Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Специфика развития мотивации учения в младшем школьном возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

1.1. Специфика развития мотивации учения в младшем школьном возрасте
Учебная мотивация — это частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность [3]. В более широком смысле мотивация обучения может быть рассмотрена в качестве общего названия для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования [2].
Как и любой другой вид мотивации, она системна и характеризуется в первую очередь направленностью, устойчивостью и динамикой. Соответственно при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека. Учебная деятельность является полимотивированной, так как активность обучаемого имеет разные источники.
М. В. Матюхина выделяет три вида мотивов в зависимости от источников учебной мотивации [4]:
внутренние — познавательные и социальные потребности (стремление к социально одобряемым действиям и достижениям);
внешние — определяются условиями жизнедеятельности учащегося, к которой относятся требования, ожидания и возможности (требования связаны с необходимостью соблюдения социальных норм поведения, общения и деятельности; ожидания характеризуют отношение общества к учению как к норме поведения, которая принимается человеком и позволяет преодолевать трудности, связанные с осуществлением учебной деятельности;
возможности — это объективные условия, которые необходимы для развертывания учебной деятельности);
личные — интересы, потребности, установки, эталоны и стереотипы, а также другие источники, которые обусловливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в учебной и других видах деятельности.
Взаимодействие внутренних, внешних и личных источников учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности и ее результаты. Отсутствие одного из источников приводит к изменению системы учебных мотивов или их деформации.
Процедура мотивации состоит из следующих психических процессов: восприятие содержания мотива, эмоциональная оценка его личного значения, осмысление содержания и оценки мотива, убеждение в мотиве. Содержание мотива зависит от вида мотива. Содержанием внутренних мотивов является знание обучаемого о значении изучаемого материала в мировоззрении, в познании данного объекта, в практической деятельности. Восприятие этого знания порождает соответствующие представления в сознании обучаемого.
Таким образом, содержание мотива — это его объективная основа. Субъективная основа мотива — значение учебного материала для данной личности с ее индивидуальными особенностями.
Субъективное значение формируется на основе сопоставления объективного значения с субъективной системой ценностей и на основе эмоционального переживания реального, человеческого, личного значения темы. Последнее следует проиллюстрировать на конкретных примерах на уровне искусства, образа, вызывающего сопереживание. с представлением серьезных, но разрешимых проблем, ставящих под сомнение систему знаний и влияющих на общее понимание или перспективы дальнейшего познания объекта и использования знаний о нем. Примерами могут служить также исторические сведения, случаи из практики, судьбы литературных персонажей и т. п..
Эмоциональная оценка нужности знаний может быть связана как с их содержанием и объективными значением, так и с внешними сопутствующими факторами, прежде всего с личностью преподавателя. Основные составляющие, способствующие созданию положительной эмоциональной оценки преподавателя: его обаяние, глубокая внутренняя убежденность в значении своего предмета и искренняя заряженность на передачу знаний обучаемым. Фальшь и притворство быстро распознаются и убивают интерес обучаемых к предмету. Обаяние может рассеяться, если не будет подкреплено ходом и результатами обучения.
Осмысление содержания и оценки мотива — это внутренняя работа обучаемого по согласованию борющихся в нем тенденций, проявляющихся, например, при выборе между занятиями и другим делом, при соотнесении ожидаемой пользы от занятий и цены, которую надо платить за знания (время, силы). Убеждение в мотиве, то есть его реальное подкрепление и закрепление, в основном происходит в процессе обучения — уяснения и отработки знаний и умений.
На основе вышеперечисленных источников активности В. А. Гордашников и А. Я. Осин [2] выделили следующие группы мотивов:
коммуникативные мотивы (связаны с потребностями в общении);
мотивы избегания неудач (связаны с осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности);
мотивы престижа (связаны со стремлением получить или поддержать высокий социальный статус);
мотивы творческой самореализации (связаны со стремлением к более полному выявлению и развитию своих способностей и их реализации, творческим подходом к решению задач);
учебно-познавательные мотивы (связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения; свидетельствуют об ориентации ученика на овладение новыми знаниями, учебными навыками; определяются глубиной интереса к знаниям;
также относятся мотивы, свидетельствующие об ориентации учащихся на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда;
отражают стремление учащихся к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний);
социальные мотивы (связаны с различными видами социального взаимодействия ученика с другими людьми;
также к социальным мотивам относятся мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы