Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Отношение родителей к литературному развитию детей в условиях семейного воспитания

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ 7
1.1. Сущностная характеристика понятий «литературное образование», «литературное развитие старших дошкольников» 7
1.2. ᅟОсобенности ᅟвосприятия ᅟи ᅟпонимания ᅟхудожественно-литературных ᅟтекстов ᅟв ᅟстаршем ᅟдошкольном ᅟвозрасте 13
1.3. ᅟУсловия ᅟформирования ᅟинтереса ᅟдетей ᅟдошкольного ᅟвозраста ᅟк ᅟхудожественной ᅟлитературе ᅟ ᅟв ᅟусловиях ᅟ ᅟсемьи 26
Выводы ᅟпо ᅟглаве ᅟ1 28
СПИСОК ᅟЛИТЕРАТУРЫ 30

  

Введение:

 

Актуальность темы. В настоящее время всё более актуальной становится проблема формирования интереса детей к художественной литературе. Проблема формирования интереса к художественной литературе детей старшего дошкольного одна из важнейших психолого-педагогических проблем, которой занимались многие отечественные (П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин, Н.А. Мечинская, Л.С. Славина, Г.Н. Кудина, Г.А. Цукерман и др.) и зарубежные ученые (М. Коул, Дж. Мортон).
В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей дошкольного возраста. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека.
Книга рассматривается как важное средство формирования у детей целостной картины мира, ценностных представлений, литературной речи, художественного вкуса.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Из книги ребёнок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
Литература помогает детям излагать своё отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. При ознакомлении с книгой отчётливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции.
Основным фактором отношения ребёнка к книге и критерием его оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Главной задачей знакомства детей раннего возраста с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст, развитие художественной культуры. Все это является фундаментом для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.
Противоречие между достаточной теоретической и методической разработанностью проблемы формирования интереса детей к художественной литературе, и недостаточной эффективностью этого процесса, выражающейся в снижении у детей интереса к чтению, определяет необходимость дальнейшей разработки методических аспектов проблемы.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Отношение родителей к литературному развитию детей в условиях семейного воспитания».
Цель – изучить особенности формирования интереса к книге у детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.
Объект – литературное развитие детей дошкольного возраста.
Предмет – процесс формирования интереса к книге у детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.
Объект и предмет исследования определили гипотезу, которая основывается на предположении о том, что уровень развития интереса к книге у детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания, может быть существенно повышен, если:
— у детей присутствует элементарный интерес к литературе;
— родители знают технологии ознаком¬ления с литературным текстами и умеют использовать литературу в семейном воспитании.
— работа с книгой проводится систематично;
— в процессе разных видов деятельности учитываются возрастные и индивидуальные особенности.
В процессе работы над проблемой планируется решение следующих исследовательских задач:
1. Осуществить анализ литературы по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития интереса к книге у детей дошкольного возраста;
3. Организовать работу с детьми и родителями по формированию основ интереса к книге у детей дошкольного возраста;
4. Проверить эффективность проведённых мероприятий;
5. Определить основные аспекты отношения родителей к литературному развитию детей.
Для решения указанных задач планируется использование следующих методов:
1. Общенаучные методы (теоретический анализ теоретических исследований, изучение и обобщение опыта);
2. Эмпирические методы;
3. Методы качественной, количественной и статистической обработки результатов и графического анализа данных.
Диагностические методики:
1. Анкетирование родителей;
2. Методика «Уровень сформированности интереса к книге» (С.Ю. Кондратьева);
3. Методика «Выявление интереса ребёнка к книге» (С. Ю. Кондратьева).
Теоретико-методологическая база исследования: идеи развития эстетического восприятия учёных Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, Е.А. Флёриной, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, М.М. Кониной, Л.М. Гурович. Теоретические основы организации детского чтения в наиболее B.А. Зеленко. Методические вопросы приобщения дошкольников к книге в исследованиях Н.С. Карпинской, М.М. Кониной, Л.М. Гурович, З.А. Гриценко и др.
Теоретическая значимость: выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия, способствующие формированию интереса к книге у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные педагогические условия формирования интереса к книге у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности могут быть использованы в практической работе воспитателей детских садов и родителями в семьях.
Опытно-экспериментальная база исследования…………….
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

1.1. Сущностная характеристика понятий «литературное образование», «литературное развитие старших дошкольников»

В последние годы научно-критическое осмысление феномена детской литературы идёт через привлечение данных других наук – не только фольклористики, «взрослого» литературоведения, но и психологии, социологии, культурологии. Именно необходимостью изучения предмета в динамике определяется универсальный, мультипарадигмальный характер науки о детской литературе.
Детскую литературу составляют книги, которые адресованы непосредственно детям-читателям, произведения устно-поэтического народного творчества, а также отечественной и зарубежной литературы, которые первоначально не предназначались для детей, но с течением времени вошли в круг их чтения и изданы либо без сокращения и адаптации, либо в отрывках, обработках и пересказах. В соответствии с универсальным интересом растущего и развивающегося человека литература для детей и юношества энциклопедична, охватывает разнообразные отрасли знаний, отвечает своеобразным возрастным мотивам отношения читателя к ним, его нравственным, эстетическим потребностям и жизненным позициям.
Литература является уникальным средством художественной выразительности, которыйвлияет на эстетическое ᅟи ᅟхудожественно-творческое ᅟразвитие ᅟучеников. ᅟОсобенная роль в формировании гармоничной личности, развитии ее ᅟдуховного ᅟмира, ᅟпознавательных ᅟинтересов ᅟи ᅟтворческих ᅟспособностей, ᅟстановлении ᅟоснов ᅟсоциальной ᅟкультуры ᅟпринадлежат ᅟименно ᅟлитературе, ᅟзаданиями ᅟкоторой ᅟвыступают: ᅟразвитие ᅟхудожественно-эстетического ᅟвосприятия ᅟучащимися ᅟпроизведений ᅟвизуального ᅟискусства, ᅟумений ᅟаргументировано ᅟвысказывать ᅟсвоё ᅟэмоционально-ценностное ᅟотношение ᅟк ᅟхудожественным ᅟпроизведениям ᅟи ᅟспособности ᅟвыполнять ᅟучебно-репродуктивные ᅟи ᅟтворческие ᅟработы, ᅟиспользуя ᅟразличные ᅟтехники ᅟи ᅟсредства ᅟхудожественной ᅟвыразительности, ᅟпонимание ᅟхудожественно-образных, ᅟжанровых ᅟи ᅟвидовых ᅟособенностей ᅟискусства, ᅟкультуры ᅟи ᅟлитературы.
Решение ᅟэтих ᅟзадач ᅟдолжно ᅟобеспечивать ᅟдостаточное ᅟразвитие ᅟличности ᅟи ᅟвлиять ᅟна ᅟуровень ᅟхудожественной ᅟобразованности ᅟучащихся ᅟи ᅟстепень ᅟпривлечения ᅟих ᅟк ᅟкультуротворческим ᅟпроцессам, ᅟсубъективного ᅟмировосприятия ᅟи ᅟмироощущения.
Общепризнана ᅟогромная ᅟроль ᅟлитературы ᅟи ᅟчтения ᅟв ᅟформировании ᅟличности ᅟшкольника. ᅟХудожественная ᅟлитература ᅟобогащает ᅟдуховный ᅟмир ᅟчеловека, ᅟявляется ᅟмогучим ᅟсредством ᅟего ᅟразвития. ᅟЛюбовь ᅟк ᅟлитературе ᅟзарождается ᅟещё ᅟв ᅟначальной ᅟшколе ᅟна ᅟуроках ᅟчтения.
Термин ᅟ«детская ᅟлитература» ᅟв современных ᅟлитературоведческих ᅟсловарях ᅟи ᅟсправочниках ᅟинтерпретируется ᅟкак: ᅟнабор ᅟтекстов, ᅟучебная ᅟдисциплина, ᅟмеждународная ᅟсфера ᅟбизнеса, ᅟсредство ᅟобразного ᅟпознания ᅟмира, ᅟкультурный ᅟфеномен.
ᅟЮ.И.Кузнецов ᅟв ᅟпервом ᅟтоме ᅟ«литературоведческих ᅟэнциклопедии» ᅟразличает ᅟ«детскую ᅟлитературу ᅟ«и» ᅟлитературу ᅟдля ᅟдетей ᅟ«и ᅟподаёт ᅟтакую ᅟтрактовку:
ᅟДетская ᅟлитература ᅟ– ᅟустная ᅟи ᅟписьменная ᅟсловесность, ᅟсоздаваемая ᅟдетьми. ᅟК ᅟней ᅟотносятся ᅟнепосредственно ᅟсвязанные ᅟс ᅟигрой ᅟразличные ᅟжанры ᅟфольклора [44].
Детская ᅟлитература ᅟимеет ᅟсинкретический ᅟхарактер, ᅟспецифическую ᅟхудожественную ᅟформу ᅟс ᅟтяготением ᅟк ᅟритмизированной ᅟречи, ᅟсловотворчеству, ᅟраскованной ᅟфантазии. ᅟПонятие ᅟ«детская ᅟлитература» ᅟохватывает ᅟтакже ᅟпервые ᅟпопытки ᅟпера ᅟюных ᅟначинающих ᅟ(поэзия, ᅟпроза ᅟи ᅟт.д.), ᅟопубликованные ᅟв ᅟпериодике ᅟдля ᅟдетей» ᅟ[1].
В ᅟ«Лексиконе ᅟобщего ᅟи ᅟсравнительного ᅟлитературоведения» ᅟЛ.ᅟСердюк ᅟподаёт ᅟдругое ᅟтолкование, ᅟсчитая, ᅟчто ᅟ«детская ᅟлитература ᅟ– ᅟэто ᅟхудожественные, ᅟнаучные, ᅟнаучно-популярные ᅟпроизведения, ᅟнаписанные ᅟдля ᅟдетей. ᅟЧаще ᅟвсего ᅟв ᅟэто ᅟпонятие ᅟвключаются ᅟпроизведения ᅟ«взрослой» ᅟлитературы, ᅟнавсегда ᅟвошедшие ᅟв ᅟкруг ᅟдетского ᅟчтения» ᅟ[2]. ᅟ
Проблему ᅟкоммуникативной ᅟструктуры ᅟдетской ᅟлитературы ᅟосвещает ᅟв ᅟдиссертационной ᅟработе ᅟи ᅟряде ᅟстатей ᅟА.Н.Папуша. ᅟИсследователь ᅟотмечает, ᅟчто ᅟ«… ᅟэто ᅟспецифическая ᅟмодель ᅟлитературной ᅟкоммуникации ᅟ…, ᅟкоторая ᅟтребует ᅟадекватного ᅟтеоретико-литературного ᅟязыка ᅟописания ᅟ… ᅟи ᅟявляется ᅟполноценным ᅟобъектом ᅟлитературоведения» ᅟ[4].
ᅟД. ᅟРоджер ᅟв ᅟразведке ᅟ«Children’s ᅟLiterature, ᅟPure ᅟand ᅟApplied» ᅟисследует ᅟдетскую ᅟлитературу ᅟв ᅟкультурах ᅟразных ᅟстран. ᅟОн ᅟанализирует, ᅟс ᅟодной ᅟстороны, ᅟсодержание ᅟи ᅟлитературные ᅟформы ᅟ(the ᅟ«pure ᅟside»), ᅟа ᅟс ᅟдругой ᅟ– ᅟпотенциальные ᅟсоциальные ᅟфункции ᅟ(the ᅟ«applied» ᅟside) ᅟ[5: с.ᅟ3].
Таким ᅟобразом, ᅟдетскую ᅟлитературу ᅟисследователи ᅟрассматривают ᅟкак ᅟсоставляющую ᅟобщей ᅟлитературы, ᅟадресованную ᅟопределённой ᅟкатегории ᅟреципиентов. ᅟЭта ᅟчасть ᅟполилитературной ᅟсистемы ᅟне ᅟтолько ᅟсуществует ᅟв ᅟоппозиции ᅟк ᅟ ᅟвзрослому, ᅟклассическому ᅟчтению, ᅟно ᅟявляется ᅟсамобытным ᅟлитературным ᅟфеноменом, ᅟс ᅟсобственным ᅟсмысловым, ᅟжанрово-ᅟтематическим ᅟрепертуаром.
Анализ ᅟхудожественной ᅟсистемы ᅟдетской ᅟлитературы ᅟпозволяет ᅟпонять ᅟнекоторые ᅟиз ᅟпричин ᅟеё ᅟпопулярности:
— связь ᅟс ᅟфольклором;
— заимствования ᅟинтересных ᅟсюжетов, ᅟобразов;
— сказочно-мифологическая ᅟмодель ᅟпространства-времени; ᅟ
— оперирование ᅟмногими ᅟвременными ᅟуровнями; ᅟ
— интертекстуальность; ᅟ
— особенности ᅟцелевой ᅟаудитории; ᅟ
— актуализация ᅟкак ᅟнациональных, ᅟтак ᅟи ᅟинтернациональных ᅟидей;
— присутствие ᅟюмора, ᅟкоторый ᅟимеет ᅟсоциальную ᅟфункцию;
— инновационность; ᅟ
— эстетическое ᅟоформление ᅟречи;
— фантазийность. ᅟ
Современная ᅟдетская ᅟлитература ᅟфактически ᅟлишена ᅟтематических ᅟграниц. ᅟПоэтому ᅟуспешными ᅟявляются ᅟтакже ᅟте ᅟпроизведения, ᅟкоммуниканты ᅟкоторых ᅟчётко ᅟочерчены. ᅟВ ᅟэтом ᅟи ᅟзаключается ᅟсложность ᅟсоздания, ᅟкогда ᅟпроизведение ᅟнаходится ᅟв ᅟкругу ᅟвосприятия ᅟразновозрастной ᅟчитателя ᅟ[7: с.33].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы