Часть дипломной работы на тему Психолого-педагогическая деятельность классного руководителя начальных классов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 2. Анализ
психолого-педагогической деятельности классного руководителя 3
2.1.
Психолого-педагогическая деятельность классного руководителя 1Б класса МОБУ СОШ
№4 г. Сочи Шутовой Светланы Петровны.. 3
2.2.
Опытно-экспериментальная работа по психолого-педагогической деятельности
классного руководителя начальных классов с обучающимися и родителями. 10
2.3. Обоснование
выбора тем и форм деятельности классного руководителя 1Б класса на основе
анализа плана воспитательной работы.. 14
Выводы по 2 главе. 26
Заключение. 28
Приложения. 29
Введение:
Заключение:
1.
Анализ опыта работы педагога 1 Б класса показал, что в целом все мероприятия
организованы в полном объеме. К внешкольной деятельности привлекаются и
родители.
2. По
результатам наблюдений и беседы с классным руководителем выяснилось, что в
целом в коллективе еще пока не на достаточном уровне происходит межличностное
взаимодействие между детьми. У многих детей пониженная самооценка или наоборот
слишком завышенная,
3. Было
определено, что в рамках внеурочной работы педагогом будет проводиться работа с
детьми и с родителями. С детьми была проведена серия внеурочной работы, которая
была спроецирована как проектная. У каждого занятия была конкретная тематика,
которая помогала решить те или иные проблемы.
С
родителями так же проводилась работа в форме индивидуальных бесед,
консультаций, родительских собраний и тренингвой.
4. В
рамках проведения исследования было выявлено, что в целом проведенная работа
показала себя очень эффективной, т.к. по трем проводимым методикам все
показатели у детей повысились, оптимизировалась самооценка, межличностные
отношения улучшились.
Полученные
данные контрольного среза свидетельствуют о положительных тенденциях в развитии
эмоционально-ценностного самоотношения младших школьников экспериментальной
группы в результате реализации развивающей программы.
Фрагмент текста работы:
Глава 2. Анализ психолого-педагогической
деятельности классного руководителя 2.1. Психолого-педагогическая
деятельность классного руководителя 1Б класса МОБУ СОШ №4 г. Сочи Шутовой
Светланы Петровны В классе на
начало года– 30 обучающийся, на конец года – 30 обучающийся, из них 13 девочек
и 17 мальчиков.
1. Анализ
эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в
прошедшем году
Основные
средства педагогического влияния, использованные в работе – это, прежде всего,
убеждение учащихся в важности и целесообразности решения конкретной задачи,
затем обучение учащихся, т. е. усвоение ими определенных навыков деятельности,
необходимых для решения поставленной задачи. В дальнейшем работа была
направлена на формирование умений и навыков в выполнении запланированных
мероприятий. На всех этих этапах прилагались усилия для стимулирования
прилежания, контролировалась и оценивалась работа поэтапно и по итогам
деятельности. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач я
считаю позитивные изменения в сознании учеников, проявляющиеся в эмоциональных
реакциях, поведении и деятельности. Это касается их оценки проводимых в классе
мероприятий, их заинтересованного участия в школьных мероприятиях. В процессе
работы использовались различные приемы включения учащихся в деятельность:
самостоятельное определение задач, планирование, самостоятельный поиск
информации, при активной поддержке родителей класса создавались благоприятные
условия деятельности и общения.
2. Список тем классных
часов, бесед, мероприятий (см. приложение)
3.Анализ развития
учащихся класса
Классный
коллектив можно охарактеризовать как коллектив со средним уровнем
интеллектуального, нравственно-эстетического развития, воспитанности. На
воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и
физическое развитие эффективно повлияла система тематических классных часов,
направленных на нравственное развитие учащихся. На протяжении учебного года
наблюдалась положительная динамика мотивации участия в различных мероприятиях
класса, и проведенных в течение учебного года.
До
поступления в школу 30 детей
воспитывались в детском саду, 1 воспитывался дома (Кошкин Иван). К сожалению, у
некоторых первоклассников выявлен слабый словарный запас, отмечено недоразвитие
связной речи. Есть дети, которые придя в 1 класс, уже владели навыками самообслуживания, умеют помогать
друг другу. Некоторые дети не умели считать, писать цифры, не знали букв;
путались в отношении «право-лево». За первую четверть все учащиеся
адаптировались к новым условиям жизнедеятельности. Но есть и такие дети,
которые с трудом адаптировались к
школьной жизни, требованиям учителя. Они обладают неустойчивым вниманием, часто
отвлекаются, шумят, выкрикивают с места. Но такое поведение свойственно детям
этого возраста и в силу того, что они желают быть в центре внимания. Есть и
такие дети, которые находятся постоянно в возбужденном состоянии, торопятся
быстрее сделать работу, чтобы сообщить всем об этом, но зачастую эта работа
оказывается выполненной неправильно, либо небрежно. Такое поведение тоже
свойственно детям этого возраста, но это не мешает им все воспринимать и правильно отвечать на
вопросы учителя. К данным группам относятся дети: Ермаковский Денис, Иванов
Илья. Тревожит и тот факт, что у детей проявились признаки завышенной
самооценки.
Результаты учебных достижений
За время обучения в школе выявилась группа детей,
которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень
сформированности познавательного интереса. К таким учащимся необходимо отнести: Лобаденко
Валерию, Парфёнова Александра.
В классе есть
ученики, которые пока присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться. Они не
проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы,
справляются с учебным заданием, осознанно воспринимают новый материал. К ним
относятся: Горшкова Диана, Жиляев Максим.
И, конечно
же, в классе есть «молчуны», которые очень редко проявляют себя на уроке, хотя на переменах общительны и иногда даже
задиристы (Алейникова Елена, Думитраш Полина, Овчаренко Тимур).
Есть и такой
ребенок, который все воспринимает, все понимает, что от него требуется, но
поведение на уроке не соответствует норме. Это Привальцев Артём. Своим
поведением мешает на уроке всему классу и учителю. Но во время ответов очень
рассудителен, хорошо развит, читает хорошо.
В классе читающие
дети.
Процесс
обучения учащихся строится на основе деятельностного подхода.
Родители
постоянно интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной
деятельности.
4. Анализ динамики
социальной ситуации развития детей
В большом
школьном коллективе, частью которого является 1-й класс, для всех ещё малыши,
не способные к большим и значимым делам. Но первоклассники стараются. Им
помогают и классный руководитель. Но дети в основном очень мало общаются между
собой, наблюдается снижение самооценки. В основном дети оценивают свои
результаты на основе оценки учителя и на оценке, которую он им ставит. Дети
стараются поступать правильно, так, чтоб их похвалили. Расстраиваются, если им
делают замечания. Приходит время, когда первоклассники начинают понимать, что
нужно принимать участие в конкурсах и праздниках. Им это интересно! А если в
этом ещё заинтересованы и помогают родители, то обязательно есть положительный
результат. Есть
обучающие, которых надо не только направлять, но и постоянно мотивировать (Алейникова
Елена, Миронов Сергей, Сугоняев Сергей, Шеленков Алексей).
5. Анализ участия
учащихся во внеклассной работе
Классный
коллектив участвовал во всех общешкольных мероприятиях, многие с особой
ответственностью подходили к каждому мероприятию. Совместно с родителями удалось
подготовить традиционные мероприятия в классе
«Здравствуй, Осень!», «День именинника», «Новый год», поздравление
девочек и мальчиков (8 марта и 23 февраля), что сплотило ученический коллектив,
ведь каждый почувствовал долю своей ответственности в этом деле. Много детей
участвовало в различных дистанционных олимпиадах и конкурсах.
Во внеурочной
деятельности задействован весь класс. Дети ходили на следующие внеурочные
занятия: «Занимательная информатика», «Домисолька», «Общественно-полезные
практики», «В мире книг», «Гжельские узоры», «Робототехника», «Ритмика»,
«Каблучок», «Шахматы» и «Юный спортсмен».
Также дети
ходят на дополнительные занятия, как в школе так и вне её. В стенах школы дети
ходят на гимнастику, балет, музыкальные инструменты, ИЗО, лепку, шахматы, футбол. Вне стен школы: Вербицкий
Дмитрий, Ермаковский Денис, Заппаров Роман, Ожерельев Павел, Подъяпольский
Максим – самбо. Мичугина Мария – художественная школа, Рагимова Айша – шахматы, Думитраш Полина, Ожерельев Павел –
музыкальная школа.
6 . Анализ развития
коллектива класса
В этом году
прошла большая работа по успешной адаптации детей к школьной жизни, а также по
формированию коллектива, воспитанию чувства дружбы и товарищества.
Социально-психологический
микроклимат в классе менялся на протяжении всего года. В начале года (в период
адаптации) отмечались вспышки агрессии среди малой группы учащихся, непонимание
своего нового статуса ученика, неприятие отдельных учеников класса. Затем дети
стали более терпимы друг к другу, начали помогать и общаться всем классом. К
концу года в классе наладились дружеские отношения среди всех учеников.
Класс
функционирует как единое целое. В течение года дети привлекались к КТД
(коллективным творческим делам), в которых каждый ученик класса имел
коллективное поручение, с которым успешно справляется.
Началось
формирование актива класса, который вовлекал во внеклассную и внеурочную
деятельность учеников.
Отношения
мальчиков и девочек являются ровными и доверительными. В социально культурном
развитии учащиеся претерпели изменения: повысился уровень воспитанности,
культура общения в кругу одноклассников, и с взрослыми; правовая культура.
Повысился уровень самостоятельности, появились зачатки умений влиять на социум.
Адаптировавшись
к новым условиям обучения, дети стали проявлять активность и желание
координировать свои действия: дежурить по классу, проводить зарядку перед
уроками, проявляли инициативу в трудовой и игровой деятельности и т.д.
Делу
сплочения коллектива способствовало проведение различных мероприятий, беседы,
игры, празднование дней рождения одноклассников.
Считаю, что
главная воспитательная задача по формированию детского коллектива за прошедший
год выполнена. Однако, необходимо формировать у детей адекватную самооценку.
7. Работа с родителями
С самого
начала учебного года началась работа с родителями. Каждую четверть проводились
родительские собрания.
Тематика
родительских собраний:
«Адаптация
первоклассников к школе в первые две недели»
«Адаптация первоклассников к школе в первые
два месяца»
«Как понять
своего ребенка»
Индивидуальная
работа с родителями проводилась с целью оказания помощи в адаптации учеников
класса, для учеников, у которых есть проблемы с учебой, в случае возникновения
конфликтных ситуаций между детьми. Во всех случаях со стороны родителей
наблюдалось понимание ситуации, готовность помочь в разрешении проблемы,
активный отклик, предложения помощи и поддержки.
одители
участвовали в проведении классных мероприятий, в организации экскурсий. Также
велась работа с отдельными семьями и их детьми. Родителей вызывали в школу,
общались с ними на темы, связанные с поведением ребёнка и включением его в
систему образования; обращались за помощью к школьному психологу, который давал
родителям некоторые рекомендации.
Отношения
между родителями и школой сложились позитивные, доверительные. В течение всего
учебного года инициативная группа родителей интересовалась делами класса,
обсуждала и предлагала план мероприятий, участвовала в них совместно с
учащимися.
8. Успешному результату
воспитательной работы в классе способствовали:
— Совместные
мероприятия, классные праздники, часть которых стала уже традиционной для
данного класса.
1)
Персональное поздравление ребят с днём рождения.
2) В конце
года выявлять рейтинг каждого ученика по успеваемости и общественной
активности.
3) Праздник в
честь 8 марта.
4) Праздник в
честь 23 февраля.
5) Выставки
творческих работ учеников в классе (на стенде).
6) Участие во
всех школьных мероприятиях.
Работа по
развитию классного коллектива направлена в положительно русло: налажена
организованность, порядок и единение учащихся и классного руководителя, в
классе благоприятный микроклимат, класс довольно дружный, уровень воспитанности
высокий, крайне редко можно услышать
грубое слово, отсутствуют непозволительные интонации в разговорах детей с
учителем и другими взрослыми.
Исходя из вышеизложенного, считаю, что
необходимо продолжать шире привлекать родителей для оказания помощи в
организации культурно массовой, спортивной, оказании материально-технической
поддержки класса, также необходимо индивидуализировать работу с родителями,
опираясь на положительные примеры в поведении детей. Стараясь раскрыть
индивидуальные особенности детей моего класса исключаю принуждение,
организовываю атмосферу успеха, помогаю детям обрести уверенность в своих силах
и способностях, стараюсь создавать такую обстановку в классе, в которой каждый
ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание к себе. Воспитательный
процесс проходит на достойном уровне и имеет положительный эффект.
За весь год
не было детей, пропускающих занятия без уважительных причин.
По вопросу по
пропаганде безопасности дорожного движения, здорового образа жизни в классе
систематически велась работа с детьми. Также были проведены инструктажи по
технике безопасности: во время каникул, на ж/д путях, на водоёмах и по ПДД. За прошедший учебный год все цели и задачи
были выполнены в полном объёме.
Но наряду с
определёнными достижениями в воспитательной работе в классе имеются следующие
недостатки:
— не
удовлетворяет уровень культуры общения некоторых учеников со своими
сверстниками,
— зачастую
завышенная самооценка или наоборот, слишком заниженная
Исходя из
вышеизложенного сформулировать следующие цели и задачи воспитательной работы
— продолжить
работу по развитию и построению воспитательной системы класса, направленной на
раскрытие и развития индивидуальности каждого ребёнка, умеющего жить в классном
коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
— организация
внеклассных воспитательных мероприятий, по формированию у детей адекватной
самооценки и формирования позитивного самоотношения.