Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Русский язык и литература

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование умений осознанного чтения у первоклассников в букварный период по средствам прогнозирования текста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования у первоклассников умений осознанного чтения в букварный период 6
1.1 Чтение как вид речевой деятельности 6
1.2 Виды чтения. Осознанное чтение 20
1.3 Использование прогнозирования чтения в процессе формирования умений осознанного чтения у первоклассников 25
Вывод по главе 1 29
Глава 2. Исследование уровня сформированности у первоклассников осознанного чтения 30
2.1. Организация и методика исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования 33
Вывод по главе 2 35
Глава 3. Работа по формированию у первоклассников умений осознанного чтения в букварный период посредством прогнозирования текста 36
3.1. Система работы по формированию у первоклассников умений осознанного чтения в букварный период 36
3.2. Проверка эффективности проведенной работы 52
Вывод по главе 3 55
Заключение 57
Список использованной литературы 59

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Научить детей хорошо читать – одна из важнейших задач начальной школы. Чтобы достичь этой цели, необходимо создать для ребенка благоприятные условия, обеспечить квалифицированное руководство обучением, основой которого является знание особенностей процесса чтения, владение эффективными методами и приемами его применения.
Существуют две разновидности учебного чтения – это чтение вслух и молча. В 1 классе традиционно для нашей школы детей сначала учат читать вслух. Чтение вслух имеет значительные преимущества. Оно позволяет учителю управлять деятельностью школьника и вовремя помогать на первых шагах, когда ребенок учится читать слоги различных типов и сливать их в слова. Чтение вслух способствует выработке навыка литературного произношения, формирует умение правильно интонировать предложения и тому подобное.
Важной характеристикой чтения вслух является его скорость. Школьников надо учить читать вслух со скоростью, соответствующей ситуации, определенной коммуникативной задаче.
Для первоклассников, у которых навык чтения еще не сформирован, становится проблема приобретения элементарной техники чтения (правильность произношения, скорость) – это достаточно сложный процесс, который отнимает у детей много сил и времени. И пока ученик не научится читать быстро и осознанно, думать и сочувствовать во время чтения, этот процесс не будет приносить ему радости и удовольствия.
Вопросы формирования умений чтения интересует многих исследователей из начального звена образования (М. Вашуленко, В. Горецкий, А. Джежелей, А. Савченко, Н. Светловская, С. Фоломкина, Г. Шелехова и др.). Учеными проведен ряд фундаментальных исследований в области развития технической и смысловой стороны чтения, создано значительное количество соответствующих программ и учебников. Однако современная среда, в которой растет и развивается ребенок, требует новых подходов к решению вопроса становления ребенка-читателя.
Чтение – один из видов речевой деятельности, направленный на получение информации, содержащейся в написанном тексте. Целью обучения чтению является формирование умений и навыков, которые дают возможность воспринимать текст как источник информации. Поэтому, решить данную проблему позволить использование учителем такого приема, как прогнозирование содержания текста на основе заголовка, иллюстрации, первого или последнего абзаца и тому подобное.
Анализ литературы позволил нам установить противоречие исследования, которое состоит в том, что несмотря на разработанность вопроса обучения первоклассников чтению, вопрос использования приема прогнозирования текста в этом процессе сегодня остается недостаточно разработанным. Чем и определяется актуальность данного исследования.
Объектом исследования являются умения осознанного чтения у первоклассников.
Предметом исследования является процесс формирования умений осознанного чтения у первоклассников в букварный период по средствам прогнозирования текста.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить условия эффективного применения приема прогнозирования текста в процессе формирования умений осознанного чтения у первоклассников в букварный период и разработать систему работы по формированию у первоклассников умений осознанного чтения в букварный период.
Задачами исследования, способствующими достижению поставленной цели, являются следующие:
1. Дать характеристику чтению как виду речевой деятельности.
2. Описать виды чтения, осознанное чтение.
3. Описать специфику использования прогнозирования чтения в процессе формирования умений осознанного чтения у первоклассников.
4. Провести исследование уровня сформированности у первоклассников осознанного чтения.
5. Разработать и апробировать систему работы по формированию у первоклассников умений осознанного чтения в букварный период.
Методами исследования, позволяющими решить поставленные задачи, являются следующие:
− анализ литературы по теме исследования:
− синтез;
− обобщение;
− эксперимент;
− наблюдение.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что нами теоретически обосновано значение прогнозирования текста для эффективного формирования умений осознанного чтения у первоклассников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса; в разработанной системе работы по формированию у первоклассников умений осознанного чтения в букварный период, а также в возможности ее использования в работе с первоклассниками в процессе формирования у них умений осознанного чтения в букварный период.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате написания данной работы была достигнута ее цель – выявлены условия эффективного применения приема прогнозирования текста в процессе формирования умений осознанного чтения у первоклассников в букварный период и разработана система работы по формированию у первоклассников умений осознанного чтения в букварный период.
При разработке и апробации данной системы были соблюдены следующие условия: учет возрастных особенностей первоклассников; использование наглядности; использование приема прогнозирования текста.
В предложенной системе работы предлагается целостная система заданий, которые направлены на формирование качественных характеристик умений осознанного чтения с использованием приема прогнозирования.
Прогнозирование в процессе восприятия содержания текста является одним из главных условий быстрого чтения, которое характеризуется не только большим диапазоном темпа чтения учеником текста, но и глубоким проникновением в смысл текста.
Проведенное экспериментальное исследование показало эффективность применения приема прогнозирования в процессе формирования умений осознанного чтения у первоклассников, поскольку была намечена положительная динамика в уровнях сформированности умений осознанного чтения у учащихся, принявших участие в исследовании.
На констатирующем этапе исследования было установлено, что низким уровнем сформированности осознанного чтения обладают 3 учащихся (15%); средним уровнем сформированности осознанного чтения – 3 учащихся (15%); достаточным уровнем сформированности осознанного чтения – 9 учащихся (45%); высоким уровнем сформированности осознанного чтения – 5 учащихся (15%).
После применения на практике разработанной системы работы. Диагностика была проведена повторно. Была выявлена положительная динамика: низкий уровнем сформированности осознанного чтения свойственен 1 учащемуся (5%) по сравнению с 3 учащимися (15%) на констатирующем этапе; средним уровнем сформированности осознанного чтения свойственен 4 учащимся (20%) по сравнению с 3 учащимися (15%) на констатирующем этапе; достаточный уровнем сформированности осознанного чтения выявлен у 8 учащихся (40%) по сравнению с 9 учащимися (45%) на констатирующем этапе; высокий уровень сформированности осознанного чтения – у 7 учащихся (35%) по сравнению с 5 учащимися (15%) на этапе констатации.
Таким образом, разработанная система работы по обучению осознанному чтению показала свою эффективность. Итак, цель исследования была достигнута, задачи решены.
Прогнозирование в процессе обучения осознанному чтению предусматривает создание на уроке соответствующей атмосферы, с тем, чтобы эмоциональная реакция ребенка на содержание прочитанного во время первичного восприятия была созвучна общему эмоциональному настрою самого текста. На этапе подготовки к восприятию проводится работа по установлению значений непонятных для учащихся слов, которые учитель определяет заранее, работа над содержанием заголовка, иллюстрациями. Такая деятельность обеспечивает первичную интерпретацию текста; школьники приобретают важный читательский опыт – прогнозирование и антиципацию, опыт диалогового взаимодействия читателя с текстом еще до чтения произведения; в них усиливаются положительные читательские мотивы.
Данная работа имеет свою практическую значимость и может быть использована в дальнейших разработках данного вопроса, а разработанная система работы по формированию умений осознанного чтения у первоклассников в букварный период может быть использована в практической деятельности учителя начальной школы.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические аспекты формирования у первоклассников умений осознанного чтения в букварный период
1.1 Чтение как вид речевой деятельности

Сегодня, когда много информации в Интернете подается в письменном виде, умение иноязычного чтения становится все более актуальным и востребованным.
В контексте данной работы считаем целесообразным раскрыть сущность понятия чтения.
Анализ литературы по теме исследования показывает, что исследователями чтение понимается как деятельность либо процесс, направленные на извлечение необходимой информации. Так, Е.Ю. Мишина и Е.В. Тартаковская отмечают, что чтение как вид речевой деятельности может способствовать развитию необходимых для школьников форм общения. Чтение как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей [27, с. 179].
Н.Д. Гальскова пишет о чтении как процессе, который предусматривает восприятие и активную переработку информации, закодированной графически с помощью системы языка (З.И. Клычникова), является сложной аналитико-синтетической деятельностью, которая состоит из восприятия и понимания текста [9, с. 224].
По мнению Е.Н. Солововой, чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности тогда, когда учащийся читает с целью получения необходимой информации из текста. При этом исследовательница уточняет, что полнота и точность извлечения информации отличаются в зависимости от ситуации [35, с. 141].
Н.Ф. Коряковцева считает, что чтение предусматривает продуктивную самостоятельную работу учащихся, которая позволит им реализовать личностный творческий потенциал, даст возможность накопить эффективный индивидуальный опыт освоения и использования изучаемого родного языка и создать условия, способствующие самоопределению, самореализации и развитию языковой и образовательной среды [18, с. 64-65].
И.А. Зимняя, говоря о чтении, отмечала, что чтение, как и аудирование, – это внешне невыраженный процесс внутренней активности, которая вызвана необходимостью формирования и формулирования смыслового содержания, которое задано извне, иначе говоря, чтение предполагает решение мыслительной задачи посредством вербальных средств для себя. Такая особенность чтения, как вида рецептивной речевой деятельности, дает возможность определить его как внутреннее, в отличие от говорения и письма, которые выражены внешне [12, с. 72]. При этом И.А. Зимняя подчеркивает мысль А.Н. Леонтьева о том, что чтение по своей структуре и предметному (психологическому) содержанию не отличается от внешне выраженных видов речевой деятельности [Цит. по: 12, с. 72].
Итак, мы видим, что исследователи (Н.Д. Гальскова, И.А. Зимняя, Н.Ф. Коряковцева, Е.Ю. Мишина, Е.Н. Соловова) под чтением понимают такой вид речевой деятельности, который предполагает восприятие, понимание письменного текста, извлечение из него необходимой информации, для чего учащимся необходимо осуществление определенных мыслительных операций.
Процесс чтения сопровождается такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, умозаключение и др. Читатель получает в результате информацию, которая очень важна в процессе коммуникативно-общественной деятельности. Чтение способствует усвоению опыта всех тех богатств, которые выработало человечество в различных сферах жизни, оно развивает интеллект, обучает и воспитывает.
С точки зрения психологии, чтение – это процесс, который начинается со зрительного восприятия и анализа графемы, далее переходит к перешифровке комплекса графем в соответствующие звуковые структуры и заканчивается усвоением значения прочитанного. А.Р. Лурия отмечает, что существенной особенностью чтения является то, что на разных стадиях формирования навыка чтения состав перечисленных операций является глубоко различным. На начальных этапах обучения чтение является развернутой деятельностью, которая включает все выше упомянутые операции, а на всех дальнейших этапах оно преобразуется в свернутый, высокоавтоматизированный процесс, который почти не включает в свой состав звуковой анализ и синтез слов и превращается в непосредственное узнавание значения слов и фраз, которые написаны в тексте [24, с. 624].
Д.Б. Эльконин считает, что вопрос о звуковом анализе является одним из старейших и наиболее спорных в процессе обучения чтению. Согласно его системе, начинать обучение чтению необходимо с изучения звуковой формы слогов и слов по их графической модели [47, с. 115]. Обратный способ будет способствовать тому, что учащемуся будет сложно понять читаемый текст.
Как показал анализ работ исследователей, чтение дает возможность читателям мыслить проблемно, схватывать целое и выявлять противоречия, наиболее адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить верные решения.
Согласно Е.Ю. Мишиной и Е.В. Тартаковской, по форме протекания чтение может быть невыраженным внутренним видом речевой деятельности и частично внешним, выраженным видом речевой деятельности (например, чтение вслух). Но в обоих случаях механизмы усвоения опираются на зрительное, а не на слуховое восприятие речи. Тем не менее, педагог должен помогать учащимся освоить навыки установления автоматизированных зрительно-речемоторных-слуховых связей языковых явлений с их значением, на основе которых происходит узнавание и понимание письменных знаков и письменного текста в целом и, следовательно, реализация коммуникативного умения чтения. Для этого важно вовлекать студентов в активную творческую деятельность, создавая разные, в т.ч. и игровые, ситуации речевого общения, где накапливается и расширяется лексический словарь, как база для успешного овладения и чтением, и речевым общением [27, с. 179]. Таким образом, для того, чтобы научить первоклассников читать, необходимо приложить много усилий, чтобы сначала сформировать и развить навыки установления автоматизированных зрительно-речемоторных-слуховых связей языковых явлений, на основе которых формируются навыки чтения.
Далее рассмотрим психофизиологические механизмы и основу процесса чтения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы