Часть дипломной работы Педагогика/Психология Логопедия

Часть дипломной работы на тему Теоретические аспекты развития речи детей раннего возраста, проблемы диагностики и средств ее активизации.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующие выводы:
Речь ребенка развивается под особым влиянием словесного взаимо-действия со взрослыми.
Речь ребенка развивается постепенно, развитие детской речи состоит из нескольких этапов.
В первый год жизни ребенка создаются анатомические, физиологиче-ские и психологические условия для овладения языком. Ребенок второго года жизни уже почти обладает человеческой речью. Грамматически пра-вильный разговорный язык начинает формироваться на третьем году жиз-ни ребенка, но даже на этом этапе ребенок совершает много ошибок, осо-бенно в словообразовании.
В дошкольные годы, речь продолжает развиваться, и до семи лет, когда ребенок уже идет в школу, речь и родной язык, как правило, же хо-рошо усвоен ребенком, и он может свободно говорить.
Развитие речи неотделимо от разрыва в мышлении, речь может идти стихийно, но такая речь может быть неправильной, плохой. Таким обра-зом, система развития речи ученика осуществляется в школе. Она включа-ет в себя организацию речевых ситуаций, организацию речевой среды, словарную работу, синтаксические упражнения, работу над текстами (связная речь), интонации, коррекцию и улучшение речи.
В настоящее время создан ряд методик по преодолению речевых нарушений у маленьких детей.
Для изучения познавательных процессов у детей двух-трех лет целе-сообразно использовать методику предложенную Ю. В. Герасименко.
Методика Герасименко направлена на работу с маленькими детьми и является основой для коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление задержки речи и психомоторного развития у детей ранне-го возраста.
Также эффективным методом развития речи у детей является разви-тие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями рук и паль-цев, которые стимулируют процесс развития речи ребенка.
А также использование народных игр, песен, детских стихов, пред-ложений в совместных с детьми мероприятиях, которые доставляют им большую радость.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические аспекты развития речи детей раннего возраста, проблемы диагностики и средств ее активизации
1.1 Развитие речи детей в онтогенезе от рождения до трех лет
Речь — это специфически человеческий метод формирования и фор-мулирования мыслей посредством языка. Сложность овладения языком заключается в более полном и совершенном овладении знаками языковой культуры.
Будучи прямым воплощением мышления, язык содержит все позна-вательное богатство человека в индивидуальном и социальном аспектах и усиливает материал в форме его индивидуального и общественного созна-ния.
При таком подходе язык можно понимать как систему, в которой за-кодировано восприятие мира как культуры людей.
Сложность перехода от общих лингвистических норм, характерных для их использования, приводит к тому, что язык очень поздно достигает своих максимально возможных пиков.
Согласно многочисленным исследованиям, лучшие речевые резуль-таты зафиксированы в возрасте 35-40 лет. Прежде чем словесные навыки развиваются и совершенствуются, проходят определенные периоды освое-ния функций и форм.
В раннем возрасте, особенно в первой половине года, ребенок толь-ко начинает входить в мир социальных отношений.
Через общение с матерью, отцом и бабушкой он постепенно овладе-вает нормативным поведением. В раннем детстве развитие языка идет по двум направлениям: улучшение речевого понимания взрослых и форми-руется собственная активная речь ребенка.
Развитие речи подчиняется определенным законам. Нет конкретного возрастного периода его развития — первые три года.
После этой стадии процесс развития слуховой речи и обучения за-медляется и требует больших усилий.
Основным механизмом, лежащим в основе изучения речи, является процесс подражания.
Решающим условием сохранения и развития врожденного имитаци-онного рефлекса является в реальном времени эмоциональное общение взрослых с каждым ребенком индивидуально.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему овладеть ре-альностью, осмысленными и полноценными отношениями с детьми и взрослыми, тем успешнее учиться в школе и адаптироваться к жизненным ситуациям.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для того, чтобы зало-жить основы грамотной, ясной, красивой речи, что является важным усло-вием умственного воспитания ребенка.
В узком смысле онтогенез понимается как период интенсивного пси-хического развития ребенка.
Развитие детской речи также подчиняется определенным законам, которые необходимо учитывать при работе с детьми, особенно при ис-правлении их «речевых ошибок».
Наиболее распространенным является выделение в речевом онтоге-незе двух возрастных стадий, которые резко различаются в зависимости от используемого ребенком средства общения.
На буквальном этапе (первый год жизни) это голосовые реакции (во-кализации) и жесты, в дальнейшем после появления первых слов и разви-тия грамматики — собственные языковые средства (Н.И. Лепская, Т.Н. Ушакова).
Некоторые исследователи рассматривают первый этап развития ре-чи как подготовительный и включают в себя не только этап предречевых реакций, но и этап появления первых слов, которые резко отличаются от дальнейшей речи ребенка.
В этом случае подготовительный период заканчивается на полтора или даже два года, затем начинается этап речевого формирования (М. И. Лисина, Г. Л. Розенгарт — Пупко).
\Особое внимание в вопросах речевого развития следует уделить то-му факту, что ранний возраст является чувствительным периодом для усвоения речи.
Интенсивная подготовка к такой ассимиляции происходит, уже в младенчестве: ребенок формирует основы фонематического слуха, произ-носит речевые звуки, наконец, происходит понимание и произнесение пер-вых слов, что расширяет возможности его общения с взрослыми [2].
Стимулом к овладению речью является неспособность выучить при-емы и правила использования предметов только с помощью «молчаливо-го» языка, поскольку существует постоянная потребность обращаться к взрослым.
Рассмотрим динамику процесса овладения речью (табл.1):
Таблица 1 – Динамика процесса овладения речью
1 год • слова произносятся без изменения грам-матической структуры; произносит несколько слов; преимущественно называет предметы, которые видит непосредственно. Преобладает пассивная речь (слушает). Этап автономной детской речи.
1,5 – 2,5 года • изменяется грамматическая структура слова, меняются окончания; дети научаются комбинировать слова в 2-х – 3-х словные фра-зы; переход к активной самостоятельной речи; в этот период ребенок особо интересуется окружающими предметами (Что это?). Этап усвоения грамматического строя речи.
2,5 – 3 года • речь достигает такого уровня, когда можно вступать в диалог.
Этап автономной детской речи.
Есть удивительная стадия, когда ребенок начинает говорить, но не на нашем языке, а на своем языке. Этот этап в детской психологии называется этапом автономной детской речи [1, c.326].
Здесь мы сталкиваемся с порождением наших собственных слов, а не с несовершенным воспроизведением слов взрослого.
Доказательством этого является еще одна особенность детских слов — особенность их значения.
Дарвин впервые обратил внимание на то, что слова автономной дет-ской речи отличаются от наших слов по своему значению [5].
Особенность автономной детской речи отражает особенности мыш-ления ребенка на этом переходном этапе развития. На стадии детской речи все еще нет возможности словесного мышления, оторванного от визуаль-ной ситуации.
Ребенок еще не может мыслить с помощью слов вне визуальной си-туации. Хотя его мышление приобретает некоторые начальные черты ре-чи, оно все же не может быть отделено от визуального.
Слова ребенка отражают только прямое отношение вещей. Значения слов детской речи не связаны с общностью друг друга, то есть одно значе-ние не имеет ничего общего с другим значением.
Существенные, вне-художественные связи вещей еще не доступны для ребенка. Его мышление не является независимым, оно кажется подчи-ненным восприятию, и в нем преобладает эмоциональный момент над мыслительным.
Рассуждения ребенка не соответствуют нашим суждениям, а скорее нашим восклицаниям, с помощью которых мы передаем эмоциональный отклик на ситуацию. Он передает воспринятые впечатления, излагает их, но не обобщает и не делает выводов.
Появление активных слов у ребенка.
Долгое время было принято считать, что речь детей связана с пря-мой имитацией речевых звуков взрослого человека. Такая имитация дей-ствительно имеет место (в конце концов, дети всегда начинают говорить на том же языке, что и их родители).
Однако это не главное. Ребенок может легко воспроизвести то или иное слово по просьбе взрослого, но в то же время никогда не использо-вать его в реальной ситуации взаимодействия с другими.
Это означает, что способность подражать, воспринимать и воспроиз-водить слова других еще не приводит к появлению собственных слов ре-бенка [11, c.247].
В то же время очевидно, что первые слова возникают только в обще-нии со взрослым. Но «генерирующая речь» ситуация взаимодействия взрослого и ребенка не может быть сведена к прямому копированию рече-вых звуков, а должна представлять их предметное сотрудничество.
Мы уже говорили, что слово — это, прежде всего, знак, то есть замена другого предмета. Это означает, что каждое слово должно иметь то, что оно обозначает, то есть его значение.
Если такой вещи нет, если мать и ребенок до 1,5 лет ограничены проявлениями взаимной любви, первые слова могут не появиться, незави-симо от того, насколько мать разговаривает с ребенком и насколько хо-рошо он ее воспроизводит слова.
В том случае, если ребенок с энтузиазмом играет с предметами, но предпочитает делать это в одиночку, появление активных слов у ребенка также задерживается: ему не нужно называть объект, спрашивать кого-либо или выражать свои впечатления.
Необходимость говорить предполагают два основных условия: необходимость общения со взрослым и необходимость имени субъекта. Ни то, ни другое пока не приводит к слову. И только ситуация предметного сотрудничества ребенка со взрослым заставляет называть объект и, следо-вательно, иметь произносить его [9, c.45].
Овладение грамматической структурой речи на третьем году жизни.
Конец второго года жизни знаменует новый этап в развитии речи ребенка. Основным его содержанием является усвоение грамматической структуры предложения.
Словарный запас быстро и значительно увеличивается, достигнув 1000-1500 слов к концу третьего года. В словаре присутствуют практиче-ски все части речи.
Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой ак-тивностью ребенка.
При освоении грамматической системы русского языка в раннем детстве выделяются два периода (по мнению А. Н. Гвоздева).
Первый период — от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев. Это пери-од предложений, состоящий из аморфных корневых слов, которые во всех случаях используются в одной неизменной форме. В этот период есть два этапа:
1. Стадия предложения из одного слова (от 1 года 3 месяцев до 1 года 8 месяцев).
Например, в выражениях «Упал» или «Киса» ребенок обозначает словом для него только основной член предложения (сказуемое или под-лежащее), остальная часть того же предложения принимается только и может быть выведена только из ситуации и выражена как невербальные средства ребенка (жесты, мимика и т. д.).).
2. Стадия предложений, состоящая из нескольких слов, в основном двухсловных предложений, включая тему и предикат («Киса ушла», «Ляла упала») [16, c.496].
Второй период — от 1 года 10 месяцев до 3 лет.
В этот период происходит интенсивное усвоение грамматической структуры предложения, связанное с формированием грамматических ка-тегорий и их внешним выражением. Слова связаны в предложения с ис-пользованием различных грамматических средств. В течение этого перио-да есть три этапа:
1. Стадия формирования первых форм связи слов в предложения: рода, числа, некоторых падежей (от 1 года 10 месяцев до 2 лет 1 месяца);
2. Стадия использования флексийной системы русского языка для выражения синтаксических связей: изменение окончания существительных и глаголов, устанавливающее связь слов в предложении (от 2 лет 1 месяца до 2 лет 3 месяцев);
3. Стадия усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений — союзов, предлогов, наречий (от 2 лет 3 месяцев до 3 лет). В этот период ребенок в основном овладевает употреблением большинства союзов (как, потому что, а, и, когда, только и пр.) и предлогов (над, под, на, рядом и пр.).
Как язык изучает и формирует речь ребенка с точки зрения психоло-гических механизмов? Предполагается, что это происходит 3-мя способа-ми овладения языком и индивидуального развития — это: 1) подражание; 2) формирование условно-рефлекторных ассоциаций; 3) формулировка и экспериментальная проверка эмпирических гипотез [4].
Подражание влияет на формирование всех аспектов речи, особенно фонетики и грамматики. Этот механизм появляется у ребенка уже в мла-денчестве («первые слова»). Но подражание — начальная стадия развития речи. Без следующих 2 он не сможет привести к полному усвоению языка.
Функция условно-рефлекторной обусловленности в производстве речи заключается в том, что использование наград взрослыми ускоряет процесс развития речи. Однако если нет поощрения, развитие речи все равно будет происходить [15, c.87].
Формулировка и проверка гипотезы как механизм усвоения речи происходит таким образом.
Некоторые дети, видя, как открывается и закрывается дверь, произ-носят слово «дверь». Далее, например, отец говорит: «Погладь собаку» и сам это выполняет, ребенок же эту невербальную подсказку понимает как значение слова «гладить» и строит гипотезу, что означает это слово.
Однако, представим другой случай: мать катит малыша в коляске по солнечной улице и, часто поглядывая вверх, замечает: «Какой чудесный день». И ребенок после этого некоторое время может считать, что «день» — это телевизионная антенна на крыше, которую он видел в тот момент. Немов Р.С. считает, что этот механизм слишком интеллектуализирует про-цесс развития речи у детей раннего возраста.
Сочетание же и взаимодействие этих 3-х механизмов и объясняет ре-чевое развитие. Ранний возраст также характеризуется развитием эгоцен-трической речи.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы