Часть дипломной работы на тему Приемы организации взаимодействия в диаде «родитель-подросток», направленные на коррекцию зависимости подростка от компьютерных игр.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Теоретический анализ проблемы коррекции зависимости подростков от КИ 3
1.1. Проблема зависимости от КИ в зарубежной и отечественной психологии 3
1.2. Особенности зависимости от КИ в подростковом возрасте 17
1.3. Анализ подходов к коррекции зависимости от КИ у подростков 23
1.4. Приемы организации взаимодействия в диаде «родитель – подросток», направленных на снижение степени зависимости подростков от КИ (приемы без участия родителей, приемы с участием родителей) 30
Введение:
Компьютерная аддиктивность была впервые описана в 1995 году в Америке психиатром А. Голдбергом. Термины заимствованы из английского языка, это и геймер-аддикция или зависимость от компьютерных игр. Её можно разделить на On-Line addiction (игры в Интернете) и Off-Line addiction (игры без выхода в Интернет). Компьютер и Интернет постепенно заменяет все. Такие дети перестают общаться с друзьями, с семьей, играть в подвижные игры, замыкаются в себе, демонстрируют отстраненность в отношении окружающих, становятся раздражительными. Не случайно в июне 2018 года Всемирная организация здравоохранения включила игровое расстройство в 11 перечень международной классификации болезней, который планируется ввести в действие с 1 января 2022 года. Особенности психологического и возрастного развития подростков делают их особенно восприимчивыми к различного рода аддиктивному поведению. В современном мире все больше внимания завоевывает тема насилия и агрессии, которая проявляется в открытой или замаскированной форме (именно замаскированной формой и являются компьютерные игры). Именно геймераддикция может непосредственно влиять на поведение подростков, в том числе и на агрессивное. Новая область исследования для современной психологии и педагогики вызвала потребность в разработке большого числа авторских методик измерения интернет-аддикции. По данным исследования М. А. Богомоловой, 92 % девушек и 89 % юношей в России ежедневно пользуются Интернетом, чуть более половины подростков проводят в Интернете более трех часов в сутки, 31 % девушек и 42 % юношей ежедневно играют в компьютерные игры (Богомолова М. А.,2017).
Большая роль родителей не только в том, что касается формального контроля и реализации социальных требований по отношению к подросткам, но также и в построении взаимоотношений, в том числе имеющих значение в контексте терапевтического вмешательства, позволяет указать на большую значимость этого аспекта в контексте компьютерных аддикций подростков. Несмотря на то, что наиболее распространённые методы лечения зависимостей связаны с процессами, касающимися когнитивной и когнитивно-поведенческой терапии, однако семейные подходы (особенно в рамках лечения подростков) постепенно приобретают всё большее и большее значение.
Объект: зависимость подростков от компьютерных игр
Предмет: система приемов организации взаимодействия в диаде «родитель-подросток», направленные на коррекцию зависимости от компьютерных игр
Цель: теоретически обосновать, разработать и апробировать систему приемов организации взаимодействия в диаде «родитель-подросток», направленную на коррекцию зависимости подростков от компьютерных игр
Задачи работы:
1. Провести анализ литературы по вопросам зависимостей у подростков
2. Провести анализ литературы по вопросам лечения зависимостей у подростков
Фрагмент текста работы:
Проблема зависимости от КИ в зарубежной и отечественной психологии
Потенциальным серьезным негативным последствием использования ИТ-систем является развитие «технологической зависимости», к которой начинают относиться более серьезно в исследованиях информационных систем (ИС) (Турель, Серенко и Джайлс, 2011b). Однако единого мнения об этом термине и его определении нет. Как Турел и соавт. (2011b), для обозначения технологической зависимости можно использовать различные термины: расстройство интернет-зависимости, компульсивное использование Интернета, проблемное или патологическое использование Интернета, патологическое использование видеоигр и компьютерная зависимость.
В последнее время появились исследования в области зависимости от компьютерных игр, содержание которых состоит в том, чтобы рассматривать психологические аспекты игровой зависимости по аналогии с психологическими аспектами наркотической, алкогольной и других «традиционных» зависимостей. Проведение таких аналогий достаточно привычно с точки зрения научного исследования игровой зависимости, поскольку в случае подтверждения эквивалентности этих видов зависимостей будет возможно спроецировать весь объем знаний, накапливаемых в области «традиционных» видов зависимостей, в зависимости от компьютерных игр. Однако следует заметить, что многое не все «стыкуется» в сравнении этих видов зависимостей.
Достоверно очевиден тот факт, что количество наркотической зависимости увеличивается с влиянием времени, другими словами, за неимением специального терапевтического воздействия на человека, его психологическая зависимость от наркотических веществ постоянно увеличивается. Такой факт как самопроизвольное уменьшение количества наркозависимости или ее полное исчезновение можно рассматривать как редкое исключение из общих правил, обусловленное скорее индивидуальными особенностями человека, чем механизмами самой зависимости.
С начала увеличения идет этап адаптации – человек «входит во вкус». Далее наступает период резкого роста, быстрого формирования зависимости. В результате роста величина зависимости достигает точки максимума, положение которой зависит от индивидуальных особенностей и средовых факторов. Далее сила зависимости на время остается устойчивой, а затем идет на спад и снова уже фиксируется на определенном уровне и остается устойчивой в пределах длительного времени.
Уменьшение степени зависимости может быть связано с разными фактами. Сами игроки оценивают это как нечто, связанное
с процессом созревания, становления личности, увеличения образовательного уровня и жизненного опыта. Большинство этих опытных игроков утверждают, что вместе с взрослением наступает перелом, переоценка ценностей. Как можно понять по их словам, компьютер помог им противопоставить внешний мир, где «все дозволено», реальному, в котором живут другие люди, где есть нормы, законы и мораль, в котором придется жить и работать им самим. Однако интересен тот факт, что даже после воображения практической бесполезности игровой деятельности человек не может полностью отказаться от него, что свидетельствует в пользу достаточно высокой устойчивости психологической зависимости от компьютерных игр, хотя его «глубина» и сила воздействия на человека после прохождения» кризисы» уже не столь существенны.