Часть дипломной работы на тему Особенности нарушений письма у младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Механизмы письма как формы речевой деятельности 6
1.2. Предпосылки овладения письменной речью 15
1.3. Определение, этиология и классификация дисграфии 19
1.4. Симптоматика нарушений письма у младших школьников 25
Глава 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ ПРОЦЕСССА ПИСЬМА 31
2.1. Цель и задачи исследования 31
2.2. Организация исследования и характеристика исследуемых детей 32
2.3. Методика исследования нарушений письма у младших школьников с дисграфией 34
Глава 3. ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (АНАЛИЗ ДАННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) 45
Глава 4. НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
Введение:
Для учеников младших классов современной общеобразовательной школы, как отмечают многие исследователи и учителя-практики, свойственна катастрофическая неуспеваемость по родному (русскому) языку. Это явление у младших школьников, как правило, определяется как специфическое нарушение письменной речи или дисграфия.
В России, согласно данным профессора М.Е. Хватцева относящимся к 50-м годам XX века, число учащихся младших классов с дисграфией в общеобразовательных школах составляло около 6% [49]. По данным исследований Л.Г. Парамоновой, во 2-классах массовых школ дисграфия имеется у 53% учащихся, в 3-х классах – у 37% и в 8-х классах – у 39% [31].
При нормальном нервно-психическом, психомоторном и речевом развитии ребенка процесс обучения письму реализовывается на базе хорошо сформированных в дошкольный период речевых и неречевых психических функций (фонетико-фонематической, лексико-грамматической систем речи, связной речи, а также памяти, внимания, мышления, пространственных представлений, графо-моторных навыков и т.д.). У детей с различными отклонениями в речевом и психомоторном развитии в процессе обучения в школе отмечаются специфические дисграфические ошибки.
Проблема эффективности логопедической работы по устранению предпосылок возникновения дисграфических ошибок в дошкольном возрасте, а также по совершенствованию письменной речи учеников младших классов общеобразовательной школы раскрывается в трудах И.К. Колповской [19], А.Н. Корнева [21], Р.Е. Левиной [26], Р.И. Лалаевой [24], Л.Г. Парамоновой [37], Н.С. Рождественского [42], И.Н. Садовниковой [44], Л.Ф.Спировой [48], О.А. Токаревой [50], А.В. Ястребовой [59] и др.
Несмотря на многочисленные работы, посвященные данной проблеме, многие дети по-прежнему испытывают затруднения при овладении навыком письма и письменной речи. В связи с этим проблема нарушений письма и письменной речи у учеников младших классов является актуальной.
Проблема исследования: поиск эффективных путей логопедической работы по выявлению и устранению дисграфических ошибок в письменной речи младших школьников.
Объект исследования: процесс письма младших школьников.
Предмет исследования: особенности проявления нарушений письма у младших школьников.
Цель исследования: выявление особенностей нарушений письма у младших школьников.
Задачи работы:
1) провести теоретический анализ проблемы исследования нарушений письма у младших школьников;
2) выбрать адекватную методику исследования процесса письма у младших школьников;
3) провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные данные;
4) предложить и описать направления логопедической работы по коррекции дисграфии у учащихся младших классов.
Теоретическая значимость: расширение знаний по проблеме нарушений письма у младших школьников.
Практическая значимость: обогащение практического опыта и формулировка предложений и направлений логопедической работы по устранению данных проблем письменной речи.
Положения, выносимые на защиту:
1) Формирование навыков письма у младших школьников с дисграфией характеризуется определёнными особенностями.
2) Специфика овладения письмом учащимися с дисграфией затрагивает процессы устной речи, зрительно-пространственный функции и непосредственно процесс письма.
3) Необходимо проведение коррекционной работы по преодолению и устранению нарушений письменной речи у младших школьников с дисграфией.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, приложений. Иллюстрирована 4 таблицами и 5 диаграммами. Общий объём работы составляет 70 страниц. Список литературы представлен 60 наименованиями.
Заключение:
Выполнение дипломной работы позволило достичь поставленной во введении цели, что обеспечило реализацию выявления особенностей нарушений письма у младших школьников.
Достижению указанной цели способствовало решение всех поставленных задач.
По итогам решения первой задачи исследования был проведен теоретический анализ проблемы исследования нарушений письма у младших школьников. Было установлено следующее. Письмо – очень сложный и многоуровневый психофизиологический процесс, представляющий собой пример осознанной и организованной речевой деятельности. Обучение письму основывается на учете аналитико-синтетических принципов, а его механизмы нейрофизиологичны. Письмо, являясь наиболее поздно возникающей формой речевой деятельности, предполагает наличие ряда как психофизиологических, так и психологических и языковых предпосылок. Учитывая, что письмо предполагает усвоение целого комплекса действий, нередко при его усвоении возникают проблемы. В частности, дисграфия – систематическое и регулярное нарушение письменной деятельности, обусловленное рядом взаимосвязанных причин. Дисграфия приводит к целому ряду специфических нарушений, проявляющихся в ходе письма, существенно снижает возможности ребенка к адаптации в школе и усвоению учебного материала в полном объеме.
По итогам решения второй задачи исследования была выбрана адекватная методика исследования процесса письма у младших школьников. Для диагностики особенностей нарушений письма у учащихся начального звена была исследована устная речь, характер зрительно-пространственных функций и непосредственно письменная деятельность у испытуемых третьеклассников. Выборку составили третьеклассники как имеющие дисграфию (10 человек), так и не характеризующиеся наличием такого рода нарушения. Базой для диагностической деятельности выступили подходы и материалы Р.И. Лалаевой и Л.В. Венедиктовой.
По итогам решения третьей задачи исследования был проведен констатирующий эксперимент и проанализированы полученные данные. По итогам проведенного исследования нами было установлено значительное преобладание детей с ведущей правой рукой над детьми-левшами. При этом этот вывод одинаково соответствует как ситуации в экспериментальной, так и ситуации в контрольной группе. При этом сложности с ориентировкой в пространстве более характерны для младших школьников с дисграфией, хотя и нельзя сказать, что высокочастотны. Проведенная диагностика устной речи показала, что дети с дисграфией уступают своим сверстникам без дисграфии в отношении развития звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематического восприятия, языкового и слогового анализа и синтеза, фонематического синтеза и синтеза предложений, развития фонематических представлений. При изучении зрительно-пространственных функций у исследуемых младших школьников было установлено, что буквенный гнозис у учащихся без дисграфии развит в большей степени, нежели буквенный гнозис младших школьников с дисграфией. В ходе изучения непосредственного процесса письма было выявлено, что учащиеся без дисграфии существенно опережают учащихся, имеющих дисграфию, по успешности выполнения всех предложенных заданий: списывание, диктант, изложение. Проведенная диагностика позволила прийти к выводу о том, что специфика овладения письмом учащимися с дисграфией затрагивает процессы устной речи, зрительно-пространственный функции и непосредственно процесс письма. Этот вывод обусловил необходимость разработки содержания направлений логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников.
По итогам решения четвертой задачи исследования были предложены и описаны направления логопедической работы по коррекции дисграфии у учащихся младших классов. Основу логопедической работы по коррекции дисграфии у учащихся начального звена школы составили труды И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюковой, В.В. Ткачевой и пр., а также принципы гуманистической направленности, общности диагностики и коррекции развития, комплексной реализации приемов и методов, гармонизации атмосферы в учебном классе и внутри семьи. Логопедическая работа по коррекции дисграфии у учащихся младших классов реализуется по трем основным направлениям: по фонетическому направлению, по лексическому направлению и по синтаксическому направлению.
Таким образом, цель работы была достигнута, а задачи реализованы в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Механизмы письма как формы речевой деятельности
Письмо – это психофизиологический процесс, представляющий собой наиболее сложную, осознанную форму речевой деятельности.
Дефиниция «письмо» объединяет три различных категории явлений: своего рода особую систему символов, метод перекодирования устной речи в письменную и особую форму коммуникации [16].
Русская орфография основана на нескольких основных принципах. Наиболее часто принимаемыми являются фонематический [16], традиционный, этимологический или морфологический [51].
Фонетический принцип (графическая основа): логически доминирует, но его использование существенно ограничено морфологическим и традиционным принципами; по мнению А.Н. Корнева [21], это своего рода основное правило со многими исключениями. Согласно принципу фонематического рода, названия букв соответствуют друг другу («пиши, как слышишь»), независимо от того, находится ли акустическая фонема в сильной или слабой позиции в слове.
Традиционный принцип имеет второе название в школьной программе «исторический», поскольку он сохраняет написание исторически старых слов, для которых современные принципы произношения и морфологии неадекватны, это так называемые «словарные слова [51].
Морфологический принцип (корней, префиксов, суффиксов и окончаний) заключается в том, что их буквенные названия постоянны, независимо от произношения. В этом случае фонема в слабой позиции