Часть дипломной работы Педагогика/Психология Психология

Часть дипломной работы на тему Совладающее поведение подростков и интернет зависимость

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава
I. Теоретические подходы к изучению проблемы взаимосвязи компьютерной
зависимости и совладающего поведения подростков. 7

1.1.
Проблема компьютерной зависимости в подростковом возрасте. 7

1.2.
Совпадающее поведение подростков в теоретических и эмпирических исследованиях. 13

1.3.
Взаимосвязь компьютерной зависимости и совпадающего поведения в подростковом
возрасте (обоснование гипотезы) 20

Выводы по 1 главе. 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 29

 

 

  

Введение:

 

Актуальность проблемы исследования.
Подростковый возраст является одним из важнейших этапов становления человека.
Он характеризуется рядом специфических особенностей. Это век трансформации в
сфере сознания, деятельности и системы отношений. На этом этапе все еще
продолжается рост человека, формирование организма в период полового
созревания, что оказывает важное влияние на психофизиологические особенности.
Основой для формирования новых психологических и личностных качеств является
общение во время различных видов деятельности — тренинг, производство,
творческие занятия и другие.

В современном мире склонность к
интернет-зависимости является распространенной проблемой. Конечно, трудно не
согласиться с тем, что компьютер способен донести до ребенка много полезной и
интересной информации, это бесценный источник знаний т. д. Многие компьютерные
игры несут значительный потенциал для развития — например, логические игры и
головоломки прекрасно развивают мышление, способность анализировать, обобщать,
находить связи и строить логические цепочки. Социальные сети развивают
коммуникативные навыки и позволяют изучать иностранные языки.

К сожалению, все эти
замечательные возможности компьютера имеют обратную сторону постоянной
зависимости подростка от компьютера. Родители и психологи встревожены,
поскольку дети все больше погружаются в виртуальный мир, пытаясь уйти от
проблем реальности или в поисках развлечений. Мы говорим о старших подростках,
потому что из-за их возрастных особенностей они наиболее склонны к развитию
такого психологического расстройства, но имейте в виду, что компьютерная
зависимость может развиться у младших школьников.

Наша страна сейчас переживает настоящий бум в
сфере технологий. Внезапно, возможности онлайн были поглощены, охватывая все
слои населения. Особенно это коснулось молодежной среды. Школьники и студенты
проводят все больше времени онлайн, онлайн-игры. Интернет влияет на
конфиденциальность, академическую успеваемость, заменяет реальное общение. Даже
выходя из дома, многие люди не могут выйти из Интернета, используя мобильные
телефоны или планшеты. Нам было довольно любопытно узнать, насколько серьезной
была эта проблема.

Если Интернет в России развивается достаточно
интенсивно, то исследовательская деятельность в области интернет-психологии не
набирает обороты. Российские ученые, такие как А.Я. Войскунский, А.Я. Жичкина,
А.Ю. Егорова, Ц.П. Короленко.

В качестве психологических предпосылок
развития аддиктивного (зависимого) поведения ряд авторов выделяют низкий
уровень самостоятельности и свободы выбора поведения, невозможность
контролировать их участие в общении с компьютером во время игры (В.Д.
Менделевич), высокую подверженность внешнему воздействию (В.В. Шабалин). В
исследовании Т.М. Попова, С.В.Фролов, Н.А. Сироты В.М. Ялтонский показал, что
развитию аддиктивного поведения в подростковом возрасте могут способствовать
сложные жизненные ситуации. Ведущая роль в понимании и прогнозировании
собственного поведения человека в трудной жизненной ситуации и в ее решении
принадлежит эффективному совладающему поведению (Т. Л. Крюкова, Р. С. Лазарь,
И. М. Микольская, С. Фолкман и др.). Тем не менее, в подростковом возрасте
наблюдается недостаточное развитие социальных навыков и личных ресурсов, что
приводит к уходу подростка из решения проблем, трудным ситуациям и
свидетельствам развития неэффективного совладающего поведения. Вопросы,
связанные с предпосылками, механизмами, факторами развития наркозависимого и
алкогольно-зависимого поведения и их связью с девиантным и справляющимся
поведением подростка; в то же время практически нет исследований взаимосвязи
между компьютерной зависимостью и стратегиями выживания в подростковом
возрасте.

Проблема исследования: каковы
копинг-стратегии поведения подростков с разным уровнем склонности к
интернет-зависимости?

Цель исследования –
проанализировать особенности копинг-стратегий у подростков с различным уровнем
компьютерной зависимости.

Объект исследования: копинг-стратегии
и компьютерная зависимость у подростков.

Предмет исследования: проявление
копинг-стратегий и подростков с различным уровнем компьютерной зависимости.

Гипотеза исследования: различный
уровень компьютерной зависимости влияет на формирование копинг-стратегий, а
именно: подросткам с высоким уровнем склонности к компьютерной зависимости
наиболее свойственны такие копинг-стратегии как поиск социальной поддержки,
дистанцирование и избегание, а подросткам с низким уровнем компьютерной зависимости
— планирование решения проблемы, позитивная переоценка.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические
подходы к компьютерной зависимости в подростковом возрасте.

2. Определить влияние
компьютерной зависимости на формирование копинг-стратегий.

3. Проанализировать влияние
компьютерной зависимости на формирование копинг-стратегий.

4. Предложить практические
рекомендации по профилактике компьютерной зависимости в подростковой среде.

Теоретической основой нашего
исследования явились научные работы о склонности к интернет-зависимости (Ш.Л.
Ван, А.Е. Войскунский,А. Голдберг,С.А. Кулаков, К. Янг), а также понятие
копинг- стратегии поведения (Н.В. Гришина, Р. Лазарус, С. Фолкман).

Выбор
методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации
осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы.

В нашем
исследовании использовались следующие методы:

                    
организационные методы: сравнительный метод
(сопоставление отдельных групп испытуемых с целью установления сходств и
различий между ними);

                    
эмпирические методы: психодиагностические методы;

       
методы обработки данных: количественный метод
(статистическая обработка данных проводилась с использованием критерия Манна —
Уитни основе пакета статистических программ);

                    
интерпретационные методы: структурный метод
(установление структурных взаимосвязей между изучаемыми характеристиками).

Методики исследования:

1.                  
Тест на изучение склонности к интернет — зависимости
С.А. Кулакова;

2.                  
Копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолкмана (адаптирован
Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой).

База и объем выборки
исследования.

База исследования
и выборка: В исследовании приняли участие 50 подростков МБОУ СОШ №5 в возрасте
13 – 15 лет, ученики 8 и 9 классов.

Практическая значимость работы. Полученные
в ходе исследования результаты использованы для разработки рекомендаций
родителям по профилактике интернет-зависимости у подростков.

Апробация и внедрение
результатов исследования.
Апробация результатов исследования
проводилась на кафедре возрастной и социальной психологи в рамках студенческой
научно-практической конференции «Прикладные исследования в возрастной,
педагогической и социальной психологии».

Структура и объём работы. Выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и
эмпирической), заключения, списка использованных источников, приложений.

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Таким
образом, ключевыми аспектами, которые вызывают компьютерную зависимость, включая
игровую зависимость, интернет-зависимость, являются следующие: раздражение,
неспособность запланировать окончание работы или сеанса компьютерной игры,
непрерывное обновления программного обеспечения (включая игры) и компьютерных
устройств, отстранение от домашних дел, обязанностей, учебы, удовлетворение
нерегулярной, обычной и однообразной едой без отвлечения на компьютер,
эмоциональный рост во время активности за компьютером.

Исходя из анализа
работ разных авторов, существует три подхода к понятию «копинг»: определение
копинга в терминах личностных черт — насколько относительно постоянна тенденция
реагировать на стрессовое событие;
рассмотрение совладания как одного из методов
психологической защиты, используемых для снятия стресс
, результат стресса, и, копинг следует
понимать как динамический процесс, заключается в постоянном изменении
когнитивных и поведенческих попыток управления внутренними и / или внешними
требованиями, которые оцениваются как воплощение или предвидение ресурсов
индивида.

Таким образом, можно сделать
вывод, что компьютерная зависимость как форма отклонения характеризуется
определенным поведением и характерными чертами. Подростки особенно зависимы от
компьютерной зависимости из-за возрастных характеристик.

 

 

 



 

Фрагмент текста работы:

 

Актуальность проблемы исследования.
Подростковый возраст является одним из важнейших этапов становления человека.
Он характеризуется рядом специфических особенностей. Это век трансформации в
сфере сознания, деятельности и системы отношений. На этом этапе все еще
продолжается рост человека, формирование организма в период полового
созревания, что оказывает важное влияние на психофизиологические особенности.
Основой для формирования новых психологических и личностных качеств является
общение во время различных видов деятельности — тренинг, производство,
творческие занятия и другие.

В современном мире склонность к
интернет-зависимости является распространенной проблемой. Конечно, трудно не
согласиться с тем, что компьютер способен донести до ребенка много полезной и
интересной информации, это бесценный источник знаний т. д. Многие компьютерные
игры несут значительный потенциал для развития — например, логические игры и
головоломки прекрасно развивают мышление, способность анализировать, обобщать,
находить связи и строить логические цепочки. Социальные сети развивают
коммуникативные навыки и позволяют изучать иностранные языки.

К сожалению, все эти
замечательные возможности компьютера имеют обратную сторону постоянной
зависимости подростка от компьютера. Родители и психологи встревожены,
поскольку дети все больше погружаются в виртуальный мир, пытаясь уйти от
проблем реальности или в поисках развлечений. Мы говорим о старших подростках,
потому что из-за их возрастных особенностей они наиболее склонны к развитию
такого психологического расстройства, но имейте в виду, что компьютерная
зависимость может развиться у младших школьников.

Наша страна сейчас переживает настоящий бум в
сфере технологий. Внезапно, возможности онлайн были поглощены, охватывая все
слои населения. Особенно это коснулось молодежной среды. Школьники и студенты
проводят все больше времени онлайн, онлайн-игры. Интернет влияет на
конфиденциальность, академическую успеваемость, заменяет реальное общение. Даже
выходя из дома, многие люди не могут выйти из Интернета, используя мобильные
телефоны или планшеты. Нам было довольно любопытно узнать, насколько серьезной
была эта проблема.

Если Интернет в России развивается достаточно
интенсивно, то исследовательская деятельность в области интернет-психологии не
набирает обороты. Российские ученые, такие как А.Я. Войскунский, А.Я. Жичкина,
А.Ю. Егорова, Ц.П. Короленко.

В качестве психологических предпосылок
развития аддиктивного (зависимого) поведения ряд авторов выделяют низкий
уровень самостоятельности и свободы выбора поведения, невозможность
контролировать их участие в общении с компьютером во время игры (В.Д.
Менделевич), высокую подверженность внешнему воздействию (В.В. Шабалин). В
исследовании Т.М. Попова, С.В.Фролов, Н.А. Сироты В.М. Ялтонский показал, что
развитию аддиктивного поведения в подростковом возрасте могут способствовать
сложные жизненные ситуации. Ведущая роль в понимании и прогнозировании
собственного поведения человека в трудной жизненной ситуации и в ее решении
принадлежит эффективному совладающему поведению (Т. Л. Крюкова, Р. С. Лазарь,
И. М. Микольская, С. Фолкман и др.). Тем не менее, в подростковом возрасте
наблюдается недостаточное развитие социальных навыков и личных ресурсов, что
приводит к уходу подростка из решения проблем, трудным ситуациям и
свидетельствам развития неэффективного совладающего поведения. Вопросы,
связанные с предпосылками, механизмами, факторами развития наркозависимого и
алкогольно-зависимого поведения и их связью с девиантным и справляющимся
поведением подростка; в то же время практически нет исследований взаимосвязи
между компьютерной зависимостью и стратегиями выживания в подростковом
возрасте.

Проблема исследования: каковы
копинг-стратегии поведения подростков с разным уровнем склонности к
интернет-зависимости?

Цель исследования –
проанализировать особенности копинг-стратегий у подростков с различным уровнем
компьютерной зависимости.

Объект исследования: копинг-стратегии
и компьютерная зависимость у подростков.

Предмет исследования: проявление
копинг-стратегий и подростков с различным уровнем компьютерной зависимости.

Гипотеза исследования: различный
уровень компьютерной зависимости влияет на формирование копинг-стратегий, а
именно: подросткам с высоким уровнем склонности к компьютерной зависимости
наиболее свойственны такие копинг-стратегии как поиск социальной поддержки,
дистанцирование и избегание, а подросткам с низким уровнем компьютерной зависимости
— планирование решения проблемы, позитивная переоценка.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические
подходы к компьютерной зависимости в подростковом возрасте.

2. Определить влияние
компьютерной зависимости на формирование копинг-стратегий.

3. Проанализировать влияние
компьютерной зависимости на формирование копинг-стратегий.

4. Предложить практические
рекомендации по профилактике компьютерной зависимости в подростковой среде.

Теоретической основой нашего
исследования явились научные работы о склонности к интернет-зависимости (Ш.Л.
Ван, А.Е. Войскунский,А. Голдберг,С.А. Кулаков, К. Янг), а также понятие
копинг- стратегии поведения (Н.В. Гришина, Р. Лазарус, С. Фолкман).

Выбор
методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации
осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы.

В нашем
исследовании использовались следующие методы:

                    
организационные методы: сравнительный метод
(сопоставление отдельных групп испытуемых с целью установления сходств и
различий между ними);

                    
эмпирические методы: психодиагностические методы;

       
методы обработки данных: количественный метод
(статистическая обработка данных проводилась с использованием критерия Манна —
Уитни основе пакета статистических программ);

                    
интерпретационные методы: структурный метод
(установление структурных взаимосвязей между изучаемыми характеристиками).

Методики исследования:

1.                  
Тест на изучение склонности к интернет — зависимости
С.А. Кулакова;

2.                  
Копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолкмана (адаптирован
Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой).

База и объем выборки
исследования.

База исследования
и выборка: В исследовании приняли участие 50 подростков МБОУ СОШ №5 в возрасте
13 – 15 лет, ученики 8 и 9 классов.

Практическая значимость работы. Полученные
в ходе исследования результаты использованы для разработки рекомендаций
родителям по профилактике интернет-зависимости у подростков.

Апробация и внедрение
результатов исследования.
Апробация результатов исследования
проводилась на кафедре возрастной и социальной психологи в рамках студенческой
научно-практической конференции «Прикладные исследования в возрастной,
педагогической и социальной психологии».

Структура и объём работы. Выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и
эмпирической), заключения, списка использованных источников, приложений.

 



Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы