Часть дипломной работы на тему Социально-педагогические факторы развития рынка образовательных услуг по языковой подготовке подростков в г. Москве
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ЯЗЫКОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В Г. МОСКВЕ 10
1.1. Особенности образовательной услуги и специфика рынка образовательных услуг в контексте менеджмента в образовании 10
1.2. Зарубежный и отечественный опыт функционирования рынка образовательных услуг по языковой подготовке 21
1.3. Современные подходы к исследованию рынка услуг 29
по языковой подготовке подростков 29
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКЕ ПОДРОСТКОВ 34
2.1 Результаты исследования предложения на рынке по языковой подготовке 34
2.2 Результаты исследования запроса потребителей на рынке по языковой подготовке 60
2.3 Рекомендации для менеджеров в образовании 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
Введение:
Актуальность темы. Рынок образовательных услуг изучают для того, чтобы государство поддерживало образовательную политику в интересах всех категорий населения, чтобы обеспечивать социальное равенство.
По словам директора Центра социально-экономического развития школы Института образования ВШЭ С. Г. Косарецкого, главной целью всей образовательной политики и конкретных реформ является моральная необходимость улучшить образовательные достижения всех учащихся . Как показывают многие эмпирические исследования, издержки от существующего и увеличивающегося разрыва в образовательных достижениях учащихся из разных слоев населения выше, чем издержки, которые могут быть направлены на ликвидацию этого разрыва.
Государственные программы, призванные бороться с проблемой образовательного неравенства, можно классифицировать на три группы: программы, направленные на проведение институциональных преобразований (различные практики ликвидации селекции, отбора, изменения систем выпускных экзаменов, введения дополнительного года обучения, изменения правил продвижения по уровням образования); расширение возможностей отдельных групп учащихся (различные варианты субсидий (ваучеров) для определенных категорий нуждающихся, квотирование для них мест в сильных школах, организация дистанционного образования для учащихся из труднодоступных районов, а также различные меры по учету языковых особенностей детей, например, двуязычное образование) и программы, направленные на выравнивание условий и улучшение образовательных результатов школ, работающих в сложных социальных контекстах.
По мнению С. Г. Косарецкого, самыми перспективными в нашей стране могли бы стать именно программы этой направленности . Ключевые элементы программ, ориентированных на школу, включают в себя вовлечение семей и местного сообщества, партнерство со школами-лидерами, изменение организационной культуры и системы управления, повышение квалификации, специальный подбор и подготовку руководителей школ, регулярное и дополнительное целевое финансирование программ улучшения результатов школ и некоторые другие меры.
Кроме того, рынок языковых образовательных услуг также весьма интересен с экономической и маркетинговой точек зрения. Для него типична высокая степень конкуренции, необходимость максимального соответствия запросам потребителей, гибкость в управлении ассортиментом услуг. Отсюда – важность формирования представлений и оценки рынка образовательных услуг для организаций, которые выступают провайдерами образовательных услуг (частные репетиторы и школы (курсы) иностранных языков).
Эти факторы (востребованность услуг, низкая степень их изученности в экономической литературе и наличие очевидной отраслевой специфики, не позволяющей безоговорочно применять к изучению рынка языковых образовательных услуг модели и выводы, полученные для других сегментов образовательного рынка) позволяют говорить о том, что он нуждается в специальных исследованиях состояния и факторов, влияющих на принятие потребителем решения о выборе организации услуг дополнительного образования.
При всех достоинствах репетиторов (возможность индивидуальных занятий по гибкому графику по месту проживания клиента, а также возможность адаптации учебной программы под специфические пожелания), репетиторы не могут предоставить учащимся документального подтверждения факта обучения, что может не устроить работодателя. Соответствующие документы выдают только курсы иностранных языков. Основными игроками рынка образовательных услуг являются самостоятельные курсы, поскольку они составляют абсолютное большинство организаций на рынке и предоставляют потребителям максимально широкий выбор по числу языков и уровней обучения.
Различные аспекты развития рынка образовательных услуг разработаны в зарубежной экономической литературе (С. Барнет, Э. Графтон, Г.Джонсон, Б. Кларк, М. Норе и др.), отечественной (И.С. Березин, Л.А.Захарчук, О.В.Конина, Е.В. Перминова, Н.Н.Терещенко, О.Ю. Чернициной и др.) литературе.
К настоящему времени разработаны и накоплены литературные, социологические и статистические материалы, позволяющие провести более обоснованный анализ рассматриваемой проблемы.
Имеющиеся разработки содержат значительный потенциал разработки научных рекомендаций по дальнейшему развитию рынка образовательных услуг, чем обусловлена необходимость дальнейшего исследования этих вопросов.
В современной России и в Москве, в частности, имеется ряд лиц и организаций, представляющих образовательные услуги в сфере иностранной подготовки, но эта сфера недостаточно исследована в контексте менеджмента в образовании.
Заключение:
В результате проведенного исследования были сформулированы следующие выводы.
По итогам теоретического анализа литературы был сделан вывод о том, что сущность образовательных услуг в литературе раскрывается по-разному: под ней понимается организованная, целенаправленная деятельность, осуществляемая одним или несколькими субъектами (коллективом педагогов) посредством непосредственного взаимодействия с обучающимся путем организации и управления его учебной деятельности; как воспитание и обучение и т.д. Были выделены различные подходы к определению образовательной услуги, проведено их сравнение и дано систематизированное определение.
Услуги по языковой подготовке на российском рынке образовательных услуг предоставляет достаточно широкий спектр производителей: общеобразовательные организации, ВУЗы, лингвистические центры, частные репетиторы, международные институты, образовательные интернет-сервисы, онлайн-курсы, летние языковые лагери, подготовительные курсы при учебных заведениях за рубежом и др., как правило, имеющими в своем арсенале брендированые мобильные платформы и приложения для изучения иностранных языков.
Таким образом, рынок образовательных услуг по языковой подготовке – довольно сложный сегмент с пестрой палитрой предлагаемых услуг различными игроками (производителями) – от начинающих мини-центров во дворах домов – до крупных языковых агентств (школ, центров), имеющих большие клиентские базы, имеющих лицензии и использующих проверенные методики.
Для современного рынка дополнительного языкового образования характерны разнонаправленные стратегии развития: расширение филиальной сети, узкая специализация (корпоративное обучение, бизнес-язык, подготовка к ЕГЭ, моноязыковое обучение, экспресс-курсы и т.д.).
В борьбе за качество, характерной для современной ситуации на этом рынке, высоко ценится методика, преподавательский состав и формат обучения, сроки курсов (и соответственно использование технологии дистанционного обучения и других онлайн-методик). В этой связи, можно утверждать, что будущее языкового рынка связано с использованием инновационных онлайновых методик обучения. Большую популярность имеют летние языковые школы, включающие помимо освоения программы в условиях естественного общения с носителями языка, экскурсии, мероприятия и приобщение к культуре.
Объем мирового рынка образования составляет в настоящее время порядка 5 трлн. долларов, имея тенденцию к увеличению в ближайшие годы до 6 – 7 трлн, при этом рынок образовательных услуг онлайн, при среднегодовом приросте в 17%, к 2020 году превысит 240 млрд.
В качестве прогнозируемой тенденции развития интернет-образования аналитики предсказывают образовательные центры, в которых искусственный интеллект, который будет гибко подстраиваться под возможности, склонности и цели учащихся, заменит преподавателей.
Среди наиболее востребованных и перспективных продуктов – обучающие решения, построенные на игровых механиках и симуляции реальных процессов, онлайн-платформы и решения, обеспечивающие подготовку к стандартизированным экзаменам
Наиболее перспективны с точки зрения потенциала роста в настоящее время сегменты дошкольного и школьного образования (K-12), корпоративного образования, изучения иностранных языков, репетиторства.
По итогам практического исследования были сформулированы следующие выводы.
Фрагмент текста работы:
. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ЯЗЫКОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В Г. МОСКВЕ
1.1. Особенности образовательной услуги и специфика рынка образовательных услуг в контексте менеджмента в образовании
В современной экономической литературе – как отечественной, так и зарубежной – не существует единой трактовки понятий «услуга» и «образовательная услуга». Подходы к определению этих социально-экономических категорий отличаются разнообразием, отражая многообразие направлений и форм их хозяйственного использования.
Но несмотря на большое число работ, посвященных данному вопросу, общепринятых точек зрения о сущности понятия «услуги» и «образовательные услуги» не выработано, что обусловлено прежде всего теоретической неразработанностью социально-экономической категории «услуга» и ее разновидности – образовательной услуги . Так, услуги относительно недавно были признаны объектом гражданских прав путем включения в ст. 128 Гражданского Кодекса РФ. Вместе с тем, как видно из названий и содержания статей гл. 39 ГК РФ, включенные в нее нормы, носят преимущественно рамочный и императивный характер. Их цель состоит в регулировании обширного, но четко не ограниченного спектра услуг. Как справедливо полагает Л.В. Санникова, «в основу такого понятия должна быть положена экономическая сущность услуг. В имущественном обороте услуги участвуют в качестве экономического блага, которое раскрывается большинством ученых-экономистов как осуществление деятельности. Но характер этой деятельности, как правило, не уточняется» .
Зарубежные авторы С.Х. Ли, К.Д. Хоффман определяют услуги преимущественно как процесс, включающий неосязаемые действия, которые по необходимости происходят при взаимодействии между потребителями и поставщиками услуг (обслуживающим персоналом), физическими ресурсами, схемами предприятия-поставщика услуг . Известный американский исследователь Филипп Котлер определяет услугу как любую деятельность, «которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо» .
Отечественные авторы Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг, А.А. Ратковский определяют услуги как виды деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый ранее не существовавший материально-вещественный продукт, не изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта; спецификой услуги, по их мнению, является предоставление блага не в виде вещей, а в форме деятельности, вследствие чего само оказание услуг создает желаемый результат . В.В. Кванина под услугами понимает любую деятельность, не имеющую овеществленного результата . Некоторые авторы рассматривают услугу прежде всего как результат деятельности . Еще один подход к определению услуги основывается на восприятии услуги как совокупности деятельности и результата .
Как социально-экономическая категория услуга выражает определенные экономические отношения, к ней применимы трактовки сущности услуги как отношения по поводу полезного действия труда, потребляемого как деятельность . Конкретизируя, отметим эту особенность услуги, отличающую ее от материально овеществленных предметов – товаров, заключающуюся в том, что в сфере услуг не происходит характерного для материального производства перехода из формы деятельности в форму продукта, и процесс производства услуги совпадает с процессом потребления.
Рассмотрим специфические характеристики услуг, которые раскрывают сущность экономической категории услуг :
неосязаемость – услуга нематериальна по форме и невещественна по содержанию;
неотделимость – ее нельзя законсервировать как товар, хранящийся на складе;
полезность – оценивание потребителем в процессе ее потребления;
невозможность хранения, транспортировки услуг, рассредоточенность и локальность рынка услуг ;
индивидуализированность – качество и субъективное восприятие услуги – две взаимосвязанные стороны одного процесса;
непостоянство – качество обслуживания в определенные моменты времени может изменяться;
несохраняемость – потребительные свойства могут морально устареть, они могут оказаться невостребованными длительное время из-за низкого спроса услуги, при повышенном же спросе необходимо увеличить либо объемы оказываемых услуг, либо интенсивность обслуживания меньшим количеством услуг ;
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ЯЗЫКОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В Г. МОСКВЕ
1.1. Особенности образовательной услуги и специфика рынка образовательных услуг в контексте менеджмента в образовании
1.2. Зарубежный и отечественный опыт функционирования рынка образовательных услуг по языковой подготовке
1.3. Современные подходы к исследованию рынка услуг по языковой подготовке подростков
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКЕ ПОДРОСТКОВ
2.1 Результаты исследования предложения на рынке по языковой подготовке
2.2 Результаты исследования запроса родителей на рынке по языковой подготовке
2.3 Прогноз развития рынка по языковой подготовке
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение:
Актуальность темы. Рынок образовательных услуг изучают для того, чтобы государство поддерживало образовательную политику в интересах всех категорий населения, чтобы обеспечивать социальное равенство.
По словам директора Центра социально-экономического развития школы Института образования ВШЭ С. Г. Косарецкого, главной целью всей образовательной политики и конкретных реформ является моральная необходимость улучшить образовательные достижения всех учащихся . Как показывают многие эмпирические исследования, издержки от существующего и увеличивающегося разрыва в образовательных достижениях учащихся из разных слоев населения выше, чем издержки, которые могут быть направлены на ликвидацию этого разрыва.
Государственные программы, призванные бороться с проблемой образовательного неравенства, можно классифицировать на три группы: программы, направленные на проведение институциональных преобразований (различные практики ликвидации селекции, отбора, изменения систем выпускных экзаменов, введения дополнительного года обучения, изменения правил продвижения по уровням образования); расширение возможностей отдельных групп учащихся (различные варианты субсидий (ваучеров) для определенных категорий нуждающихся, квотирование для них мест в сильных школах, организация дистанционного образования для учащихся из труднодоступных районов, а также различные меры по учету языковых особенностей детей, например, двуязычное образование) и программы, направленные на выравнивание условий и улучшение образовательных результатов школ, работающих в сложных социальных контекстах.
По мнению С. Г. Косарецкого, самыми перспективными в нашей стране могли бы стать именно программы этой направленности . Ключевые элементы программ, ориентированных на школу, включают в себя вовлечение семей и местного сообщества, партнерство со школами-лидерами, изменение организационной культуры и системы управления, повышение квалификации, специальный подбор и подготовку руководителей школ, регулярное и дополнительное целевое финансирование программ улучшения результатов школ и некоторые другие меры.
Кроме того, рынок языковых образовательных услуг также весьма интересен с экономической и маркетинговой точек зрения. Для него типична высокая степень конкуренции, необходимость максимального соответствия запросам потребителей, гибкость в управлении ассортиментом услуг. Отсюда – важность формирования представлений и оценки рынка образовательных услуг для организаций, которые выступают провайдерами образовательных услуг (частные репетиторы и школы (курсы) иностранных языков).
Эти факторы (востребованность услуг, низкая степень их изученности в экономической литературе и наличие очевидной отраслевой специфики, не позволяющей безоговорочно применять к изучению рынка языковых образовательных услуг модели и выводы, полученные для других сегментов образовательного рынка) позволяют говорить о том, что он нуждается в специальных исследованиях состояния и факторов, влияющих на принятие потребителем решения о выборе организации услуг дополнительного образования.
При всех достоинствах репетиторов (возможность индивидуальных занятий по гибкому графику по месту проживания клиента, а также возможность адаптации учебной программы под специфические пожелания), репетиторы не могут предоставить учащимся документального подтверждения факта обучения, что может не устроить работодателя. Соответствующие документы выдают только курсы иностранных языков. Основными игроками рынка образовательных услуг являются самостоятельные курсы, поскольку они составляют абсолютное большинство организаций на рынке и предоставляют потребителям максимально широкий выбор по числу языков и уровней обучения.
Различные аспекты развития рынка образовательных услуг разработаны в зарубежной экономической литературе (С. Барнет, Э. Графтон, Г.Джонсон, Б. Кларк, М. Норе и др.), отечественной (И.С. Березин, Л.А.Захарчук, О.В.Конина, Е.В. Перминова, Н.Н.Терещенко, О.Ю. Чернициной и др.) литературе.
К настоящему времени разработаны и накоплены литературные, социологические и статистические материалы, позволяющие провести более обоснованный анализ рассматриваемой проблемы.
Имеющиеся разработки содержат значительный потенциал разработки научных рекомендаций по дальнейшему развитию рынка образовательных услуг, чем обусловлена необходимость дальнейшего исследования этих вопросов.
В современной России и в Москве, в частности, имеется ряд лиц и организаций, представляющих образовательные услуги в сфере иностранной подготовки, но эта сфера недостаточно исследована в контексте менеджмента в образовании.
Издержки от существующего и увеличивающегося разрыва в образовательных достижениях учащихся из разных слоев населения выше, чем издержки, которые могут быть направлены на ликвидацию этого разрыва, поэтому государство должно выстаивать государственную политику так, чтобы достичь образовательного равенства для всех обучающихся.
Представления о рынке образовательных услуг позволят создавать виртуальное персонализированное образовательное пространство, призванное реализовать основной вектор государственной политики в этом вопросе.
Таким образом, сформулируем основные противоречия:
между необходимостью государства выстраивать обоснованную образовательную политику в сфере рынка языковых образовательных услуг и недостаточной исследованностью (разработанностью) этого явления.
между необходимостью в информировании ключевых субъектов рынка образовательных услуг (репетиторы, языковые школы/курсы) для успешной конкуренции и недостатками соответствующих научных представлений. Рынок образовательных услуг по языковой подготовке может быть рассмотрен в качестве языковых стартапов;
между наличием научных разработок о рынке образовательных услуг, о форматах языковой подготовки, региональной специфики рынка и отсутствием специальных исследований состояния языковых образовательных услуг в г. Москве;
между опытом предоставления языковых образовательных услуг в г. Москве и недостаточной изученностью данного опыта.
Основная проблема исследования: какие факторы рынка образовательных услуг в сфере языковой подготовки являются ключевыми в принятии потребителем решения о выборе организации услуг дополнительного языкового образования в г. Москве.
Цель исследования – разработать научно-обоснованную модель изучения рынка образовательных услуг по языковой подготовке подростков в г. Москве и реализовать ее на практике.
В соответствии с целью исследования были сформулированы его задачи:
выявить особенности рынка языковых образовательных услуг как объекта научного исследования;
определить специфику рынка образовательных услуг по языковой подготовке подростков в г. Москве и за рубежом;
разработать модель и программу исследования состояния рынка образовательных услуг по языковой подготовке подростков;
реализовать на практике программу исследования;
разработать методические рекомендации для менеджеров в области изучения рынка образовательных услуг.
Объект исследования – состояние рынка образовательных услуг по языковой подготовке подростков.
Предмет исследования – способы и процедуры изучения менеджерами состояния рынка языковых образовательных услуг в г. Москве.
Гипотеза исследования – исследование позволит получить достоверную информацию о состоянии рынка языковых образовательных услуг в г. Москве, если программа будет включать в себя:
изучение запроса со стороны потребителей языковых образовательных услуг в г. Москве,
предложения со стороны производителей и провайдеров языковых образовательных услуг в г. Москве,
анализ эффективности предоставления языковых образовательных услуг в г. Москве в контексте интерпретации образовательных успехов обучающихся.
Теоретико-методологическими основами данного исследования являются основные положения, сформулированные
в классических теориях, относящих образовательные услуги к различным формам «общественных благ» западных и отечественных экономистов (С. Брю, К. Макконнелл, С. Фишер М. Бурда, B.М. Зуев, О. Малиновская, и др.), подчеркивающими необходимость регулирующего воздействия государства во избежание «фиаско» рынка образовательных услуг;
в исследованиях Г. Беккера, Т. Шульца, Дж. Дэвиса, Э. Кона, а также отечественных исследователей C.А. Дятлова, В.И. Ерошина, В.М. Зуева, Р.И. Капелюшникова, В.И. Марцинкевича и др., рассматривающих образование как основополагающий фактор социально-экономического развития общества;
в трудах отечественных ученых, анализирующих проблемы рынка образовательных услуг (С.И. Немцова, А.И. Щербаков, В.В. Чекмарев и др.), качество услуг, предоставляемых учебными заведениями (А.А. Аветисов, В. Н. Нуждин, В. М. Соколов и др.), специфику маркетинга образовательных услуг (У.Г. Зиннуров, К.С. Крячко, М.Е. Потеев, А.П. Панкрухин), дидактические основы современных методов обучения (А.А. Андреев, В. И. Левин и др.), дистанционные формы организации языкового обучения (А. А. Андреев, Е. А.С. Демушкин, А.П. Егоршин, А.О. Кривошеее, Е.С. Полат и др.).
В исследовании также использовались данные аналитических обзоров о мировом и российском рынке онлайн-образования и образовательных технологий, подготовленных East-West Digital News, Фондом общественного мнения, Russia Beyond The Headlines, digital-платформой VB Profiles, Rusbase, «Нетологией Групп», «Технологии роста», ФРИИ, Высшей школой экономики и агентством Сomscore.
Методы исследования: теоретический анализ, обобщение и систематизация, сравнительный подход, опросные методы (анкеты), анализ интернет-контента, моделирование.
Научная новизна состоит в выявлении особенностей рынка языковых образовательных услуг, в определении специфики рынка образовательных услуг по языковой подготовке подростков в г. Москве и за рубежом, в разработке модели и программы исследования состояния рынка образовательных услуг по языковой подготовке подростков и реализации ее на практике.
Практическая значимость состоит в разработке методических рекомендаций для менеджеров в области изучения рынка образовательных услуг. Разработанные по результатам исследования рекомендации призваны оказать методическую помощь в качестве инструментария маркетингового анализа менеджерам, исследующим рынок образовательных услуг по языковой подготовке.
Структура исследования. В соответствии с поставленными целью и задачами исследования была определена логика изложения материала и структура работы, которая включает в себя введение, две главы (теоретическую и практическую), заключение, список литературы, приложения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ЯЗЫКОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В Г. МОСКВЕ
1.1. Особенности образовательной услуги и специфика рынка образовательных услуг в контексте менеджмента в образовании
В современной экономической литературе – как отечественной, так и зарубежной – не существует единой трактовки понятий «услуга» и «образовательная услуга». Подходы к определению этих социально-экономических категорий отличаются разнообразием, отражая многообразие направлений и форм их хозяйственного использования.
Но несмотря на большое число работ, посвященных данному вопросу, общепринятых точек зрения о сущности понятия «услуги» и «образовательные услуги» не выработано, что обусловлено прежде всего теоретической неразработанностью социально-экономической категории «услуга» и ее разновидности – образовательной услуги . Так, услуги относительно недавно были признаны объектом гражданских прав путем включения в ст. 128 Гражданского Кодекса РФ. Вместе с тем, как видно из названий и содержания статей гл. 39 ГК РФ, включенные в нее нормы, носят преимущественно рамочный и императивный характер. Их цель состоит в регулировании обширного, но четко не ограниченного спектра услуг. Как справедливо полагает Л.В. Санникова, «в основу такого понятия должна быть положена экономическая сущность услуг. В имущественном обороте услуги участвуют в качестве экономического блага, которое раскрывается большинством ученых-экономистов как осуществление деятельности. Но характер этой деятельности, как правило, не уточняется» .
Зарубежные авторы С.Х. Ли, К.Д. Хоффман определяют услуги преимущественно как процесс, включающий неосязаемые действия, которые по необходимости происходят при взаимодействии между потребителями и поставщиками услуг (обслуживающим персоналом), физическими ресурсами, схемами предприятия-поставщика услуг . Известный американский исследователь Филипп Котлер определяет услугу как любую деятельность, «которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо» .
Отечественные авторы Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг, А.А. Ратковский определяют услуги как виды деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый ранее не существовавший материально-вещественный продукт, не изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта; спецификой услуги, по их мнению, является предоставление блага не в виде вещей, а в форме деятельности, вследствие чего само оказание услуг создает желаемый результат . В.В. Кванина под услугами понимает любую деятельность, не имеющую овеществленного результата . Некоторые авторы рассматривают услугу прежде всего как результат деятельности . Еще один подход к определению услуги основывается на восприятии услуги как совокупности деятельности и результата .
Как социально-экономическая категория услуга выражает определенные экономические отношения, к ней применимы трактовки сущности услуги как отношения по поводу полезного действия труда, потребляемого как деятельность . Конкретизируя, отметим эту особенность услуги, отличающую ее от материально овеществленных предметов – товаров, заключающуюся в том, что в сфере услуг не происходит характерного для материального производства перехода из формы деятельности в форму продукта, и процесс производства услуги совпадает с процессом потребления.
Рассмотрим специфические характеристики услуг, которые раскрывают сущность экономической категории услуг :
неосязаемость – услуга нематериальна по форме и невещественна по содержанию;
неотделимость – ее нельзя законсервировать как товар, хранящийся на складе;
полезность – оценивание потребителем в процессе ее потребления;
невозможность хранения, транспортировки услуг, рассредоточенность и локальность рынка услуг ;
индивидуализированность – качество и субъективное восприятие услуги – две взаимосвязанные стороны одного процесса;
непостоянство – качество обслуживания в определенные моменты времени может изменяться;
несохраняемость – потребительные свойства могут морально устареть, они могут оказаться невостребованными длительное время из-за низкого спроса услуги, при повышенном же спросе необходимо увеличить либо объемы оказываемых услуг, либо интенсивность обслуживания меньшим количеством услуг ;
качество услуги – это результат сравнения ожиданий потребителя и реального уровня предоставления услуги;
ценность – услуга должна быть оказана в срок, указанный потребителем, иначе она может потерять свою ценность ;
безопасность – безопасность результата и процесса предоставления услуги для жизни, здоровья, имущества граждан и окружающей среды;
надежность – стойкость к внешним воздействиям результата услуги; способность предоставить услугу на обещанном уровне, качественно, в срок, без ошибок ;
социальная адресность – соответствие требованиям различных социальных групп потребителей;
эстетичность – гармоничность, соответствие требованиям моды и стиля, целостность композиции и художественную выразительность;
информативность – наличие необходимой, достоверной информации об ассортименте услуг, исполнителе, правилах и условиях оказания ;
особое отношение к потребителю услуги – клиенту – умение войти в положение клиента, подстроиться под удобный для клиента график, готовность учитывать особенности и запросы, ожидания и потребности постоянных клиентов .
Таким образом, понятие «услуга» представляет собой продукт конкретного труда, причет, спецификой такого продукта является то, что в качестве его полезного эффекта выступает потребительская стоимость, удовлетворяющая конкретные потребности потребителей услуг. Следовательно, к услугам относятся такие виды деятельности, в процессе выполнения которых изменяется качество имеющегося продукта, но новый материально-вещественный продукт не создается.
Сфера услуг является неотъемлемой частью национальной экономики, хозяйственного комплекса любой страны. Сфера услуг подчиняется общим экономическим законам, действующим в данном обществе, участвуя в общей системе экономических отношений конкретной страны. В этой связи отметим неоднозначность подходов относительно природы услуг, в том числе образовательных, наблюдаемую в современном научном дискурсе. Так, к примеру М.Н. Малеина, А.А. Мохов обосновывают гражданско-правовую природу данных отношений , В.М. Сырых – социально-правовую , А.В. Белозеров, В.В. Кванина, В.Н. Соловьев – определяют правовую природу отношений в сфере услуг в зависимости от их возмездности или безвозмездности .
Любая услуга как социально-экономическая категория циклична. Жизненный цикл услуги подразделяется на несколько этапов, они включают в себя, во-первых, предоставление потенциальным потребителям информации по услугам; во-вторых, принятие заказа на предлагаемую услугу; в-третьих, ее исполнение; в-четвертых, контроль качества; наконец, в-пятых, выдача заказа потребителю.
На первой стадии жизненного цикла услуги на основе проведенного исследования спроса предоставляется информация по предлагаемым потребителям услугам. На следующем этапе на основе сформированных учебных программ и выбранных методов и форм обучения происходит процесс оформления заказа. Третий этап представляет собой собственно сам процесс обучения (исполнение услуги), который сопровождается текущим и итоговым контролем качества предоставленной услуги. Наконец, завершается процесс оказания услуги выдачей заказа (получением соответствующего подтверждающего документа об освоении программы, компетенции, получения квалификации и т.д.).
Полный жизненный цикл образовательной услуги, как и любого товара, включает 5 стадий: внедрение; рост; насыщение; спад (по Ф. Котлеру) (рис. 1).
Рис. 1 – Жизненный цикл услуги
Разнообразны и предлагаемые, широко представленные в экономической литературе классификации услуг, которые могут быть: материальные и нематериальные, частные или коммерческие, добровольные или вынужденные, инжиниринговые, консалтинговые, юридические или бухгалтерские, образовательные, психологические, IТ-услуги и т.д.
Таким образом, услуга как социально-экономическая категория охватывает определенный вид общественных отношений, экономическая сущность которых заключается в оказании услуг.
Рассмотрим специфику образовательной услуги.
В процессе оказания образовательных услуг осуществляется воздействие непосредственно на человека. И хотя в п. 2 ст. 779 ГК РФ в перечне услуг содержится понятие «услуги по обучению», тем не менее в законодательстве об образовании, образовательном праве и в правовой литературе преимущественно используется термин «образовательные услуги».
Основанием использования в образовательном пространстве категории «услуга» для обозначения регулирования образовательных отношений явились следующие обстоятельства: комплексная природа образовательных отношений, порождающая потребность в использовании методов регулирования различных отраслей права (не только административно-правовых отношений); усиление частноправовых начал в регулировании образовательных отношений; активное использование в юридической доктрине и правотворческой практике категории «публичные услуги» .
Сущность образовательных услуг в литературе раскрывается по-разному. По мнению С.В. Курова, под образовательной услугой понимается организованная, целенаправленная деятельность, осуществляемая одним или несколькими субъектами (коллективом педагогов) посредством непосредственного взаимодействия с другим субъектом – обучающимся по передаче знаний, формированию умений, навыков, оказанию воздействий, формирующих личность человека путем организации и управления его учебной деятельности . Другой отечественный автор, специалист в области образовательного права, А.В. Белозеров определяет образовательные услуги как «услуги по воспитанию и обучению, т.е. действия по передаче обучающемуся информации, направленные на усвоение ее обучающимся в виде знаний, навыков и умений» .
Таким образом, существуют разные подходы к определению образовательной услуги, систематизируем основные их них представив в сводной таблице 1.
Таблица 1 – Основные подходы к определению образовательной услуги
№ авторы Трактовка понятия «образовательные услуги»
1 Радчук В.А. система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества, государства
2 Куров С.В. объем учебной и научной информации как суммы знаний общеобразовательного и специального характера и практические навыки, передаваемые личности по определенной программе
3 Галайда О.В. работа отдельного педагога или педагогического коллектива, направленная на целесообразное (предварительно запрограммированное) изменение социально-психологической (в частных проявлениях – профессиональной, квалификационной) структуры личности обучаемого
4 Павлова М.П., Ралык Д.В. особый вид потребительской стоимости, существующей в форме полезной деятельности, удовлетворяющей общественные потребности
5 Санникова Л.В. процесс формирования разнообразных способностей человека к труду, т.е. инвестирование в человеческий капитал, принимающий форму комплексного блага
6 Деружинский Г.В.,
Раецкий М.Д. полезный вид труда, непосредственно удовлетворяющий потребность человека в образовании и как материально-вещественный продукт, позволяющий удовлетворять образовательную потребность человека самостоятельно
7 Галеев А.П. совокупность результатов образовательного процесса и сопутствующих ему вспомогательных процессов, представленная высшим образовательным учреждением на рынке образовательных услуг и непосредственно направленная на удовлетворение установленных и предполагаемых образовательных потребностей конкретного потребителя
8 Радчук В.А. комплекс таких услуг, которые непосредственно связаны с реализацией главных целей образования, осуществлением его миссии
10 Moravcikova D. экономическая категория, выражающая сложные экономические отношения в области образования
11 Larsson A. демонстрация в течение определенного времени способностей преподавателя
12 Mang’unyi E., Oumar T. результат образовательного производства
Образовательные услуги в литературе классифицируются по различным основаниям, в систематизированном виде эти подходы представлены в табл. 2.
Таблица 2 – Основные подходы к типологии образовательных услуг
Таким образом, потребителем образовательной услуги является личность, имеющая потребность в информации, а также желающая получить знания для их дальнейшего использования в производстве и другой трудовой деятельности, повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Отличительной особенностью рынка образовательных услуг является то, что потребитель – это активный субъект создания услуги. Он является потребителем и участником образовательного процесса.
Следовательно, ключевую роль на рынке образовательных услуг играет непосредственно потребитель, который осуществляет конкретный выбор специализации/предпочтения, содержания услуги, сроков, места и формы обучения, источников его финансирования. Поэтому именно должна быть в центре внимания, информационных потоков и коммуникаций, других маркетинговых коммуникаций .
Для повышения конкурентоспособности образовательных организаций и языковых школ их менеджерам необходимо владеть методикой комплексного маркетинга, который начинается с маркетинговых исследований рынка образовательных услуг, при этом изучается конъюнктура рынка, а также потребители рынка образовательных услуг.
На рис. 2 представлена структура маркетингового исследования рынка образовательных услуг.
Рис. 2 – Исследования рынка образовательных услуг
Субъектами рынка образовательных услуг являются различные учебные центры, образовательные организации, как государственные, так и частные .
На развитых рынках в комплекс маркетинга входят товарная политики (качество, ассортимент, сервис), ценообразование, продвижение (реклама, PR, стимулирование сбыта, прямой маркетинг), сбыт. В услугах важным вопросом является подбор персонала (отбор, обучение, организация труда и стимулирование, награждение персонала) .
Российский рынок образования в целом к 2021 году продолжит расти: с 1,8 трлн рублей в 2016 году до 2 трлн рублей в 2021 году. При этом доля онлайн-образования вырастет до 2,6% и составит 53,3 млрд руб. (рис. 3).
Рис. 3 – Оценка динамики развития рынка языкового обучения,
2016 – 2021 гг.
Далее мы рассмотрим конкретную сферу рынка образовательных услуг, а именно языковую подготовку.