Педагогика/психология Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Социально-педагогическая деятельность с агрессивными старшеклассниками.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С АГРЕССИВНЫМИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ 10
1.1 Агрессивность в старшем школьном возрасте как психологическая и социально-педагогическая проблема 10
1.2. Практический опыт социально-педагогической деятельности с агрессивными старшеклассниками 23
Выводы по первой главе 37
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С АГРЕССИВНЫМИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ 39
2.1 Диагностика уровня развития агрессивного поведения
у старшеклассников 39
2.2 Программа социально-педагогической коррекции агрессивного поведения старшеклассников в условиях школы 63
Выводы по второй главе 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЯ 99

  

Введение:

 

Актуальность проблемы исследования. Актуальность исследования агрессивности старшеклассников определяется особенностями современной общественной жизни. Постоянное повышение числа детей и подростков с признаками агрессивного поведения является насущной проблемой не только для близких им людей, для педагогов, психологов, социальных работников, которые сталкиваются с ними в силу профессиональных обязанностей, но и для современного общества в целом. Увеличение числа учащихся старших классов, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу своевременной работы и поддержки со стороны социального педагога.
Традиции изучения феномена агрессивности складывались, в основном, в рамках психоаналитических и социологических школ. Психологические подходы к исследованию агрессии и агрессивности находят их источник во внутренних процессах человека, которые обусловливают его социальное поведение (Дж. Доллард, Л. Берковиц, Э. Доннерстайн, А. Бандура, Р. Уолтерс и др.).
Несмотря на значительное количество исследований в данной области, ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, а также с раскрытием специфики социально-педагогической работы со старшеклассниками с проявлениями агрессивного поведения, остаются открытыми.
Те или иные формы агрессивного поведения встречаются у многих учащихся старшего школьного возраста, следовательно, они становятся достаточно распространенной проблемой среди учащихся старших классов. Но если с усвоением социально-нравственных правил и норм поведения «взрослого социума» у многих старшеклассников непосредственные проявления агрессивности в поведении исчезают, то у определенной категории старшеклассников агрессия как повторяющаяся форма поведения не только сохраняется, но и развивается, превращаясь в устойчивое качество личности, которое в итоге может деформировать личностное развитие.
Исследования и многолетние наблюдения показывают, что агрессивное поведение, сложившееся в старшем школьном возрасте, остается устойчивым и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Это обусловлено внутренними предпосылками, способствующими проявлению агрессивности. Старшеклассники, склонные к агрессивному поведению, существенно отличаются от сверстников не только внешним поведением, но и психологическими и социальными характеристиками.
В свете этого возрастает значение социально-педагогической деятельности по профилактике и коррекции агрессивного поведения старшеклассников. При этом, профилактическая работа с учащимися старших классов, склонными к агрессивному поведению, должна быть направлена на устранение его причин и создание специальных социально-педагогических условий, а не ограничиваться только снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении социально-педагогических программ необходимо учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение старшеклассника к своему поведению.
Степень научной разработанности проблемы.
Основы анализа феномена агрессивности были разработаны З. Фрейдом, А. Адлером, К.Г. Юнгом, Э. Фроммом, Г. Маркузе, В. Райхом, Д. Боулби, Г. Салливаном, К. Хорни, Э. Эриксоном. В социологии проблема агрессивности рассматривалась в рамках самостоятельной проблемы девиантности (М. Вебер, Э. Дюркгейм, О. Конт, Т. Парсонс, А.А. Реан и др.).
В отечественной психологии проблема агрессивности активно разрабатывалась в исследованиях Б.Г. Ананьева, Р.К. Вельдера, Т.Б. Дмитриевой, А.А. Реана, Т.Г. Румянцевой, В.А. Хащенко, Т.Н. Шипуновой, Б.В. Шостаковича.
Индивидуальные и типологические особенности агрессии разъяснены такими учеными как Р. Бэрон, Д. Ричардсон, П.А. Ковалев, Т.Н. Курбатова, О.Ю. Михайлова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, С. Фешбек и др.
Многоплановое психолого-педагогическое исследование проблемы возрастной и в частности, детской агрессивности в отечественной психологии и педагогике нашло отражение в работах Г.М. Андреевой, Н.Д. Левитова, С.Е. Рощина, Т.Г. Румянцевой.
Проблемы профилактики агрессивного поведения учащихся старших классов представлены в исследованиях З. Фрейда, К. Лоренца, Л. Берковица, А. Басса, С Розенцвейга, А. Бандуры, А.В. Петровского, Я.Л. Коломинского, Р. Бэрона, Д. Ричардсон, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, С. Фешбек и др.
Исследование вопросов возникновения, специфики и профилактики агрессивности у старшеклассников позволило выделить противоречие между традиционным пониманием необходимости подавления агрессивности у старшеклассников как деструктивной формы поведения и современными подходами к профилактике агрессивности, понимаемой как совокупность социально-педагогических действий, направленных на научение старшеклассников способам доброжелательного межличностного взаимодействия.
Необходимость разрешения данного противоречия обусловила проблему нашего исследования, которая состоит в необходимости теоретической разработки и практической апробации форм, методов и программ психолого-педагогической работы с учащимися старших классов, в частности, по социально–педагогической деятельности с агрессивными старшеклассниками.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Социально – педагогическая деятельность с агрессивными старшеклассниками».
Объект исследования: агрессивность старшеклассников.
Предмет исследования: особенности социально-педагогической деятельности с агрессивными старшеклассниками.
Цель исследования: изучение особенностей социально-педагогической деятельности с агрессивными старшеклассниками для профилактики агрессивного поведения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме агрессивного поведения у старшеклассников; определить методологические и методические подходы к изучению проблемы исследования.
2. Проанализировать практический опыт социально-педагогической деятельности с агрессивными старшеклассниками.
3. Изучить уровень развития агрессивного поведения у старшеклассников.
4. Разработать программу социально-педагогической коррекции агрессивного поведения старшеклассников в условиях школы.
Гипотеза исследования. Результаты социально-педагогической деятельности с агрессивными старшеклассниками будут более эффективными, если:
— будет проводиться психологическая и педагогическая диагностика учащихся старших классов, позволяющая выявить особенности и причины возникновения агрессивности, а также возможность самостоятельно и при помощи специалистов решить проблемы агрессивного поведения;
— процесс социально-педагогической деятельности с агрессивными старшеклассниками будет проектироваться на основе данных диагностики с учетом половозрастных особенностей развития личности;
— в процессе социально-педагогической деятельности с агрессивными старшеклассниками будут применяться художественно-творческие и игровые методы, беседы, социально-психологические тренинги.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды зарубежных и российских психологов, посвященные:
— исследованию основных причин возникновения агрессивного поведения, факторов, способствующих его формированию и проявлению (А. Бандура и др.);
— профилактике девиантного поведения старшеклассников (С.А. Беличева и др.);
— исследованию особенностей агрессивного поведения учащихся старших классов, как нарушения процесса регуляции поведения теории (Л. Н. Бережнова и др.).
Этапы исследования:
I этап – теоретический (сентябрь – февраль 2018 г.): изучение и анализ научной психологической, педагогической, социологической литературы, определение понятийно-категориального аппарата исследования, обоснование актуальности проблемы, разработка научного аппарата;
II этап – поисковый (январь – апрель 2018 г.): анализ практического опыта применения методов, форм и средств, изучение основных направлений социально-педагогической деятельности с старшеклассниками; изучение и обобщение научных знаний и методических основ социально-педагогической деятельности с агрессивными старшеклассниками.
III этап – проектировочный (апрель – июль 2018 г.): разработка проекта по социально-педагогической деятельности с агрессивными старшеклассниками на основе данных диагностики и с учетом половозрастных особенностей развития личности старшеклассников.
IV этап – опытной работы (июнь 2018 г. – август 2018 г.): разработка и реализация системы работы в единстве цели, содержания и средств технологии социально-педагогической деятельности по профилактике агрессивного поведения старшеклассников; анализ результатов опытной работы.
V этап – заключительный (октябрь – декабрь 2018 г.): итоговая обработка и систематизация результатов опытной работы, формулировка выводов, апробация и внедрение результатов исследования, оформление текста выпускной квалификационной работы, подготовка доклада и презентации.
С целью решения поставленных задач на каждом этапе исследования использовались следующие методы исследования:
Теоретические методы – анализ литературы по проблеме исследования, сравнение, систематизация теоретических походов, выделение основной идеи исследования, формулировка выводов.
Эмпирические методы – наблюдение, беседа, тестирование (тест К. Томаса), опросник (А. Басса-А.Дарки), вербальная диагностика самооценки личности – авторы-составители Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов.
База исследования: Профильная лагерная смена лагеря юных журналистов «Острое перо» Волгоградской области.
Целевая группа: учащиеся старших классов в возрасте 15 – 16 лет, учащиеся 10-11 классов.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что были рассмотрены теоретические концепции агрессивного поведения у старшеклассников, дана психолого-педагогическая характеристика подростка с агрессивным поведением, выявлены особенности агрессивного поведения у старшеклассников, раскрыто содержание деятельности социального педагога по профилактике агрессивного поведения у старшеклассников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данной работы могут быть использованы в практической деятельности социальных педагогов по профилактике агрессивного поведения у старшеклассников, а также для диагностики и мониторинга особенностей агрессивного поведения у старшеклассников.
Апробация результатов исследования происходила в процессе участия во всероссийском конкурсе исследовательских и научно-методических работ, а также ……..
Внедрение результатов исследования осуществлялось во время профильной лагерной смены в лагере юных журналистов «Острое перо» (Волгоградская область).
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема агрессивного поведения в современном обществе является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Известно, что во всем мире отмечается рост насильственных действий, связанных с понятием агрессии и агрессивности, возникающих как из внутренних, так и из внешних факторов.
Особенно остро, на наш взгляд, стоит проблема агрессивного поведения в средней школе. Это обусловлено, с одной стороны, особенностями возраста, который характеризуется глубокими психологическими и физиологическими изменениями, и, вследствие чего, нестабильностью эмоциональной сферы подростка, а также особой чувствительностью к «посягательству» извне, готовностью выстраивать психологическую защиту, вплоть до самой экстремальной, которой является агрессивное поведение. С другой стороны, в школе отсутствует системный подход к профилактике агрессивного поведения старшеклассников. Обозначив проблему, мы сформулировали цель нашего исследования: определить содержание психологической профилактики агрессивного поведения младших старшеклассников в условиях общеобразовательной школы.
Теоретический анализ литературы показал, что:
1. Агрессивное поведение нельзя рассматривать без таких понятий, как «агрессия» и «агрессивность». Агрессия определяется любой формой поведения, имеющей цель нанесения вреда другому человеку. Агрессивность понимается как устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии.
2. Агрессивному поведению свойственны различные формы проявления. Единого основания для классификации данного явления нет. Психолог А. Басс выделяет три основных параметра, характеризующих формы агрессивного поведения: физическая – вербальная агрессия, активная – пассивная агрессия, прямая – косвенная агрессия. С. Фешбах отмечает три типа агрессии: враждебная, инструментальная, экспрессивная. А.А. Реан акцентирует внимание на спонтанной и реактивной агрессии. Ряд психологов (Михайлова О.Ю., Можгинский Ю.Б., Ратинов А.Р.) выделяют мотивационную агрессию, агрессию как примитивную реакцию на неудовлетворяющую ситуацию, как результат неадекватной оценки ситуации и аффективную агрессию. Психолог И.А. Фурманов делит агрессивное поведение старшеклассников на две формы: социализированная и несоциализированная.
3. Причина возникновения агрессивного поведения старшеклассников полифакторна:
– природный фактор (наличие агрессивности, как личностной предрасположенности к агрессивным действиям);
– микросоциальный фактор (взаимодействие в семье, референтной группе, школьном классе);
– макросоциальный фактор (модель поведения, принятая в обществе, пропагандируемая с помощью средств массовой информации).
4. Коррекция агрессивного поведения – самая эффективная форма воздействия на старшеклассников, т.к. она позволяет предупредить нежелательное поведение, а не исправлять его. При этом профилактическое направление деятельности практического психолога образования в настоящий момент разработано недостаточно.
5. Наиболее эффективной будет системная профилактическая работа, направленная как на личностное развитие подростка, так и на просвещение и консультирование родителей и педагогов, чье взаимодействие с подростком является важным микросоциальным фактором, влияющим на его развитие.
Проанализировав полученные данные исследования, мы определили, что характерными особенностями старшеклассников, имеющими агрессивное поведение, являются:
— наличие психологических травм, которые вызывают проявления агрессивного поведения в стрессовых ситуациях;
— отсутствие отношения к собственной агрессии как к агрессивному поведению;
— частое обвинение окружающих в собственном деструктивном поведении;
— отсутствие чувства вины в случае преднамеренной агрессии;
— несдержанность, связанная с превалированием карающего стиля воспитания родителями;
— неумение адекватно проявлять заботу, симпатию и любовь;
— использование негативных поведенческих практик (употребление алкоголя, табака, других психоактивных веществ, злоупотребление компьютерными играми и интернет-ресурсами, применение словесной агрессии и / или физической силы и т.п.) для преодоления стрессовых ситуаций;
— недостаточный уровень знаний об ответственности за проявления агрессивного поведения по отношению к другим;
— неумение конструктивно решать конфликтные ситуации и ложные установки об участии в конфликтных ситуациях;
— неготовность брать ответственность за свои поступки в конфликтной ситуации на себя и поиск оправдания себе или обвинения в ситуации других;
— довольно ограниченный набор методов эффективного выхода из конфликтных ситуаций;
— неумение сдерживать собственные негативные эмоции, такие как гнев, раздражение, агрессия;
— повышенный уровень тревожности и враждебности, что особенно проявляется, когда подростки не чувствуют себя в безопасности;
— раздражительность, подозрительность и негативная настроенность на людей, во время общения с которыми чувствуют опасность;
— враждебное восприятие большинства ситуаций;
— настрой на негативное восприятие себя со стороны окружающих;
— неврологические расстройства: неустойчивая, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание;
— неумение прогнозировать последствия своих действий;
— неадекватная самооценка.
Из 93 старшеклассников, принявших участие в констатирующем этапе эксперимента, на формирующем этапе эксперимента в состав экспериментальных групп были привлечены 45 старшеклассников, которые имеют повышенный уровень агрессивности или враждебности, определенный по методике Басса- Дарки.
Путем наблюдения за поведением, склонностями, манерами старшеклассников, имеющими агрессивное поведение, мы определили, что среди 45 респондентов 5 человек стабильного типа и 32 человека социально-адаптивного ориентированного на группу типа, которые были привлечены к групповому трениговому блоку основной части комплексной программы профилактики; а 8 человек социально адаптивного индивидуально ориентированного типа были привлечены к индивидуальному тренинговому блоку основной части комплексной программы профилактики агрессивного поведения старшеклассников.
Разработанная программа состоит из двух частей (основную и вариативную). Основную часть составляют три блока (диагностический, мотивационный, тренинговый), вариативная часть содержит такие формы социальной работы: игру, квест, выставку коллажей Форум-театр. Целью диагностического блока программы является определение наличия или отсутствия агрессивного поведения у ребенка, причин агрессивного поведения, форм проявлений, знаний и установок старшеклассников, находящихся в центрах социально-психологического реабилитации, по такого поведения. Мотивационный блок предусматривает проведение мотивационной беседы с подростком с целью определения уровня мотивации для участия в Программе, формирование или повышение мотивации для изменения поведения. Тренинговый блок состоит из группового и индивидуального компонента, каждый из которых содержит по одиннадцать занятий. Целью тренингового блока является предоставление социально-психологической помощи подросткам, склонным к агрессивному поведению, в преодолении агрессивного стиля общения, приобретении навыков контроля агрессии и гнева, эффективной коммуникации и партнерского взаимодействия в социальном окружении.
Вариативная часть содержит формы работы, направленные на закрепление умений и навыков, приобретенных на тренинговых занятиях. Так, настольная просветительско-профилактическая игра «Стоп насилию» направлена на закрепление информации относительно негативных последствий агрессии и насилия; квест «Знаю, умею, могу» — отработка навыков эффективного общения, проявления эмоций безопасным путем, выставка коллажей «Вовремя распознать» помогает подросткам отработать навыки распознавания ситуаций проявлений агрессии и предложить альтернативы агрессивном поведении; форум-театр обеспечивает визуализацию моделей поведения в различных конфликтных ситуациях.
Итак, экспериментально подтверждено, что комплексная программа коррекции положительно влияет на общие поведенческие ориентации старшеклассников, способствует изменению их негативных установок, повышает осведомленность старшеклассников и обеспечивает отработку необходимых умений и навыков преодоления агрессии.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С АГРЕССИВНЫМИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ

Анализ литературы по теме исследования показал, что нет единого подхода к определению агрессии и агрессивного поведения старшеклассников.
В психологическом словаре агрессия определяется как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. д.
Агрессивные действия могут выступать как средство достижения какой-либо цели, как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности, как форма самореализации и самоутверждения. Так же нами будут рассмотрены психологические и социально-педагогические особенности старшеклассников склонных к агрессии, выявлены причины возникновения агрессии, а также практический опыт социально-педагогической деятельности с агрессивными старшеклассниками.

1.1 Агрессивность в старшем школьном возрасте как психологическая и социально-педагогическая проблема

Вопросы исследования агрессии и агрессивности значительно обострились в двадцатом столетии, когда резко возросли процессы социальной, культурной, политической, межличностной конкуренции.
Часто в психолого-педагогической литературе происходит подмена понятий «агрессия» и «агрессивность». А.А. Реан подчеркивает, что эти понятия не синонимичны. Под агрессивностью понимается свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом, агрессия есть определенные действия, причиняющие ущерб другому объекту; а агрессивность – это готовность к агрессивным действиям в отношении другого .
Существуют различные теории агрессии. Первая из них связана с именами З. Фрейда и К. Лоренца. З. Фрейд считал, что основу психической жизни человека составляют инстинкты «эрос» и «танатос», иначе говоря, стремление к жизни и стремление к смерти, между которыми присутствует постоянное напряжение. Существующие механизмы психики человека служат, в том числе, и для сброса отрицательной энергии, образующейся вследствие этого постоянного конфликта. По мнению З. Фрейда, агрессия, направленная на других людей, служит для сохранения гомеостаза организма, ибо если эта энергия «танатоса» не будет направлена вовне, то это приведет к внутреннему разрушению самого индивидуума. Таким образом, агрессия берет начало из врожденных, инстинктивных сил, а внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и уменьшить в результате этого вероятность более опасных действий. Эта теория, являясь в некоторых аспектах достаточно спорной, представляет значительный интерес .
В рамках данного подхода, внимания заслуживает теория К. Лоренца, который считал, что агрессия имеет своим источником не описанные З. Фрейдом инстинкты, а инстинкт борьбы за выживание. Агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, но непрерывно и в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Чем большее количество агрессивной энергии накопилось на настоящий момент, тем меньшей силой должен обладать стимул, способствующий ее выплеску. Помимо врожденного инстинкта борьбы, люди наделены способностью подавлять свои стремления. Но человеческая способность к насилию, по мнению К. Лоренца, преобладает над сдерживающими началами, подавляющими агрессивные действия (дружбой, привязанностью и проч.) .
Вторая теория агрессии, созданная в 1939 г. Дж. Доллардом и Э. Миллером, получила название «теория фрустрации – агрессивности» . Фрустрация (от лат. Frustratio) – это психическое состояние, вызванное невозможностью удовлетворения потребности или желания из-за наличия непреодолимых или труднопреодолимых преград, сопровождающихся отрицательными переживаниями: раздражением, разочарованием, тревогой, отчаянием и др. Суть фрустрации заключается не в реакции на лишение желаемого, а в отреагировании человеком резкого расхождения между уровнем запросов и реальных достижений человека.
Согласно этой теории, человек, которому мешают непреодолимые препятствия, испытывает тем большую фрустрацию, чем больше он стремится к достижению какой-то цели. Фрустрация является причиной гнева и враждебности, а при наличии агрессивных стимулов гнев может провоцировать агрессию. В этом случае реакция человека выражается в агрессивных действиях по отношению к препятствующему человеку или объекту.
Согласно теории фрустрации – агрессии, у человека, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях оно подавляется не самоконтролем, а страхом наказания либо некими внешними препятствиями. Однако, в этом случае агрессивное побуждение остается и может быть перенесено с реального обидчика на другой объект или человека, по отношению к которому агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно, т.е., происходит смещение агрессии .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы