Логопедия Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование лексической стороны речи у старших дошкольников с ЗПР средствами дидактических игр.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения формирования лексической стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического развития средствами дидактических игр 6
1.1. Понятие лексической стороны речи и ее формирование в онтогенезе 6
1.2. Особенности формирования лексической стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического развития 14
1.3. Возможности дидактических игр в формировании лексической стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического развития 22
Глава II Опытно-экспериментальная работа по формированию лексической стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического развития средствами дидактических игр 27
2.1. Организация и содержание исследования уровня развития лексической стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического развития 27
2.2. Анализ результатов эксперимента 31
2.3. Содержание логопедических занятий по формированию лексической стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического развития средствами дидактических игр 39
2.4. Анализ эффективности логопедических занятий по формированию лексической стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического развития средствами дидактических игр 42
Заключение 46
Список литературы 48
Приложения………………………………………………………………………52

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование имеет статус первой ступени образования, которая закладывает фундамент успешного школьного старта. Это требует качественного уровня развития речи каждого выпускника детского сада.
Федеральным государственным стандартом дошкольного образования предусмотрены повышенные требования к развитию речи ребенка. В данном документе «Речевое развитие» представлено одной из образовательных областей. В Стандарте указано, что речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Таким образом, формирование лексической стороны речи является одной из приоритетных задач образования на этапе дошкольного детства.
Обзор психолого-педагогической литературы (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.М. Леушина, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.) свидетельствует, что дошкольный возраст – сензитивный период речевого развития, характеризующийся качественным скачком в освоении языка. Богатый словарный запас ребенка – условие успешного освоения речи как средства общения (А.М. Леушина, В.И. Логинова, О.С. Ушакова и др.).
Анализ исследований (О.Н. Сомкова, О.С. Ушакова) указывает на интенсивность роста словарного запаса детей дошкольного возраста. Качественный скачок в освоении языка дошкольниками связан с заменой неоформленного или «детского» слова его социально закрепленным звучанием. В современных исследованиях (В.И. Логинова, О.Н. Сомкова, О.С. Ушакова и др.) возможности формирования лексической стороны речи связывают с познанием ребенком окружающего мира. Поэтому содержание словаря составляют предметы и объекты ближайшего окружения ребенка. Благодаря развитию дифференцированного восприятия и способности к установлению простейших связей дети способны не только назвать предмет, но и его ярко выраженные части, качества и свойства, осваивать не только существительные и глаголы, но и другие части речи.
Анализ исторического наследия (А.Н. Гвоздев, А.М. Леушина, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский и др.), научных исследований (А.Г. Арушанова, А.М. Бородич, В.И. Логинова, Г.М. Лямина, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, В.И. Яшина и др.), а также методических пособий по словарной работе в условиях детского сада свидетельствует, что решение задач обогащения и активизации лексической стороны речи должно ориентироваться на зону ближайшего развития ребенка и требует активного развивающего воздействия со стороны взрослого, помогающего ребенку преодолеть трудности.
Это приводит к ряду противоречий. Главное из них – это признание роли игры как дидактического средства дошкольного образования, понимание значимости обогащения лексической стороны речи у дошкольников и недостаточным уровнем владения детьми словарным запасом в практике детского сада вследствие просчетов в использовании потенциальных возможностей дидактических игр. Актуальность и обозначенная проблема определили тему выпускной квалификационной работы: «Формирование лексической стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического развития средствами дидактических игр».
Цель исследования: изучить возможности дидактических игр в формировании лексического строя речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования: старшие дошкольники с задержкой психического развития.
Предмет исследования: дидактические игры как средство формирования лексической стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Выявить уровень сформированности лексической стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.
2. Разработать и реализовать программу по формированию лексической стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического развития средствами дидактических игр.
3. Провести оценку эффективности программы дидактических игр.
Гипотеза исследования: потенциал дидактических игр как средства формирования лексической стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического развития будет реализован при соблюдении следующих педагогических условий:
— ориентации содержания дидактических игр на зону ближайшего речевого развития и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
— активного развивающего взаимодействия педагога с ребенком, помогающего ему преодолеть трудности использования социально закрепленного звучания слова в предлагаемой игровой деятельности;
— динамичности игровой среды и постепенного нарастания самостоятельности детей в игровой деятельности.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5» г. Оренбурга. Исследование было проведено в период с ноября 2018 г. по март 2019 г.
Выборка исследования: в исследовании участвовало 10 детей 5-6 лет с заключением ПМПК о наличии задержки психического развития, 4 педагога.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогический эксперимент с использованием методов наблюдения, анализа педагогической документации, беседы, экспериментальных заданий для выявления уровня развития лексической стороны речи; методы педагогического проектирования; методы количественного и качественного анализа.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Задержка психического развития в дошкольном возрасте приводит к нарушению целого ряда психических процессов, среди которых, в том числе, можно отметить и речь, в частности ее лексическую составляющую. Лексическая сторона речи обеспечивает полноту и богатство языка. У детей с задержкой психического развития в виду нарушений подражания развитие лексики происходит медленнее, чем у их сверстников с нормативным развитием. Еще одной причиной сниженного словаря детей с задержкой психического развития выступает малая познавательная инициатива по отношению к объектам окружающего мира, посредством которой дети с нормальным уровнем развития, как правило, и знакомятся с новыми словами. Лексика у детей с задержкой психического развития характеризуется ограниченным словарным запасом, преобладанием бытовой лексики, значительным расхождением между активным и пассивным словарем, низкой речевой активностью, разнообразными трудностями в актуализации словаря и пр. Их недостаточные представления о явлениях и предметах окружающего мира приводят к приблизительному и неточному использованию новых слов. Данная категория детей с трудом осваивает слова, обозначающие обобщенные понятия, использует вместо них слова, обозначающие конкретные понятия. В связи с этим, мы отмечаем, что старшие дошкольники с задержкой психического развития нуждаются в организованных логопедических занятиях по формированию и развитию лексики, основанных на применении дидактических игр.
В ходе теоретического и экспериментального исследования решена его цель. Доказано, что целенаправленное и систематическое использование дидактических игр, направленных на развитие лексической стороны речи, исходя из «зоны ближайшего развития» ребенка, способствует эффективному обогащению пассивного и активного словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, что подтверждает гипотезу работы. В ходе исследования полностью решены поставленные задачи. Доказана гипотеза исследования.
В результате проделанной работы удалось значительно повысить уровень профессиональной компетентности воспитателей по формированию лексики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В частности, познакомить их с современными исследованиями по педагогической диагностике речевого развития детей, а также акцентировать внимание воспитателей на необходимости использования в работе с детьми дидактических игр, направленных на обогащение у дошкольников лексической стороны речи.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
— воспитателями дошкольных образовательных организаций с целью оптимизации своей деятельности по обогащению лексики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр;
— родителями, воспитывающими детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, с целью повышения своей педагогической культуры и получения знаний о механизмах пополнения словарного запаса детей в ходе игровой й деятельности;
— учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью обобщения и систематизации экспериментального материала по теме исследования.
Тема выпускной квалификационной работы имеет, на наш взгляд, научные перспективы. Так, было бы полезным и востребованным в практическом отношении изучение динамики развития лексики в других периодах дошкольного детства: младшем дошкольном и среднем дошкольном возрасте.  

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические аспекты изучения формирования лексической стороны речи у старших дошкольников с задержкой психического развития средствами дидактических игр

1.1. Понятие лексической стороны речи и ее формирование в онтогенезе
В речевом развитии детей большое значение занимает лексическая сторона речи. Хорошо развитая и богатая речь обеспечивает необходимые условия для полноценного общения и развития личности. Лексика выступает важнейшей частью языковой системы и обладает огромным общеобразовательным и практическим значением. Развитый словарь – один из первых признаков высокого уровня развития детской речи. Поэтому наличие нарушений в формировании лексического запаса не позволяет считать детскую речь достаточно сформированной.
Изучением развития лексической стороны речи у детей с нормальным речевым развитием занимались такие ученые как: М.М. Алексеева и В.И. Яшина, А.Г. Арушанова, Г.Н. Бавыкина и М.М. Тулейкина, А.Н. Веракса, И.В. Гординская и Н.А. Ярыгина, Н.А. Стародубова, О.Ю. Филимонова и мн. др.
Изучением развития лексической стороны речи у детей с нарушениями развития занимались такие ученые как: С.А. Безрукова, С.В. Бойкова, О.Н. Буглакова, В.А. Гончарова, С.Н. Коновалова, А.В. Короткова, Л.В. Мещерякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и мн. др. [6].
Под лексической (смысловой) стороной речи понимается совокупность слов и частей языка, которыми владеет тот или иной человек.
Работе над словом, как исходной языковой единицей, отводится одно из самых значительных мест в единой системе работы по развитию речи.
Работа по обогащению словаря дошкольника выступает в качестве целенаправленной деятельности, обеспечивающей результативное овладение словарным составом родного языка.
Под формированием лексической стороны речи ребенка подразумевается продолжительный процесс количественного накопления слов, овладение их закреплёнными обществом значениями и формирования умения применять их в определенных условиях общения.
Слово обеспечивает содержимое сообщения. Свободная устная и письменная речь строится, прежде всего, на владении богатым словарным запасом. Поэтому язык, как средство сообщения, это, прежде всего, язык слов. Словами называют реальные предметы, отвлечённые понятия, выражают чувства и отношения.
Под словарной работой в детском саду понимается поэтапное увеличение активного словарного запаса воспитанников за счёт трудных либо неизвестных им слов. Как известно расширение словарного запаса детей дошкольного возраста происходит параллельно со знакомством с окружающей их действительностью, с формированием верного отношения к окружающему [41].
Процесс освоения детьми значений слов, их семантики был исследован Л.С. Выготским [14], установившим, что ребёнок по уровню своего развития переходит от несущественных и случайных, к более существенным признакам. После изменения возраста изменяются и полнота и точность воспроизведения дошкольником в своей речи связей, признаков либо фактов имеющих место в действительности.
Специфика развития мышления во многом обуславливает характерные черты детского лексикона. Так, доминирование мышления наглядно-образного и наглядно-действенного в детском возрасте обеспечивает преобладание слов, обозначающих названия объектов, явлений, свойств. Начало формирования наглядно-логического мышления приводит к усвоению детьми базовых понятий.
Методика формирования речи рассматривает такой актуальный вопрос, как понятие об активном и пассивном словаре.
Под понятием «активный словарь» понимается совокупность слов, свободно используемых носителем языка в спонтанной речи.
Под понятием «пассивный словарь» понимается совокупность слов, понимаемых носителем языка, но не употребляемых им в речи по различным причинам.
Пассивный словарь превосходит по объему активный словарь, и включает в себя слова, о значении которых человек понимает по контексту, которые открываются в сознании лишь тогда, когда человек их слышит.
Переход слова из пассивного словаря детей дошкольного возраста в активный словарь выступает специальной задачей речевого развития. Внедрение в детскую речь слов, которыми они без чьей-либо помощи овладевают с трудом, используют в искажённом виде, предполагает усилий со стороны педагога. Исследования проведены в области языкознания, психологии, физиологии способствуют установлению диапазона слов, познание которых детьми на разных возрастных ступенях затруднено [5].
Рассмотрение создания словаря ребенка происходит в рамках двух аспектов.
Первый аспект – это освоение детьми предметной отнесенности слов, а также их понятийного содержания. Он взаимосвязан с формированием у детей познавательной деятельности. В рамках методологии развития речи у дошкольников данный аспект разработан, прежде всего, в работах таких ученых как В.В. Гербова, А.П. Иваненко, М.М. Конина, В.И. Логинова, Л.А. Пеньевская, Е.И. Тихеева, В.И. Яшина.
Второй аспект состоит в изучении слова в качестве единицы лексической системы, его взаимосвязи с другими лексемами. Тут отдельное значение получает ознакомление дошкольников со словами, имеющими несколько значений, их семантическое раскрытие, осмысленное применение антонимов, синонимов, многозначных слов, то есть развитие смысловой особенности речи. Это направление в наибольшей степени представлено в работах таких ученых как Ф.А. Сохин, Е.М. Струнина, О.С. Ушакова и пр.
Оба эти аспекта связаны между собой, и, непременно, работа над смысловой стороной слова будет возможной лишь при усвоении дошкольниками предметного, понятийного содержания слова.
В отечественной методике формирования речи задачи словарной работы в детском саду были зафиксированы в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьёвой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы.
В науке выделены следующие основные задачи словарной работы с детьми-дошкольниками по развитию лексической стороны речи:
— изучать новые, ранее неизвестные ребёнку слова, а также новые значения ряда слов, уже существующих в его лексиконе, то есть способствовать обогащению словаря;
— проводить словарно-стилистическую работу с детьми, то есть уточнять словарь;
— переносить как можно большее число слов из пассивного словаря в активный словарь, то есть проводить работу по активизации словаря ребенка [39].
Усваиваемые детьми слова делятся на две разновидности: пассивный словарь (слова, которые ребёнок понимает, связывает с определёнными представлениями, однако не употребляет) и активный запас (слова, которые ребёнок не только понимает, однако и активно, сознательно при всяком удобном случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный запас. Это происходит только в том случае, если оно будет зафиксировано и воспроизведено ими в речи. Ребёнок должен не только слышать речь воспитателя, однако и воспроизводить её много раз, так как в процессе восприятии участвует, большей частью, только слуховой анализатор, а в говорении – ещё и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с иными словами, чтобы дети приучились употреблять их в необходимых случаях. Следует направлять внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на изучение элементов значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике [15].
Также необходимо вести постоянную работу по устранению нелитературных слов (просторечий, диалекта, жаргона), переводу их в пассивный словарь. Это особенно нужно, когда дети содержатся в условиях неблагополучной языковой среды.
Все рассмотренные выше проблемы взаимосвязаны. Рассмотрим подробнее каждое из данных основных течений.
Расширение словарного запаса способствует количественному накоплению слов, которые необходимы дошкольнику для речевого общения с окружающими его людьми. Базовой частью лексики являются знаменательные слова, то есть существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия. Знаменательные слова – это наиболее полноправные слова. Данные слова служат наименованиями, выражают понятия и выступают базой для предложений (играют роль подлежащих, сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств). Обогащение речи дошкольников необходимо производить в первую очередь за счёт знаменательных слов. Самыми сложными для усвоения детьми являются числительные, которые выступают особо абстрактным компонентом лексики. Числительные обозначают конкретные числа, либо порядок предметов во время счёта. Обогащение речи детей числительными большей частью происходит во время занятий по формированию элементарных математических представлений, тем не менее, активизация и закрепление данных выражений должна являться отдельным предметом работы со словарем во время занятий по речевому развитию. Существенную роль играет и обогащение речи детей дошкольного возраста словами, которые обозначают свойства и качества объектов, а также базовыми понятиями.
Переход к обобщениям возможен только в том случае, если ребёнок накопил уже достаточный запас конкретных представлений об отдельных предметах и соответствующих словесных значений.
В старшей и подготовительной к школе группе детей приучают дифференцировать качества и свойства объектов по степени их выраженности (кисленький, кисловатый, кисло-сладкий, кислый), а также усвоенные прежде понятия (посуда кухонная, чайная). В этих группах, особенно в подготовительной к школе группе, уделяется внимание обучению детей образному словарю, синонимам, антонимам, эпитетам, сравнениям [41].
Дошкольников следует знакомить и со словарём, который используется в фольклорных произведениях (травушка, пригожий, детушки, матушка, родимая и прочее). Ребёнка старшего дошкольного возраста следует приучать воспринимать (слышать, понимать и запоминать) и применять в речи отдельные простые по содержанию, доступные ему выражения из народно-разговорной фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, поговорки и пословицы. Ребёнку трудно постичь общее значение словосочетания, которое не находится в зависимости от точного смысла слов, его составляющих (например, на седьмом небе). В связи с этим воспитателю необходимо использовать в своей речи выражения, смысл которых будет прост и понятен детям в определённой ситуации или же при соответствующем пояснении. К примеру, необходимо объяснять дошкольникам такие фразы как: «капля в море», «вот тебе и раз», «мастера на все руки», «уши вянут», «держать себя в руках», «водой не разольешь» и прочие.
Закрепление и уточнение словаря означает помощь ребенку в освоении значения слова, а также в его запоминании. В первую очередь специально закреплять необходимо трудные для детей слова:
— собирательные существительные – красота, белизна;
— отвлеченные числительные, существительные, относительные прилагательные – пассажирский, городской, железнодорожный;
— слова, которые сложны в звуковом или же морфологическом отношении (метро, тротуар, экскаваторщик) [16].
Наряду с закреплением словаря решается и другая проблема: уточнение смысла, углубление его значения. Данный процесс протекает в течение всего дошкольного возраста.
С течением времени ребенок шире понимает значение слова, учится обобщать и выделять наиболее существительные признаки предметов и обозначать их словом. В многократном повторении и закреплении нуждаются слова, обозначающие материал, цвет, пространственные и временные понятия. Нужно обращать внимание детей на многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово означает различные предметы (ручка-фурнитура, ручка-принадлежность для письма), обращает на себя внимание детей, вызывает интерес.
Одной из главных целей словарной работы в детском саду выступает активизация словаря. В ходе этой работы воспитатель заставляет детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Особые приемы активизации словаря должны вызвать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» особо подчеркнуто требование к активному словарю детей, определены слова, которые они должны не только понимать, однако и свободно использовать, понимание которых представляет для дошкольников известную сложность (треугольник, справа, слева, узкий и так далее). Значит, активизация словаря – это увеличение числа используемых в речи слов, содержимое которых точно понимается ребенком.
К.Д. Ушинский [45] писал о том, что вызов слов и форм языка из детской памяти очень эффективен, так как у детей запас слов и форм родного языка не так мал, но они не умеют пользоваться этим запасом. Поэтому необходимо формировать у детей специальный навык – отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму.
Работа над синонимами (словами, различными по звучанию, однако имеющими одинаковое или близкое значение) помогает видеть смысловую особенность слова, выбирать наиболее правильное слово из всего лексического богатства. Антонимы заставляют сопоставить и вспомнить предметы и явления по их величине и свойствам, временным и пространственным отношениям (толстый – тонкий, утро – вечер, холодный – горячий).
Особенной проблемой словарной работы есть устранение из речи детей вульгаризмов, просторечных выражений (башка, телок и так далее). В языке есть явление табу (запрета) некоторых выражений. В детском саду дошкольникам также приходится встречаться с этим явлением [38].
Овладение словарем является главным условием интеллектуального развития, поскольку содержание исторического опыта, усваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой конструкции и, прежде всего, в значениях слов.
Усвоение словаря решает проблему накопления и уточнения понятий, формирования представлений, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим выполняется расширение операционной области мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций синтеза, анализа, обобщения.
Бедность словаря мешает полноценному общению, а, значит, и общему развитию ребенка. И, напротив, богатство словаря является критерием достаточно развитой речи и признаком высокого уровня интеллектуального развития.
Своевременное развитие словаря выступает одним из важных моментов подготовки к школьному образованию. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают огромные трудности в обучении, не находя подходящих выражений для отображения своих мыслей. Учителя говорят, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические проблемы, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, а также активнее в умственной деятельности на уроках.
Проводя словарную работу, мы одновременно решаем проблемы нравственного и эстетического воспитания. Через слово определяется мораль, навыки поведения. В отечественной методике обучения русскому языку работа над словом рассматривается не только в узком, практическом аспекте (создание речевых навыков). В ее традиции уроки родного языка являются уроками воспитания нравственности, гражданственности (об этом писали В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и другие). Огромное значение имеет воспитательный потенциал лексики, который помогает выработать нравственные ориентиры [17].
Следовательно, функции слова как значимой единицы языка и речи, его значение в духовном развитии ребенка определяют место словарной работы в единой системе работы по развитию речи детей в детском саду.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы