охватывает развитие у школьников базовых образовательных компетенций, обеспечивающих формирование основных навыков учебной деятельности, а также развитие познавательных и коммуникативных способностей у младших школьников.
В связи с этим, ФГОС выдвигает требования к формированию не только объективных результатов у учащихся начальной школы, но и личных и метапредметных результатов, включая универсальные образовательные действия, освоенные младшими учащимися. Таким образом, сегодня важнейшей задачей образования является именно формирование универсальных образовательных действий, которые дают учащимся возможность учиться, то есть способность самостоятельно развивать и совершенствовать каждого учащегося в учебной деятельности. Младший ученик теперь не только осваивает систему знаний, умений, но и учится самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, учится управлять ею, совершенствовать свои коммуникативные навыки, что в целом способствует личностному развитию ребенка.
Современный младший школьник не должен изучать новые знания только с помощью учителя, теперь ему необходимо самостоятельно приобретать и усваивать новые знания, формировать умения и навыки. В этом случае школьник должен самостоятельно управлять своей образовательной деятельностью, то есть самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность.
Согласно новым стандартам, младший ученик должен сам поставить перед собой цель образования, найти пути ее достижения, сформулировать конкретные задачи и составить план действий. Школьник должен ориентироваться в потоке образовательной информации, грамотно искать недостающую информацию, уметь ее анализировать и систематизировать, что необходимо для ее качественного усвоения. Младший ученик должен не только читать тексты, но и понимать их суть, а также уметь находить наиболее подходящий способ решения проблем. Кроме того, учащийся начальной школы должен уметь формулировать проблему, самостоятельно находить решение, выбирать наиболее эффективные методы, отражать и контролировать свою деятельность и полученные результаты.
Это делает актуальным формирование познавательных учебных действий в начальной школе, поскольку они обеспечивают формирование указанных навыков. Познавательные универсальные учебные действия, в том числе общеобразовательные действия, логические действия, а также действия по постановке и решению задач, готовят ученика к решению любой задачи. Однако на современном этапе развития начального общего образования некоторые учителя сомневаются в возможности одновременного освоения школьниками содержания учебного материала и организации специальной работы по формированию универсальных учебных действий, в то время как другие испытывают трудности в организации специальной деятельности школьников.
Предмет «Математика» является основой для развития познавательных УУД у школьников, поскольку младшие школьники активно развивают умственные операции, планируют свою деятельность при решении задач, переводят текст из символической формы в графическую модель (моделирование), развивают вычислительные навыки. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального образовательного действия. Именно на уроках математики в начальной школе активно формируется действие моделирования.
Концепция развития универсальных учебных действий была разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов) группой авторов: А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская И.А. Володарский О.А. Карабанова Н.Г. Салмина и С.В. Молчанов под руководством А.Г. Асмолова.
На современном этапе формирование познавательные УУД рассматриваются такими учеными: М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова Н.Б. Истомина М.И. Моро А.М. Пышкало, Л.Г. Петерсон и другими. Многие исследователи отмечают, что целенаправленная работа по формированию познавательных УУД у младших школьников должна носить системный характер (Е.В. Веселовская, Е.Е. Останина, А.А. Столяр, Л.М. Фридман и др.). В то же время исследования психологов (П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.А. Люблинской, Д.Б. Эльконина и др.) позволяют сделать вывод, что эффективность процесса формирования познавательных УУД зависит от организации специальной развивающей деятельности.
В работах этих авторов доказано, что в результате правильно организованного обучения младшие школьники очень быстро приобретают познавательные навыки обучения, в частности способность обобщать, классифицировать и обосновывать свои выводы с разумом. Однако в педагогической теории нет единого подхода к решению вопроса о том, как организовать такое обучение. Некоторые учителя считают, что логические приемы являются неотъемлемой частью наук, основы которых включены в содержание обучения, поэтому при изучении школьных предметов учащиеся автоматически развивают познавательные УУД на основе заданных образов (В. Г. Бейлинсон, Н. Н. Поспелов, М. Н. Скаткин).
Проблема формирования познавательных УУД в начальной школе является одной из важнейших в психолого-педагогической практике. Основным способом ее решения является поэтапное формирование познавательных УУД. Ведущая роль в этом принадлежит учителю, который может организовать работу с учебными средствами, направленными на формирование познавательных УУД на уроках математики.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью формирования у учащихся познавательных универсальных учебных действий и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения. Выделенное противоречие позволило определить проблему исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определил в качестве основных результатов не личностные, а метапредметные — универсальные учебные действия. Таким образом, важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, которые дают учащимся возможность учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается за счет сознательного, активного усвоения учащимися социального опыта. В то же время знания, навыки и умения рассматриваются как производные соответствующих типов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и хранятся в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
В широком смысле «универсальные учебные действия» — это саморазвитие и самосовершенствование посредством осознанного и активного освоения нового социального опыта. В более узком смысле именно совокупность действий школьника, которые обеспечивают его культурную самобытность, социальную компетентность, толерантность, способность самостоятельно осваивать новые знания и навыки, включая организацию этого процесса.
Сегодня, согласно действующему ФГОС, цели преподавания математики как дисциплины отражены в запланированных результатах: предметных, метапредметных, личностных. В процессе усвоения предмета школьники развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; осваивают математические рассуждения; учаться применять математические знания при решении различных задач и оценивать результаты; овладевают навыками решения образовательных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.
Познавательные универсальные учебные действия представляют собой систему способов познания окружающего мира, выстраивания самостоятельного процесса поиска, исследования и набора операций для обработки, систематизации, обобщения и использования полученной информации. Таким образом, познавательные УУД ученика начальной школы направлены на обеспечение успешного овладения знаниями, формирование навыков, умений в любой предметной области, определенной программой начального общего образования, на обеспечение всех этапов овладения образовательным содержанием и формирования психологические способности младших школьников.
Проанализировав литературу, можно сделать вывод, что для успешного формирования познавательных УУД необходимо тщательно работать на каждом этапе решения проблемы. При решении проблем необходимо использовать схемы, которые ученики должны уметь понимать и анализировать. Для лучшего усвоения общего метода решения задач учащиеся должны освоить действие моделирования; при обучении математике необходимо использовать разные модели.
В связи с модернизацией образования современный человек обязан проявить самостоятельность, которая, несомненно, формируется начиная со школьной скамьи. В связи с этим главная задача современной школы — не дать ученику определенный объем знаний, сформировать способности, а научить его самостоятельно приобретать эти знания. Однако самостоятельная работа вызывает у большинства студентов серьезные трудности. Актуальным сегодня является проблема разработки методов организации самостоятельной работы на уроках математики в начальной школе на основе научной теории.
Самостоятельная работа — это познавательное учебное занятие, которое проводится без непосредственного участия учителя, но в соответствии с его заданием, в определенный период времени. Самостоятельная работа должна быть целенаправленно применена на уроках, в том числе и по математике, поскольку она развивает волю, умение работать, внимание, дисциплину учащихся. Однако его формы, методы организации и место в образовательном процессе очень разные.
Во второй главе исследования было представлено три этапа эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе мы провели диагностику сформированности общеучебных умений у третьеклассников. По итогам констатирующего этапа оказалось, что оба класса не подготовлены в плане общеучебных действий, тем не менее, контрольная группа показала более слабые результаты. В обеих группах наблюдается очень низкий уровень сформированности действия моделирования, хотя в контрольной группе он ниже. В экспериментальной группе на высоком уровне только 9% учащихся, на среднем уровне – 50% детей, на низком уровне – 41% учащихся. В контрольной группе на высоком уровне 1 ребенок, что составляет 4%, на среднем и низком уровне –48% учащихся.
В связи с этим, для экспериментальной группы был предложен комплекс 17 уроков по формированию данных умений, куда были включены разные формы работы и где были созданы условия для эффективного формирования общеучебных УУД. Работа была направлена на отработку общего умения решать задачи, обучение действию моделирования, а также развитие логических действий, стимулирование познавательного интереса и самостоятельности, развитие исследовательских умений.
Итогом нашей работы стал контрольный этап эксперимента, где по тем же методикам мы проверили уровень сформированности умений в двух классах. Мы можем сделать вывод, что разработанная система уроков позволила испытуемым экспериментальной группы освоить действие моделирования. Можно сделать вывод об общей динамике развития общеучебных познавательных действий. В экспериментальной группе высокий уровень повысился на 27%, средний понизился на 5%, а низкий понизился на 20%.

 

Фрагмент текста работы:

 

Основная образовательная программа подчеркивает, что ценностные ориентиры начального образования определяют личностный, социальный и государственный порядок системы образования, выраженный в Требованиях к результатам разработки основной образовательной программы, и отражают следующие цели начального образования:
— формирование основ гражданской идентичности на основе чувства собственности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятие мира как единого и целостного с множеством культур, национальностей, религий; уважение к истории и культуре каждого народа;
— формирование психологических условий для развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на свое мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
— развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов морали и гуманизма: принятие и уважение ценностей семьи и учебного заведения, персонала и общества и стремление им следовать;
— ориентация в нравственном содержании и смысле, как своих собственных действий, так и действий окружающих, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
— формирование чувства прекрасного и эстетического чувства через знакомство с мировой и отечественной художественной культурой;
— развитие способности к обучению в качестве первого шага к самообразованию и самообразованию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
— формирование умения учиться и умения организовывать свою деятельность (планирование, контроль, оценка);
— развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия самореализации: формирование самооценки и эмоционально-позитивного отношения к себе, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим действиям и способность адекватно оценивать их; развитие готовности к самостоятельным действиям и действиям, ответственности за их результаты;
— формирование решимости и настойчивости в достижении целей, готовности преодолевать трудности и оптимизм в жизни;
— формирование нетерпимости и способности противостоять действиям и воздействиям, которые представляют угрозу для жизни, здоровья, безопасности человека и общества, в пределах своих возможностей [26].
Реализация ценностей общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, когнитивного и личностного развития учащихся на основе формирования общеобразовательных умений, обобщенных методов действий обеспечивает высокую эффективность решения жизненных проблем и возможности саморазвития учащихся [16].
Современный взгляд на цели и содержание школьного курса по математике во многом определяется процессом становления дисциплины. Ряд ученых придерживаются этого мнения (Б.В. Гнеденко, В.В. Давыдов, О.Б. Епишева, Г.И. Саранцев, Р.С. Черкасов, В.В. Фирсов).
Анализ работ, посвященных истории становления математических дисциплин, позволяет сделать вывод, что акцент неоднократно смещен по отношению к содержанию и целям преподавания этих дисциплин. Итак, В.В. Фирсов отметил: «Учителя должны были, прежде всего, прийти к общему пониманию целей преподавания предмета …; скорее вопрос о том, насколько эти цели соответствуют нашему нынешнему пониманию того, что мы хотим видеть в российской школе, является актуальным» [10, с.10].
Рассмотрим ретроспективный анализ изменения целей преподавания математических дисциплин. Следует отметить, что наряду с изменениями целевых компонентов, только цели формирования логического и математического мышления остаются неизменными. В 70-х годах XX в. Развитие прочных навыков работы было приоритетом. Помимо этой цели, в 1975 г. А. Н. Колмогоров выделил следующее: «Воспитание воображения и интуиции, позволяющее решать сложные проблемы, может быть без умения полностью обосновать найденное решение» [5, с. 9] и «воспитание ясного логического мышления и умения сознательно воспринимать новые и абстрактные понятия» [5, с.9]. В 80-х годах на основе Базовой программы по математике к развитию навыков ученые добавили цели формирования знаний и навыков, а также сместили акцент на повышение прикладной и практической направленности курса математики.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы