Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование осанки у детей 3-4 лет на занятиях по физическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 6
1.1 Сущность понятия «осанка» в научной литературе 6
1.2 Особенности формирования осанки детей 3-4 лет 11
1.3 Роль физических упражнений в формировании осанки у детей младшего дошкольного возраста 16
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 26
2.1 Модель технологии по формированию осанки у детей 3-4 лет на занятиях по физическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения 26
2.2 Констатирующий этап технологии по формированию осанки у детей 3-4 лет на занятиях по физическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения 31
2.3 Реализационный этап технологии по формированию осанки у детей 3-4 лет на занятиях по физическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения 39
2.4 Аналитико-результативный этап технологии по формированию осанки у детей 3-4 лет на занятиях по физическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения 44
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Введение:
Актуальность исследования. Дошкольный возраст в развитии ребенка является периодом, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений.
Одним из комплексных показателей здоровья ребенка является состояние его осанки. Правильная осанка, которая характеризуется здоровым позвоночником, правильно сформированной грудной клеткой, развитыми мышцами, выступает залогом физического здоровья и психологического благополучия человека.
Однако в настоящее время день около 70% детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений осанки, среди которых наиболее часто встречающимися представлены: искривлениями позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиозами); чрезмерными отклонениями позвоночника в грудном отделе (кифозами) и в поясничном отделе (лордозами); асимметричным положением плеч и др.
Неправильная осанка способствует нарушению деятельности внутренних органов. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка и реализация комплексных оздоровительно-профилактических программ (технологий), которые ориентированы на формирование здорового позвоночника и коррекцию нарушений опорно-двигательной системы дошкольников средствами физической культуры в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Достижение здоровья детей через образование признано одним из перспективных направлений [40].
Вопросы формирования осанки у детей дошкольного возраста находятся в центре внимания М.А. Алиева, И.В. Башкировой, Н.Н.Веденеевой, А.А. Дронова, Ю.Ф. Змановского, И.С. Красиковой, Е.А.Лебедевой и др.
Однако в результате изучения трудов ученных пришли к заключению, что проблема формирования осанки детей младшего дошкольного возраста посредством физических упражнений в дошкольном образовательном учреждении недостаточно изучена. В связи с чем, и выбрана тема данной работы.
Объект исследования ‒ физическое воспитание детей 3-4 лет в дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования ‒ процесс формирования осанки у детей 3-4 лет на занятиях по физическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Цель исследования заключается в теоретической разработке и экспериментальной апробации модели педагогической технологии формирования осанки детей 3-4 лет посредством физических упражнений в дошкольном образовательном учреждении.
Гипотезой исследования является предположение о том, что в соответствие с принципом воспитывающего обучения, работа с детьми предусматривала не только формирование осанки, но и решение ряда воспитательных задач, представленных воспитанием настойчивости, выдержки.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
‒ выявить сущность понятия «осанка», ее виды;
‒ охарактеризовать особенности формирования осанки детей младшего дошкольного возраста;
‒ установить роль физических упражнений в формировании осанки детей младшего дошкольного возраста;
‒ разработать и экспериментально апробировать технологию по формированию осанки детей 3-4лет посредством физических упражнений в дошкольном образовательном учреждении.
Методы исследования: анализ, синтез, моделирование, наблюдение, эксперимент.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Заключение:
В результате решения поставленных задач достигнута цель, подтверждена гипотеза и сделаны следующие выводы:
1. Осанка ‒ привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения; способность поддерживать оптимальное эстетическое и физиологическое положение тела и его частей при удержании статических поз (стоя, сидя и др.), и, обеспечивающая рациональное и адекватное выполнение основных естественных движений.
Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья.
В зависимости от состояния мышечной системы выделяют такие виды осанки как:
‒ естественная осанка,
‒ привычная осанка,
‒ расслабленная осанка,
‒ выпрямленная осанка.
2. Особенностями осанки в младшем дошкольном возрасте является то, что она еще только формируется и имеет неустойчивый характер, что обусловлено незавершенностью процессов роста и развития опорно-двигательной системы дошкольника.
Правильная осанка является навыком, который необходимо своевременно формировать, а младший дошкольный возраст рассматривается в качестве сенситивного периода для ее формирования.
Формирование осанки ребенка младшего дошкольного возраста зависит от ряда факторов, среди которых: анатомические, физиологические, социальные.
3. Показателями правильной осанкой детей младшего дошкольного возраста являются:
‒ держание головы прямо,
‒ упругость мышц,
‒ подтянутость живота,
‒ четкость, собранность, уверенность движений,
‒ симметричное расположение частей тела относительно позвоночника,
‒ уменьшение угла наклона таза от 22 до 25°,
‒ появление признаков поясничного лордоза,
‒ легкое выступание лопаток, живота,
‒ выраженность физиологических изгибов позвоночника.
4. Физические упражнения являются ведущим средством физического воспитания для формирования навыка правильной осанки детей младшего дошкольного возраста.
5. Технология формирования осанки у детей младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении представлена тремя этапами: констатирующим, реализационным, аналитико-результативным, каждый из которых содержит: задания, содержание деятельности воспитателя, методы и средства, организационные формы, условия, результаты.
6. По результатам диагностического обследования, проведенного на констатирующем этапе технологии, установлено, что большинство детей имеют отклонения в осанке в контрольной и экспериментальной группах детей по показателям: подтянутость живота; расположение лопаток относительно позвоночника; выступ лопаток за линию грудной клетки; физиологические изгибы позвоночника; положение плечей, их развернутость.
7. Диагностическое обследование осанки детей младшего дошкольного возраста после реализационного этапа технологии указывают на эффективность введения экспериментального фактора ‒ технологии по формированию осанки детей младшего дошкольного возраста посредством физических упражнений в ДОО.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1 Сущность понятия «осанка» в научной литературе
Рассмотрим понятие «осанка» в справочных изданиях, для более глубокого понимания сущности данного феномена. Так, в толковом словаре понятие «осанка» представлено в качестве внешности, манеры держать фигуру человеком [32]; положения корпуса [33]. В медицинском словаре термин «осанка» рассматривается в качестве привычного положения тела во время стояния, ходьбы и сидения [31]. Осанка как привычное положение тела человека, которое находится в покое и при движении трактуется с педагогического аспекта [35].
В качестве общего положения тела, данный термин трактуется в психологической энциклопедии [34]. На основании рассмотрения дефиниции «осанка» с разных научных подходов, можно заключить, что это общее положение человеческого тела, сохраняемое в покое и во время движения. Более подробное определение данного понятия приводится Потапчук А.А. Согласно позиции автора, осанка является характеристикой состояния опорно-двигательного аппарата человека, уровня его физического развития, отражающая его способность к поддерживанию оптимального эстетического и физиологического положения тела и его составляющих при удержании поз, которые являются статическими (стоя, сидя и др.), и, которой обеспечивается рациональность и адекватность выполнения базовых естественных движений [39, с.43].
Интерес вызывает определение данного феномена, приведенное Правосудовым В.П. По мнению исследователя, осанка представляет собой привычную позу человека, который непринужденно стоит, и принимает без лишнего напряжения мышц. Правильная осанка, согласно позиции автора, выступает обязательной чертой человека, который гармонично развит, внешней стороной его телесной красоты и здоровья [13 ,с.56].
Для правильной осанки свойственными являются черты, представленные:
‒ вертикальным выпрямленным ненапряженным положением тела,
‒ несколько выступающей грудью,
‒ немного втянутым животом,
‒ немного отведенными назад плечами [22, с.45].
Правильная осанка наделяет фигуру красотой, тем самым способствуя правильности функционирования всего организма. Отклонения от нормальной осанки принято обозначать [26, с.103] в качестве ее нарушений или дефектов. Нарушения осанки – это не заболевание, однако они взаимосвязаны с наличием функциональных изменений в опорно-двигательном аппарате, по причине которых имеет место образование порочных условно-рефлекторных связей, закрепляющих неправильность положения тела, а навык правильной осанки утрачивается [26,с.107].
Нарушение осанки выступает в качестве нарушений в развитии костно-мышечного аппарата [15, с.18]. Нарушения осанки имеют место тогда, когда в результате углубленного обследования не обнаружены заболевания позвоночника либо иных отделов опорно-двигательного аппарата. Исходя из этого, нарушения осанки занимают промежуточную позицию между нормой и патологией, и, по сути, представляют собой состояние предболезни. Виды нарушения осанки представлены:
‒ сутулостью,