Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Формирование эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Понятие «эмоциональной отзывчивости» в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Особенности эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте 9
Выводы по главе 1 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
2.1. Организация и методы исследования уровня эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников 20
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 28
2.3 Методы и приемы формирования эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста 42
Выводы по главе 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Одной из важных задач, которая стоит перед обществом, считается воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности. Следует понимать, что процесс освоения нравственных ценностей длительный и сложный, имеет активный характер. При этом, считается, что невозможно научить детей нравственности, так как ее можно только впитывать, переживать чувствами и осваивать посредством эмоционального опыта. Поэтому перед дошкольной организацией стоит важная задача – прививать моральное поведение, способствовать возникновению у детей желания поступать правильно и хорошо. Этому может помочь развитие эмоциональной отзывчивости и нравственных чувств.
Так, начиная с дошкольного возраста, среди основополагающих качеств личности, которые должны быть сформированы у подрастающего поколения, выступает эмоциональная отзывчивость. Такое качество выступает как одно из проявлений морального самосознания и поступков.
На актуальность исследования указывает так же тот факт, что до недавнего времени понятие эмоциональной отзывчивости не использовалось в научной литературе как самостоятельный термин, а поэтому нет четкого определения его сути. Однако современные системы воспитания должны иметь развитые механизмы по формированию эмоциональной отзывчивости, что предполагает определение понятия и основных особенностей данной категории.
Формирование эмоционально развитой личности ребенка заключается в воспитании способностей воспринимать прекрасное, возвышенное в окружающей действительности, в поведении других людей, в развитии стремлений принимать активное участие в создании прекрасного, потребности беречь созданное руками человека или природой, умений жить и общаться с окружающими по законам красоты.
Анализ научно-педагогической литературы указывает, что различные качества, чувства и действия, которые объединяются в понятии эмоциональная отзывчивость, стали предметом исследования многих отечественных педагогов и психологов, но зачастую изучались по отдельности или выступали как компонент духовно-нравственного воспитания. Нравственным воспитанием детей старшего дошкольного возраста занимались многие отечественные и зарубежные учёные: А.В. Антонова, Н.С. Боголюбов, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Т.Я. Шпикалова, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Э.П. Торранс и др. Философско-эстетические аспекты проблемы рассматриваются в научных трудах Ю. Борева, И. Гончарова, М. Киященка, В. Ядова.
В исследованиях таких ученых как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов показано, что в психическом развитии ребенка дошкольного возраста важное место отводится воспитанию и развитию эмоциональной сферы личности. Отмечается, что воспитание эмоциональной отзывчивости является долгим процессом, в ходе которого воспитатель направляет деятельность детей на изменяющиеся эмоции и чувства воспитанников.
В связи с этим важная задача педагогов заключается в создании благоприятных условий для формирования и развития положительных качеств дошкольников с целью повышения эмоциональной отзывчивости детей.
Все это обуславливает необходимость решения проблемы исследования, которая заключается в поиске оптимальных и эффективных методов и приемов, способствующих формированию эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.
Тем самым целью исследования является определение особенностей эмоциональной отзывчивости старших дошкольников и выявление путей ее формирования.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эмоциональная отзывчивость детей в старшем дошкольном возрасте напрямую зависит от уровня сформированности и развитости эмоциональной сферы личности ребенка.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза предполагают решение следующих задач исследования:
1. Определить понятие эмоциональной отзывчивости в психологической литературе.
2. Изучить особенности эмоциональной отзывчивости в старшем дошкольном возрасте.
3. Организовать исследование уровня эмоциональной отзывчивости у дошкольников старшего возраста.
4. Проанализировать полученные результаты исследования.
5. Выявить методы и приемы формирования эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования эмоциональной отзывчивости.
Предметом исследования являются методы и приемы формирования эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста;
2. Экспериментальные методы (наблюдение, эксперимент);
3. Количественный и качественный анализ полученных данных и их обобщение.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе опытно-поисковой работы, могут быть использованы в практике педагогов для формирования эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Эмоции являются особым классом психических процессов и состояний, которые связаны с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающиеся в форме непосредственного переживания значимых для индивида явлений и ситуации в его жизнедеятельности. Эмоции представляют собой главный механизм внутренней регуляции психической деятельности и поведения личности, который направлен на удовлетворение актуальных потребностей.
Следует сказать, что эмоции являются формой поведенческой адаптации, актуализирующие наследственный опыт. Другими словами, ориентируясь на опыт, человек совершает необходимые действия, целесообразность которых остается для него скрытой. Эмоции играют значительную роль для приобретения индивидуального опыта. Так, они осуществляют функцию положительного и отрицательного подкрепления, способствую получению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения.
Все это говорит о том, что формирование эмоций человека становится важным условием его личностного развития. Это подтверждается тем, что став предметов устойчивых эмоциональных отношений, какие-либо идеалы, нормы и обязанности поведения переходят в реальные мотивы деятельности. При этом отметим, что разнообразие эмоций человека можно объяснить сложностью отношений между предметами его потребностей и контрактными условиями деятельности, которая направлена на достижение целей.
Эмоциональная сфера личности представляет собой особый вид психического состояния и процессов личности, которые непосредственно связаны с мотивами и инстинктами человека, а так же его потребностями, отражающими форму того или иного переживания, в частности, радость или страх, горе или гнев, определяя значимость действующих на личность ситуаций или явлений при осуществлении ее жизнедеятельности.
Эмоциональная сфера проявляется так же в особых специфических субъективных переживаниях детей дошкольного возраста, который при воспитании в условиях социального приюта зачастую преувеличивают или ярко окрашивают ощущения детей. При этом эмоции являются особым феноменом внутренней жизни ребенка.
Анализ теоретических источников и результаты экспериментального исследования показали, что дети характеризуются следующими основными особенностями эмоциональной сферы: незрелость эмоциональной сферы, проявляющаяся в ситуативности поведения; нестойкость, нестабильность, нескоординированность эмоциональных проявлений; недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций, неадекватность и непропорциональность реакций на воздействия окружающей среды. В результате – нереализованность возрастного потенциала в формировании эмоциональной коррекции поведения.
Незрелость эмоциональной сферы дошкольников требует специальной организации эмоционального воспитания детей данной категории, которое включает в себя накопление эмоциональных образов и развитие эмоционального контроля.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Понятие «эмоциональной отзывчивости» в психолого-педагогической литературе

Для определения теоретических основ развития эмоциональной отзывчивости необходимо дать определение главному понятию. Это понятие часто называют словами «эмоции» и «отзывчивость». Рассмотрим подробнее данные понятия.
Эмоции являются особым классом психических процессов и состояний, которые связаны с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающиеся в форме непосредственного переживания значимых для индивида явлений и ситуации в его жизнедеятельности. Эмоции представляют собой главный механизм внутренней регуляции психической деятельности и поведения личности, который направлен на удовлетворение актуальных потребностей.
Следует сказать, что эмоции являются формой поведенческой адаптации, актуализирующие наследственный опыт. Другими словами, ориентируясь на опыт, человек совершает необходимые действия, целесообразность которых остается для него скрытой. Эмоции играют значительную роль для приобретения индивидуального опыта. Так, они осуществляют функцию положительного и отрицательного подкрепления, способствую получению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения [15].
Все это говорит о том, что формирование эмоций человека становится важным условием его личностного развития. Это подтверждается тем, что став предметов устойчивых эмоциональных отношений, какие-либо идеалы, нормы и обязанности поведения переходят в реальные мотивы деятельности. При этом отметим, что разнообразие эмоций человека можно объяснить сложностью отношений между предметами его потребностей и контрактными условиями деятельности, которая направлена на достижение целей.
Так же следует заметить, что эмоции являются психофизиологическим феноменом, поэтому о возникновении переживания человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения вегетативных показателей и психомоторике.
Любое эмоциональное реагирование на ту или иную ситуацию можно характеризовать знаком (т.е. положительные или отрицательные переживания), влиянием на поведение и деятельность (стимулирующие или тормозящие), интенсивностью, длительностью протекания и предметностью [19].
Формирование эмоций разного уровня и сложности происходит вследствие развития определенных форм связи организма с внешней средой, простейшие эмоции обусловлены биологическими потребностями (условными рефлексами) организма и жизнедеятельности человека.
Умение человека сдерживать свои чувства откладывая их проявление до более подходящего момента, зависит от эффективности работы мозга [10].
Таким образом, эмоциональная сфера — не просто составляющее человеческой психики, а его неотъемлемая часть. Эмоциональная сфера имеет под собой глубокую структуру понятий, которая вплетена в прочие сферы человеческой психики, такие как волевая, личностная, мотивационная.
Эмоции имеют под собой не только психическую, но и физиологическую причину. Они играют определенные роли в жизни человека, регулируя его поступки, выполняют функции, которые всегда несут благо. Пусть даже они не всегда бывают желательны, однако их развитие идет в непосредственной связи с развитием общества, самой личности. А потому, ребенку так важно находиться в теплой обстановке, чтобы развивать свои эмоциональные связи [20].
Эмоции проявляются в виде эмоциональных реакций, состояний или отношений. Рассмотрим каждый из возможных проявлений эмоций более детально.
1. Эмоциональные реакции. Эмоциональные реакции – улыбка, смех, плач, ярость, страх, волнение, импульсивность действия или полная неподвижность – тесно связаны с событиями, которые их обусловили. В экстремальных условиях, когда человек не может овладеть определенной ситуацией, развиваются так называемые аффекты – особый вид эмоций, которые сопровождаются сильной, бурной реакцией (например, страх, гнев).
Эти реакции не контролируются сознанием, поэтому их трудно сдерживать. Переключение на другой вид деятельности (например, с умственной деятельности на физическую работу) способствуют эмоциональной разрядке. Эмоциональные реакции при определенных ситуациях необходимо сдерживать: не смеяться и не подавать вида, когда кто-то по неосторожности что-то не так сделал или сказал.
2. Эмоциональные состояния. Эмоциональные состояния – это длительные переживания, эффект от сильной эмоциональной реакции. К ним относят возбуждение, угнетение (депрессия), страх, тревогу. Эмоциональное состояние является меняющимся психическим явлением. Веселое настроение может меняться на печальное, спокойное – на тревожное, угнетенное – на активное [30].
Эмоции вызывают настроение человека. Настроение – это устойчивое, достаточно длительное эмоциональное состояние. Причины, обусловившие то или иное настроение, не всегда осознаются.
Они зависят от физического самочувствия или от качества памяти, которое подсознательно вызывает предыдущие чувства. Длительные конфликтные ситуации, невозможность осуществить желаемое могут привести к подавленному состоянию, тревоге или агрессивному поведению человека. Реальная оценка ситуации, соответствующие волевые усилия помогают выйти из этих состояний.
3. Эмоциональные отношения. Эмоциональные отношения направлены на определенное лицо, объект, процесс. К ним относят любовь, страсть, привязанность, ненависть, ревность, зависть. Эмоциональные отношения могут привести различные эмоциональные состояния.
При любой эмоции в реакцию на тот или иной раздражитель включается много физиологических систем, такие как сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная и так далее. У людей к этим реакциям добавляются и субъективные переживания, которые в свою очередь отражают деятельность определенных систем мозга, направленных на переработку разнообразной информации, поступающей из окружающей среды [4].
Литература по дошкольному воспитанию предлагает рассматривать понятие отзывчивости с позиции нравственного воспитания. Так, А.В. Запорожец говорит о том, что отзывчивостью является эмоциональная реакция дошкольника на состояние других людей, выступая основной формой проявления действенного эмоционального отношения к другому человеку, в том числе включая сопереживание и сочувствие [18].
Н.Д. Левитов указывает, что отзывчивость является одной из главных эмоциональных единиц, которые проявляются в отношениях и общении между людьми. При этом автор говорит о том, что отзывчивость выступает как компонент эмпатии, проявляясь в сопереживании и сочувствии другим людям [29].
Н.М. Федченко предлагает рассматривать отзывчивость как показатель развития гуманных чувств и коллективистских отношений [36].
Тем самым мы можем сделать вывод, что эмоциональная отзывчивость рассматривается исследователями на социально-нравственном уровне. Она связана с формированием межличностных отношений в общении и совместной деятельности. Эмоциональная отзывчивость воздействует на формирование таких качеств как чуткость, гуманность и доброта, выступая одной из причин для активного действия дошкольников.
В теории эстетического воспитания развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников опирается на формирование у них эстетических проявлений, эмоций и чувств, интересов и эстетических потребностей. Отмечается так же то, что эмоциональные отклики выступают как показатель личностного отношения и значимости того или иного события для ребенка, проявляясь как эмоционально-оценочное отношение [22].
Основываясь на вышеуказанные определения, мы будем понимать под эмоциональной отзывчивостью интегрированное личностное качество детей, которое выражается в способности воспринимать, идентифицировать и оценивать эмоциональное состояние явления, проявлять эмоциональную реакцию на него тем самым формируясь как индивидуальный эмоциональный опыт.
Отмечается, что эмоциональная отзывчивость, являясь интегративным личностным качество, имеет тесную взаимосвязь со многими способностями и качествами личности ребенка. Так, она связана с мотивацией, социальной коммуникацией, познанием и поведением. Психологические исследования говорят о том, что эмоциональная отзывчивость заложена в экзистенциальной сущности детей. Такие возможности содержат в себе единство процесса познания окружающей действительности и эмоционального развития ребенка [35].
Помимо этого, в структуре эмоциональной отзывчивости выделяется физиологическая, инстинктивная основа, которая включает в себя эмоционально-оценочное отношение к ситуациям и явления, приводящих к накоплению индивидуального эмоционального опыта. Такой эмоциональный опыт является тем вектором, который определяет направленность деятельности индивида, характеризуя ее как гуманную или негуманную.
Таким образом, эмоциональная отзывчивость представляет собой личностное системное образование, которая дает возможность видеть все многообразие мира и показывает полноценность восприятия индивидом окружающую действительность. Отзывчивость является личностной характеристикой ребенка, внутреннее содержание которой представляет качества, которые показывают отношение его к самому себе и к окружению.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы