Часть дипломной работы Педагогика/Психология Дошкольное образование

Часть дипломной работы на тему Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных отношений у детей 4-5 летнего возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
 
1.1.1.1 Теоретическое обоснование формирования коммуникативных отношений у дошкольников в теории педагогической науки
1.2 Сущностная характеристика дидактической игры как средства формирования коммуникативных отношений дошкольников
1.3 Анализ состояния дошкольной образовательной организации по формированию коммуникативных отношений у детей 4-5 летнего возраста средствами дидактической игры
 
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Выявление уровня сформированности коммуникативных отношений у детей 4-5 летнего возраста в дошкольной образовательной организации
2.2 Содержание образовательной работы по использованию дидактической игры как средства формирования коммуникативных отношений у детей 4-5 летнего возраста
2.3 Анализ и оценка результатов опытно – экспериментальной работы
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

  

Введение:

 

Новизна: В нашей стране исследование общения развернулось с 60-х годов прошлого века. Проблема общения состоит из теоретических и экспериментальных исследований философов, социологов, психологов и педагогов (Выготский, А.В. Запорожец, А.В. Мудрик, И.С. Кон, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.). В работах этих ученых коммуникативные навыки были рассмотрены как неотъемлемая часть жизни человека, позволяющая ребенку чувствовать себя полноценным членом общества.
Однако, рассмотрение вопроса коммуникативных отношений дошкольников в исследовательских работах нами обнаружено не было, что делает нашу работу очень актуальной.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что формирование коммуникативных отношений у детей дошкольного возраста является одной из важнейших проблем на современном этапе общественного развития. Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования определяется, что при реализации образовательной программы дошкольного образования необходимо включать в содержание программы социально-коммуникативное развитие дошкольников. Средний дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования коммуникативных отношений, т.к. в этом возрасте у детей возникает потребность в социальных взаимоотношениях с другими людьми, зарождается способность к установлению вербальных и невербальных контактов. Опыт общения, приобретенный в этом возрасте, послужит фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Сформированные коммуникативные отношения во многом обеспечивают преемственность дошкольного и начального образования, являются залогом успешной учебной деятельности. В дальнейшем они помогут ребенку выстраивать и поддерживать хорошие межличностные отношения, будут способствовать формированию полноценной самодостаточной личности, уважающей себя и общество, в котором он живет.
Ведущим видом деятельности в дошкольном детстве является игра. Коммуникативные отношения формируются и наиболее активно развиваются у детей в дошкольном возрасте, и их первый опыт становится тем фундаментом, на котором в дальнейшем строится развитие личности. Именно поэтому весь последующий путь личностного и социального развития зависит от того, как сложатся коммуникативные отношения у ребенка в первой в его жизни группе сверстников – в группе детского сада. Ребенок испытывает потребность в других людях уже с первых месяцев своей жизни. Сначала это просто эмоциональный контакт, который постепенно развивается в глубоко личностное общение со взрослыми.
Дошкольный возраст – это лишь самое начало отношений с людьми, и ребенку еще можно открыть другого человека не как соперника или конкурента, а как интересную личность. Так как основной деятельностью ребенка в детском саду является игра, то сделать это можно с ее помощью. Играя, ребёнок всегда находится в определённых отношениях с детским коллективом. Чувства, вызываемые игрой, заключены в отношениях, которые при этом складываются. Между дошкольниками разворачивается сложная, порой полная драматизма картина отношений. Дети выбирают себе друзей, ссорятся, стараются подчинить других своей воле, обижаются, помогают друг другу, испытывают чувство ревности и т.д. Все эти отношения, являясь новым эмоциональным опытом, остро переживаются детьми и разворачивают перед ними целую гамму чувств.
Исследователи утверждают, что эмоциональная напряженность и конфликтность в детском коллективе значительно выше, чем в сфере отношений со взрослыми. Именно поэтому детская игра в дошкольном учреждении организуется и контролируется педагогом. Направляя игру, воспитатель учит детей простым нравственным нормам, которые, будучи усвоены, становятся регуляторами коллективных взаимоотношений, помогают справедливо решать возникающие споры. Однако, для того чтобы эти нормы выполнялись не только под влиянием авторитета взрослого и использовались в качестве внешнего аргумента при разрешении ссор и конфликтов, а стали бы внутренними мотивами поведения, следует подготовить почву для их усвоения. Такая почва создаётся путём организации практики взаимоотношений детей в процессе дидактической игры.
Анализ научно-методической литературы, посвященной проблеме формирования коммуникативных отношений у дошкольников, позволил выявить противоречие между выявленным и обоснованным в научных исследованиях образовательным потенциалом дидактической игры для формирования коммуникативных отношений у дошкольников и недостаточным использованием этого потенциала в современной образовательной практике.
Проблема исследования – выявить педагогические условия эффективного использования дидактической игры как средства формирования коммуникативных отношений у детей 4-5 летнего возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: разработать, обосновать и эмпирически проверить модель формирования коммуникативных отношений у детей 4-5 летнего возраста средствами дидактической игры в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: формирование коммуникативных отношений у дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: организация дидактической игры как средства формирования коммуникативных отношений у детей 4-5 летнего возраста в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: эффективности формирования коммуникативных отношений у детей 4-5 летнего возраста средствами дидактической игры в условиях дошкольной образовательной организации будут способствовать:
— разработка и реализация в образовательном процессе дошкольной образовательной организации модели формирования коммуникативных отношений у детей 4-5 летнего возраста средствами дидактической игры, включающий когнитивный, организационно — деятельностный и оценочно-рефлексивный компоненты;
— реализация взаимодействия субъектов формирования коммуникативных отношений у детей 4-5 летнего возраста средствами дидактической игры в дошкольной образовательной организации;
— руководство педагогом формирования коммуникативных отношений и игровых умений у детей 4-5 летнего возраста, создание для каждого ребенка ситуации успеха;
 организация развивающей предметно-пространственной среды по формированию коммуникативных отношений у детей 4-5 летнего возраста.
Задачи исследования:
1. Выявить теоретические подходы по формированию коммуникативных отношений дошкольников в теории педагогической науки.
2. Раскрыть образовательный потенциал дидактической игры для формирования коммуникативных отношений дошкольников.
3. Выявить современное состояние дошкольной образовательной организации по формированию коммуникативных отношений у детей 4-5 летнего возраста средствами дидактической игры.
4. Спроектировать, обосновать и апробировать в ходе эмпирического исследования модель формирования коммуникативных отношений у детей 4-5 летнего возраста средствами дидактической игры в дошкольной образовательной организации.
5. Провести анализ результатов исследования, обобщить материал и составить методические рекомендации для педагогов дошкольной образовательной организации по формированию коммуникативных отношений у детей 4-5 летнего возраста средствами дидактической игры
Теоретико-методологическая основа исследования.
Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных отношений у детей 4-5 летнего возраста в дошкольной образовательной организации имеет комплексный характер и сформировано на базе отечественных исследований.
— концепция игровой деятельности изложена в трудах А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, и др.;
— базовые идеи, рассматривающие общение как коммуникативную деятельность высказаны в работах М.И. Лисиной, А.Г. Рузской и др.;
— труды, представляющие процесс общения как показатель коммуникативного поведения, как необходимое условие развития коммуникативных отношений рассматриваются Л.В. Епишиной, О.Н. Сомковой и др.;
— методики, раскрывающие основные позиции к разработке дидактических игр, как средства развития детей в статьях Е.О. Смирновой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой др.
Методы исследования:
— теоретические – анализ научной литературы по психолого-педагогической и учебно — методической литературы по теме исследования;
— эмпирические – целенаправленное педагогическое наблюдение за использованием дидактической игры как средства формирования коммуникативных отношений у детей 4-5 летнего возраста в дошкольной образовательной организации, эксперимент, контент — анализ, сравнения, беседы, анкетирование;
— математические – количественный и качественный анализ результатов исследования. Проводился при помощи математической статистики, с использованием программы Excel.
Опытно-экспериментальная база исследования.
ГБОУ Школа 1466 имени Надежды Рушевой, дошкольное отделение группа дети 4-5 лет «Улыбка», экспериментальная группа (ЭГ) — 20 чел., дошкольное отделение группа дети 4-5 лет «Солнышко» контрольная группа (КГ) — 20 чел.. 40 родителей и 4 воспитателя.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обогащении педагогических знаний за счет:
— конкретизации понятий «общение», «коммуникативные навыки», «коммуникативные умения» средних дошкольников;
— деятельности детей среднего дошкольного возраста по формированию коммуникативных умений средствами дидактической игры, которая рассмотрена (с учетом возрастных особенностей) как потенциально эффективное средство;
— представленное содержание и формы организации деятельности по формированию коммуникативных отношений раскрывает возможности достижения эффективности процесса средствами дидактической игры.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанный комплекс мероприятий по формированию коммуникативных отношений детей среднего дошкольного возраста средствами дидактической игры, включающий содержание и формы работы с детьми, методическую работу с педагогами и родителями по организации данной деятельности, а также методические рекомендации востребованы и используются в профессиональной деятельности педагогами ГБОУ Школы 1466 имени Надежды Рушевой, дошкольного отделения.
Положения, выносимые на защиту:
Апробация результатов выпускной квалификационной работы:
Публикация: 1 Соловьева О.В. Внести после формирующего этапа
2.Соловьева О.В.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Объем выпускной квалификационной работы включает страниц текста

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Теоретическое обоснование формирования коммуникативных отношений у дошкольников в теории педагогической науки

Общение играет огромную роль в становлении личности. Без общения у ребенка не могут нормально формироваться психические процессы и психические функции. Средний и старший дошкольный возраст – период изменения содержания структурных компонентов общения, основным средством общения становится речь. 
В отечественной теории педагогики проблемы коммуникации начали активно изучаться во второй половине ХХ века. В научной литературе исследованиями данного вопроса занимались такие ученые, как Л.С. Выготский [9], А.В. Запорожец [19], А. Н. Леонтьев [26], И.Б. Ханина [60], Н.И. Лисина [28, 29, 30], Д.Б. Эльконин [62] и др. 
По мнению О.А. Санькова, «основой успешной адаптации человека в общественной среде является высокий уровень развития коммуникативных навыков, формированием которых надо заниматься с раннего детства» [42]. 
О.В. Трофимова [54], опираясь на мнения А.В. Мудрика [34] и Е.Г. Савиной [40] описывает коммуникативные навыки, как единство личностных качеств ребенка, необходимых для организации процесса взаимодействия в конкретной социальной среде. Перечисленные качества проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с целями общения, требованиями ситуации и особенностями личности собеседника. 
По мнению Л.Я. Лозован, «коммуникативными навыками являются индивидуально-психологические свойства личности ребенка, формирующие ей почву для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной информационной, перцептивной, интерактивной деятельности на основе субъект-субъектных отношений» [31]. Исследователь считает коммуникативные навыки основным условием развития детской личности в процессе общения и взаимодействия с другими людьми. 
Коммуникативные навыки по мнению Е.О. Смирновой – это осмысленные действия ребенка (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности), а также способность правильно строить свое поведение, управлять им согласно целям общения [47]. 
Один из современных ученых, доктор педагогических и психологических наук, А. И. Савенков обращает внимание на то, что: «механизмы и закономерности процессов усвоения знаний, формирования и развития умений и навыков существенно зависят от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Поэтому задача исследования этих различий традиционно считается одной из главных проблем психологии обучения [41]. 
Средний дошкольный возраст – время выхода ребенка за круг внутрисемейного общения, он устанавливает взаимоотношения с более широким миром окружающих его взрослых и детей. Навык общения можно назвать одним из самых ценных в условиях современного мира. Через общение с другими людьми, человек понимает и чувствует себя, свое место в обществе. Умея общаться, человек сможет гармонично жить в социуме, стать успешным.
Кроме навыка, общение является также одной из важнейших человеческих потребностей. Особенно значимую роль имеет общение в детстве. Как пишет исследователь: «Для маленького ребенка общение с другими людьми — это и источник разнообразных переживаний, и главное условие его человеческого развития, личностного становления» [47]. 
Потребность в общении у ребенка, по мнению психологов, является базой для развития других его социальных потребностей. Л. С. Выготский считал роль общения решающей во всем психическом развитии ребенка. Ученый установил взаимосвязь и взаимозависимость отношений «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый» в психическом развитии детей.
Коммуникативные отношения у дошкольников включают целый блок определений. Понятие общения является предметом интересов психологов, философов, социологов и педагогов. Природа общения, индивидуальные и возрастные особенности, а также механизмы его протекания и изменения стали темой многих исследований.
Коммуникативные отношения у дошкольников включают целый блок определений. Понятие общения является предметом интересов психологов, философов, социологов и педагогов.  Природа общения, индивидуальные и возрастные особенности, а также механизмы его протекания и изменения стали темой многих исследований.
 Последовательно сменяющиеся три формы общения детей со сверстниками выделяют Лисина и Рузская 
− — эмоционально-практическая;
− — ситуативно-деловая;
− — внеситуативно-личностная.
Каждая из этих форм характеризуется определенными параметрами (содержанием потребности в общении, ведущим мотивом, основными средствами общения) [28]. В современных исследованиях определяются такие составляющие коммуникативных отношений дошкольников, как:
− — социальная чувствительность;
− — коммуникативная инициатива; 
− — эмоциональное отношение 
Автор полагает, что социальная чувствительность — это способность ребенка воспринимать воздействие партнеров по общению и реагировать на них. Коммуникативная инициатива, по мнению ученого состоит в его способности обращаться к партнеру по своей инициативе, желая склонить его к общению, перестроить контакты или их прекратить. Эмоциональное же отношение складывается к каждому ребенку по отдельности, в зависимости от опыта взаимодействия с ним и характеризует степень расположения и оттенки содержания.
Согласно Большому энциклопедическому словарю, коммуникация — это общение, передача информации от человека к человеку, специфическая форма взаимодействия людей. В педагогическом и философском словарях также указывается, что коммуникация — это общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д.  В «Словаре синонимов русского языка» понятие «коммуникация» и понятие «общение» определяются как синонимы, близкие по значению. В научных работах А.Н. Леонтьева и М.И. Лисиной понятия «коммуникация» и «общение» также характеризуются как синонимы.
Потребность в общении не является врожденной. Она формируется в течение жизни в процессе взаимодействия с окружающими. На протяжении дошкольного детства прослеживается динамика в развитии коммуникативных умений: от младшего к старшему возрасту увеличивается интенсивность общения, его избирательность, расширяется круг общения, деятельность, а главное возрастает потребность в общении со сверстниками.
В дошкольном возрасте существуют две сферы реализации коммуникативных умений — со взрослым и со сверстником. И те, и другие необходимы для формирования коммуникативных умений личности ребенка. В общении со взрослым ребёнок усваивает социальный опыт, а вступая во взаимодействие со сверстниками, — обогащает его, приобретает не только новые знания, но и формирует адекватное мнение о себе. Кроме того, общаясь со сверстниками, старший дошкольник имеет возможность решать различные коммуникативные задачи, учится выстраивать отношения с окружающими в соответствии с определенными правилами. Ребенок начинает осознавать себя субъектом в системе социальных отношений.
Понятие общения с позиции Дж. Миллерра, Г.М. Андреева, Ю.А. Шерковина соотносится с понятием коммуникации. Авторы предлагают анализировать процесс общения по следующим компонентам:
− — адресат (субъект общения);
− — адресант (тот, кому направлено сообщение);
− — сообщение (содержание общение, передаваемое адресатом адресанту);
− — код (средства передачи сообщения);
− — канал связи и результат (достижения в итоге общения).
Общение бывает вербальным и невербальным
Можно выделить следующие стороны общения:
— коммуникативная — эта сторона общения проявляется в обмене информацией;
— интерактивная- реализация взаимодействия партнеров общения при условии однозначного кодирования и декодирования ими знаковых (как вербальных, так и невербальных) систем общения;
— перцептивная- прочтение собеседника за счет таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия [12]. 
Универсальным средством коммуникативного общения является язык. С его помощью люди кодируют информацию, он выступает в качестве основного инструмента коммуникации. Язык реализуется в общении через речь.

КОММУНИКАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
УМЕНИЯ НАВЫКИ ОБЩЕНИЕ
Коммуникативные умения – это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на теоретической и практической подготовленности личности ребенка, позволяющих творчески использовать знания для взаимоотношений с окружающими его людьми.

Коммуникативные навыки – это индивидуально-психологические свойства личности ребенка, обеспечивающие ей условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной информационной, перцептивной, интерактивной деятельности на основе субъект-субъектных отношений.
Общение представляет собой сложный процесс взаимодействия между людьми, который заключается в обмене информацией, в восприятии и понимании друг друга. 

 

Одним из основополагающих подходов при формировании коммуникативных отношений у детей среднего дошкольного возраста является личностно-ориентированный подход. Данный подход предполагает субъект-субъектную позицию взрослого по отношению к ребенку. Ребенок является равноправным участником педагогического процесса, обладающий своей индивидуальностью и неповторимостью, имеющий свои способности, интересы и потребности, которые необходимо учитывать. Главной задачей педагогической работы при таком подходе является формирование индивидуальности ребенка, создание условий для развития творческого потенциала его личности.
Принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании требует от педагога постоянного изучения индивидуальных особенностей, черт характера, темперамента своих воспитанников, реальный уровень сформированности их личностных качеств, опора на собственную активность ребенка, развитие его самостоятельности и инициативности.
Системный подход подразумевает исследование и организацию формирования коммуникативных отношений у детей среднего дошкольного возраста, как системный объект. С позиций системного подхода воспитание представляет собой разнообразное взаимодействие ребенка с воспитателями, сверстниками и другими взрослыми, а также с предметами, воплощающими в себе социальный опыт и культуру. Усвоение ребенком коммуникативных умений и происходит в ходе этих воспитательных взаимодействий, последовательно развертывающихся по мере роста ребенка. Эти взаимодействия могут быть целенаправленными и стихийными, управляемыми, полууправляемыми и неуправляемыми. Разнообразным может быть и содержание воспитательных взаимодействий, в ходе которых происходит формирование коммуникативных отношений ребенка. Необходимость применения системного подхода к формированию коммуникативных отношений у детей среднего дошкольного возраста обусловлена целостностью личности ребенка [27]. 
Применение в педагогическом процессе деятельностного подхода предполагает деятельность ребенка как средство становления и развития его личности. В этом подходе реализуется идея о том, что развитие личности осуществляется в деятельности. При этом деятельность рассматривается через систему компонентов: потребности, мотивы, действия, условия, операции, результаты. Деятельность дает ребенку возможность усваивать знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. Причем, в центре внимания стоит совместная деятельность детей и взрослых, которая является своего рода школой передачи социального опыта. Совместный поиск норм и правил, ценностей и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода [34].
Средовой подход заключается в необходимости проектирования и создания образовательной среды, которая будет способствовать возможности выбора вариативной деятельности, созданию различных общностей между детьми, созданию учебных и социальных ситуаций, в которых через коммуникативные взаимодействия происходит «встреча субъектов образовательного процесса с пространством» образовательной среды [36].
В основе индивидуального подхода лежит ценность своеобразия каждой конкретной личности: сочетание интегративных качеств, задатки, дарования, способности, сильные и слабые стороны характера, тип темперамента, поведение, отношение к себе. Индивидуальный подход, в первую очередь учитывает интересы каждого ребенка, особенности характера и темперамента, уровень физического и психического развития, условия его воспитания и развития в семье, отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе. Следовательно, будучи принципом педагогической деятельности, он включает положения личностного и дифференцированного подходов, но не сводится к ним.
Индивидуальный подход в коммуникативном процессе предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Таким образом, индивидуальная работа – это деятельность педагога-воспитателя, требующая знаний общего, типичного и индивидуального, и осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании.
Эти условия могут быть созданы в семье, дошкольном учреждении, школе, учреждении дополнительного образования детей и других социальных институтах, обеспечивающих развитие детей. Поэтому, в целях сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала необходимо поддерживать равные стартовые условия для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения их всестороннего развития и образования, адекватных требованиям научно-технического прогресса, запросов рынка труда.
В дошкольном возрасте в мир ребенка помимо семьи входят другие дети, сверстники. Отношения с ними будут становится все важнее по мере того, как ребенок будет взрослеть. В каждом детском коллективе существуют контакты и конфликты, составляющие сложный сценарий межличностных отношений детей, остро переживаемых и дарящих море разнообразных эмоций.
Ученые доказали, что общение дошкольников со сверстниками происходит гораздо эмоциональное и активнее, чем со взрослыми. Как отмечает Е.О. Смирнова: «Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам» [32]. Но стоит учесть, что именно на опыте отношений со сверстниками строится дальнейшее развитие личности ребенка.
Проблема формирования коммуникативных отношений у детей дошкольного возраста является предметом интереса ученых, исследователей и находит свое отражение в научных трудах педагогов, психологов, философов.
Теорию и методику коммуникативного развития при формировании коммуникативных отношений у детей дошкольного возраста разрабатывали Л.С. Выготский [8, 9], А.В. Запорожец [19], А.Н. Леонтьев [26], Д.Б. Эльконин [62] и др. Выявлением особенностей формирования и развития коммуникативных отношений детей дошкольного возраста занимались такие исследователи и педагоги как М. И. Лисина [28, 29, 30], Е.А. Корчагина [25], Е.О. Смирнова [47], Л.В. Скитская [45]. Своевременное формирование всех коммуникативных отношений у детей дошкольного возраста основывается на общении. Для общения необходимо, по меньшей мере, два человека, каждый из которых является субъектом. Общение — это именно взаимодействие, происходящее между участниками, каждый из которых в равной степени выступает как носитель активности и ожидает ее от своих партнеров.
В своих исследованиях М.И. Лисина установила, что приблизительно к 4 годам сверстники становятся для ребенка более предпочитаемыми партнерами по общению, чем взрослые [29]. Общение со сверстниками обладает специфическими особенностями, такими как богатство и многообразие коммуникативных действий, большая эмоциональная насыщенность. Вместе с тем, имеет место нечувствительность к воздействиям сверстников, доминирование инициативных действий по сравнению с ответными.
В настоящее время в психолого-педагогической литературе нет четкого определения понятия «коммуникативные отношения». Содержание понятия остается дискуссионным, однако несмотря на различные трактовки, их объединяет практическая направленность и указание на те или иные компоненты общения: владение вербальными и невербальными средствами общения, умение устанавливать контакты, вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать, слышать и говорить, выражать свои мысли, эмоции и чувства, желания и намерения, просьбы и предложения, обмениваться информацией, задавать и отвечать на вопросы, отстаивать свое мнение, убеждать, доказывать, объяснять, ориентироваться в ситуациях общения и регулировать собственное речевое поведение, соблюдать речевой этикет, правила культурного общения и пр. [5, с. 6].
Коммуникативные отношения представляют собой синтез коммуникативных умений, коммуникативных навыков и общения. Несмотря на большой интерес исследователей к теме общения, найти точного определения коммуникативных отношений в исследовательской литературе нам не удалось. Однако, бесспорным представляется тот факт, что формирование коммуникативных отношений – одно из важных условий развития ребенка, его социализации и индивидуализации, формирования его личности. Как отмечает А.И. Савенков, «сформированные коммуникативные умения являются главным показателем готовности ребенка к взаимодействию с окружающими его сверстниками и взрослыми. Они позволяют детям преодолевать неблагоприятные ситуации, справляться с робостью, смущением, оказывают влияние на формирование доброжелательных отношений с окружающими, а также обеспечивают успешность их совместной деятельности, так как именно в общении реализуются межличностные и общественные отношения» [41]. 
Вывод: таким образом, не смотря на то, что коммуникативное общение присутствует в нашей жизни с раннего детства, в теории педагогической литературы до сегодняшнего дня нет единства в толковании и определении этого понятия, точном установлении его механизмов.
Анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме показал, что: 
— изучение формирования коммуникативных отношений младших дошкольников тесно связано с исследованиями межличностного общения, так как эти понятия взаимосвязаны;
— анализ работ и подходов к феномену общения показал, что все они разделяют позицию о единстве общения и деятельности, где общение, как коммуникативная деятельность, имеет свою структуру;
— в отечественной педагогике исследователи и ученые придерживаются схожей позиции о решающей роли общения в формировании личности, а сформированные коммуникативные отношения — важное условие гармоничного развития ребенка;
— эффективное формирование коммуникативных отношений младших дошкольников возможно при условии взаимодействия основополагающих подходов: личностно-ориентированного, системного, деятельностного и средового, при ведущей роли системно — деятельностного подхода, под которым понимается взаимосвязь всех элементов воспитательного процесса, а также личная активность детей, удовлетворяющая потребности в саморазвитии и в получении собственного опыта через деятельность

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы