Часть дипломной работы на тему Развитие коммуникативной компетентности как условие оптимизации спк в студенческой группе курсантов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы социально-психологического климата и коммуникативной компетентности курсантов 6
1.1 Теоретические взгляды отечественных и зарубежных авторов на социально-психологического климата студенческой группы 6
1.2 Теоретические основы коммуникативной компетентности 19
1.3 Психологические особенности студенческой группы курсантов и социально-психологического климата в ней 30
Выводы по первой главе 40
Список литературы 41
Введение:
Понятие студенческого климата, дополненное другими прилагательными, такими как социальный, психосоциальный, социально-эмоциональный или социально-психологический, постепенно утвердилось за последние сорок лет в мире, а за последние двадцать лет также и в чешской профессиональной литературе. Эта многозначная метафора стала нарицательной и в лексиконе политиков (в том числе как один из основных аргументов в поддержку реформ в чешских школах), и в лексиконе журналистов, хотя до сих пор чаще всего встречается в отрицательных выражениях. контексты, такие как информация о проявлениях рискованного поведения, насилия или травли в школах.
В контексте мировой профессиональной литературы это очень актуальная тема — за последние восемь лет в базах данных можно найти более шести тысяч записей, связанных с климатом. В этом контексте уместно напомнить, что тема школьного климата находится в центре внимания теоретических и эмпирических исследований как на родине в англо-саксонских образовательных системах, так и в других странах (Германия, Франция, Италия, Скандинавия).
В отличие от своего ближайшего родственника, которым является климат школьного класса, прочно укоренившийся в профессиональном сообществе, настолько, что он является общей частью вузовского образования, а методы его измерения не только апробированы, но и стандартизированы в нашей стране само понятие климата в курсантской группе долгое время оставалось несколько на втором плане.
Словосочетание школьный климат (вместе с его обычными прилагательными, упомянутыми выше) легко вызывает впечатление интуитивной фамильярности, хотя и несколько сложнее с его реальным содержанием.
В то время как у обывателя или профессиональной публики нет большой проблемы с интуитивно схватыванием понятия студенческого климата потому что они могут опираться на собственный опыт общения с этим социальным институтом.
Концепция климата представляет собой более сложную проблему. Его содержание определяется по-разному. При попытке определить понятие климата различные авторы прибегают либо к широкому пониманию общеупотребительных в психологии конструктов, либо к их использованию в качестве аналогий, таких как коммуникация.
Попытки классифицировать составляющие психологического климата исследовали многие ученые. Подходы изучения данного вопроса представлены в работах Ю.К. Бабанского, С.Г. Воровщикова, М.Ю.Демидовой, М.В. Зуевой, Б.В. Ивановой, Н.А. Менчинской, Л.М.Перминовой, Г.К. Селевко, А.В. Усовой, Т.И. Шамовой и др.
Формированию и развитию коммуникативного направления в процессе целенаправленного развития как средству общения, обучению речевой деятельности посвящаются работы таких исследователей как Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Ю.А. Купалова.
Цель этой работы состоит в том, чтобы систематизировать результаты, связанные с историей изучения студенческого климата, представить обзор современных подходов к изучению климата и закрепить их в более широком психологическом контексте, который на примере теория социальной идентичности, социальных представлений и установок, показывают общие аспекты восприятия, переживания и коммуникации внутренней среды школы.
Объект исследования – социально-психологический климат в группы в группе курсантов.
Предмет исследования – специфика социально-психологического климата в группе курсантов.
Гипотеза исследования: предполагаем, что уровень психологического климата повысится, если в ходе работы будут задействованы средства развития коммуникативной компетенции.
Задачи
1. Провести анализ понятия социально-психологического климата.
2. Проанализировать особенности составляющих коммуникативной компетентности;
3. Выявить специфику взаимозависимости социально-психологического климата и коммуникативной компетентности.
4. Разработать и апробировать программу формирования коммуникативной компетентности на основе социально-психологического тренинга;
5. Провести анализ результатов апробации программы формирования коммуникативной компетентности.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы.
Теоретическая значимость работы – обобщена информация о социально-психологическом в курсантской группе, выделены его составляющий, изучена взаимосвязь коммуникативной компетенции и социально-психологического климата.
Практическая значимость работы – работа может быть использована для обучения в университете, наработки могут быть использованы для формирования психологического климата в школе и колледже.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Сегодня Министерство Обороны пытается наметить определенные принципы поведения профессионального солдата в нашей армии. К сожалению, работа по развитию этики курсантов находится на недостаточном уровне. Военная общественность оказалась недостаточно подготовленной к такому шагу. Проблема также заключалась в том, что эти принципы носили довольно ограничительный характер.
Мы пытаемся решить эту проблему совершенно другим подходом. Даем определенные рекомендации, как должен вести себя курсант, а также раскрываем, каким образом мы можем воздействовать на сознание курсанта, чтобы добиться определенного состояния личности.
Понятие товарищества в среде курсантов основано, на наш взгляд, основаны на социально-психологическом климате в группе курсантов. Социально-психологический климат группы (учебной, производственной, неформальной) представляет собой качественную сторону межличностных отношений, проявляющуюся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Таким образом, мы помещаем в эти принципы общезначимые исторические, этические и правовые ценности.
Фрагмент текста работы:
1.1 Теоретические взгляды отечественных и зарубежных авторов на социально-психологического климата студенческой группы
Понятие студенческого климата изначально предназначалось для характеристики конкретной школьной среды и характеристики определенной особенности конкретной учебной среды. Точно так же, как метеорология воспринимает климат как усредненные результаты измерения атмосферных условий в данной местности, климат школы должен представлять усредненные представления об организационной среде [2]. Большинство современных концепций понимают социальный климат студенчества как относительно устойчивый процесс восприятия, переживания, оценки и реакции всех лиц, участвующих в событиях в конкретной учебной среде, на взаимодействия и события, происходящие в школе.
Однако перспектива, с которой мы будем наблюдать за явлениями, может быть проблематичной. Всего можно рассмотреть, как минимум пять теоретических уровней:
• Первый – экологический уровень, и люди и их взаимодействия присутствуют в нем достаточно косвенно (окружение зданий, аудиторий, лабораторий, учебных кабинетов и т. д., т.е. пространство и его оборудование, где студенты и преподаватели проживают часть своей жизни и получают знания). Эта точка зрения важна для администрации учебного заведенияи основана на имплицитном предположении, что хорошие материальные условия являются ключом к хорошему школьному климату.
• Второй – уровень индивидов (отдельных учителей, отдельных учеников и т. д.). Этот уровень типичен для консультационной работы, а также является обычным для мышления климатических акторов.
• Третий – уровень малых социальных групп (педагогический климат, школьный классный климат и др.). На этом уровне обычно проходят процессы внутренней и внешней оценки школы. В то же время это также уровень, на котором здесь обычно ведется исследовательская деятельность.
• Четвертый – уровень больших социальных групп (студенческий климат). Этот уровень особенно важен для руководства школы, особенно в связи с упомянутыми выше процессами внутренней оценки.
• Пятый — уровень больших социальных групп, например уровень образования данной страны, особенности ее культуры. На этом уровне проводятся различные исследования, основной целью которых является международное сравнение (например, исследования ОЭСР, международные исследовательские проекты и т. д.).