Часть дипломной работы на тему Трудности в общении как фактор оценки риска школьного буллинга в подростковом возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к изучению феномена трудностей в общении подростков как фактора оценки риска школьного буллинга
1.1 Характеристика школьного буллинга как социально-психологического феномена
1.2 Факторы риска школьного буллинга в подростковой среде
1.3 Трудности в общении как фактор риска школьного буллинга в подростковом возрасте
Глава 2. Эмпирическое исследование трудностей в общении как фактора оценки риска школьного буллинга среди подростков
2.1 Организация и методы исследования
2.2. Эмпирическое исследование оценки риска школьного буллинга в подростковом возрасте
2.3 Эмпирическое исследование зависимости оценки риска школьного буллинга от трудностей в общении в подростковом возрасте
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Введение:
Актуальность исследования отмечается в следующих аспектах социальной действительности. В современном образовательном пространстве многие педагогические работники заговорили о проблеме травли в школьном коллективе. До недавнего времени то, что происходило в коллективах, группах, учебных классах имело низкую заинтересованность со стороны не только ученых, но и всего общества. Многие процессы попросту считались нормой. В эти «нормальные» явления входил и буллинг (травля, систематическое издевательство).
В каждом классе есть обучающиеся, которые систематически подвергаются прямому и косвенному запугиванию со стороны одноклассников. Половина лиц подросткового возраста отмечают буллинг в своем окружении, причем 30% испытывают постоянное психологическое насилие. Более 60% школьников считают атмосферу в своей школе благоприятной, что говорит о низкой степени владения информацией о проблеме школьной травли. Трудности в общении с ровесниками, по своему характеру имеют высокий риск для появления буллинга в пубертатный период, где ведущей деятельностью является интимно-личностное общение. Проблемы коммуникации, не умение соотносить личные интересы с интересами окружающих, отсутствие близкого, доверительного общения – все эти трудности, являются фактором риска для формирования буллинг-структуры.
Первые разработки посвященные буллингу относятся к середине 1970-х годов. Исследования о психологическом феномене буллинга, достаточно активно развивались зарубежными исследователями, к которым относятся А. Бандура, Л. Берковитц, Дж. Кляйн, Д. Корнелл, К. Лоренц, Д.А. Лейн, Э. Маккоби, Д. Ольвеус, А. Сигал, С. Фешбах, Р. Харр, и др., и отечественными психологами такими как: И.А. Баева, О.Л. Глазман, Е.А. Зуйкина, Е.А. Иванова, И.Г. Малкина-Пых, В.Р. Петросянц, Т.Г. Румянцева, Л.С. Славина, Т.В. Сенько, Н.Ф. Сухарева и др. Именно в их трудах были выделены социально-психологические факторы риска школьного буллинга. Однако не исследованным является вопрос о том, как трудности в общении подростков влияют на фактор оценки риска школьного буллинга в подростковом возрасте.
Цель исследования: определить особенности оценки риска школьного буллинга подростками, имеющими трудности в общении
Объект: школьный буллинг
Предмет исследования: оценка риска школьного буллинга подростками, имеющими трудности в общении
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические подходы в исследовании трудностей в общении как фактора оценки риска школьного буллинга в подростковом возрасте.
2. Выявить особенности оценки риска школьного буллинга подростками.
3. Выявить особенности оценки риска школьного буллинга подростками, имеющими трудности в общении.
Гипотеза исследования оценка риска школьного буллинга подростками может определяться характером межличностных отношений: подростки с трудностями в общении могут оценивать риск школьного буллинга выше, чем подростки, которые успешны в общении со сверстниками.
Методы исследования:
– теоретические методы: изучение и анализ научно–теоретической и учебно-методической литературы по проблеме исследования;
— эмпирические методы: метод опроса;
— математические методы: среднее арифметическое (М), стандартное
отклонение (ϭ), t-критерий Стьюдента.
Методики исследования:
1. Опросник выявления риска буллинга в школе (Опросник атмосферы в школе А.А. Бочавер, В. Б. Кузнецовой, Е. А. Бианки и др.)
2. Опросник «Буллинг» (Д. Олвеус)
3. Опросник «Стиль поведения в конфликте» (К. Томас в адаптации Н.В. Гришинной)
Заключение:
1. Школьный буллинг является актуальной проблемой современности. Многочисленные исследования в образовательной среде свидетельствуют о том, что в школах если дети которые подвергаются систематическим издевательствам от своих одноклассников.
2. К основным психологическим факторам риска школьного буллинга относится: определенный уровень самооценки и притязаний, особенности поведения, нарушение здоровья, проблемы с выбором половой идентификации, внутренний дискомфорт или внутриличностный конфликт и др.
К внешним факторам относится социальная среда и ближайшее окружение ребенка: семья, сверстники, любимые персонажи из мультфильмов.
Внутренние факторы относятся к психологическим факторам развития агрессивности: неуверенность, эмоциональность, расторможенность, тревожность, отрешенность, низкая самооценка, эгоцентризм.
К социальным факторам относится: гендерные стереотипы, социально-экономическое неравенство и влияние средств массовой информации.
К личностным факторам относится:
1. Физическая слабость и различные недостатки.
2. Отстраненность или замкнутость в поведении.
3. Любые внешние отличия лица, тела.
4. Недостаточное развитие социальных навыков.
5. Личные боязни и неприязнь к школе, которые формируют неуверенность.
6. Незнание правил коллективного взаимодействия.
7. Учебная неуспеваемость, сложности в обучении, обусловленные недостаточным интеллектуальным развитием.
3. Трудности общения можно определить как проявление коммуникативных и психологических барьеров, возникающих в процессе различных видов общения без предварительного намерения собеседников, протекающих внешне бесконфликтно, но сопровождающихся высоким внутренним напряжением и отрицательными эмоциями собеседников (партнеров).
Признаки трудностей в общении:
— страх общения, высокая тревожность;
— избегание общения с людьми;
— недоверие ко всем и во всем;
— неуверенность в себе;
— повышенная чувствительность к замечаниям и критике.
Трудности в общении являются фактором риска школьного буллинга, поскольку страх общения, неуверенность в себе являются одними из главных причин буллинга. Подросток, неуверенный в себе, с высокой тревожностью будет чаще всего подвержен буллингу, поскольку в подростковой среде часто выбирают в качестве жертвы издевательств более слабую личность, не умеющую дать отпор обидчикам.
Фактором буллинга часто становится деструктивное общение. Деструктивное общение в целом определяется через агрессию в коммуникации и представляет собой тип общения, направленного на сознательное преднамеренное причинение собеседнику морального и физического вреда и характеризуемого чувством удовлетворения от страданий жертвы и осознанием собственного превосходства.
Барьерное общение, то есть взаимодействие, в основе которого лежат барьеры общения: застенчивость – беззастенчивость, одиночество и отчуждение, тяже является фактором риска школьного буллинга.
Более агрессивные ищут более слабых, которых они оскорбляют, отбирают их личные вещи и даже многих запугивают и т.д.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические подходы к изучению феномена трудностей в общении подростков как фактора оценки риска школьного буллинга
1.1 Характеристика школьного буллинга как социально-психологического феномена
С середины 1970-х годов проблема буллинга активно разрабатывалась американскими психологами, хотя сама проблема появилась раньше. Основоположником изучения феномена буллинга является норвежский психолог Д. Ольвеус[52], он первым обратил внимание на то, что буллинг — это не столько проявление физической силы и определенной социальной силы, сколько воздействие на жертву.
Первое систематическое исследование, проведенное в Норвегии в начале 1970-х годов, было проведено Д. Ольвеусом[52]. Ему удалось выявить, что около 7% школьников относятся к этой группе. В Соединенных Штатах около 15-20% учащихся идентифицируются как подвергающиеся издевательствам со стороны своих сверстников в форме изоляции, запугивания и физического насилия во время процесса обучения (Чемпион Келли, Ферберг Эрик, Шипман Кимберли) [75]. В Норвегии процент жертв издевательств также равен 15% (Klensmeden Fosse Gunilla) [79]. По данным Англии, до 40% учащихся подвергались издевательствам в учебных заведениях (Майнард Хелен, Джозеф Стивен, Александр Джейн) [82].
Агентство «Михайлов и Партнеры. Аналитика»[48] В рамках проекта в сентябре 2019 года провели исследование, в ходе которого было опрошено 1057 респондентов в возрасте от 10 до 18 лет из 52 регионов России. Каждый подросток в России сталкивается с издевательствами в школе. 52% респондентов в возрасте от 10 до 18 лет рассказали об издевательствах со стороны своих сверстников — сначала они жаловались на психологическую агрессию (32%) и физическую, проявляющуюся в толчках и избиениях (26,6%). По словам подростков в возрасте от 16 до 18 лет, школьники чаще всего подвергаются издевательствам из-за своей внешности (43,8%) или национальности (33,6%). Каждый пятый респондент (19,7%) рассказал о случаях агрессии со стороны учителей. 22% респондентов сообщили, что учащиеся издевались над учителями. В то же время 65% подростков считают, что атмосфера в их школе очень дружелюбная. Поэтому исследователи в стране и за рубежом обратили внимание на высокую частоту случаев издевательств над детьми в образовательных учреждениях.
Результаты исследований буллинга различны, но стоит отметить, что независимо от объяснения явления, природа издевательств, по мнению Д. Ольвеуса, это повторный акт агрессии.
Р. Барон и Д. Ричардсон [15, с. 26] дают следующее определение агрессии — «это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения».
Считается, что проявление такого поведения очень распространено среди детей в возрасте 11-13 лет. Это связано с тем, что подростки часто имеют противоречивые стремления к независимости и в то же время ожидают социальной поддержки и принятия. Кроме того, для этой возрастной группы характерны повторяющиеся конфликты с родителями и сверстниками, несмотря на наличие доверительных и близких отношений между ними. Многие исследователи сообщают, что дети в этом возрасте получают гораздо меньше поддержки от окружающих, и они считают, что на долю родственников приходится гораздо меньшая доля их жизни. В этом возрасте фактор «транслируемой агрессии» со стороны значительных небольших социальных групп, таких как семьи и дружеские компании, становится очень значительным. Насилие, зафиксированное в референтной группе, определенно приведет к «переносу» оскорбительного поведения в школьную среду.[4, 10, 21, 22]. С возрастом интенсивность и частота случаев насилия в отношении сверстников в школах снижаются.
А. А. Реан[56] также подчеркивал, что агрессивное поведение характеризуется желанием человека совершать действия, связанные с причинением вреда другим.
Исследование российского психолога было направлено на изучение спонтанной агрессии (подсознательного счастья, испытываемого человеком при наблюдении за трудностями других) группы явно состоятельных старшеклассников, и были получены следующие результаты исследования: 53% респондентов были исследованы в исследовании реактивной агрессии, то есть агрессивная производительность как типичная реакция в процессе взаимодействия и общения, у 47% респондентов были высокие показатели, и только у 4% были низкие показатели (консультации по агрессивному поведению, насилию и издевательствам) [36].
Таким образом, все сказанное в исследовании А.А. Реан означает, что уровень спонтанной и реактивной агрессии среди учащихся достиг высокого уровня, что может быть одним из основных факторов эффективности школьного буллинга, для которых предлагается специальная концепция.-
Понятие «буллинг» происходит от английского bully, что означает «издевательства, ссоры, грубость, насильник». Д. Ольвеус [52, с. 149] определяет издевательства как «преднамеренное и систематическое повторение оскорбительного поведения, включая неравенство социальной власти или физической силы».
«Д. Лейн [41] связывает буллинг со школьными издевательствами и определяет их как длительное физическое или психическое насилие со стороны отдельного лица или группы в отношении отдельного лица.
Наиболее удачное определение дано Е.Н. Волковой [8]: буллинг – это неоднократное умышленное нанесение вреда одним человеком или группой другому человеку или другим людям, который в данной ситуации оказывается не способным себя защитить, и лишен возможности её покинуть.
В своем исследовании мы будем придерживаться понятия «буллинг», в представлении Е.Н. Волковой [8]: буллинг – это неоднократное умышленное нанесение вреда одним человеком или группой другому человеку или другим людям, который в данной ситуации оказывается не способным себя защитить, и лишен возможности её покинуть.