Методика преподавания иностранных языков Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка в 10-11 классах средней общеобразовательной школы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

  

Введение:

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Главная цель современного
образования — развитие гармоничной личности. Отличительной особенностью нового
стандарта является его деятельностный подход в обучении. Согласно ФГОС второго
поколения, учителям, работающим в системе современного образования, необходимо
отказаться от традиционного представления результатов обучения в виде перечня
знаний, умений и навыков. ФГОС определяет конкретные и реальные виды
деятельности, которыми должен овладеть каждый ученик современной школы.
Системно-деятельностный подход лежит в основе реализации стандарта основного
общего образования и предполагает внедрение в практику обучения проектной и
исследовательской деятельности.

На основе анализа
психолого-педагогической литературы, посвящённой вопросу развития критического
мышления, нам удалось раскрыть содержание проблемы и показать всю
многогранность понятия «критическое мышление». Критическое мышление – есть
мышление самостоятельное, его отправной точкой является новое знание; критическое
мышление начинается с осознания наличия противоречия, лежащего в основе
проблемной ситуации. Стремящееся к убедительной аргументации, критическое
мышление есть мышление социальное.

В теоретическом плане
данная работа показала, что современное обучение иностранному языку трудно
представить без технологии развития критического мышления. Хорошо развитое
критическое мышление является неотъемлемой частью успешного учения, овладения
учебным материалом и оптимального использования полученной информации в повседневной
жизни, способом самосовершенствования личности в целом.

Технология развития
критического мышления дает возможность определять и ставить личные цели,
поддерживать активность на уроке, вызывать продуктивную дискуссию, способствует
тому, чтобы учащиеся сами могли формулировать и задавать вопросы, помогает
выражать собственное мнение, поддерживает мотивацию к чтению, воспитывает
уважительное отношение к чужому мнению.

Таким образом, рассмотрев
приемы, средства и технологии критического мышления, которые можно использовать
на уроках в старшей школе, можно сделать выводы, что данная технология обучает
учащихся: уважительно относится к мнению других, но при этом отстаивать и
формировать свою точку зрения, запоминать и анализировать факты, выражать свои
мысли логично и связно.

Технология критического
мышления дает учителю большие возможности в развитии коммуникативной
компетенции учащихся на уроке иностранного языка, как в основной, так и в
старшей школе. Необходимо только адаптировать приемы данной технологии к
возрастным особенностям учащихся и к их уровню владения иностранным языком.

В настоящее время
технология развития критического мышления активно внедряется на всех этапах
обучения иностранному языку, что, от части, способствует всестороннему развитию
личности обучающихся и лишает привычной «пассивной роли участника
образовательного процесса». Как показывает практика, уровень сформированности
умений изучающего чтения школьников на старшем этапе обучения недостаточно
высок, что требует постоянного совершенствования методики его обучения.

На
основе проведенных диагностик мы можем сделать вывод о том, что, уровень
развития критического мышления учащихся старшей школы находится на среднем
уровне. Нами был разработан и апробирован комплекс упражнений по развитию
критического мышления учащихся на старшей ступени обучения иностранному языку.

При
использовании данных упражнений учителя способствуют качественному усвоению
этой информации в содержательном контексте, а не просто становятся источниками
информации. Учащиеся на уроках занимают активную учебную позицию, что
способствует развитию критического мышления. Полученные в процессе
обучения знания, умения и навыки, достигнутый уровень умственного развития
должны стать базой для последующего образования и помочь учащимся в их
адаптации к быстро меняющимся условиям современной жизни.

Все это еще раз
подчеркивает актуальность нашего исследования и практическую значимость
полученных выводов.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
2. Опытно-экспериментальная работа по внедрению технологии развития
критического мышления в учебный процесс на уроках английского языка в 10-11
классах средней общеобразовательной школы 2.1.
Особенности обучения английскому языку на старшем этапе в средней
общеобразовательной школе

Иностранный язык уже
давно является обязательным предметом в школе. Более того, с 2015 года
обязательным во всех школах стал второй иностранный язык, которому обучаются
дети, начиная с 5 класса. Такие изменения в стандартах обучения говорят о том,
что знание иностранного языка – важная часть образовательного процесса в школе.

Результаты обучения
иностранному языку находят свое отражение в федеральных государственных
образовательных стандартах. Государство ввело стандарты образования по ряду
причин. Одной из них стало появление большого количества школ со свободными
формами организации учебного процесса, в том числе с более свободным выбором
предметов, введением альтернативных учебников и появлением новых технологий
образования. Это привело к тому, чтобы задуматься о сохранении единства
образовательного процесса и созданию в России единого образовательного
пространства (Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам – М.: Филоматис: Омега-Л,
2010. – 480 с).

Стандарт устанавливает требования
к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися
образовательной программы. Предметные результаты изучения предметной области
«Иностранные языки» включают предметные результаты изучения учебных предметов:

· сформированность
коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и
самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном
поликультурном мире;

· владение знаниями
о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить своё
речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и
различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;

· достижение
порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться
в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка,
так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство
общения;

· сформированность
умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из
иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.

На основе федерального
компонента основного общего образования составляется примерная программа по
иностранному языку. Главная цель обучения иностранному языку, согласно программе,
– развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Это способность и готовность
осуществлять как непосредственную, так и опосредованную коммуникацию на
иностранном языке. Она состоит из нескольких компонентов:

· речевой (развитие
коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме);

· языковой
(владение языковыми средствами и грамотное использование их в речи);

· социокультурный
(знание культурных особенностей страны изучаемого языка и уважительное
отношений к ним);

· компенсаторный (умение
найти выход из ситуации речевого общения при дефиците языковых средств);

·
учебно-познавательный (развитие общих и специальных умений) (Федеральный
компонент государственного образовательного стандарта основного образования по
английскому языку, 2004).

Согласно программе
иностранного языка для 10-11 классов, примерное содержание речи включает
следующие темы:

·
«Социально-бытовая сфера. Повседневная жизнь семьи, ее доход жилищные и бытовые
условия проживания в городской квартире или в доме/коттедже в сельской
местности. Распределение домашних обязанностей в семье. Общение в семье и в
школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми. Здоровье и забота о нем,
самочувствие, медицинские услуги. (50 часов).

·
Социально-культурная сфера. Молодежь в современном обществе. Досуг молодежи:
посещение кружков, спортивных секций и клубов по интересам. Страна/страны
изучаемого языка, их культурные достопримечательности. Путешествие по своей
стране и за рубежом, его планирование и организация, места и условия проживания
туристов, осмотр достопримечательностей. Природа и экология, научно-технический
прогресс. (90 часов).

· Учебно-трудовая
сфера. Современный мир профессий. Возможности продолжение образования в высшей
школе. Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности,
профессии, планы на ближайшее будущее. Языки международного общения и их роль
при выборе профессии в современном мире. (50 часов)».

 

Введение:

 

Современное общество нуждается в конструктивной критике, направленной на улучшение социальной системы, а не ее разрушение. В то же время современная личность как субъект социальных отношений должна обладать определенной степенью «свободы от общества», способностью делать собственный жизненный выбор на основе независимого мышления, поддерживать стремление к объективности суждений, что невозможно при отсутствии способности мыслить критически.
Критическое мышление помогает выявить логические и семантические ошибки, отличить факты от вымысла, оценить события, увидеть причинно-следственные связи и изменить позицию на основе аргументов. На основе критического мышления человек сознательно определяет свое место и роль в системе общественных отношений, оценивает основные социальные нормы и ценности. Критическое мышление, в дополнение к когнитивной основе идентичности, также является важным элементом в построении инновационного мышления и создании условий, необходимых для создания инновационной социальной среды.
Актуальность данного исследования заключается в том, что изучение английского языка является приоритетной задачей современного образования. Огромное количество информации приходит к нам именно с англоязычных ресурсов, чтобы свободно в ней ориентироваться и подбирать нужную, он должен мыслить критически. Поэтому способность критически мыслить является одной из приоритетных задач школьного образования. Данное условие можно достигнуть с при помощи развития навыков чтения с применением технологии развития критического мышления.
Объект данного исследования – процесс развития критического мышление.
Предмет – приемы развития критического мышления в условиях формирования англоязычной коммуникативной компетенции в основной школе.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ научно-методической литературы показал, что введение технологии развития критического мышления на уроках английского языка в 10-11 классах средней общеобразовательной школы, традиционно вызывает немалый интерес.
Поэтому цель этого исследования состоит в том, чтобы изучить применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка в 10-11 классах средней общеобразовательной школы. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• изучение теоретической и методической литературы по предмету;
• рассмотреть особенности использования технологи развития критического мышления на уроках английского.
• ознакомиться с ТРКМ
В данном исследовании были применены следующие методы:
• изучение и анализ научной и научно-методической литературы по теме исследования;
• анкетирование учащихся с целью заинтересованности в применении технологии развития критического мышления на уроках английского языка в 10-11 классах средней общеобразовательной школы
• проведение опытно-экспериментальной работы;
• статистическая обработка полученных данных и анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования: у учащихся основной школы критическое мышление будет успешно развиваться средствами предмета «Иностранный язык», если: в обучении иностранному языку будет использоваться технология развития критического мышления; в обучении будут использоваться такие приемы и упражнения, которые не только повышают уровень владения языком, но и заставляют учащихся совершать такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, сопоставление и другие.
Практическая значимость исследования заключается в разработке приемов развития критического мышления в основной школе при формировании англоязычной коммуникативной компетенции

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1.1. Понятие критического мышления. Технология развития критического мышления
В современном образовательном процессе теория и практика педагогических технологий только начинают формироваться как самостоятельное направление. Весь спектр образовательных технологий необходим для успешной реализации образовательного процесса в рамках ГЭФ. Если личностно-ориентированный подход считается приоритетным для учащихся, то такой же подход следует применять и к учителю. Должен иметь право выбирать, какую технологию ему больше всего подходит, учитывая специфику самого предмета и, конечно же, возраст, личность, личностные особенности и особенности ученика.( Выготский, Л.С. Мышление и речь. – М.: АСТ, 2011. — 637 с. 68)
Использование конкретных освоенных технологий является универсальным. При всем разнообразии целей путь к их достижению имеет общие элементы. Учтите это на практике, используя технологию критического мышления, которая может быть эффективно использована в процессе обучения английскому языку.
Идея разработки технологии критического мышления является совершенно новой. Тем не менее, в последнее время все больше и больше педагогических практикующих используют эту технологию, успешно применяя ее в процессе преподавания определенного предмета. Целью данной технологии является обеспечение развития критического мышления путем интерактивного вовлечения учащихся в учебный процесс.
Критическое мышление (англ. Critical Thinking) — это система оценки, которая используется для анализа вещей и событий с формулировкой разумных выводов и позволяет вам делать обоснованные оценки, интерпретации и правильно применять результаты к ситуациям и проблемам.(Вертгеймер, М. Продуктивное мышление. М.: Оникс, 2012. — 336 с.)
Существует более подробное определение — «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации, применения, обобщения и / или оценки информации, получаемой или генерируемой наблюдением, опытом, размышлениями или коммуникацией, в качестве руководящих принципов для убеждения и действия».
Критическое мышление не означает негативные суждения или критику, но разумное рассмотрение разнообразия подходов к принятию обоснованных суждений и решений. Акцент на критическом мышлении предполагает, что ничто не принимается как догма. Каждый студент развивает свое мнение в контексте учебной программы. Критическое мышление — это способность анализировать информацию с помощью логического и личностно-ориентированного подхода, чтобы применить результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление — это способность ставить новые вопросы, разрабатывать различные аргументы и принимать независимые, обоснованные решения.
Учреждения профессионального обучения должны способствовать его решению, благодаря чему учащиеся создают потребность и стремление к новому, развивают навыки и навыки самостоятельного критического мышления. В будущем система образования в целом, как с точки зрения содержания, так и методов, будет сосредоточена на развитии навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности. «Инновационное образование» как особый инструмент или интеллектуальная технология обеспечит стабильность процесса создания инноваций.
Как правило, критическое мышление является способом проверить, соответствует ли информация требованиям надежности, точности, логической правильности и в конечном итоге определяет их ценность.(Гурова Л.Л. Психология мышления. М.: ПЕР СЭ, 2014. — 136 с.)
Критическое мышление помогает выявить логические и семантические ошибки, отличить факты от вымысла, дать панорамную (с учетом альтернативных точек зрения) оценку события, увидеть причинно-следственные связи, изменить позицию на основе аргументов. Критическое мышление — это последовательность интеллектуальных операций, выполняемых для проверки утверждений или систем утверждений на соответствие принятым фактам, нормам или ценностям.
Уровень критичности зависит не только от индивидуального жизненного опыта, эрудиции, набора знаний, навыков, но и от личностных характеристик и системы убеждений, включая способность размышлять о содержании себя, наличие развитой моральной и социальной ответственности, уважение индивидуальности каждого человека каждый. Кроме того, особенно важна объективность суждений, которая выражается в постоянном поиске истины, в критике не из-за критики, а из-за правды. Это конструктивное значение критического мышления.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы