Часть дипломной работы на тему стилизация натюрморта как средство развития художественно образного мышления
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СТИЛИЗАЦИИ НАТЮРМОРТА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ 5
1.1 Характеристика художественно-образного мышления 5
1.2 Средства развития художественно-образного мышления 12
1.3 Особенности стилизации натюрморта как средства развития художественно-образного мышления 18
Выводы по 1 главе 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Введение:
Современная система образования направлена на гармоничное, полноценное и всестороннее развитие личности и всех ее психических процессов. Одним из важнейших процессов для существования человека является мышление. Мышление является необходимым компонентом познания, развития и любой деятельности человека. В процессе развития человека сменяется несколько форм мышления, которые играют доминирующее значение на разных этапах онтогенеза. Зрелая личность использует различные формы мышления для решения различных задач, особо можно выделить такие формы, как словесно-логическое и художественно-образное.
Художественно-образное мышление можно отнести к наиболее существенным характеристикам творческой личности. Специфической особенностью данной формы мышления является оперирование образами. Развитие художественно-образной формы мышления является важным аспектом формирования и раскрытия творческого потенциала личности. Кроме того, в некоторых направлениях профессиональной деятельности, например, в работе художника, скульптора, архитектора и др., развитое художественно-образное мышление можно отнести к профессионально-важным качествам личности. Соответственно, возникает проблема выбора и конструирования таких методов работы, которые позволили бы качественно и эффективно развивать данную форму мышления. Можно говорить о том, что большинство данных методов имеют отношение к области искусства, например, художественно-образное мышление развивается через изобразительную деятельность, создание разнообразных скульптурных проектов, говоря иначе, через разные виды творческой деятельности. Однако возможности не всех методов работы изучены достаточно глубоко, например, такого метода, как «стилизация» в общем и «стилизация натюрморта» в частности. Это обуславливает актуальность исследуемой темы.
Цель исследования: проанализировать возможности использования стилизации натюрморта как средства развития художественно-образного мышления.
Объект исследования: процесс развития художественно-образного мышления через стилизацию натюрморта.
Предмет исследования: художественно-образное мышление.
Задачи исследования:
1) Проанализировать психолого-педагогические представления о феномене «художественно-образное мышление»;
2) Изучить методы развития художественно-образного мышления;
3) Охарактеризовать особенности реализации приема «стилизация натюрморта».
4) Разработать методику развития художественно-образного мышления через использование стилизации натюрморта
5) Разработать этапы создания серии творческих работ на тему «Стилизация натюрморта».
Гипотеза: стилизация натюрморта является эффективным средством развития художественно-образного мышления.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации. Добавить
Теоретическая значимость: анализ научных исследований по тематике работы позволил систематизировать имеющиеся на сегодняшний день работы и представления о художественно-образном мышлении человека и эффективных методах его развития.
Практическая значимость: в работе предложены методические рекомендации по применению приема «стилизация натюрморта» в процессе развития художественно-образного мышления личности. Творческие работы могут применяться в качестве наглядного пособия для педагогов общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и т. д.
Заключение:
Таким образом, художественно-образное мышление является весьма важной формой мышления, развитие которой является одной из значимых задач современной системы образования и воспитания личности. Современные стандарты образования одним из целевых ориентиров видят формирование творческой личности, максимальное раскрытие творческого потенциала каждого субъекта. Кроме того, формирование и совершенствование художественно-образного мышления является одним из аспектов формирования профессионализма ряда профессий, связанных с искусством и творчеством: архитекторов, художников, дизайнеров, скульпторов и др.
Возникает проблема выбора и создания таких методов работы, которые позволили бы максимально эффективно развивать художественно-образное мышление личности. Специфика методов работы связана непосредственно со спецификой самого феномена «художественно-образное мышление». Данная
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СТИЛИЗАЦИИ НАТЮРМОРТА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1 Характеристика художественно-образного мышления
В настоящее время существует значительное количество представлений о мышлении в разных направлениях науки.
Физиологический подход к пониманию мышления основывается на концепциях И. М. Сеченова и И. П. Павлова, которые утверждали, что базой для функционирования мышления выступает сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга в целом, формирование второсигнальных временных нервных связей, основывающихся на первосигнальных, процессы возбуждения и торможения клеток коры головного мозга. При этом мыслительная деятельность человека имеет рефлекторную направленность, а физиологическим фундаментом деятельности научения выступает замыкание временных связей с применением второй сигнальной системы (на основе безусловного ориентировочного рефлекса «что такое?»). Второсигнальные нервные связи формируются в коре головного мозга посредством слов, знаков, речи и отображают значимые взаимосвязи между предметами [11, с. 35].
Правое полушарие демонстрирует более интенсивную активность во время наглядно-образного восприятия информации, чтения художественных текстов, левое — при вербальном восприятии информации, соотносится с понятийным мышлением, при чтении технических текстов.
Методологический аспект мышления изучается на базе представлений о диалектическом познании, которое исследуется в трудах Г. Гегеля, Э. В. Ильенкова, М. К. Мамардашвили, А. И. Ракитова, В. С.Степина, В. С. Швырева, В. А. Штоффа и др. Н. Е. Важеевская обнаружила взаимосвязь развития представлений учащихся об основах теории научного познания с развитием мышления школьников и их миропониманием.
В. М. Дармограй в своей интерпретации постарался интегрировать философские и психологические представления о мышлении. С данной точки зрения мышление понимается как оперирование содержательными элементами сознания (волевыми, оценочными, понятийными, категориальными и другими), учитывая воздействия подсознания. Такая деятельность ориентирована на освоение значимых регулятивов бытия и достижение мыслительной или практической установки для решения проблемных ситуаций [13, c. 87].
Э. В. Ильенков интерпретирует мышление как идеальную составляющую социального субъекта, изменяющего посредством своей деятельности и внешнюю среду, и непосредственно себя.
С точки зрения психологии рассматриваются следующие аспекты мышления. Представления о мышлении являются весьма актуальным и одновременно недостаточно изученным направлением исследования в психологической науке. Значительную роль в определении и интерпретации мышления сыграли труды Г. А. Берулава, А. Бине, Д. Н. Богоявленского, Дж. Брунера, А. В. Брушлинского, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. Н. Кабановой-Меллер, А. М. Матюшкина, Н. А. Менчинской, Ж. Пиаже, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, К. А. Славской, О. К. Тихомирова и других ученых. Основная доля исследований мышления рассматривает мышление как когнитивную деятельность.
А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский в своем учебном пособии предлагают подробную трактовку рассматриваемого понятия, которая включает практически все его параметры, рассматривающиеся, как правило, в отдельных определениях: мышление — это социально детерминированный, непосредственно соотносящийся с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и интегрированного отражения реальности в процессе ее анализа и синтеза. Мышление формируется в условиях практической деятельности на базе чувственного познания, и, впоследствии, значительно расширяет его границы [30, c. 431].