Часть дипломной работы на тему Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением зрения в процессе игровой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАР ШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 8
1.1………………….
Понятие коммуникации и коммуникативных навыков. 8
1.2 Развитие коммуникативных навыков в дошкольном возрасте. 12
1.3 Особенности коммуникации детей дошкольного возраста с
нарушениями зрения. 18
1.4 Роль игры в развитии дошкольников с нарушениями зрения. 35
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 40
2.1 Диагностика коммуникативных навыков у дошкольников с
нарушениями зрения. 40
2.2. Программа развития коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями зрения в
процессе игровой деятельности. 50
2.3 Анализ результатов развития коммуникативных навыков у
дошкольников с нарушениями зрения в процессе игровой деятельности. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Нарушения зрения. 65
Введение:
Коммуникация – это конструктивный процесс взаимодействия между
людьми или их группами с целью передачи информации либо обмена сведениями. Социальная
роль коммуникации как одного из факторов процесса социализации заключается в том, что данный
процесс происходит в обществе при обмене опытом разными людьми, разными поколениями, а также через носителя информации с людьми из прошлых эпох.
Коммуникативные способности, умение общаться
– основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один
из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого
себя через посредство других людей [15].
Развитие ребёнка во многом зависит от общения
со взрослыми и сверстниками, которое влияет не только на психическое, но и на физическое,
эмоциональное развитие ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются основные черты
личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность
соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других
людей. Коммуникативные навыки формируются и совершенствуются в дошкольном возрасте,
когда ребенок попадает в коллектив, начинает взаимодействовать со сверстниками.
Уже
в дошкольном возрасте
коммуникативные потребности выходят
за рамки родной семьи и в жизни ребенка появляются друзья и товарищи.
У детей с нарушениями зрения формирование
коммуникативных навыков происходит своеобразно. Отсутствие чётких представлений
о социальных законах бытия, человеческого общения, недостаточное развитие эмоционально-выразительных
средств осложняют овладение детьми с нарушениями зрения навыками коммуникативной
деятельности. У них вызывают сложности не только воспроизведение,
но и восприятие невербальных состояний, включенных в процесс коммуникации. Это выражается
в позах и жестах, не адекватных ситуации, не соответствующих эмоциональному состоянию
человека. Для таких детей характерны также скованность движений, стереотипия в выражении
эмоциональных состояний, вербальность знаний о правильных жестах, действиях при
общении с детьми и взрослыми. Все
эти особенности негативно сказываются на возможностях взаимодействия детей с нарушениями
зрения с окружающими, что, в свою очередь, актуализирует риск возникновения вторичных
и третичных нарушений развития. Поэтому нужна целенаправленная
работа по развитию коммуникативных навыков у таких детей. Поскольку в дошкольном
возрасте ведущая деятельность – игра, то и развитие коммуникативных навыков будет
эффективно в игровой деятельности.
В психологии и педагогике проблему коммуникации
изучали В. Ермаков, Г.А. Якунин и др. Особенности развития коммуникативных навыков
у детей дошкольного возраста исследовали Е.Н. Подкользина, В.А. Феактистова, Е.
Юдина, Г.А. Урунтаева, Н.В. Клюева и др. Закономерности психического развития и
коммуникативные навыки у детей с нарушениями зрения изучали В.А. Лонина, В.П.
Ермаков, Г.А. Якунин, Я.Л. Коломинский, М.Д. Коновалова и др. Несмотря на имеющиеся
отдельные исследования в области коммуникации лиц с нарушениями зрения проблема
развития коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями зрения оказывается
недостаточно изученной. В связи с этим актуальной проблемой современной дошкольной
тифлопсихологии и тифлопедагогики является развитие коммуникативной деятельности
детей с нарушением зрения в исторически сложившейся, основной в данном возрастном
периоде деятельности – игре.
Объектом
исследования являются коммуникативные навыки дошкольников
с нарушением зрения.
Предметом
исследования возможности развития коммуникативных навыков
у детей с нарушениями зрения в процессе организованной игровой деятельности.
Цель
работы: на основе изучения коммуникативных навыков детей с нарушениями
зрения разработать и апробировать программу их развития в процессе игровой деятельности.
Гипотеза:
предполагается,
что для детей с нарушениями зрения характерно недоразвитие коммуникативных навыков,
проявляющееся в: трудности
понимания и учета эмоционального состояния партнера по общению, использования
невербальных средств коммуникации.
Разработка и реализация программы развития
коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями зрения в процессе игровой деятельности
будет способствовать их оптимизации.
С учетом цели и гипотезы исследования поставлены
следующие задачи :
1. Изучить и проанализировать имеющиеся литературные
источники по проблеме развития коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями
зрения.
2. В результате эмпирического исследования
выявить специфические особенности коммуникации и коммуникативных навыков у дошкольников
с нарушениями зрения.
3. Разработать и апробировать программу развития
коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями зрения в процессе игровой деятельности.
4. Осуществить анализ результативности реализации
программы развития коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями зрения в
процессе игровой деятельности.
Методологическую
основу исследования составили теоретические
положения в области исследования коммуникации и развития коммуникативных навыков
(Б.С. Волков, Н.В. Волкова и др.); особенностей коммуникативного развития детей
дошкольного возраста (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин); закономерностей
коммуникативного развития детей с нарушением зрения (В.А. Лонина, В.П. Ермаков, Г.А.
Якунин, Я.Л. Коломинский, М.Д. Коновалова и др.).
Методы. В исследовании использовались теоретические
методы (анализ и обобщение научной литературы), эмпирические методы (эксперимент,
наблюдение), методы количественной и качественной обработки данных.
Исследование
коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями зрения осуществлялось с применением
следующих методик: «Наблюдение» по М.П. Лисиной, Г.В.
Никулиной.
Эмпирическая база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №3»Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Экспериментальная выборка.
В исследовании принимали
участие следующие группы испытуемых:
— дети старшей группы в
возрасте 5-6 лет – 20 испытуемых
— дети старшей группы в
возрасте 5-6 лет с нарушениями зрения (слабовидящие, с остротой
зрения от 0,01 до 0,04) – 20 испытуемых.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения
программы развития коммуникативных навыков в работе с детьми, имеющими нарушения
зрения.
Выпускная квалификационная
работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников
и приложение. Во введении обозначена актуальность, цель, задачи, предмет, объект,
методы исследования, экспериментальная база и выборка, практическая значимость.
В первой главе
«Теоретические аспекты проблемы развития коммуникативных навыков у дошкольников
с нарушением зрения в процессе игровой деятельности» рассматриваются понятия «коммуникация»
и «коммуникативные навыки», особенности коммуникации детей дошкольного возраста
с нарушением зрения, определяется роль игры в развитии дошкольников с нарушением
зрения. Во второй главе «Эмпирическое исследование возможностей развития коммуникативных
навыков у дошкольников с нарушением зрения в процессе игровой деятельности» описаны
процедура и результаты диагностики коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями
зрения, программа развития коммуникативных навыков у дошкольников с нарушением зрения
в процессе игровой деятельности, анализ эффективности проведенной коррекционно-развивающей
работы. В заключении подведены итоги исследования, сформулированы основные выводы.
В приложении представлены методики исследования
Заключение:
Коммуникация — это процесс передачи
осмысленной информации, ее эмоционального и интеллектуального содержания от
отправителя к получателю. Коммуникативные навыки представляют собой овладение
речевой деятельностью и речевыми средствами общения. Зрение
и речь являются механизмом для овладения коммуникацией. Уменьшение когнитивных
возможностей из-за визуального дефекта ограничивает количество представлений об
окружающем мире и отрицательно влияет на механизм воображаемых манипуляций. Дошкольник
с нарушениями зрения по сравнению со сверстниками с нормальным зрением хуже
владеет невербальным общением, они не привыкли общаться со взрослыми и
сверстниками выразительными движениями, жестами, мимикой. Игра является для дошкольников школой для развития реальных
отношений, формирования коммуникативных навыков, навыков общения со
сверстниками и взрослыми.
Детям старшего дошкольного возраста с
нарушениями зрения в большей мере чем детям без зрительной патологии характерно
следующее:
неадекватная жестикуляция при общении;
изменения в активности, появление
напряженности, неуравновешенности, неуверенности, подавленности в отношениях с
окружающими, отсутствие чувства долга, эгоизм, чувство враждебности,
негативизм;
наблюдается существенный недостаток
целостности осмысления, понимания эмоциональных переживаний людей.
Целью формирующего этапа эксперимента являлась разработка и
апробация программы развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями
зрения в процессе игровой деятельности. Реализация поставленной цели
предполагала создание психолого-педагогических условий с целью развития
коммуникативных навыков.
Анализ представленных результатов исследования показал, что у детей
старшего дошкольного возраста без зрительных патологий по всем параметрам
преобладает высокий уровень сформированности знаний об эмоциях. У категории
детей с нарушениями зрения также преобладает высокий уровень.
Результаты исследования показали, что 85%
детей без зрительной патологии имеют высокий уровень интереса к сверстнику,
высокий уровень интереса к сверстнику присущ 30 % детей с нарушениями зрения.
Чувствительность на высоком уровне
показали 90% детей без зрительной патологии и 35% детей с нарушениями зрения. У
65% детей с нарушениями зрения и у 10% детей без зрительной патологии выявлены
некоторые трудности в чувствительности.
У 50% детей с нарушениями зрения и у 85%
детей без зрительной патологии просоциальные действия на высоком уровне. Средний уровень
сформированности показали50% детей с нарушениями зрения и 15% без зрительной
патологии.
Таким образом, результаты эксперимента
указывают на необходимость организации целенаправленной системной работы по
развитию эмоциональной культуры общения у детей данной категории.
Анализ наблюдения за детьми в соответствии
с выделенным нами параметрами позволил получить результаты, отраженные в
таблице 3.
Таким образом, результаты эксперимента указывают на эффективность
использования коммуникативных игр при организации целенаправленной системной
работы по развитию коммуникативных навыков у детей данной категории.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАР ШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Понятие коммуникации и коммуникативных навыков Связующим элементом этого мира является
общение. Понимание общения как взаимодействия между людьми (информационным,
эмоциональным, субъектным и т.д.) означает, что его содержанием является обмен
различными видами деятельности, включая коммуникативную деятельность.
Одной из основных функций общения является
коммуникативная функция. Она проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами,
в передаче и приеме знаний, мнений, чувств, предложений по тому или иному вопросу.
Коммуникация — это процесс передачи осмысленной
информации, ее эмоционального и интеллектуального содержания от отправителя к получателю,
т.е. от человека, группы или организации другому человеку, группе или организации
[26]. Коммуникация – это такое социальное взаимодействие, при котором происходит
обмен информацией с помощью вербальных и невербальных средств.
Коммуникативные умения раскрываются в процессе
коммуникации и общения. Использование понятия «общение» в различных значениях связано
с тем, что известны разнообразные виды и формы общения, классифицируемые по сферам
деятельности, типу отношений, способам связи, цели общения, его функциям. Зачастую
происходит отождествление понятий «общение» и «коммуникация», особенно в смежных
науках (психологии, педагогике, философии).
Понятие «коммуникация» в современном мире
чаще всего встречается в двух значениях: а) путь сообщения; б) сообщение, общение;
и применяется оно в самых различных областях человеческой деятельности, в любых
сочетаниях, где человек сталкивается с обработкой, хранением и передачей информации.
В психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского коммуникация это «смысловой
акт социального взаимодействия. Основные функции коммуникационного процесса состоят
в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого элемента»
[19].
Общение, в свою очередь, – сложный
многоплановый процесс установления и развития контактов с людьми, порождаемый
потребностями людей в совместной деятельности. Включает в себя 3 стороны:
коммуникацию – обмен информацией, интеракцию – выработка стратегии поведения,
перцепцию – восприятие и понимание партнёра по общению.
В основе многочисленных публикаций лежит концепция
деятельности, разработанная А.Н. Леонтьев В.В. Давыдов Д.Б., Эльконин А.В.
Запорожец и другие. Исходя из этого, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репин
рассматривал общение как коммуникативную деятельность.