Часть дипломной работы на тему Взаимосвязь самооценки и статусного положения в группе сверстников у девеантных подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи самооценки и статусного положения в группе сверстников у девиантных подростков 7
1.1. Категория самооценки в психологических исследованиях 7
1.2. Особенности формирования самооценки в подростковом возрасте 15
1.3. Психолого-педагогическая характеристика подростков с девиантным поведением 23
Глава 2. Исследование взаимосвязи самооценки и статусного положения в группе сверстников у девиантных подростков 32
2.1 Организация и проведение исследования 32
2.2 Анализ результатов проведенного исследования 35
2.3 Методические рекомендации для психологов по формированию адекватной самооценки у девиантных подростков 43
Заключение 52
Библиографический список 55
Приложения 55
Введение:
Актуальность исследования. Самооценка характеризуется как сложная система, определяющая характер самоотношения индивида и включающая общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности [11].
Как отмечает И.В. Арендачук и др., личность подростков отличается внутренней неопределенностью, связанной с кризисом идентичности. В подростковом возрасте активно формируется Я-концепция, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир [3].
По мнению Ф.Х. Исаевой подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние [26].
А.В. Федоренко считает, что одним из главных новообразований подросткового возраста является формирование своеобразного чувства взрослости, подросток субъективного чувствует себя взрослым, но при этом ни юридически, ни психологически он им не является. Несмотря на физиологические изменения, которые и создают у подростка чувство взрослости, его социальный статус не меняется, поэтому подростки начинают борьбу за признание своих прав, что часто приводит к негативным проявлениям подросткового кризиса, в том числе девиантному поведению [59].
Как отмечает И.В. Фатеев, девиантное поведение характеризуют как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся общественных норм. Подросткам с девиантным поведением, в отличие от подростков относительной нормы, присущи также индивидуалистическое, эгоистическое отношение к группе сверстников, нереалистичная самооценка, что препятствует осознанию собственных внутренних конфликтов, при формировании неадекватной логики восприятия реальности происходящего [58].
Цель исследования: исследовать взаимосвязь самооценки и статусного положения в группе сверстников у девиантных подростков.
Объект исследования: самооценка и статусное положение в группе сверстников девиантных подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и статусного положения в группе сверстников у девиантных подростков.
Задач исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать особенности самооценки у девиантных подростков.
3. Исследовать статусное положение девиантных подростков в группе сверстников.
4. Изучить взаимосвязь самооценки и статусного положения в группе сверстников у девиантных подростков.
5. Разработать методические рекомендации для психологов по формированию адекватной самооценки у девиантных подростков.
Гипотеза исследования: для девиантных подростков характерна взаимосвязь самооценки и статусного положения в группе сверстников.
Методы исследования: метод анализа литературы, биографический метод, метод опроса, метод количественного и качественного анализа, методы статистического анализа. В качестве диагностических методик использовали методику «Самооценка личности» (Т. Дембо-С.Я. Рубинштейн), методику «Социометрия» Дж. Морено.
Теоретическая значимость исследования: обобщили и систематизировали представления отечественных и зарубежных исследователей о категории самооценки об особенностях формированиях личности в подростковом возрасте, об особенностях самооценки подростков с девиантным поведениям.
Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования могут быть использованы психологами образовательных учреждений при организации сопровождения девиантных подростков в процессе формирования у них адекватной самооценки.
База исследования: исследование проводили на базе МОУ СОШ № 37, г. Комсомольск-на-Амуре. В исследовании приняли участие несовершеннолетние подросткового возраста с различными отклонениями в поведении в количестве 20 испытуемых.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 50 наименований.
Заключение:
В данной работе были проанализированы теоретические концепции, раскрывающие сущность формирования самооценки в подростковом возрасте. В нашей работе мы придерживались взглядов Л. С. Выготского, К. А. Абульхъановой-Славской и др., которые рассматривали самооценку как эмоциональный компонент самосознания, опирающийся с одной стороны на самопознание, а с другой — создающий главные предпосылки для формирования саморегуляции и саморазвития. Именно это суждение легло в основу проведенного нами исследования, направленного на выявление специфики самооценки у подростков с девиантным поведением и зависимость ее от статуса подростков в группе сверстников.
Трудности в приспособлении, адаптации к требованиям современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают в основном подростки. Девиантное поведение подростков является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения: в семье, школе.
Девиантное (отклоняющееся), поведение личности – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам (законам, правилам, традициям и социальным установкам). Определяя девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы изменяются, что придает отклоняющемуся поведению исторически преходящий характер. Исходя из сказанного, можно трактовать девиантное поведение, как нарушение не любых, а наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.
Изучение литературы по теме показало, что в подростковом возрасте происходит развитие интеллектуальной, эмоциональной сферы, изменения в мотивационной структуре, центральным новообразованием становится открытие «Я-концепции», осознание своей индивидуальности, а ведущим видом деятельности – общение со сверстниками. В связи с тем, что в данный период онтогенеза формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок – на внутренние. Центральное новообразование данного возраста приводит к формированию самооценки как основного регулятора поведения: углубляются аспекты самооценки, прослеживается выраженность моральных качеств, повышается влияние оценки социального окружения на самооценку подростка, сформированная самооценка оказывает влияние на социально-психологический статус в группе.
В результате проведения эмпирического исследования были рассмотрены особенности самооценки подростков с девиантным поведением в зависимости от статуса подростков в группе сверстников. Исследование проходило на базе МОУ СОШ № 37, г. Комсомольск-на-Амуре. В исследовании приняли участие несовершеннолетние подросткового возраста с различными отклонениями в поведении в количестве 20 испытуемых.
В результате проведения исследования были сделаны выводы, что большинство подростков с девиантным поведением имели завышенную самооценку. Также в результате исследования особенностей статусного положения в группе сверстников у девиантных подростков было выявлено, что большинство подростков имеют статусное положение «звезды» и «предпочитаемые». Корреляционный анализ показал прямую взаимосвязь между уровнем самооценки и уровнем статусного положения в группе сверстников.
На основе полученных результатов были разработаны методические рекомендации по формированию адекватной самооценки у девиантных подростков с девиантным поведением.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи самооценки и статусного положения в группе сверстников у девиантных подростков
1.1. Категория самооценки в психологических исследованиях
В отечественной и зарубежной психологии уделяется большое внимание вопросу самооценки. Появление понятия «самооценки» относится к периоду зарождения современной психологии. У. Джеймс более ста лет назад предложил использовать понятие «самооценка» как оценку собственного положения в обществе, оценку своего успеха или неуспеха в жизни. Также именно он предложил выделять два вида самооценки: самодовольство и недовольство собой. Для определения самооценки
У. Джеймс вывел ее формулу, в которой самооценка равна соотношению достижений и притязаний человека [44].
Зарубежная психология, как правило, рассматривает самооценку в рамках одного из элементов «Я-концепции», под которой понимают совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой, то есть это совокупность установок, направленных на самого себя». То есть самооценка включается в более сложную общую структуру личности человека. «Я-концепция» выполняет более широкие функции, чем самооценка. Например, согласно К. Роджерсу, «Я-концепция» выполняет такие функции как контроль и интерпретация поведения, его влияние на выбор человеком своей активности, что может обуславливать особенности развития позитивной и негативной «Я-концепции» [50].
Р. Бернс также включает в самооценку эмоциональный компонент Я-концепции, понимая под самой «Я-концепцией» содержательную структуру самосознания личности, которая связана с отношением человека к себе или отдельным своим качествам. По мнению автора, самооценка – это степень отражения у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной