Часть дипломной работы на тему Проведение дистанционных уроков по предмету «Литературное чтение» в малокомплектной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Заключение:
Таким образом,
дистанционное обучение является эффективным методом обучения.
На
основе вышеизложенных фактов можно сделать выводы, об эффективности
дистанционного занятия при котором: Формируется положительная мотивация к изучению предметов
учебного плана; Осуществляется индивидуализация и дифференциация процесса
обучения; Развиваются универсальные учебные действия; Путем проведения
мониторинга, наблюдается положительная динамика личных достижений учащихся;
Развивается навык учебной рефлексии и самоконтроля в связи с высокой
интерактивностью платформы. На сегодняшний день получена возможность по-новому
организовать учебную деятельность в классе, используя новые технологии.
Фрагмент текста работы:
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по проведению дистанционных уроков по
предмету «Литературное чтение» в малокомплектной школе
2.1. Уроки по предмету «Литературное чтение» в малокомплектной школе
Урок по теме: Семейное чтение. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». (4 класс)
Цель: 1.Работа над сказкой «Аленький цветочек»; обогащать словарный запас учащихся; обучать чтению по ролям, умениям характеризовать
поступки героев, замечать мотивы народных сказок в авторском
тексте; 2. Развивать внимание,
память, речь, мышление, выразительное чтение; формирование нравственных
убеждений через оценку героев и сопереживание им.
Задачи: обучать начальным навыкам
поиска и исследования информации; учить анализировать сказку, работать с
книгой; обогащать словарный запас детей; развивать речь, обогащая ее
художественным словом, творческое мышление, воображение; через анализ
художественного произведения воспитывать жизненную позицию: сочувствие,
милосердие к окружающим, верность слову.
Методы: исследовательский, частично –
поисковый. Планируемые результаты: Предметные: умения читать вслух с
постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух,
исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух
художественное произведение;
Метапредметные: Регулятивные: формулирование учебной задачи
урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности,
понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы
урока, оценивание своей работы на уроке; Познавательные: анализ
художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных
(ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации
в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге,
самостоятельный и целенаправленный выбор книги; коммуникативные: ответы на
вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил
взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана
совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные:
формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою
страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни),
проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т.Аксакова.
Оборудование: ПК, колонки,
микрофон, интернет, программа для осуществления дистанционной связи с
учениками.
Ход урока. 1.Организационный
момент. Здравствуйте
ребята! Начнем урок чтения. 2.Речевая разминка. Учитель
читает стихотворение. Он кружится, Лёгкий, новый, У ребят над головой. Он успел
платок пуховый Расстелить на мостовой. Беседа. — О чём это стихотворение?
(Стихотворение о первом
снеге) — Озаглавьте его. («Первый снег») — С чем сравнивает поэт снежное покрывало?(С платком пуховым) -Каким
представляет автор снег?(Новым,
лёгким, потому что он первый) «Кашу кушай, а сказку слушай,
умом-разумом смекай, да на ус мотай.» -Как понимаете пословицу? (Сказки читать
полезно. В них много поучений.)
3 Повторение пройденного
материала 1)Самоопределение к деятельности. — Как вы думаете, почему именно эту
я использовала на уроке? (мы будем работать над сказкой.) 2)Авторские и
литературные произведения. -На какие группы можно распределить сказки? (русские
народные и литературные) — В чем отличие русской народной от литературной сказки?
( Народная сказка не имеет автора. А у литературной он есть). Сегодня мы
познакомимся со сказкой «Аленький цветочек» — Произнесём хором название
сказки. ("Аленький цветочек") — Что
слышится в названии сказки? (Нежность,
красота.) 3)История создания сказки.
-Большинство читателей не
знают, что основные свои произведения С.Т.Аксаков написал, превозмогая боль,
слепоту, в ожидании близкого конца. -А вы знаете, как появилась на свет
сказка «Аленький цветочек»? -Тогда
послушайте.
Учитель рассказывает об С.Т.
Аксакове. Как-то кмаленькому Серёже Аксакову пришла перед сном ключница
Пелагея. Помолилась богу, села у печки и начала говорить немного нараспев: «В
некотором царстве, в некотором государстве жил- был богатый купец, именитый
человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, и было
у того купца три дочери, все три красавицы писанные, а меньшая лучше всех…»
Пелагея- крепостная
крестьянка. В поместье Аксаковых она была ключницей. Она следила за хозяйством
в доме. Очень часто её приглашали в дом, чтобы она рассказывала сказки перед
сном маленькому Серёжи. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей
очень любил сказку «Аленький цветочек». Он слушал её на протяжении нескольких
лет не один десяток раз, потому что она очень ему нравилась. Впоследствии
выучил её наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками.
4)Работа в парах.
На прошлом уроке вам было
дано задание просмотреть мультик «Аленький цветочек», чтобы сравнить с книжным
вариантом. Сейчас я проверю насколько внимательны вы были при просмотре.
Я буду называть вам
события, а вы будет говорить что произошло раньше, а что позже.
-Нужно восстановить порядок событий в сказке. Чтобы
эту работу выполнить, нужно хорошо знать сказку.
События.
·
Отправился купец в дальние страны.
·
Три дня и три ночи думали дочери и выбрали
себе подарки.
·
Жил купец и было у него три дочери.
·
Младшая дочь у зверя лесного.
·
Зависть сестёр.
·
Купец встретился со зверем лесным.
·
Превращение зверя в принца.
Учитель проверяет
учеников, задавая каждому событие.
5)Характеристика героев
сказки.
— Назовите главных героев
сказки? (три сестры, купец, зверь лесной, чудо морское)
— Что вы узнали о семье
купца?
-Вспомните сюжет сказки,
коротко передайте ход событий в сказке.
Три сестры купеческие
заказали отцу подарки. Старшая — венец, средняя хрустальное зеркальце, младшая
— аленький цветочек, которого бы краше не было на белом свете. Отправился купец
в три девятое царство, в тридесятое государство и попал во владения к зверю
лесному, чуду морскому. Там он нашел аленький цветочек для дочери младшей.
Чудище попросил за цветочек аленький одну; из дочерей, ту, которая пойдет к
нему по желанию. Выручила отца младшая дочь. Она пошла на житье к зверю
лесному, чуду морскому. Полюбив чудище за добрую его душу, она сняла с него
колдовское заклятие, и стал чудище красавцем писаным.
— А как вы думаете, могли
быть на месте младшей дочери ее сестры?
— Нет, почему? (Они не
захотели выручать отца и пойти к зверю лесному.)
-Как вы думаете, любит ли
купец своих дочерей?
-Давайте составим кластер
– описание характера купца, дочерей.
Работа учеников.
Вопросы: В какой лес
попал купец? Как вы думаете, случайно ли это произошло, и мог ли он оттуда
выбраться самостоятельно? Как он понял, что нашёл тот самый цветок? Как должен
был быть наказан купец? Почему он вернулся домой? Как встретили дочери отца? Почему
младшая дочь решила вернуться вместо отца к чудищу? Ребята, подумайте, легко ли
сделать такой выбор: отправиться на погибель вместо близкого вам человека?
(Очень любить человека. Нести ответственность за свои поступки.) Почему именно
младшая дочь смогла помочь принцу избавиться от колдовства? Кто был примером
для младшей дочери в её выборе поступков? Как вы думаете , кто из героев сказки
нравится самому автору? Докажите.
Чем старшие сёстры
отличаются от младшей? Как поступки героинь помогают понять их характер? На
кого из героев вам хотелось бы быть
похожим? Обоснуйте свой ответ. Как вы думаете, почему автор решил, что цветочек
должен быть алого цвета? О каком волшебном предмете идёт речь в сказке? В чём
проявляется его волшебная сила? Вы знаете, что обозначает алый цвет? Учитель
объясняет. Цветок этот так прекрасен и чудесен, что воплощает собой всю красоту
мира, высшее возможное на земле счастье, красоту человеческой души.
Физминутка.
Все встают у экрана ПК и повторяют за учителем под веселую музыку.
4 Работа по теме урока Чтение
учителя. Я начинаю читать вы все следите. Чтение учащихся. Беседа по
прочитанному тексту
5 Закрепление и обобщение.
Игра «Самый внимательный». Работа в группах. — мы сегодня мало говорили о
чудище лесном. Давайте его опишем. — Как
вы думаете какой он в душе?
-Зависит ли отношение к
человеку от его внешности?
6 Рефлексия. — Сегодня мы работали
по сказке Аксакова — Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки.
7.Итог. -Кто написал
сказку «Аленький цветочек»? -Какая это сказка? (Литературная сказка т.к.
обработана или пересказана писателем) — А к какой группе сказок относится
сказка «Аленький цветочек»? (волшебная) -Докажите. (В ней чудеса, сказочные
превращения, волшебные предметы, троекратность событий.) — Какую главную мысль вы поняли прочитав эту
сказку? Вывод: В человеке главное —
его душа, а любовь способна победить зло. Аленький цветочек – символ настоящей любви. Любовь, доброта и
сострадание — самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только
человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.
Прочитав сказку Аксакова, мы еще раз убеждаемся в том, что часто под неказистой
внешностью скрывается горячее сердце, верность и самозабвение, доброта и
духовная красота, которые способно почувствовать такое же верное, преданное,
любящее сердце
-Я желаю, чтобы вы
выросли добрыми честными людьми, ради своих близких готовых на все. Вывод учителя. Сказке «Аленький
цветочек» уже более 150 лет, а она не постарела, потому что никогда не исчезнут
добро и любовь. Пусть же аленький цветочек не увядает в душе каждого человека.
Спасибо за хорошую работу на уроке.
8.Домашнее задание. Дочитать
сказку до конца и выполнить иллюстрацию к нему.
Урок литературного чтения в 1 классе. «Загадки, песенки,
потешки»
Цель урока: познакомить
учащихся с жанрами устного народного творчества: загадками, песенками,
потешками; учить детей отгадывать загадки, самим их придумывать, уметь
объяснять их смысл; показать напевность русских песен.
Тип урока: урок «открытия» нового знания. Планируемый
результат: Предметный: сформировать понятие о жанрах устного народного
творчества.
Метапредметные: Познавательные: умение придумывать
загадки, объяснять их смысл; формирование навыка выразительного чтения. Регулятивные: освоение способов работы
с учебником. Личностные: формирование
позитивного отношения к произведениям народного творчества. Коммуникативные: умение взаимодействовать дистанционно. Оборудование: ПК у каждого ученика и
учителя, колонки.
Ход урока: 1.
Организационный момент. Здравствуйте ребята! Начнем наш урок литературного
чтения. 2. Актуализация знаний и подведение к целеполаганию. Что мы изучали на
последнем уроке? — С каким жанром устного народного творчества мы уже
познакомились? 3. Сообщение темы и цели урока. — Сегодня мы продолжаем
знакомиться с разными жанрами устного народного творчества. Один из них вы
сможете назвать сами, выполнив некоторые задания. — На доске записаны парами
стихотворения. Прочитайте пары стихотворных строк в учебнике, сравните. — О ком
говорится в первом четверостишии? — Как описывает ее автор? — А о ком говорится
во втором четверостишии? — Как вы догадались, ведь здесь нет слова собачка? —
Прочитайте следующую пару стихотворений, сравните. — О чем говорится в первом
стихотворении? -Почему у автора береза «в беленом сарафанчике»? -Как еще
описывает автор березу? -О чем говорится во втором стихотворении? -Почему? Как
догадались? Чтение стихотворений, сравнение.
3. Целеполагание и
самостоятельное открытие нового знания
— А как вы думаете, если
первое – это стихотворение, то как можно назвать второе? — Почему? — Правильно,
загадки — один из увлекательных и интересных жанров устного народного
творчества. Загадки заставляют нас рассуждать, сопоставлять, сравнивать
предметы и явления, их признаки и проявления, чтобы обнаружить сходство,
догадаться, о чем говорится в загадке. В русском народном творчестве есть
загадки на все случаи жизни: и о животных, и о явлениях природы, и о растениях,
и об инструментах, и о школе, и о многом-многом другом.
4. Работа с учебником. 1) Знакомство с жанром «песенки». —
Давайте прочитаем загадки, предложенные нам авторами учебника.- С чем
сравнивается луна в первой загадке? —
Как она описана? — Что за красавица
по небу катится? — В какие зеркала
она глядится? С чем сравнивается луна
во второй загадке? — Почему? — Что за тарелка, которая может плыть
по небу? — Как вы думаете, с чем еще
можно сравнить луну? — Похлопайте
себе, если справились с этим заданием.- Послушайте загадки о лесе.- О каких
проявлениях леса говорится в первой загадке?- А какие действия приписываются
лесу во второй загадке?- С чем еще можно сравнить лес?- Попробуйте придумать
свою загадку о лесе.- Оцените себя с помощью сигнальных карточек (заранее
разработанные). Такая же работа
проводится с другими загадками. Музыкальная
физминутка. 2) Знакомство с жанром
«песенки». Прослушивание музыкальной записи русской народной песни.—
Ребята, каждый из вас не раз слышал русские народные песни. Они очень красивы,
напевны, их легко запомнить. Мамы и бабушки пели колыбельные песни маленьким
детям. Раньше с песнями обращались к солнцу, дождю, ветру.
Чтение песенки «Идет матушка-Весна» учителем. — Как названа весна в песне?
(Матушкой). — Как вы думаете почему её так назвали? — О каких весенних месяцах
говорится в песне? — Какие признаки каждого весеннего месяца вы можете
заметить? — С какой интонацией нужно читать эту песенку? — Прочитайте песенку,
передавая голосом радость. — Как бы вы оценили своего соседа? Себя? — Прочитайте самостоятельно следующую песенку
«Иди, весна». Сравните её с предыдущей. — Что содержится в этой песне?
(Просьба). — Прочитайте песенку выразительно.
3) Знакомство с жанром
«потешки». — Одной
из разновидностей народных песен являются потешки. — Как вы думаете почему их
так назвали?- Прочитайте самостоятельно негромко вслух обе потешки.
Распределите, где чьи слова. — Прочитайте потешки по ролям со своим соседом по
парте. — Оцените своего соседа. Оцените себя. Обоснуйте.
Физминутка для глаз. 5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ
и самоконтроль. — Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы будете определять
жанр народного творчества. — Если всё выполнили, возьмите в конверте ответы и
проверьте себя. — Оцените себя.
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение. — Все
жанры устного народного творчества мы
вспомнили? А кто из вас знает, как ещё называют народное творчество? (Фольклор)
— Народное творчество иначе
называют ФОЛЬКЛОР (в переводе
с английского языка
это слово обозначает «народная
мудрость») — Вспоминая все произведения устного народного творчества, с
которыми мы знакомились ранее, глядя на выставку книг, можно сказать, что
устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. — Как вы думаете,
почему? — Когда вы родились, над вашей кроваткой звучали колыбельные песни,
подрастая вы слушали потешки, небылицы, загадки, сказки, взрослея, задумывались над смыслом
пословиц и поговорок.
— Почему устное народное
творчество называют мудростью народа?
— В фольклоре заложена
народная мудрость. Мы должны гордиться
своей Родиной, уважать русский народ, наших предков за то богатство, которое они
передали нам в виде устного народного
творчества.
7. Рефлексия. — Чему вы
учились на уроке? — Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли её?
Давайте ещё раз вспомним все виды устного народного творчества.
8. Итог урока.- Урок
окончен. Домашнее задание выбрать самую интересную потешку и проиллюстрировать.
Урок
литературного чтения в 3 классе»Законы джунглей» «Р. Киплинг «Братья Маугли».
Цели: формировать понятие переводная
литература; познакомить с авторской сказкой Р. Киплинга «Братья Маугли», учить
работать с повествовательным текстом.