Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование приемов моделирования у младших школьников в процессе обучения решению простых текстовых задач на сложение и вычитание
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
-
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРИЕМОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ПРОСТЫХ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ 8
1.1. Понятие о «модели» в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2. Простые текстовые задачи и обучение их решению в разных методических системах 13
1.3 Моделирование как один из методических приёмов обучения младших школьников решению простых текстовых задач 4
Выводы по первой главе 4
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРИЕМОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПРОСТЫХ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ НА СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ Ошибка! Закладка не определена.
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности умений младших школьников решать простые текстовые задачи на констатирующем этапе исследования
2.2. Экспериментальная программа по формированию приемов моделирования у младших школьников при решении простых задач на сложение и вычитание и ее реализация на формирующем этапе исследования
2.3. Анализ результатов контрольного этапа экспериментального исследования
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
-
Актуальность исследования. Современные тенденции развития школьного образования связаны с его переориентацией на приоритет развивающей функции. В связи с этим важной задачей, стоящей перед школой, является целенаправленное обучение младших школьников познавательной деятельности, которая связана с такими операциями человеческого мышления, как: наблюдение, анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование.
Организацию, в частности, процесса моделирования в учебной деятельности младшего школьника можно считать одним из направлений инновации в начальном образовании. Моделирование как один из методов обучения является ведущим при решении обучающимися учебных задач. Этот метод познания позволяет глубже проникнуть в сущность объекта исследования. Основным понятием этого метода является модель, под которой понимается аналитическое или графическое (схематическое) описание рассматриваемого процесса.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что единых взглядов на проблему использования моделирования в учебной деятельности младшего школьника нет. Моделирование рассматривается как учебное действие (А.В. Белошистая, В.В. Давыдов, Л.П. Стойлова, И.В. Шадрина, Д.Б. Эльконин); как активный метод обучения (Ю.К. Бабанский); как деятельность, входящая в структуру знако-символической деятельности (Н.Г. Салмина, П.Я. Гальперин). Несмотря на различия исходных позиций, все авторы подчеркивают значимость моделирования в процессе обучения.
Моделирование считается в методике преподавания начальной математики одним из наиболее перспективных методов реализации эффективного обучения младших школьников. Он открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном развитии детей, учит их логически рассуждать.
Роль моделирования в обучении младших школьников объясняется рядом факторов: во-первых, имея наглядно-практическую основу выполнения моделирующих действий, данный метод способствует выявлению и установлению связей и отношений между изучаемыми объектами; во-вторых, этот метод считается универсальным в обучении, поскольку применение его способствует более глубокому освоению программного материала, выработке общих принципов познавательной стратегии учеников. Поэтому при изучении начального курса математики школьники должны осознать особый характер отражения действительности в моделях.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) одной из важных составляющих начального школьного образования является формирование у младших школьников умения решать текстовые арифметические задачи. Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития младшего школьника. Именно применение на практике педагогами метода моделирования при работе над текстовыми задачами способствует формированию у младших школьников умений осмысленно подходить к их решению и дает детям возможность увидеть отражение зависимости между данными и искомой величиной в задаче. Поэтому специальными целями обучения младших школьников помимо общедидактических должны быть: овладение аппаратом исследования решение текстовых задач с помощью различных моделей, формирование умений строить математические модели реальных процессов и явлений, описываемых в задачах. Однако в современной начальной школе ощущается противоречие между обоснованной в теории необходимостью использования метода моделирования в обучении младших школьников решению простых текстовых задач и реальной практикой, на которой предпочтение все же еще отдается традиционным методам обучения их решению. В методической литературе освещаются разные аспекты формирования у младших школьников умений решать текстовые задачи. Среди них можно выделить: вооружение учеников методами анализа задач, т.е. предлагается широкое применение опорных схем (С.Н. Лысенкова, А.И. Мартынова), схематических рисунков (А.К. Артемов, Н.Б. Истомина, В.В. Малыхина, Л.Г. Петерсон, С.Е. Царева), схем анализа или синтеза (А.К. Артемов, М.А. Бантова, М.И. Бурда, А.И. Мартынова). Однако в существующих учебниках по методике начального курса математики и методических пособиях авторы раскрывают работу над текстовой задачей, придерживаясь традиционного подхода, а рекомендаций по использованию приема моделирования при решении текстовых задач не дают. Следовательно, проблема использования метода моделирования в процессе обучения младших школьников решению простых текстовых задач остается актуальной. Актуальность данной проблемы и определила выбор темы нашего исследования: «Формирование приемов моделирования у младших школьников в процессе обучения решению простых текстовых задач на сложение и вычитание».
Объект исследования: процесс обучения младших школьников решению простых текстовых задач.
Предмет исследования: формирование приемов моделирования у младших школьников при решении простых текстовых задач.
Цель данного исследования: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность использования приемов моделирования при обучении младших школьников решению простых текстовых задач на сложение и вычитание.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и раскрыть сущность таких понятий, как: «модель», «виды моделей», «моделирование»;
2) рассмотреть виды простых задач на сложение и вычитание и особенности их обучения в разных методических системах;
3) раскрыть особенности применения приема моделирования при обучении младших школьников решению простых текстовых задач;
Заключение:
-
Актуальность исследования. Современные тенденции развития школьного образования связаны с его переориентацией на приоритет развивающей функции. В связи с этим важной задачей, стоящей перед школой, является целенаправленное обучение младших школьников познавательной деятельности, которая связана с такими операциями человеческого мышления, как: наблюдение, анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование.
Организацию, в частности, процесса моделирования в учебной деятельности младшего школьника можно считать одним из направлений инновации в начальном образовании. Моделирование как один из методов обучения является ведущим при решении обучающимися учебных задач. Этот метод познания позволяет глубже проникнуть в сущность объекта исследования. Основным понятием этого метода является модель, под которой понимается аналитическое или графическое (схематическое) описание рассматриваемого процесса.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что единых взглядов на проблему использования моделирования в учебной деятельности младшего школьника нет. Моделирование рассматривается как учебное действие (А.В. Белошистая, В.В. Давыдов, Л.П. Стойлова, И.В. Шадрина, Д.Б. Эльконин); как активный метод обучения (Ю.К. Бабанский); как деятельность, входящая в структуру знако-символической деятельности (Н.Г. Салмина, П.Я. Гальперин). Несмотря на различия исходных позиций, все авторы подчеркивают значимость моделирования в процессе обучения.
Моделирование считается в методике преподавания начальной математики одним из наиболее перспективных методов реализации эффективного обучения младших школьников. Он открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном развитии детей, учит их логически рассуждать.
Роль моделирования в обучении младших школьников объясняется рядом факторов: во-первых, имея наглядно-практическую основу выполнения моделирующих действий, данный метод способствует выявлению и установлению связей и отношений между изучаемыми объектами; во-вторых, этот метод считается универсальным в обучении, поскольку применение его способствует более глубокому освоению программного материала, выработке общих принципов познавательной стратегии учеников. Поэтому при изучении начального курса математики школьники должны осознать особый характер отражения действительности в моделях.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) одной из важных составляющих начального школьного образования является формирование у младших школьников умения решать текстовые арифметические задачи. Умение решать текстовые задачи является одним из основных показателей уровня математического развития младшего школьника. Именно применение на практике педагогами метода моделирования при работе над текстовыми задачами способствует формированию у младших школьников умений осмысленно подходить к их решению и дает детям возможность увидеть отражение зависимости между данными и искомой величиной в задаче. Поэтому специальными целями обучения младших школьников помимо общедидактических должны быть: овладение аппаратом исследования решение текстовых задач с помощью различных моделей, формирование умений строить математические модели реальных процессов и явлений, описываемых в задачах. Однако в современной начальной школе ощущается противоречие между обоснованной в теории необходимостью использования метода моделирования в обучении младших школьников решению простых текстовых задач и реальной практикой, на которой предпочтение все же еще отдается традиционным методам обучения их решению. В методической литературе освещаются разные аспекты формирования у младших школьников умений решать текстовые задачи. Среди них можно выделить: вооружение учеников методами анализа задач, т.е. предлагается широкое применение опорных схем (С.Н. Лысенкова, А.И. Мартынова), схематических рисунков (А.К. Артемов, Н.Б. Истомина, В.В. Малыхина, Л.Г. Петерсон, С.Е. Царева), схем анализа или синтеза (А.К. Артемов, М.А. Бантова, М.И. Бурда, А.И. Мартынова). Однако в существующих учебниках по методике начального курса математики и методических пособиях авторы раскрывают работу над текстовой задачей, придерживаясь традиционного подхода, а рекомендаций по использованию приема моделирования при решении текстовых задач не дают. Следовательно, проблема использования метода моделирования в процессе обучения младших школьников решению простых текстовых задач остается актуальной. Актуальность данной проблемы и определила выбор темы нашего исследования: «Формирование приемов моделирования у младших школьников в процессе обучения решению простых текстовых задач на сложение и вычитание».
Объект исследования: процесс обучения младших школьников решению простых текстовых задач.
Предмет исследования: формирование приемов моделирования у младших школьников при решении простых текстовых задач.
Цель данного исследования: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность использования приемов моделирования при обучении младших школьников решению простых текстовых задач на сложение и вычитание.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и раскрыть сущность таких понятий, как: «модель», «виды моделей», «моделирование»;
2) рассмотреть виды простых задач на сложение и вычитание и особенности их обучения в разных методических системах;
3) раскрыть особенности применения приема моделирования при обучении младших школьников решению простых текстовых задач;
Список литературы:
-
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРИЕМОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ПРОСТЫХ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ1.1 Понятие о «модели» в психолого-педагогических исследованиях
Общеизвестно, что моделирование сегодня является одним из основных методов познания окружающей действительности. Оно состоит в создании и исследовании объектов «заместителей», представителей другого объекта. Объект-заместитель в современных научных работах по философии, педагогике, психологии, методике обучения математике принято называть моделью. Ребенок начинает познавать окружающий мир с помощью игрушек, которые являются моделями реальных объектов. Модели часто используются как средство познания в образовательном процессе и научных исследованиях. Поэтому умение оперировать моделями становится сегодня элементом общей культуры современного человека [46, с. 87].
Содержание математики как науки является адаптированным для учебных целей научным знанием, в котором все математические объекты либо сами являются моделями реальных отношений или структур, либо являются моделями других моделей, а само изучение математики – это процесс изучения математических моделей. В связи с этим новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) в качестве предметных (математических) результатов освоения основной образовательной программы для начальной ступени общего образования выделяет умение моделировать реальные ситуации на языке математики. А освоение универсального учебного действия моделирования рассматривается в качестве метапредметного результата на всех ступенях общего образования, включая начальное [57].
Проблемы рассмотрения понятия психолого-педагогической модели и процесса моделирования в образовании изучал М. Якибчук. В.А. Штоффом рассмотрены гносеологические аспекты моделирования, определены сущностные характеристики модели. Русским философом Д. Кашиным исследовано моделирование как метод познания в современных социально-гуманитарных науках. Ю. Плотинский рассматривал модели социальных процессов, В. Михеев – моделирование и методы теории измерений в педагогике, Д. Меньшиков – основные подходы к разработке системы построения виртуальных моделей и демонстраций. В. Быков с системных позиций изложил основы теории моделирования организационных систем открытого образования на тех его уровнях, которые не зависят от содержания конкретного учебного предмета и педагогических технологий.
Понятие «модель» имеет латинское происхождение, что означает способ, образ, мера [29]. Чаще всего термин «модель» использовался в математике и имел значение образца, примера, эталона. Постепенно термин эволюционировал и стал разбираться, как теория, структурно подобная другой теории, или как объект, который описывает теория [36, с. 6].
Большинство философов склоняются к мнению, что модель имеет значительный познавательный потенциал. Она не только имитирует объект исследования, но и дает возможность выявить и проанализировать свойства, которые трудно увидеть и проследить в реальном объекте [65, с. 394]. Возникновение модели исследования обусловлено необходимостью провести исследования в определенной области науки в доступной для анализа и выводов форме. По мнению В. Штоффа моделирование рассматривается как построение модели, исследование ее и применение в проверке истинности знания [65, с. 227].
В.А. Штофом было предложено классическое для теории познания определение модели: «Модель – это мысленно воображаемая или материально реализованная система, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна его замещать так, что ее изучение даст нам новую информацию об этом объекте» [65, с. 19]. Модель рассматривается как орудие или форма познания. В зависимости от формы В.А. Штофф делил все модели на материальные и идеальные [65, с. 23].
В частности, в группу материальных моделей отнесены системы, построенные на основе аналогии структуры или поведения модели и объекта. Такие модели названы математическими. Сюда включены аналоговые, структурные, цифровые, а также кибернетические модели. Кибернетические модели построены на сходстве поведения и функций со сложными системами. К идеальным отнесены модели, которые представляют собой умственные построения для решения определенных задач [65]. Учитывая нечеткую грань между «материальными» математическими моделями (в широком смысле) и «идеальными» моделями для практических целей педагогического исследования, считаем более удобным использование для воплощенных в виде описания в той или иной форме моделей термина «информационное моделирование» (М.Ф. Каримов) [29]. Так, выделяются «физические» и «информационные» модели. «Физическая» модель аналогична «материальной» модели, геометрически или физически подобной объекту. Информационная модель представляет собой описание строения и закономерностей поведения моделируемого объекта.
Для практического применения моделей в педагогических исследованиях нужна дальнейшая их систематизация по дополнительным классификационным признакам.
Согласно определению Н.П. Юдиной [68], моделирование – это осуществление определенным способом отображения или воспроизведения действительности для изучения имеющихся в ней объективных закономерностей. Из анализа научной литературы выявлена следующая классификация: по сфере применения создают педагогические модели учебные и научно-исследовательские. Учебные модели используют для обучения учащихся – это: макеты реальных объектов (например, глобус как модель Земли, модели строения атомов, молекул, Солнечной системы и т.д.); формулы