Часть дипломной работы Экономические науки Менеджмент

Часть дипломной работы на тему Выпуск франшизы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

1.1 Глобализация экономики как фактор развития предприятий

В научной литературе процесс глобализации экономического развития общества остается наиболее обсуждаемым. Каждый день возникают новые работы отечественных и зарубежных ученых, пытаются дать точное определение глобализации, выяснить ее сущность. На сегодняшний день в поисковой системе «Google» существует примерно 46000000 запросов на английском, 4 миллиона — на русском языках, которые предлагаются при поиске информации по глобализации. Это подтверждает одновременно особую актуальность изучения этого процесса и наличие противоречий в понимании его сущности и особенностей.
Вопросам определения феномена глобализации посвящены труды таких иностранных ученых как Дж. Стиглиц «Как заставить глобализацию работать» и «Глобализация и недовольство ней», Р. Робертсона «Глобализация: социальная теория и мировая культура» [1], Яна Шолти «Глобализация. Критическое описание» [2], Ю. Шишкова «Глобализация — враг или союзник развивающихся стран», Г. Фейгина «Национальные экономики в эпоху глобализации», А. Уткина «Глобализация: процесс и осмысление», Д. Хелда «Глобальные трансформации: политики, экономики и культуры», П. Бергера и С. Хантингтона «Многоликая глобализация», К. Омае «Мир без границ», Э. Гидденс «Последствия модернизации» и «Третий путь. Обновления социальной демократии», У. Бека «Что такое глобализация? Ошибки глобализма», М. Стегера «Глобализация: очень краткое описание» [3] и других. На наш взгляд, наиболее существенные исследования в этой области провели такие отечественные ученые, как А. Старостина «Сущность и практическое применение методики конструирования категориального аппарата экономической науки (на примере понятий «глобализация» и «предпринимательский риск»)» [4], В. Базилевич «Экономическая теория: политэкономия» [5], М. Трофименко «Глобализация: подходы, школы, определения» [6, с. 49-56].
В научной литературе не существует единой концепции глобализации, которая полностью бы раскрывала ее сущность. Наоборот, каждый ученый предлагает свое видение периодизации этого процесса, его предпосылок и последствий. Согласно наращивания информации и знаний растет и объем неосознанно и непонятного.
Некоторые исследователи все еще считают, что давать определение глобализации — это бесполезно; сама по себе она ничего в себя не содержит и является лишь новым проявлением колониализма. Другие утверждают, что это объективный процесс, доказывают необходимость постижения его сути и проявлений для разработки эффективных мер по использованию положительных глобализационных эффектов и устранения негативных.
В последнее время появляются публикации, которые не отрицают сам процесс глобализации, но критикуют его и видят в нем причину развития мирового финансового кризиса. Мы придерживаемся мнения, что глобализацию нельзя отрицать и отвергать, как несущественное и нелогичное явление, так же не имеет смысла винить только ее в разворачивании кризисных процессов. Глобализация является закономерным этапом общественного развития, она является объективным процессом и в контексте посткризисного периода, которая требует тщательного изучения, для разработки эффективной регулятивной политики.
Единого определения глобализации даже сегодня представить невозможно. Оно может быть или слишком обобщенным, или тонким и характеризовать лишь частный аспект деятельности общества.
Для лучшего понимания сущности глобализации следует провести анализ подходов различных ученых к определению этого процесса, проследим эволюцию изменения восприятия глобализации в докризисный и посткризисный периоды.
Трофименко Н. В. выделяет такие влиятельные школы, которые занимаются глобалистикой:
— Классическая школа (Р. Робертсон, И. Валлерстайн, Д. Хелд, С. Хантингтон и другие)
— Школа Гиперглобалисты (К. Омае)
— Школа трансформистов (Э. Гидденс, У. Бек, Д. Розенау, А. Белорус и другие)
— Школа скептиков (Дж. Томпсон и другие) [6, с. 51].
Представители классической школы, по мнению ученого, в определении глобализации опираются на исследования Роланда Робертсона, который представил глобализацию в своем произведении «Глобализация: социальная теория и мировая культура» как двуединый процесс преобразования общего в отдельного и отдельного в общее [1, с. 25-31]. Гиперглобалисты склоняются к мысли, что современная глобализация приведет в результате к созданию нового общемирового порядка, при котором полномочия и легитимность национальных государств практически нивелируются. Подтверждение этому они видят в постепенной потере национальными правительствами способности контролировать те процессы, которые происходят в их собственных границах.
Школа трансформистов самая многочисленная и наиболее неоднородна. Эти исследователи доказывают, что глобализация является многоаспектным, противоречивым, долгосрочным процессом, на который влияют многочисленные факторы, или явлением, результат которого невозможно достоверно спрогнозировать. Главной особенностью этой школы есть понимание сущности глобализации как феномена современного мира к пониманию сущности глобализации как феномена современного мира, который лежит в основе ведущих радикальных трансформаций во всех сферах развития современного общества — экономике, политике, культуре, управлении и др.
Скептики в противовес всем другим школам считают, что глобализация вызывает только усиление взаимодействия между отдельными субъектами из разных уголков мира. При этом суверенные государства продолжают играть главную роль на международной арене, и непосредственно управляют глобализацией.
По версии другого ученого — Яна Шолти, определение глобализации можно свести к пяти ключевых направлениям [2, c. 15-17]:
— Глобализация – это интернационализация, в этом случае она понимается как рост международных обменов и взаимозависимости в отношениях между странами;
— Глобализация – либерализация, где она определяется как снятие государственных ограничений и создания открытой мировой экономики без границ;
— Глобализация – универсализация, рассматривается как процесс распространения благ, опыта, культур среди всего человечества;
— Глобализация – модернизация, трактуется как распространение по всему миру структурных элементов модерна (капитализма, рационализма, индустриализма, демократии, бюрократии и др.), что приводит к уничтожению существующих культур и локальной самоопределения;
— Глобализация – детерриторизация, приводит к «реконфигурации» географии таким образом, что общественное пространство теряет территориальные характеристики, то есть сокращаются расстояния, стираются границы, а само пространство превращается в единое целое.
Французский исследователь Бертран Бади отмечает наличие трех измерений глобализации:
— как исторический процесс, развивающийся в течение многих столетий;
— как гомогенизацию мира, жизнь по единым принципам, приверженность единым ценностям, стремление все универсализировать;
— как признание растущей взаимозависимости, главным следствием которой является подрыв, разрушение национального государственного суверенитета под напором действий новых актеров общепланетарной сцены: глобальных фирм, религиозных группировок, транснациональных управленческих структур (сетей), которые взаимодействуют на равных основаниях не только между собой, но и с самими государствами — традиционными действующими лицами международных отношений [6, c. 53].
Основываясь на методике конструирования категориального аппарата экономической науки, разработанной Старостиным А. и Кравченко В. [4], предлагаем систематизировать существующие определения глобализации по сути явления, то есть его наиболее существенной стороной. В соответствии с этим критерием можно выделить три существенных аспекта:
— Глобализация ¬– явление или феномен;
— Глобализация – новый этап интеграции, интернационализации, либерализации, модернизации и тому подобное;
— Глобализация – процесс.
Нами предлагается совместить такой подход с систематизацией определений глобализации, предложенной М. В. Трофименко. Анализ систематизированных определений глобализации показывает эволюцию представлений о ее сущности. В начале 80-х годов, когда термин «глобализация» впервые появился в научной литературе, он воспринимался как отдельное явление, которое затрагивает в основном экономического аспекта деятельности человечества. Дальнейшие исследования показали наличие взаимосвязи между глобализацией, интернационализацией, интеграцией, модернизацией, и ее сущность ученые начали видеть в их новом этапе. В последнее время все больше исследователей глобализации трактуют ее как процесс, имеющий определенные временные рамки и результаты которого на сегодняшний день еще не понятны.
По нашему мнению, наиболее полным определением глобализации является определение отечественного ученого А. Старостиной: «Глобализация — это объективный процесс размывания границ как следствие поиска прибыльных сфер воспроизводства капитала во всех его формах (производственных, финансовых, трудовых экономических ресурсов), что приводит к взаимодействию, взаимозависимости, взаимопереплетения национальных экономик и формирования глобального рынка и мировой экономической системе» [4, c. 10].
Однако, используя критический анализ современных определений глобализации В. Д. Базилевича [5, c. 596], следует отметить некоторые упущения. Взаимодействие, взаимозависимость и взаимопереплетения национальных экономик имеет несколько асимметричный характер, а формирование глобального рынка и мировой экономической системы на сегодняшний день все еще остается дискуссионным вопросом. Поэтому, опираясь на это определение и учитывая приведенные замечания, мы считаем, что глобализация представляет собой всеобъемлющий объективный процесс размывания и стирание границ во всех сферах жизни общества.
Реальная политика в области международных отношений развенчивает иллюзорную природу глобального правления [4, 8]. Е. Карр заметил, что «международный порядок и «международная солидарность» всегда будут девизом тех, кто чувствует себя достаточно сильным, чтоб навязывать их другим» [11, c. 8].
Основными сторонниками трансформистского подхода к восприятию глобализации можно назвать Дж. Розенау, У. Бека и Э. Гидденса. Глобализация представляется ними исторически беспрецедентной — страны везде чувствуют глубокие изменения по мере того, как пытаются адаптироваться к более связанному, но достаточно меняющемуся миру. Такая позиция основана на компромиссе.
Изменения, происходящие с человечеством с воздействиями информационных технологий, транснациональных корпораций и безграничной мобильности социального капитала, являются достаточно серьезными, однако это еще не ведут объявлять девальвацию суверенитета, конец национального государства и подобные фаталистические и популистские лозунги.
В контексте стирания границ между внешними и внутренними делами, расширении этих границ, глобализация рассматривается как мощная трансформирующая сила, ответственная за всестороннее «перетряхивание» обществ, экономики, институтов и мирового порядка [8]. Но направление такого перетряхивания понимается как случайное, так как глобализация по своей сути — случайный исторический процесс, полный противоречий.
Трансформисты не стремятся предсказать будущее развитие глобализации, а не пытаются оценить современность по сравнению с некоторым идеальным типом глобального мира, но рассматривают глобализацию как длительный исторический процесс, отмеченный противоречиями и ситуативными факторами. Они соглашаются, что современные образцы глобальных составляющих являются беспрецедентными, но основным их отличием от радикалов и скептиков является утверждение многовекторного направления глобализационных процессов.
«Говорить о Севере и Юге, о «первом мире» и «третьем мире» — значит не замечать того факта, что глобализация переиначила традиционные способы классификации стран, создав новые иерархии, которые пронизывают все общества и регионы мира. Север и Юг, «первый мир» и «третий мир» больше не «где-то там», они сцеплены друг с другом во всех крупных городах мира. Если традиционная модель мировой социальной структуры, которая похожа на пирамиду с небольшой верхней частью и широкой массивной подставкой, то глобальную социальную структуру можно рассматривать как трехъярусное образование концентрических кругов, каждый из которых пересекает национальные границы, представляя соответственно элиты, электорат и маргиналов» [10].
Национальное экономическое пространство перестает совпадать с территориальными границами государства, происходит сосуществование власти государства и власти международного права. «Местонахождение власти и субъекты власти могут оказаться как в буквальном, так и в метафорическом смысле слова, по разные стороны океана. В таких условиях понятие национального государства как самоуправляемой, автономной единицы, пожалуй, в большей степени является нормативным требованием, чем дескриптивным утверждением» [4, с. 10].
Подытоживая, можно увидеть, что глобализация с любой точки зрения означает фундаментальную перестройку «структуры человеческой деятельности» [4]. Большинство исследователей интересуют такие вопросы, как причинная обусловленность процесса глобализации и ее исторический или антиисторический характер. Расхождение и противоречия оценок влияния этих процессов на жизнь людей обусловлены тем, что анализ глобализации разворачивается в столкновении различных общественно-научных дискурсов. Понятие глобализации в той или иной степени встроено в структуру соответствующего дискурса (…) [5, c. 214]. Наряду с «тотализацией» понятие «глобальности» фрагментаризировалось по отдельным дисциплинарным отсекам. В каждой дисциплине не только предлагалось собственное, частичное видение глобальных проблем, но и свои оценки феноменов, преимущественно положительные в экономических работах и критические в культурологических исследованиях [5, с. 220].
В условиях интенсификации глобализационных процессов информация превратилась в стратегический ресурс развития бизнес-структур. При таких условиях, влиятельными игроками на мировом рынке становятся транснациональные корпорации, в частности в научно-технологических сферах, используя интеллектуальный капитал и инновации как основу своей стратегии, становятся наиболее конкурентоспособными субъектами экономики.
Стратегия роста характерна для тех предприятий, бизнес которых только начинается или развивается. Эта стратегия предполагает выбор целевых сегментов, усиленное инвестирование, научно-исследовательские разработки и инновации. Для этой стратегии можно выделить три основные разновидности: стратегия концентрированного роста предполагает усиление позиций на рынке или поиск новых рынков;
— стратегия интегрированного роста предполагает построение вертикальной структуры или горизонтальную интеграцию;
— стратегия диверсификации предполагает разработку новых продуктов на существующем рынке или продвижения — имеющейся продукции на новые рынки [2].
Стратегия содержания — это стратегия предприятий, бизнес которых достиг зрелости. Предприятия в этом состоянии пытаются защищать свои позиции от конкурентов, снижать издержки и цены, искать новые рынки сбыта. Стратегия содержание связана с осуществлением выборочного инвестирования и содержанием баланса между расходами и доходами. Для этой стратегии можно выделить три основных ее разновидности:
— защита рынка предполагает защиту имеющейся части рынка и постепенную модификацию продукта;
— поддержка производственного потенциала предполагает усиление отдельных бизнес линий, поддержку имущественного — состояния;
— модификация предусматривает модификацию продуктового ассортимента предприятия и его мощную поддержку на рынке [7].
Стратегия сокращения предусматривает комплексные действия по постепенному сворачиванию бизнеса, который перешел в завершающую стадию жизненного цикла. В этом состоянии возможны различные линии поведения — снижение цен и активизация маркетинговых усилий с целью продления жизненного цикла или прекращения любого инвестирования и реализация стратегии «жатвы» (получение максимальной прибыли от продажи продукции и активов). В целом в научной литературе выделяют следующие виды стратегии сокращения:
— стратегия разворота предусматривает отказ от производства нерентабельной продукции, сокращение рабочей силы, поиск эффективного использования ресурсов;
— стратегия отделения предусматривает продажу неэффективных самостоятельных хозяйственных единиц, продажи — части активов предприятия;
— стратегия ликвидации предусматривает продажу предприятия в случае наступления банкротства;
— стратегия восстановления предусматривает санацию расходов, поиск новых продуктов и технологий, привлечения — инвестиций [8].
Как было определено ранее, формирование стратегии функционирования и развития предприятия является сложным и многогранным процессом, содержит определенный набор задач на каждом этапе:
1. Анализ внешней и внутренней среды предприятия.
2. Определение цели, цели и миссии предприятия.
3. Формирование стратегических альтернатив.
4. Выбор стратегии.
5. Реализация стратегии предприятия. Одними из ключевых этапов формирования стратегии является выбор стратегии среди обработанных стратегических альтернатив. Отметим, что для решения этой задачи на сегодняшний день существует достаточно развитый инструментарий.
— Стратегия совершенствования касается ситуации, когда усовершенствованный продукт фирмы становится замеченным и положительно оценен всем рынком или значительной его частью (например, марки автомобилей «Мерседес», БМВ, «Ауди»).
— Стратегия специализации заключается в том, что предлагаются изделия повышенного качества для определенного сегмента рынка по относительно высоким ценам.
— Стратегия удешевления характеризуется тем, что на всех рынках предлагают продукты более низкой ценности (качества), но при значительно более низкой цене.
— Стратегия сужения заключается в том, что для определенных групп потребителей предлагаются продукты, которые характеризуются заниженными параметрами, но которые имеют значительно более низкие цены. Это не означает снижения ценности (качества) указанных продуктов, но, отказавшись от оснащения их чрезмерными для данной группы потребителей элементами, можно значительно снизить затраты, а также цены этих продуктов.
— стратегия франчайзинга. При помощи системы взаимовыгодного партнерства крупных и малых компаний мелкие предприятия получают таким образом возможность использования преимуществ крупной компании. Франчайзинг — это система договорных отношений, в соответствии с которой крупная компания обязуется обеспечивать малое предприятие собственными товарами, отработанными технологиями производства, торговыми марками, услугами рекламы за определенную плату (роялти). При наличии делового франчайзинга малые компании приобретают лицензию на право открытия магазинов для продажи набора товаров и оказания услуг под именем франчайзера.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы