Часть дипломной работы на тему Социальная работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации (на примере БУ ХМАО-Югры «Березовский комплексный центр социального обслуживания населения» пгт.Игрим)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
857395
Введение:
Введение
Социально-экономические и политические изменения, которые коснулись нашей страны,
не всегда положительно влияют на российское общество. Периоды реформ, кризисов
и социальных волнений особенно затрагивают незащищенные слои населения:
одиноких пожилых людей, людей с ограниченными возможностями, многодетные и
неполные семьи, а также семьи, потерявшие кормильца, людей. доход которых ниже
прожиточного минимума, включая детей. Детство — наиболее уязвимая и
незащищенная категория, поэтому нуждается в регулярной и активной поддержке
государства и общества.
Несовершеннолетние, попавшие в тяжелые, невыносимые для их возраста и
уровня развития обстоятельства, не всегда могут их преодолеть в одиночку, тогда
они приобретают статус детей «группы риска» или оказавшихся несовершеннолетних.
в сложной жизненной ситуации. В России этот статус часто встречается у детей и
их семей. По данным Федерального статистического управления, численность
населения в последние годы увеличилась, денежные доходы упали ниже прожиточного
минимума, увеличилось количество детей-инвалидов в стране и количество преступлений,
совершенных несовершеннолетними или их соучастием. Количество малообеспеченных
семей и детей, оставшихся без попечения родителей, не уменьшается, а количество
родителей-одиночек с каждым годом растет. Категория «тяжелая жизненная
ситуация» имеет множество подкатегорий, и каждая из них нуждается в помощи и
поддержке не только со стороны государства, но и со стороны профессионалов в
различных сферах жизни, в том числе специалистов по социально-психологической
работе с населением.
В современной России были приняты многочисленные социально-экономические и
правовые меры в рамках реализации Конвенции ООН о правах ребенка. Создан
специальный механизм контроля за выполнением взятых на себя обязательств.
Наиболее характерной тенденцией развития современной российской системы
социальной защиты детей является более детальное разграничение объектов
социальной помощи, в частности, переход от системы социальной защиты всех детей
без учета индивидуальных особенностей каждого ребенка к социальной защите
отдельных детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, с целью оказания им
адресной поддержки. предложить расширение справочных тем.
Несмотря на предпринимаемые государством усилия, нынешнее состояние защиты
детей и реализации прав ребенка вызывает обоснованную озабоченность. Сегодня мы
должны признать, что социальные проблемы в детской среде достигли опасного для
российского общества масштаба, являясь мощным дестабилизирующим фактором
долгосрочных действий, угрожающим социальной безопасности общества. Сложившаяся
ситуация определяет высокую степень острой потребности значительной части
детского населения страны в поддержке.
Теоретико-методологические основой работы являются
принципы социальной работы с детьми, нуждающимися в социальной поддержке и
оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Этим занимались такие исследователи
как Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. С.Я. Батышев, Л.А. Волович, В.И. Белов,
В.Н. Максимова, И.П. Смирнов, Н.Н.Сутаева, А.Ф. Федорова, В.В. Шапкин, Г.И.
Щукин. Е.И. Холостова, Е.А.Климов. А.Е.Голомшток.
Научная проблема. Сложная и сложная проблема оказания помощи детям и подросткам с нарушениями
развития носит междисциплинарный характер и на практике требует
межведомственного подхода. Между тем в настоящее время не существует системы,
обеспечивающей межведомственную координацию работы различных структур по
оказанию помощи детям и подросткам с трудностями социальной адаптации.
Административный уровень, на котором принимаются первичные решения об алиментах
— это районный уровень. Однако на этом уровне практически отсутствует
возможность межведомственной поддержки каждого конкретного ребенка в процессе
оказания помощи. Создание территориальной модели первичной медицинской помощи
детям с трудностями социальной адаптации является актуальной задачей для
региона.
Объект: социальная работа с детьми,
находящимися в трудной жизненной ситуации.
Предмет: система социальной работы с детьми,
находящимися в трудной жизненной ситуации в БУ ХМАО-Югры «Березовский
комплексный центр социального обслуживания населения» пгт. Игрим
Цель работы: обобщить опыт социальной работы с
детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации БУ ХМАО-Югры «Березовский
комплексный центр социального обслуживания населения» пгт. Игрим и разработать
рекомендации по дальнейшему совершенствованию социальной работы с детьми,
находящимися в трудной жизненной ситуации.
Задачи:
1. На
основе анализа литературы и нормативно-правовой базы РФ по проблеме
исследования раскрыть особенности категорий детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации,
2. Изучить
и обобщить опыт социальной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной
ситуации в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Берёзовский районный комплексный центр социального обслуживания населения» гп.
Игрим.
3. Разработать
рекомендации по дальнейшему совершенствованию социальной работы с детьми,
находящимися в трудной жизненной ситуации. Теоретические методы
включают в себя: анализ научной литературы, изучение нормативно-правовой базы
РФ по вопросам социальной работе с детьми, находящимися в трудной жизненной
ситуации.
Эмпирические методы:
наблюдение, интервью
Выпускная квалификационная
работа состоит из введения, где раскрыта актуальность, первой главы, где
рассматривается теоретический анализ литературы по проблеме социальной работы с
детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также; второй главы, где
рассматривается социальная работа с детьми, находящимися в трудной жизненной
ситуации в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Берёзовский районный комплексный центр социального обслуживания населения» гп.
Игрим и даны рекомендации по совершенствованию опыта работы с
детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, заключение, списка
литературы, приложение.
Заключение:
На основе анализа литературы и
нормативно-правовой базы РФ в работе была раскрыта социально психологическая
характеристика особенностей детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Был изучен зарубежный опыт социальной работы с детьми, находящимися в трудной
жизненной ситуации.
Рассматривая опыт России и зарубежный
опыт социальной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации,
можно сделать вывод, что в России и Великобритании при оказании поддержки и
помощи несовершеннолетним отдается предпочтение государству. В США при решении
социальных проблем несовершеннолетних детей акцент делается на частный сектор,
благотворительные, общественные организации и другие негосударственные
структуры. Социальная работа за рубежом и её направления ориентированы не
только на решение проблем семей с детьми, но и на её укрепление и развитие,
восстановление внутреннего потенциала семьи. В России такая модель находится, скорее
всего, в экспериментальном режиме, так как государственная стратегия по
сохранению ребенка в кровной семье и реабилитационной работе с ней до сих пор
методически и технологически не подкреплена.
Современная социальная работа специалистов
социальной работы определяется правовыми документами различного уровня:
международные документы, российскими документами федерального значения, указы и
распоряжения президента Российской Федерации.
Целый комплекс институтов отвечает за
обеспечение детского благополучия: семья, образование и здравоохранение,
социальная защита. Такая деятельность ведется с участием органов власти,
государственных и муниципальных сервисов, профессионалов, бизнеса и СМИ, НКО и
местных сообществ, благотворительных организаций и фондов. На профилактику
семейного и детского неблагополучия в широком понимании работают одновременно
множество институтов: образование, здравоохранение, рынок труда, службы
социальной помощи и сопровождения, местное сообщество.
Но все же определяющим фактором благополучия
или неблагополучия ребенка является семья как естественная среда его
жизнедеятельности и воспитания. Преломляясь через качество семейной ситуации,
социально-экономические условия жизни оказывают опосредованное влияние на
развитие ребенка. Культурные и социальные нормы, характеризующие качество
семейного окружения и семейных отношений, значительно больше, чем экономические
факторы, определяют состояние семейного неблагополучия.
Данным центром используются следующие
виды социальной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации:
— «Мобильная социальная служба»;
— Служба «Экстренная детская помощь»;
— Служба медиации.
С детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, на базе Березовского
комплексного центра социального обслуживания населения Ханты-Мансийского
автономного округа-Югры проводятся различные профилактические беседы, занятия с
несовершеннолетними, проводятся психологическая диагностика семей,
осуществляется патронаж семей, межведомственное взаимодействие с различными
организациями района, привлекаются общественные организации разрабатываются
программы для работы с несовершеннолетними. В учреждение применяются различные
технологи социальной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
В отделении
психологической помощи гражданам за 2019
год реализовывалось 3 программы:
1. Программа
по работе с замещающими семьями «Мы вместе»
2. Программа профилактики семейного
неблагополучия «Семейный консультант» («Семейный социальный навигатор»)
3. Программа сектора дневного пребывания по
социальной адаптации несовершеннолетних «Маленький человек Большого мира»
В Центре обслуживаются несовершеннолетние из семей, находящихся в
социально-опасном положении, несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей,
несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Количество детей, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации по
сравнению за 2019 год выросло на 15 человек, а также лидирует среди других
категорий детей. Так же в Центре проводится множество благотворительных акций.
Таким образом можно сказать, что социальная работа с детьми,
попавшим в трудную жизненную ситуацию на базе БУ ХМАО-ЮГРА ведется в
достаточном объеме, комплексно, которого достаточно для контролирования
ситуации в районе.
В дипломной
работе была рассмотрена система комплексного социального сопровождения детей,
попавших в трудную жизненную ситуацию, в БУ ХМАО-Югры «Березовский комплексный
центр социального обслуживания населения» пгт.Игрим. На основе анализа
социальной работы были выделены сильные и слабые стороны учреждения по работе с
детьми, а для улучшения работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию
было рекомендовано внедрить дополнительные услуги для населения, внедрить
оказание профилактических мероприятий для родителей, чьи дети являются
получателями социальных услуг в отделении для несовершеннолетних (в том числе
«Социальный приют»), оптимизировать систему управления структурным
подразделением, ровысить уровень подготовки
специалистов, организовать информационно-разъяснительную
работу с населением о видах и условиях предоставления социальных услуг в
отделении для несовершеннолетних (в том числе «Социальный приют»), привлекать к
работе с несовершеннолетними социально-ориентированные некоммерческие организации,
волонтеров, добровольцев, благотворителей.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретический анализ литературы по проблеме
социальной работы с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации
1.1 Социально-психологическая характеристика детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
За последние
несколько десятилетий количество семей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию,
значительно увеличилось. Это не могло не сказаться на жизни детей, выросших в
этих семьях. По словам И.Ф.
Дементьевой, «трудная жизненная ситуация — это ситуация, созданная временно,
объективно или субъективно; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее
эмоциональный стресс; препятствия на пути к достижению важных жизненных целей,
с которыми невозможно справиться обычными средствами; ситуация, объективно
прерывающая жизнедеятельность; нарушение обычных внутренних подключений;
невозможность реализации внутренних стимулов (причин, стремлений, ценностей) »
[12, c. 93]
Федеральный закон
«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» дает
следующее определение: «трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно
прерывающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, невозможность
самообслуживания по причине старость, болезнь, сиротский приют, брошенность,
бедность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и
злоупотребления в семье, одиночество и тому подобное), которые он не может
преодолеть в одиночку … » В Федеральном
законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской
Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-Ф3, ст. 1 сформулированы типичные трудные
жизненные ситуации для ребенка, при которых государство берет на себя
обязательства оказать ему необходимую помощь.
Дети, находящиеся в
трудной жизненной ситуации: [18, c. 71]
— Дети, оставшиеся без попечения родителей;