Часть дипломной работы на тему Внеурочная деятельность как средство развития интереса к уроку русского языка.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Введение:
Актуальность исследования. В решении культурных, духовных и социально-экономических преобразований сегодняшней России особое место отводится школе. Задачи демократического преобразования современного общества и будущего его процветания требуют подготовки поколения с высоким интеллектуальным и нравственным потенциалом, раскрывающиеся через познавательный интерес. Целью образования становится не передача социального опыта и знаний, а развитие личности ученика, что невозможно без развития интереса к изучаемому предмету.
Проблемой учения с интересом занимались выдающиеся педагоги прошлого А. Дистервег, И. Гербарт, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Д. Локк, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие.
Современная педагогическая наука подчеркивает, что «успехов в преподавательской деятельности добиваются, прежде всего, учителя, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать интерес к изучаемой дисциплине у детей. Это говорит о том, что не преподавательские умения, а умения воспитательной работы выступают первичными в содержании профессиональной готовности учителя».
Однако урок, даже самый удачный, имеет один недостаток: он ограничен во времени и не допускает каких-либо отвлечений, даже когда группа особенно остро интересуется каким-либо вопросом. Во внеурочной деятельности, напротив, педагог не связан жесткими плановыми и временными мерками. Внеурочная работа, будучи органически связанной с учебной деятельностью, строится в отличие от нее по принципу добровольности, и ее создание должно отвечать личным интересам абсолютно каждого школьника. Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий.
Вместе с тем необходимо учитывать, что, хотя активность и самодеятельность учащихся во внеурочной работе больше, нежели на уроках, нельзя исходить лишь из их желаний. Педагог должен выполнять свою направляющую роль, поскольку лучше знает, что понадобиться детям в их самостоятельной жизни. Учитель, именно во внеурочной работе, может успешно культивировать у школьников те качества, без которых творческая личность может не состояться. Сложно переоценивать в этой связи роль таких проверенных многолетней практикой форм внеурочной работы, как секции, клубы, кружки, мастерские и т.д. В процессе проведения внеурочной деятельности учитель вместе с детьми размышляет именно о тех проблемах, с которыми сталкиваются учащиеся, ищет пути их разрешения. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе дает возможность решить еще целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка к школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть индивидуальные и возрастные особенности обучающихся.
Большое значение придается внеурочной работе по русскому языку, поскольку в системе школьных предметов знание родного языка занимает значимое место. Прежде всего, это связано с его местом в обществе. Язык не просто обеспечивает все наше общение во всякой сфере жизни. Язык – это инструмент наших мыслей и чувств. Уровень речевого развития – это и есть показатель развития мышления, стало быть, хорошее владение языком – это средство успешной работы не по одному учебному предмету. Развитие положительной мотивации, интереса к русскому языку – значит многое для обучения в школе.
Таким образом, внеурочная деятельность является особенно эффективным средством изучения русского языка. А вариативность форм ее проведения вызывает у учащихся интерес к процессу обучения, повышает уровень их мотивации.
Объект исследования – внеурочная деятельность в младших классах как средство развития интереса к русскому языку.
Предмет исследования – процесс организации внеурочной деятельности по русскому языку в младших классах.
Цель исследования: выявить особенности развития интереса младших школьников к русскому языку во внеурочной деятельности.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1) Рассмотреть развитие интереса младшего школьника к предмету, как психолого-педагогическую проблему.
2) Изучить процесс организации внеурочной деятельности.
3) Проанализировать опыт работы в современной школе.
Теоретическая значимость. В исследовании уточнены понятия «интерес к учению», «познавательный интерес», «внеурочная деятельность»; изучены принципы и формы организации внеурочной деятельности; выявлена роль внеурочной деятельности в развитии интереса к русскому языку; проанализирован опыт организации внеурочной деятельности по русскому языку в современной школе.
При исследовании вопроса использовались следующие методы исследования:
• отбор и чтение методической литературы;
• анализ и сравнение точек зрения ученых;
• сопоставление данных из различных источников;
• систематизация материала;
• обобщение материала.
Заключение:
Таким образом, в результате анализа по проблеме исследования, мы можем сделать следующие выводы:
1) Интерес, в качестве сложного и очень значимого для человека образования, имеет большое число трактовок. Его рассматривают как: избирательное направление человека; проявление эмоциональной и умственной активности; активатор различных чувств; специфическое отношение у личности к объекту, которое вызвано сознанием его эмоциональной привлекательности и жизненного значения; активное познавательное человеческое отношение к миру. Без целенаправленного развития различных форм мышления, являющегося одним из важных компонентов процесса познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных умений, навыков и знаний.
2) Организация внеурочной деятельности младших школьников представляется таким же важным звеном образовательно-воспитательного процесса, как и учебная деятельность. От того, насколько методически обоснованно и педагогически грамотно она будет организована, во многом зависит дальнейшее личностное развитие учащихся, реализация их социального, творческого, интеллектуального потенциала. Внеурочная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков, проектной деятельности и т.п.
3) Огромную пользу разностороннему развитию приносит внеурочная деятельность по изучению русского языка. Учащиеся с увлечением и интересом занимаются творчеством. В результате внеурочной деятельности повышается мотивация изучения русского языка как предмета, ребята становятся более самостоятельными, активными, их речь становится более развитой, они расширяют и углубляют знания по русскому языку.
Фрагмент текста работы:
Глава 1
1.1. Развитие интереса младшего школьника к предмету как психолого-
педагогическая проблема
Исследования проблемы интереса к учению широко проводили в психологии М.Ф. Беляев, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, Л.А. Гордон, В.Н. Мясищев, а также в педагогической литературе Н.Р. Морозова, Г.И. Щукина.
Интерес, в качестве сложного и очень значимого для человека образования, имеет большое число трактовок. В своих психологических определениях его рассматривают как:
˗ избирательное направление человека (Т. Рибо, Н.Ф. Добрынин);
˗ проявление эмоциональной и умственной активности (С.Л. Рубинштейн);
˗ активатор различных чувств (Д. Фрейер);
˗ специфическое отношение у личности к объекту, которое вызвано сознанием его эмоциональной привлекательности и жизненного значения (А.К. Ковалев) [20];
˗ активное познавательное человеческое отношение к миру (В.Н. Мясищев).
Как считает Г.И. Щукина, в действительности интерес предстает перед нами:
˗ в качестве избирательной направленности психических процессов человека на явления и объекты окружающего его мира;
˗ в качестве тенденции, стремлении, потребности личности заниматься именно той областью явлений, данной деятельностью, что приносит ему удовлетворение;
˗ в качестве мощного побудителя активности личности;
˗ и, наконец, в качестве особого избирательного отношения к окружающему миру, к его явлениям, процессам и объектам [60].
Н.Р. Морозова охарактеризовала интерес в виде трех обязательных моментов:
1) положительной эмоцией, направленной на деятельность;
2) наличием познавательной стороны данной эмоции, то есть тем, что принято называть радостью познания и познавания;
3) наличием какого-либо мотива, что идет от самой деятельности, то есть деятельность сама по себе побуждает и привлекает его заниматься, вне зависимости от других мотивов [32].
Интерес ˗˗ это своего рода «сплав» множества психических процессов, которые образуют особенный тонус деятельности, особенные состояния личности (к примеру, радость от самого процесса учения, стремление и желание углубляться в изучение интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и нацеленность на их преодоление).
Важнейшей областью общего феномена интереса является познавательный интерес. В качестве его предмета выступает самое значительное человеческое свойство: познавать окружающий нас мир не лишь с целью социальной и биологической ориентировки в действительности, но и в самом главном человеческого отношении к миру ˗˗ в желании проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, закономерности, причинно-следственные связи, противоречивость.
Познавательный интерес ˗˗ это важнейшее образование личности, складывающееся в процессе жизнедеятельности человека, формирующееся в социальных условиях его жизни и никак не является присущим имманентно человеку от рождения [32].
Познавательный интерес традиционно включен в познавательную деятельность и очень тесно связан с формированием множества личностных отношений: например, избирательного отношения к какой-либо области науки или познавательной деятельности, непосредственному участию в них, взаимодействию с соучастниками познания. Как раз на основе познания предметного мира, отношения к нему и к научным истинам формируется мировоззрение, мироощущение, миропонимание, пристрастному, активному характеру, которому помогает познавательный интерес.
Самыми важными и общими задачами познавательного развития ребенка можно назвать не только лишь обогащение его представлений об окружающем, а непосредственное развитие познавательной инициативы (или любознательности), изучение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире), как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. Поэтому во время развития дошкольников познавательный интерес приобретает многозначную роль: в качестве средства живого, увлекательного для ребенка обучения, в качестве сильной мотивации, к длительному и интеллектуальному процессу познавательной деятельности, и в качестве предпосылок формирования готовности личности к образованию непрерывному.
Г.И. Щукина делит познавательный интерес на три категории:
1) Познавательный интерес как средство обучения.
Познавательный интерес ˗˗ это многозначительное явление, поэтому на процессы воспитания и обучения он способен влиять своими разными сторонами. Познавательный интерес в педагогической практике рассматривают часто только как внешний стимул данных процессов, как некое средство для активизации познавательной деятельности детей, как действенный инструмент учителя, который позволяет ему сделать сам процесс обучения увлекательным, выделить в обучении те аспекты, что смогут привлечь непроизвольное внимание детей, заставит активизировать их мышление. Если из окружающего его мира человек выбирает далеко не все, а лишь то, что находит для себя более значимым, то нужно задуматься над тем фактом, чтобы особо значительное и важное в обучении преподнести в интересной форме для ученика.
Познавательный интерес характеризуется объективными условиями формирования и появления, он представляет собою своеобразный внутренний процесс личности, который затрагивает самые значительные её стороны. Ребенка могут привлекать те стороны обучения, что связаны с особо яркими фактами, с обаянием личности самого учителя, с эффектными опытами.
Ограничивать определение познавательного интереса его внешней стороной влияния на школьников, понимать лишь как средство обучения ˗˗ абсолютно неосмотрительно. Познавательный интерес в качестве средства обучения становится надёжным лишь тогда, когда его используют в арсенале средств развивающего обучения, который прокладывает дорогу росткам нового в непосредственном развитии учеников и открывает его перспективы.
Наука сама по себе увлекательна, и это бесспорно, но лишь для того, кто овладел её методом, кто в неё углубился, а не для того, кто «только стоит в её преддверии». Нужно искать дополнительные средства по отношении к нему в форме занимательности, что способствует работе мысли. Занимательность напрямую связана с увлекательными сторонами вещей, процессов, явлений, что действуют на человека и конкретно на школьника. В такой природе занимательности находятся очень значимые элементы для познавательного интереса, которые часто вызывают чувство удивления, что является началом любого познания.
Чувство удивления могут вызвать следующие элементы занимательности: необычность, новизна, неожиданность, несоответствие прежним представлениям, странность. Данные особенности ˗˗ это сильнейшие побудители познавательного интереса. Занимательность, которая выступает в роли стимула познавательного интереса и в качестве средства обучения, средство популяризации научных знаний, делает научные знания доступными и в то же время способствует активизации мышления человека, лучшему протеканию его познавательных процессов, обострению эмоционального отношения к предмету познания.
Но, как любое средство, занимательность дает различный эффект в зависимости от множества условий ее применения. Она бывает эмотивной, может исчезать с исчезновением конкретной ситуации, но также может приводить к устойчивому познавательному интересу. В трудах Р.Г. Лемберг проведен анализ возможных результатов так называемых аттракционных приёмов введения в тему урока, чья познавательная ценность часто равняется нулю.
Занимательность ˗˗ это важное, и одновременно довольно острое средство обучения. Чтобы получить надёжный эффект от её использования, нужно верное понимание занимательности в качестве фактора, что влияет определённым образом на психические процессы и достаточно ясное осознание учителем цели её использования в любой момент, так как назначение занимательности в процессе обучения может быть весьма многообразным.
2) Познавательный интерес как мотив учебной деятельности.
Познавательный интерес является очень ценным мотивом учебной деятельности школьников, и это его наиболее существенное проявление. У познавательного интереса есть свой предмет, в нём отчётливо и ясно выражена нацеленность на какую-то определённую предметную область, к познанию более глубокому, к которой стремится школьник. В мотиве же выражается влияние объективного мира непосредственно на человека, что не только отражается в его сознании, но также и рождает какое-то определённое отношение.
Стремление к познанию ˗˗ это внутренняя потребность любого человека. У него имеется стремление окружающий мир приравнять к своим тенденциям, понятиям. Отсюда рождаются стремление и любознательность к знанию. В качестве мотива учения у познавательного интереса есть ряд преимуществ перед иными мотивами, что могут существовать наряду с ним и вместе. Познавательный интерес выступает среди других мотивов учения школьника как мотив, который является более предпочтительным.
Особенностью такого познавательного интереса как мотива учения любого ребенка будет являться то, что в каком-то роде совмещается план «реальных» и «знаемых» мотивов.
Познавательный интерес также в педагогических явлениях выступает как средство и цель. Он, будучи постоянно подкрепляемым и поддерживаемым системой обучения и воспитания, помогает положительной направленности ребенка, позиция которого в семье, в коллективе товарищей и в других коллективах всегда бывает очень выигрышной. И речи быть не может быть о самостоятельности действий без наличия достаточной внутренней мотивации, которая основывается на потребностях и интересах, так как тогда вообще об активности не может быть речи.
Что же касается устойчивого познавательного интереса, то он в большей степени обусловлен внутренней мотивацией и совершенно не зависит от подкрепления каждоразового. Особенностью этого познавательного интереса в качестве мотива учения, как мы думаем, является и то, что раньше он и более ясно, нежели другие мотивы, осознаётся ребенком. Для характеристики такого познавательного интереса-мотива особенно выразительно слово «бескорыстный». Ребенок, побуждаемый стремлением к знанию и привлекательными аксессуарами обучения, более бескорыстен, нежели чем тогда, когда он повторяет красивые формулы за учителями, «поёт чужим голосом», или же когда побуждается мотивом с отрицательным знаком.
3) Познавательный интерес как устойчивая личностная черта.
Познавательный интерес предстает перед нами не только лишь как средство обучения и мотив, но и как устойчивое личностное качество. Учить приятнее и легче активного и отзывчивого ученика. Инертный ученик, имеющий малоподвижные мыслительные процессы, эмоционально глух к эстетическим и моральным стимулам, труден для учителя.
Любознательность, пытливость, готовность к активной познавательной деятельности ˗˗ всё это абсолютно разные выражения познавательной направленности личности, в самой основе которой находится познавательный интерес.
Познавательный интерес определяет активность ребенка в учении, инициативу в постановке целей познания. Опыт такой деятельности помогает постепенному формированию познавательного интереса: начиная со стадии простой ориентировки, которая связана с элементарным любопытством, через активный поиск не хватающей информации, что выражается в состоянии любознательности, к непосредственно познавательному интересу, у основы которого находится стремление к познаванию внутренней сущности явлений окружающего мира [2].
Интерес к тому или иному учебному предмету в своем развитии выражен различными состояниями. Различают условно последовательные стадии его развития: любознательность, любопытство, теоретический интерес, познавательный интерес. Рассмотрим их подробнее.
Любопытство ˗ это элементарная стадия избирательного отношения, обусловленная чисто внешними, зачастую неожиданными обстоятельствами, которые привлекают внимание человека. Для него эта простейшая ориентировка, что связана с новизной ситуации, она может и не иметь какой-то особой значимости.
На данной стадии ребенок довольствуется только ориентировкой, которая связана с занимательностью какого-либо предмета, какой-нибудь ситуации. Стадия любопытства еще не обнаруживает истинного стремления к познанию. Но все равно занимательность в качестве фактора выявления познавательного интереса нередко служит его начальным толчком.
Любознательность ˗ это ценное состояние личности. Она охарактеризована стремлением человека проникать за границы увиденного. На данной стадии интереса обнаруживают довольно сильные выражения эмоций радости познания, удивления, удовлетворенности деятельностью. При появлении загадок, их расшифровке и определяется сущность любознательности.
Впервые любознательность от любопытства отграничил В.Ф. Одоевский. Он утверждал, что любопытство, свойственное детям, при верном руководстве может вырасти в любознательность, в страсть именно к познанию, что развивает умственную самостоятельность.
В работе С.И. Кудинова любознательность представляется как целостная структура инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик, которые обеспечивают постоянство стремлений и полную готовность человека к получению новой информации.
Г.Н. Морозова говорит, что любознательность особенно близка к интересу, но она «диффузна, то есть не сосредоточена на определенной деятельности или предмете».
Г.И. Щукина определяет любознательность в качестве ступени развития интереса, которая отражает состояние избирательного отношения ребенка именно к предмету познания и степень его влияния на личность.
К.М. Рамонова считает, что любознательность ˗˗ это своеобразная форма активности, которая отличается рядом особенностей:
˗ любознательность ˗ это первоначальный этап становления устойчивой познавательной направленности, она связана с ориентировочной деятельностью и ориентировочным рефлексом;
˗ любознательность выступает в качестве первоначальной формы познавательного интереса и включает в себя познавательное и непосредственное недифференцированное отношение;
˗ любознательность ˗ это условие успешной умственной деятельности, проходящее с наименьшей затратой энергии и утомлением;
˗ развитие любознательности осуществляется если продемонстрировать ребенку противоречивые факты, побуждающие выявить причины явлений [43].
Познавательный интерес во время своего развития обычно характеризуют познавательной активностью. Развитие такой активности у детей проявляется в поисковых действиях, что направлены на получение новых впечатлений об окружающем их мире.
Обстоятельно проблему интереса изучил К.Д. Ушинский. В своей теории он обосновал интерес в обучении. Особое место занимает именно начальное обучение, которое требует побуждения ребёнка к его активной мыслительной работе. Занимательность, что связана с реальными предметами, наглядным материалом, близким опыту ребёнка, ˗ это ценнейшее достоинство первоначального обучения.
Открывать перед ребятами новые и новые грани предмета, пробуждать их внимание и интерес ˗˗ именно в этом К.Д. Ушинский видел главную задачу обучения. Важно не просто подменять занимательность развлечением, а чтобы именно сам интерес учения напрямую зависел от серьёзной мысли, а не от каких-либо не связанных с делом прикрас, ˗ таковы советы К.Д. Ушинского [55].
В первой половине 19 века общественно-экономическое развитие России всё-таки привело к созданию системы образования в стране, которая требовала новую дидактическую теорию, не имевшейся в России начала века. Появляются отдельные работы по педагогике.
А.И. Герцен и В.Г. Белинский были убеждены, что любознательность детей нужно в первую очередь развивать с помощью естественных наук, книг, что знакомят с природой, землёй, которые больше всего способны заинтересовать детей, потому что природа близка им. Для педагогических воззрений А.И. Герцена и В.Г. Белинского характерна тесная связь интереса к познанию с социальным интересом. Но такая идея не могла найти своей реализации, так как В.Г. Белинский писал в подцензурной России, а работы А.И. Герцена и подавно были запрещены.
Со второй четверти 19-го века, когда реакция усилилась, тем более не было условий для того, чтобы организовать учение с увлечением. Напротив, любые проявления любознательности подавлялись. Правительство боялось развития умственных способностей и любознательности детей, что все это может привести низшие сословия к недовольству существующим строем.
К середине 19-го века полуфеодальная система образования России зашла в тупик. Под давлением нарастающего недовольства царизм был вынужден в 1863-1864 гг. осуществить реформы в области народного образования. Данные реформы носили, в основном, декларативный и формальный характер.
Глубокая психологическая основа всей педагогической теории К.Д. Ушинского и проблемы интереса усилили внимание к природосообразному развитию детей.
Обострённая критика воспитания и обучения в период общественно-педагогического подъёма привела к идее пристального внимания к внутреннему миру ребёнка на основе его полной свободы. Эту точку зрения отразил в своих педагогических взглядах Л.Н. Толстой. Он справедливо считал, что интерес ребёнка может раскрыться только в условиях, которые не стесняют проявление его наклонностей и способностей. Интерес в педагогических взглядах Толстого является центром всей педагогической работы. Важнейшее условие проявления интереса — создание на уроке такой свободной, естественной атмосферы, вызывающей подъём душевных сил ребёнка.
Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов считали, что только воспитание, опирающееся на разумную свободу ребёнка, развивает его любознательность и интересы, укрепляет его волю и ум. С этих позиций Н.А. Добролюбов высоко оценивал школы Р. Оуэна, где учителя развивали и поддерживали интерес детей к учению.
В то же время Н.А. Добролюбов выступал против занимательных фантазий, которые уводят детей от жизни, против того, чтобы забавлять детей.
Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский не мыслили развития интереса к учению в отрыве от интересов к явлениям жизни, они органично слиты, их единство способствует формированию активного отношения к действительности.
Проблемой интереса занимался также известный педагог П.Ф. Каптерев. В 1915 г вышла его книга «Дидактические очерки», в которой имелась глава «Исторический очерк учения о детских интересах, его практика и теория». П.Ф. Каптерев попытался классифицировать интересы (умственные, физические, эстетические, волевые, социальные). Но у этой классификации не было единой основы, и она практически совсем не нашла своего применения. С марксистских позиций рассматривала проблему интереса Н.К. Крупская. Практическое применение и прогрессивные идеи по проблеме интереса в обучении нашли в опыте педагогов С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко.
А.С. Макаренко раскрывает некоторые методические приёмы развития и поддержания интереса: подсказка, которая вызывает догадку, постановка интересного вопроса, введение нового материала, рассматривание иллюстраций, что наталкивают на вопросы, и т.д.
Макаренко считал, что труд и жизнь ребёнка должны быть пронизаны интересом, что содержание образовательной работы определяется детским интересом. В диалектике воспитательного процесса А.С. Макаренко показал единство содержания, методов и средств воспитания, раскрыл логику воспитательного процесса, исходя из сочетания требований общественной жизни с интересами отдельной личности и детского коллектива [24].
Дальнейшая разработка проблемы интереса была связана с переходом на классно-урочную систему обучения.
Ш.А. Амонашвили разрабатывал проблему интереса в обучении шестилеток. Интерес к учению связан со всей жизнедеятельностью младшего школьника: неосторожный поворот метода, однообразие приёма может расшатать очень хрупкий интерес. Лабораторией экспериментальной диалектики НИИ педагогики Грузии под руководством Ш.А. Амонашвили были разработаны психолого-педагогические основы, что заложены в эксперименте по обучению шестилеток, накоплены приёмы стимулирования познавательных интересов детей (намеренные «ошибки» учителя, задачи на внимание, задачи на сравнение, сочинительство сказок и т.д.). Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим воспитателям, учителям успешно развивать и формировать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.
Исследования многих зарубежных и отечественных психологов: Л.С. Выготского, П.П. Блонского, В.В. Давыдова, Ж. Пиаже, В.А. Крутецкого, Я.А. Пономарева, Н.Ф. Талызиной, С.Л. Рубинштейна, Г. Хемли, Л.М. Фридмана и других показывают, что без целенаправленного развития различных форм мышления, являющегося одним из важных компонентов процесса познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных умений, навыков и знаний.