Дипломная работа (бакалавр/специалист) Иностранные языки Английский язык

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование умений диалогической речи с использованием различных речевых ситуаций на уроках иностранного языка на уровне основного общего образования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические проблемы обучения диалогической речи 6
1.1 Говорение как вид речевой речи. Типы речевых ситуаций 6
1.2 Понятие диалогической речи 13
1.3 Характеристика особенностей диалогической речи английского языка 20
Вывод по главе 1 26
Глава 2. Стратегия и содержание обучения диалогической речи 27
2.1 Принципы работы над диалогической речью 27
2.2 Пути обучения диалогической речи 39
2.3 Речевые упражнения в обучении диалогической форме общения 42
Вывод по главе 2 44
Глава 3. Методика проведения эксперимента при обучении английскому языку 46
3.1 Понятие педагогического эксперимента и его применение в обучении английскому языку 46
3.2 Применение интерактивных методов обучения в ходе педагогического эксперимента 52
3.3 Методы и упражнения в ходе педагогического эксперимента при работе с экспериментальной группой 54
Вывод по главе 3 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Данная работа посвящена теме обучения диалогической речи на среднем этапе обучения иностранному языку с применением различных речевых ситуаций.
Самые значительные трудности при изучении иностранного языка у человека возникают в связи с необходимостью восприятия на слух речи. С другой стороны, осуществление устного общения, значение которого сегодня особенно велико, предполагает понимание того, что говорит собеседник, так как каждый из коммуникантов по очереди выступают в роли говорящего и в роли слушателя. Одной из основных форм речевого общения и эффективным средством развития и формирования навыков говорения в обучении иностранным языкам является диалогическая речь. К сожалению, разработка методики обучения диалогической речи на иностранном языке до сих пор не закончена. Это серьезно влияет на практику обучения. Речь учащихся характеризуется большим количеством речевых ошибок, преимуществом вопросов и ответов над другими типами реплик, стимулирующих ведение диалога. Выше сказанным и обусловлена актуальность выбранной темы.
Говорение является обязательным условием обеспечения иноязычного устного общения в двух его формах– диалогической (параллельно с аудированием) и монологической. Оно направлено к одному лицу или к неограниченному количеству лиц. Многие исследователи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Т.В. Рябова, И.А. Зимняя и др.) изучали процессы порождения и восприятия речи.
Начальным моментом порождения речи является мотив высказывания, возникающий в определенной ситуации, а также коммуникативное намерение (КН) говорящего. Далее осуществляется оформление замысла, что предполагает отбор определенных лексических и грамматических средств, которые сначала реализуются во внутренней речи. Данная операция создает потенциальную речевую схему высказывания. Внутренней речи, являющейся по существу эллиптической, свойственны такие черты, как неозвученность и свернутость [45, С. 21]. Затем включается голосовой аппарат, реализующий внешнюю (озвученную) речь, формируется высказывание, в котором задействованы артикуляция и интонация. Слуховой контроль и его наличие – это обязательное условие в процессе порождения говорящим устного иноязычного высказывания. Кроме этого, слуховой контроль позволяет реализовать обратную связь, которая, в свою очередь, позволяет говорящему оформлять собственное высказывание в соответствии с его замыслом.
Говорение человека на родном языке и иностранном отличается, поскольку, говоря на родном языке, он действует сознательно и задумывается лишь о содержании его сообщения и последовательности изложения информации. То есть, операции порождения речи на родном языке выполняются автоматически, поэтому для него самого и для окружающих они незаметны [62, С. 54]. Однако другая ситуация наблюдается с говорящим на неродном – иностранном – языке. При этом заметны операции порождения речи, которые он выполняет, что обусловлено тем, что у говорящего (особенно с недостаточным уровнем овладения иностранным языком) отсутствует связь между речевым замыслом и речевыми средствами, используемыми для его реализации, которые свойственны носителям изучаемого языка [66, С. 47]. Итак, речевые навыки (или автоматизмы) выполняют важную роль в говорении так как для процесса говорения определяющими являются такие навыки, как лексические, грамматические и произносительные (артикуляционные и интонационные), которые в своей совокупности принадлежат к операционному уровню такого умения, как иноязычное говорение. Однако, наличие суммы определенных элементов еще не свидетельствует о наличии умения иноязычного говорения на высоком уровне. Кроме этого, умение говорения должно характеризоваться целеустремленностью, производительностью, самостоятельностью, динамичностью, интегрированностью [60, С. 58].
Именно поэтому обучение диалогической речи является важной проблемой на сегодняшний день, которая требует незамедлительного решения.
Объектом данного исследования является процесс обучения иноязычной диалогической речи учащихся на уровне основного общего образования.
Предметом исследования является использование речевых ситуаций при развитии умений диалогической речи на уроках иностранного языка на уровне основного общего образования.
Целью исследования является выявление особенностей развития умений диалогической речи с использованием различных речевых ситуаций на уроках иностранного языка на уровне основного общего образования.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Дать характеристику говорению как виду речевой деятельности.
2. Раскрыть сущность понятия диалогической речи.
3. Дать характеристику особенностей диалогической речи английского языка.
4. Описать стратегию и содержание обучения диалогической речи.
5. Апробировать применение интерактивных методов обучения в ходе педагогического эксперимента.
Методы исследования:
– теоретический анализ источников, посвященных теме исследования;
– синтез и обобщение;
– эксперимент.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На современном этапе становления и развития иноязычного образования в общеобразовательной школе урок английского языка является системным сотрудничеством, осуществляемым педагогом и учащимися. При этом ученикам на уроке предоставляется возможность решения различных учебных задач, нахождения путей решения задач, выделения новых способов работы в рамках проблемной ситуации.
В рамках учебной деятельности учащиеся становятся ее субъектами. Учебная деятельность является сложным и длительным процессом, реализуемым в ходе непрерывного образования на всех этапах обучения. Поэтому нужно уделять значительное внимание учебной деятельности, являющейся особым видом деятельности вообще. Учитель при организации учебной деятельности на уроках английского языка должен принимать во внимание её многогранность.
В методике обучения иноязычной диалогической речи выделяют множество подходов. Личностно ориентированный подход – это педагогически направленный процесс субъект-субъектного взаимодействия ученика и учителя, цель которого – реализация индивидуального творческого потенциала обучающегося в сочетании с развитием личностных и профессиональных качеств педагога, учетом их природных склонностей, способностей, индивидуальных различий, субъектного опыта, которые определяют уникальность каждой личности через ее самореализацию с целью становления социально компетентной личности.
Речевые ситуации и интерактивные методы обучения диалогической речи обладают методической значимостью для эффективного развития коммуникативных умений учащихся. Значимость это заключается в том, что данные речевые ситуации являются обязательными в процессе выполнения проблемно обусловленных коммуникативно-познавательных задач, которые предусматривают активное говорение учащихся. 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические проблемы обучения диалогической речи

1.1 Говорение как вид речевой речи. Типы речевых ситуаций

Свободное владение иностранным языком предполагает овладение в совершенстве всех видов речевой деятельности: слушание (аудирование), говорение, чтение, письмо. Иначе говоря, изучающий иностранный язык понимает мысли собеседника, выражает собственное мнение, при этом он соблюдает речевые нормы, грамотно пишет, свободно читает, и использует иностранный язык в различных сферах жизнедеятельности, в совершенстве владеет и продуктивными (говорение, письмо), и рецептивными (слушание, чтение) видами речевой деятельности.
Считаем целесообразным отметить о комплексном характере обучения видам речевой деятельности и их взаимосвязанности.
Обучение говорению, как и всем остальным видам речевой деятельности) осуществляется на всех уровнях овладения иностранным языком (начальном, среднем, продвинутом, старшем). Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности характеризуется: одновременностью, последовательно-временной соотнесенностью, общим языковым материалом, специальной серией упражнений (подготовительных, тренировочных, речевых) и др.
Наряду со сказанным педагог должен помнить, что в чистом виде виды речевой деятельности существовать не могут. К примеру, слушание и говорение связаны между собой на психологическом и физиологическом уровнях. При этом, в процессе коммуникации, как было уже отмечено ранее, коммуниканты много раз принимают на себя роль говорящего и слушающего.
Письмо и чтение также обладают тесной связью. Так, письмо не существует без чтения, поскольку пишущий в процессе письма также читает свой текст. Кроме этого, через чтение происходит расширение словарного запаса, обогащаются знания говорящего в области практической стилистики, поэтому закономерным является то, что много читающий человек, лучше пишет. А декодирование письменного текста становится возможным лишь посредством чтения.
Каждый из видов речевой деятельность на определенном этапе обучения становится доминантным, что обусловливают требования интенсификации учебного процесса. В связи с этим вся система работы на данном этапе согласуется с механизмом становления доминантного вида речевой деятельности. Доминантным видом речевой деятельности на начальном этапе обучения становится говорение, аудирование превалирует на среднем уровне, чтение – на продвинутом, письмо – на старшем. Однако совершенствование говорения осуществляется непрерывно на каждом из этапов обучения иностранному языку несмотря на то, аудирование (слушание) – это один из основных видов обучения иностранному языку.
Т. Кочеткова и В. Петрушенко трактуют говорение с философской точки зрения в качестве средства, используемого человеком для достижения цели [37, С. 12], Л. Озадовская – доступ к «Другому», которое имеет неповторимый внутренний мир [57, С. 27], И. Невлева, М. Попович – иллокутивний акт, помогающий создать ситуацию взаимопонимания [54, С. 17].
Анализируя труды философов, делаем вывод, что говорение является условием «настоящего» бытия человека, которое возможно лишь через бытие с другим человеком. Иначе говоря, для другого в своем существовании говорящий проявляется посредством говорения, позволяющего найти с собеседником общий язык.
Говорение с точки зрения социального аспекта является социально обусловленным видом человеческой деятельности. Говорение является процессом передачи от человека к человеку (группе людей и т.п.) информации в ходе общения, в котором участвуют различные коммуникативные средства. Кроме этого, говорение является потребностью человека (духовной, социальной, ментальной, коммуникативной), обеспечивающей полноценную жизнь в целях взаимодействия и общения, социальных преобразований [35, С. 76]. Отметим, что в говорении формируется и развивается социальный опыт человека, он познает действительность, развивается самосознание личности.
Таким образом, говорение, которое регулирует речевое поведение человека, представляет собой необходимое условие формирования личности, продукт социального взаимодействия, потребность коммуникативного взаимодействия индивидов как части социума. Психологи В.М. Букатов, А.П. Ершов, П.М. Ершов [25, С. 47] считают, что говорение – это своеобразный инструмент влияния на формирование и развитие внимания, чувства, воображения, памяти, мышления, воли , что побуждает партнера быть внимательным, помнить, чувствовать, представлять и самое главное – думать, что помогает определить содержание высказывания.
По мнению психологов и психолингвистов Л.С. Выготского [19, С. 54], И.А. Зимней [27, С. 13], А.А. Леонтьева [41, С. 82], С.Л. Рубинштейна [65, С. 23] и др. говорение в качестве процесса, задействованного в формировании и формулировании мысли при высказывании, «переход внутренней речи в акустическую, перекодировка мысли в звуковые сигналы» [42, С. 57]. На основе сказанного, делаем вывод, что с точки зрения психологии процесс говорения подразумевает овладение внешним устным способом формирования и формулирования мысли с помощью языковых средств, то есть устной речью.
С точки зрения лингвистики говорение понимается как:
1) деятельность говорящего, использующего язык с целью осуществления взаимодействия с окружающими в рамках конкретного языкового социума; применение языковых средств для передачи информации, выражения обращения (призыва, крика) к слушающему, побуждения к определенному действию ответу и пр. [7, С.73];

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы