Часть дипломной работы на тему Проблемы и особенности формирования доступной среды в экскурсионном туризме для детей с ограниченными возможностями здоровья
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава 1. Теоретические аспекты и зарубежный опыт обеспечения доступной среды для детей с ОВЗ в туризме……………………………..…..6
1.1 Доступная среда в инклюзивном туризме как средство решения общемировой социальной проблемы детской инвалидности …………..6
1.2 Концепция и элементы доступной среды в инклюзивном туризме……………………………………………………………..………17
1.3 Опыт зарубежных стран в организации доступной среды инклюзивного туризма для детей с ОВЗ……………………..………….34
Глава 2. Анализ возможностей разработки инклюзивных туров и обеспечения доступной среды для детей с ОВЗ в туризме…….……..……46
2.1 Анализ деятельности по разработке инклюзивных туров в России………………………………………………………….…………..46
2.2 Анализ деятельности туроператоров по разработке инклюзивных туров за рубежом………………………………………………….………52
2.3 Анализ отечественного опыта организации детского инклюзивного туризма…………………………………………………………………….57
2.4 Анализ уровня доступности туристской инфраструктуры г. Санкт-Петербурга для организации детского инклюзивного туризма…….….60
Глава 3.Проблемы и особенности формирования доступной среды в инклюзивном экскурсионном туризме (для детей)……………………….65
3.1 Проблемы инклюзивного туризма и пути его решения……………65
3.2 Разработка инклюзивного экскурсионного тура в Санкт-Петербург………………………………………………………………..68
Заключение…………………………………………………………………….80
Список литературы…………………………………………………………..84
Приложения………………………………………………………………..….90
Введение:
Тема выпускной квалификационной работы — «Проблемы и особенности формирования доступной среды в экскурсионном туризме для детей с ограниченными возможностями здоровья».
В соответствии со статистическими обобщениями, которые производит Всемирная Организация Здравоохранения, удельный вес людей, возможности которых являются ограниченными, в общей численности населения Земли, составляет порядка пятнадцати процентов, т.е. по абсолютному показателю превышает один миллиард. Рост показателей инвалидности, обусловленный такими глобальными процессами, как старение население, увеличение числа хронических заболеваний, вызывает необходимость повышенного внимания к обеспечению равенства прав данной категории с другими категориями в возможностях реализации прав на трудовую деятельность, отдых и доступ к инфраструктуре. Указанные факторы также обуславливают рост спроса на туризм со стороны лиц с ограниченными возможностями. На основе анализа публикаций, изданных в последние годы, следует отметить, что вопросы формирования доступной среды для туризма, в т.ч. экскурсионного обслуживания, лиц с ОВЗ, представляют собой расширяющуюся сферу исследований и туристской практики.
В Российской Федерации особо актуальным вопросом является увеличение численности детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако внимание к вопросу организации экскурсионного обслуживания детей с ОВЗ является явно недостаточным. Обеспечение доступной среды для детей с ОВЗ при экскурсионном обслуживании находится практически вне сферы внимания отечественных ученых и практиков.
Проблема исследования-недостаточное развитие доступной среды в экскурсионном обслуживании детей с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью решения указанной проблемы.
Объект исследования — экскурсионная деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования-особенности создания доступной среды в экскурсионном обслуживании детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования- изучить возможности формирования доступной среды в экскурсионном туризме для детей с ОВЗ.
Задачи исследования:
1. исследовать теоретические аспекты и зарубежный опыт обеспечения доступной среды для детей с ОВЗ в туризме;
2. проанализировать состояние инклюзивных туров и обеспечение доступной среды для детей с ОВЗ в туризме;
3. разработать экскурсионный тур для детей с ограниченными возможностями.
Теоретическую основу исследования составили научные публикации таких отечественных авторов, как Аникеева О.А., Баклагина Н.Ю., Гевроркян Ю.В., Конанова Е.И., Летин А.Л., Лукьянова И.Е., Сигидeа Е.А., Смирнова Д.Б., Щербина О. С., а также зарубежных авторов — Imrie R., Hall P., Preiser W., Smith K., Steinfeld E.
Степень разработанности проблемы обеспечения доступной среды в туризме для лиц с ОВЗ существенно различается в разных регионах мира. Так, в законодательстве Соединенных Штатах и Европы определен ряд четких требований к обеспечению доступной среды в туризме для лиц с ОВЗ, контроль за соблюдением которых строго реализуется на практике. В Российской Федерации, несмотря на то, что в законодательстве сравнительно недавно определены требования подобного характера, их реализация является весьма ограниченной. При этом следует отметить, что несмотря на наблюдающийся рост публикаций по вопросам инклюзивного туризма, исследования, посвященные обеспечению доступной среды в экскурсионном обслуживании детей с ОВЗ на сегодня отсутствуют.
Структураисследования. Во введении определена актуальность исследования, степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи исследования, охарактеризована его теоретическая и практическая значимость. В первой главе представлена характеристика теоретических основ создания доступной среды в инклюзивном туризме как средства решения общемировой социальной проблемы детской инвалидности, охарактеризованы концепция и элементы доступной среды в туризме для детей с ОВЗ.
Вторая глава посвящена анализу деятельности по разработке туров для детей с ОВЗ в России, деятельность туроператоров по разработке подобных туров за рубежом. Также в данной главе проведен анализ отечественного опыта организации детского инклюзивного туризмаи уровня доступности туристской инфраструктуры г. Санкт-Петербурга для организации детского инклюзивного туризма.
В третьей главе разработан экскурсионный тур для детей с ограниченными возможностями и представлены предложения по привлечению к работе сопровождающих.
Теоретическая значимость исследования состоит в анализе положений законодательства, регулирующего права инвалидов в сфере туризма, охарактеризованы особенности организации инклюзивных туров, представлен анализ деятельности по разработке экскурсионных туров для детей с ОВЗ и уровня доступности туристской инфраструктуры г. Санкт-Петербурга для организации детского инклюзивного туризма.
Практическая значимостьисследования связана с тем, что в рамках исследования осуществлена разработка экскурсионного тура для детей с ограниченными возможностями с учетом всех потребностей.
Заключение:
На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
• Инклюзивный туризм является одним из наиболее перспективных и актуальных направлений современной туристской деятельности. Слабая изученность направления этого вида туризма в России становится причиной неопределенности. Дальнейшее развитие данного направления предполагает большие перспективы.
• При предоставлении туристских услуг людям с особыми потребностями необходимо учитывать ряд особых требований к продукту по физическим, психологическим и медицинским показателям, помимо удовлетворения потребности туриста относительно туристского продукта
• Современное российское законодательство в сфере защиты прав лиц с ограниченными возможностями имеет характерные черты переходного периода: нормативно-правовая документация состоит в основном из декларативных положений, чаще всего не подкрепленных соответствующими актами и не готовых к внедрению в практику, а официальные доклады о реализации прав и положении уязвимых групп населения не отражают реальности и не выносятся на широкое обсуждение. За последнее время можно наблюдать положительное развитие законодательства, которому главным образом способствовало подписание Конвенции о правах лиц с ограниченными возможностями, и что позволило в значительной мере ускорить сокращение отставания уровня российского законодательства от международных норм по отношению к лицам с ограниченными возможностями.
• Анализ средств размещения на предмет наличия номеров с удобствами для гостей с ограниченными возможностями выявила сильную ограниченность базы размещения для развития инклюзивного туризма в Санкт – Петербурге. Наличие крайне низкого значения числа гостиниц (по разным данным от 17 до 30) имеющих в своем номерном фонде больше 2 номеров для лиц с ограниченными возможностями, является фактором оказывающим тормозящий эффект на развитие данного направления туризма. Помимо этого, особые требования к транспорту, технически оснащенному для перевозки лиц с ограниченными возможностями, так же представляет собой значительную трудность. Ограниченное число транспортных компаний города предлагают аренду транспорта, также имеющих небольшой автопарк, отвечающий требованиям перевозки лиц с ограниченными возможностями.
• Анализ практического опыта зарубежной и отечественной туристской индустрии выявил в этой сфере значительное отставание российского туризма для лиц с ограниченными способностями. Для преодоления данных проблем требуется расширить законодательную базу в сфере социальной защиты уязвимых слоев населения, принятие нормативно-правовых актов и государственных программ субсидирования данного направления туризма, которые бы оказали стимулирующее воздействие на туристский бизнес. Подобная поддержка позволит не только привлечь новые туристские потоки, сформировать благоприятный имидж туристской индустрии, но поддержать лиц с ограниченными возможностями в реализации их прав. Осваивание новой ниши для развития позволит туристской отрасли получить новые источники дохода во время сложной экономической ситуации в стране и падении спроса на туристские услуги. Следовательно, России пока только предстоит изучить опыт зарубежных коллег и создать все необходимые условия способствующее продвижению инклюзивного туризма.
• Исследование туристских ресурсов, на основе их туристской привлекательности и доступности для лиц с ограниченными возможностями позволил разработать продукт инклюзивного туризма «Петербург без границ» с использованием схемы предоставления скидки для сопровождающего туриста с ограниченными возможностями. Данная схема определила возможность привлечения сопровождающих для лиц с ограниченными возможностями во время их туристской поездки. Основная сложность применения подобной схемы заключается в необходимости такого сопровождающего, который готовый взять на себя ответственность за другого человека, имеющего ограничения по здоровью, и сопровождаемого, способного понести значительные финансовые расходы, в том числе и оплатить ту скидку, которая предоставляется сопровождающему. С другой стороны, такая схема открывает почти неограниченные возможности для путешествий, даже для активного и экстремального отдыха, а следовательно оказывает не только стимулирующее воздействие на развитие безбарьерного туризма и диверсификацию его предложения, но и значительным образом способствует интеграции лиц с ограниченными возможностями в общество. Схема предоставления скидки для сопровождающего человека с ограничениями по здоровью пока остается крайне слабо изученной и только начинает вводиться в практику инклюзивного туризма.
Развитие инклюзивного туризма в России необходимо обеспечить обязательными условиями, не только созданием доступной среды, но и поддержкой туристского бизнеса со стороны государства.
В дипломном проекте были рассмотрены проблемы и особенности инклюзивного туризма, даны рекомендации и пути решения проблемы данного вида туризма.
Разработан инклюзивный маршрут экскурсионной поездки в Санкт-Петербург для детей с особыми потребностями здоровья и эти особенности учтены во всех пунктах организованного экскурсионного тура.
Тур прошел успешно, без особых инцидентов. При посещении Иссакиевского собора у двух детей коляски с электроприводом были заменены на коляски с ручным управлением, одному ребенку был назначен сопровождающий из турфирмы «Либерти». Был случай, когда потребовалась медицинская помощь (у ребенка открылась рвота из-за подъема вверх на смотровую площадку Иссакиевского собора). Помощь оказал гид.
Нужны были еще для некоторых детей-инвалидов сопровождающие, но ограниченность в средствах не позволила им это сделать. Ведь тогда стоимость туристической путевки для инвалида возрастает на 40%. А этого они не могли себе позволить. Ввиду инфляции в стране срочно нужна социальная программа обеспечения детей-инвалидов I группы в плане отдыха (возможно социальная доплата на сопровождающих для детей, кто в этом остро нуждается, частичная доплата стоимости путевки государством…)
Было произведено анкетирование среди детей с особыми потребностями на тему: «Как они относятся к туризму?».
Считаю, что тема дипломной работы «Проблемы и особенности формирования доступной среды в экскурсионном туризме для детей с ограниченными возможностями раскрыта полностью.
Фрагмент текста работы:
Глава1. Теоретические аспекты и зарубежный опыт обеспечения доступной среды для детей с ОВЗ в туризме
1.1 Доступная среда в инклюзивном туризме как средство решения общемировой социальной проблемы детской инвалидности
В настоящее время, по данным Росстата статистики, в России проживает более 146 миллионов человек, из них 12,1 миллионов имеют инвалидность.
Одной из наиболее значимых проблем современной России является рост числа детей с инвалидностью. Негативная тенденция наблюдается на протяжении последнего десятилетия, при этом темпы увеличения числа детей-инвалидов нарастают. Лишь за последние шесть лет рост составил почти 17 % — с 560,4 тыс. до 655 тыс. детей.
Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении людей с ограниченными возможностями.
Инвалидность — это нарушение здоровья, которое произошло по причине заболевания, травмы или дефекта, сопровождается стойким расстройством функций организма.Подобное нарушение здоровьяприводит к ограничению жизнедеятельности человека,вызывает необходимость социальной защиты.
В Конвенции ОНН «О правах инвалидов» дано понятие, в котором к инвалидам — лицам с ограниченными возможностями -относятлицсустойчивымифизическими,психическими,интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. Конвенцию подписали 155 государств, 126 государств ее ратифицировали, в том числе — Российская Федерация.