Часть дипломной работы на тему Разработка и реализация программы сопровождения группы первокурсников на этапе адаптации к обучению в колледже.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы сопровождения группы первокурсников на этапе адаптации к обучению в колледже 6
1.1. Адаптация первокурсников к обучению в колледже как педагогическая проблема 6
1.2. Сопровождение группы первокурсников на этапе адаптации к обучению в колледже (на уровне куратора) 15
Выводы по 1 главе 22
Глава 2. Реализация программы сопровождения группы первокурсников на этапе адаптации к обучению в колледже 24
2.1. Программа сопровождения группы первокурсников на этапе адаптации к обучению в колледже 24
2.2. Опыт реализации программы сопровождения группы первокурсников на этапе адаптации к обучению в колледже 24
Выводы по 2 главе 24
Список литературы 25
Введение:
Актуальность темы. В учебные заведения СПО поступают в основном ребята после 9 класса, которые еще находятся на пути к самоопределению. Умение найти способы самореализации в рамках профессии и вне ее зависит от того, как произойдет приобщение личности к новым условиям вступления в социальную среду. На основе этих условий в дальнейшем будет строиться личностный и профессиональный рост, происходить формирование жизненных планов. Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении – самая главная проблема, которую необходимо преодолеть быстрее и с положительным исходом. В преодолении этой проблемы играют большую роль преподаватели колледжа и, в первую очередь, мастер производственного обучения (куратор) группы. Первокурсники в своей жизни приобретают новую роль – студент, они методом проб и ошибок пытаются освоить и оправдать ожидаемое от них поведение, на основе которого строят отношения со сверстниками, преподавателями. Большую роль в социальной адаптации играет формирование группы, чем быстрее она сформируется, тем быстрее студенты освоят свою новую роль.
Закон РФ «Об образовании в РФ» подчеркивает необходимость создания в стране системы непрерывного образования в связи с потребностями рыночной экономики, прогресса, обеспечения условий для гармоничного развития личности. Подросток заканчивает школу и переходит в другое учебное заведение. При этом он не должен испытывать дискомфорт, должен не только иметь знания по тому или иному предмету, но и как можно быстрее адаптироваться к условиям обучения в новом учебном заведении.
Проблемы адаптации первокурсников к обучению рассмотрены в работах многих авторов (Е.А. Александрова, Г.В. Безюлева, М.В. Бирюкова, Я.В. Бочарникова, Г.М. Захарова, Е.В. Корепанова, С.А. Проскурякова и др.).
Проблема адаптации первокурсников определяется тем, что существует значительный разрыв в методах и формах обучения между школой и средним профессиональным образовательным учреждением.
В настоящее время обозначилось противоречие между повышающимися требованиями, предъявляемыми обществом к уровню подготовки специалистов, и неспособностью обеспечить адаптивное поле и высокую результативность этой подготовки со стороны традиционной организации среднего профессионального обучения.
Данное противоречие позволяет обозначить проблему исследования — каким должно быть педагогическое сопровождение студентов-первокурсников в период адаптации к условиям колледжа.
Данная проблема обусловила выбор темы исследования: Разработка и реализация программы сопровождения группы первокурсников в период адаптации к обучению в колледже.
Объект исследования – процесс адаптации первокурсников в колледже.
Предмет исследования – сопровождение студентов первого курса в период адаптации к обучению колледже.
Цель данной работы – разработать, обосновать и апробировать программу сопровождения группы первокурсников на этапе адаптации к обучению в колледже.
Гипотеза: адаптация первокурсников к обучению в колледже будет успешной, если осуществлять психолого-педагогическое сопровождение группы первокурсников к новым условиям обучения, которое предполагает:
– создание условий для успешной адаптации студентов условий с целью максимального раскрытия их способностей как в рамках учебного процесса, так и во внеурочное время;
– диагностику личностной, познавательной, социальной сфер студентов;
– формирование у студентов положительной учебной мотивации;
– проведение игр, тренингов, консультаций, классных часов, внеклассных мероприятий, направленных на развитие групповой сплоченности, создание благоприятного психологического климата в группе; повышение самооценки студентов, снижение уровня тревожности, повышение уверенности в себе и развитие навыков межличностной коммуникации в новых условиях.
Гипотеза и цель обусловили необходимость решения следующих задач:
– рассмотреть теоретические основы организации процесса сопровождения студентов первого курса в период адаптации к обучения в колледже (особенности и трудности протекания процесса адаптационного периода, формы адаптации студентов-первокурсников к условиям колледжа; условия успешной адаптации студентов-первокурсников);
– охарактеризовать специфику кураторского сопровождения студентов-первокурсников на этапе адаптации к обучению в колледже;
– реализовать на практике программу сопровождения группы первокурсников на этапе адаптации к обучению в колледже и дать оценку ее эффективности.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использованы следующие методы: теоретический анализ, моделирование; метод изучения документов (личных дел); метод опроса (анкетный опрос, групповое интервью); метод наблюдения.
Практическая значимость работы состоит в разработке и реализации программы сопровождения группы первокурсников в период адаптации к обучению в Омском региональном многопрофильном колледже.
База исследования: бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Омский региональный многопрофильный колледж».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Выводы по 1 главе
Адаптация рассмотрена в качестве фундаментальной междисциплинарной проблемы, стоящей на различных дисциплин — педагогики, психологии, социологии и др. Основные формы адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в колледже: формальная, социально-педагогическая и дидактическая.
Специфическими особенностями адаптации студентов педагогического колледжа к предстоящей учебной деятельности является процесс поэтапного формирования важных качеств будущего специалиста, способствующих профессиональному самовыражению, самореализации будущего специалиста.
Показателями адаптации первокурсников к новой среде является их приспособленность к различным требованиям учебного процесса без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой.
Педагогическое сопровождение адаптации первокурсников к обучению в колледже представляет собой процесс взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательной сферы, ориентированный на обеспечение эффективного взаимодействия студентов с образовательной средой колледжа, что будет способствовать самоопределению, самоутверждению и саморазвитию студентов.
Куратор студенческой группы играет важную роль в организации воспитательной работы с колледже и является ключевой фигурой, способной объединить деятельность студентов, преподавателей и администрации колледжа.
Куратору необходимо учитывать ступенчатость процесса адаптации первокурсников: приспособление к обучению в условиях нового коллектива; приспособление к изменению учебного режима; приспособление к новой системе обучения.
Деятельность куратора группы по адаптации первокурсников продолжается характеризуется этапностью: поддержка студентов первокурсников при вхождении их в новую образовательную среду (оценка психосоматического статуса, информирование о специфике учебной деятельности; разработка индивидуальных программ адаптации); выявление удовлетворенности студентов образовательной средой (диагностика взаимоотношений с преподавателями и однокурсниками, диагностика мотивации обучения, самооценки и т.д.); проведение мероприятий (классные часы, тренинги, беседы, консультации и т.д.); педагогическое сопровождение учебной деятельности студентов; предоставление совместно с психологом индивидуальной психологической помощи студентам, испытывающим дезадаптацию (индивидуальные консультации, анкетирование, внеклассные мероприятия).
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы сопровождения группы первокурсников на этапе адаптации к обучению в колледже
1.1. Адаптация первокурсников к обучению в колледже как педагогическая проблема
Кардинальное реформирование российского общества породило новые требования к проблемам образования, основанные на применении индивидуального подхода к личности, продиктованного необходимостью поиска оптимальных путей адаптации человека к изменяющимся условиям социальной действительности. Для рассмотрения проблемы адаптации прежде всего обратимся к определению адаптации со стороны разных наук. Социальная адаптация – это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса, а соотношение выделенных компонентов, определяющих характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентаций индивида и от возможностей их достижения в социальной среде [31, с. 10].
В контексте гуманистического подхода вопросы адаптации раскрываются посредством изучения оптимального взаимодействия личности и среды. А. Маслоу рассматривает процесс адаптации в рамках динамического взаимодействия личности и среды, а показателем адаптированности выступает степень интегрированности личности к среде [23, с. 325]. Г.А. Балл при рассмотрении адаптации опирается на универсальный характер тенденции установления баланса между компонентами систем [6, с. 92-100]. В.Г. Березин рассматривает адаптацию в качестве процесса установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе жизнедеятельности [8, с. 88]. По мнению М.Р. Битяновой, адаптация — это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому и социальному развитию мотивационного, интеллектуального и других потенциалов в новой среде [11]. А.А. Налчаджян рассматривает адаптацию на уровне личностных механизмов, способствующих протеканию самих адаптивных процессов в сложных ситуациях [24, с. 139]. Согласно концепции А.В. Петровского выделяется адаптация, индивидуализация и интеграция как фазы развития личности при ситуации вхождения с социальную среду [22]. При этом адаптацию автор рассматривает как процесс освоения действующих в группе норм, усвоения приемов и средств деятельности, которыми уже владеют остальные члены группы.