Часть дипломной работы на тему Логопедическая работа по формированию навыков составления рассказов-описания у дошкольников 6-7 лет с ОНР III уровня через реализацию проекта « Сказки о главном
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Целью
исследования выступало определение
особенностей развития навыков составлять описательные рассказы у детей с ОНР III уровня. В ходе исследования были получены
следующие выводы:
1. Описательная речь характеризуется
отличительными особенностями построения, которые представляются завершенностью,
тематическим единством, подчинением высказываний единой мысли. Такая мысль строится
на базе определенной логической схемы, связностью ее отдельных частей и
предложений, а также имеет оценочное суждение и вывод об описываемом объекте.
При этом в старшем дошкольном возрасте у ребенка только начинается формирование
описательной речи.
2. Под общим недоразвитием речи в
логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено
формирование всех компонентов речи. Речевое недоразвитие детей дошкольного
возраста может быть выражено в разных степенях: от полного отсутствия речевых
средств общения до развернутого вещание с проявлениями лексически
грамматических и фонетико-фонематических нарушений.
3. У детей с общим недоразвитием речи
формирование связной контекстной речи приобретает первостепенное значение в
общем комплексе коррекционных мероприятий. Обучение детей
дошкольного возраста составлять описательные рассказы является первой ступенью
в процессе формирования навыков связной монологической речи. При этом такое
обучение оказывает эффективное влияние на познавательное развитие дошкольников,
способствует формированию у них речемыслительной деятельности, активизирует
зрительное, слуховое и тактильное восприятие, память и воображение.
4. С детьми старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи было организовано исследование
по выявлению уровня сформированности связной речи. В ходе исследования было определено, что связная речь у детей дошкольного
возраста с ОНР в большинстве случаев сформирована на низком или среднем уровне.
5. Для детей с ОНР
был разработан проект, который направлялся на коррекцию выявленных недостатков
речи. Было определено, что важным
средством формирования описательной речи в старшем дошкольном возрасте является
русская народная сказка, которая максимально доступна для понимания ребенка.
Цель данного проекта заключалась в том, что,
используя разработанные занятия на основе сказок в работе с детьми с общим
недоразвитием речи, можно по-новому использовать давно знакомые игры и
упражнения, что делает возможным значительные сдвиги в обучении составления
рассказов описания детей в позитивную сторону. На основании рабочей программы
было разработано перспективное планирование для детей старшего дошкольного
возраста с ОНР III уровня. На каждую неделю подобрана лексическая тема в
соответствии с темой в рабочей программе, сказка, наглядный материал.
6.
После проведения коррекционно-развивающих
занятий по формированию связной контекстной речи, было проведено повторное
исследование, которое показало, что уровень сформированности связного
рассказывания у детей исследуемой группы повысился. Итак,
при повторном обследовании у детей с ОНР III уровня преобладают
средние и высокие показатели сформированности
способности составлять адекватное законченное высказывание на уровне
фразы; способности воспроизводить
небольшой по объему и простой по структуре литературный текст; способности к
передаче содержания зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации, тогда как на
констатирующем этапе исследования преобладающим являлся низкий уровень их
развития.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
III. ОЦЕНКА ПРОДУКТА ПРОЕКТА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
3.1
Динамика развития навыков составления рассказов-описания детьми 6-7летнего
возраста с ОНР III уровня
После введения в работу с детьми проекта «Сказки о главном» было проведено контрольное исследование уровня
сформированности навыка составления рассказов описания у дошкольников с
ОНР III уровня. Исследование проводилось по тем же методиками, что и
на предпроектном этапе, все задания были аналогичными.
Полученные данные первого задания по каждому ребенку на контрольном
этапе по данному заданию, показаны в таблице ниже.
Таблица 1
Уровень развития способности
составлять законченное высказывание на уровне фразы (контрольный этап) № п\п ФИО ребенка 1 картинка 2 картинка 3 картинка 4 картинка 5 картинка Общий результат Уровень развития 1 Марина Святошко 5 5 4 5 4 23 Высокий 2 Лена Попович 4 4 3 3 3 17 Средний 3 Семен Жуков 4 4 3 4 3 18 Средний 4 Даша Стрельцова 4 3 3 4 3 17 Средний 5 Игорь Гайлис 5 5 5 4 4 23 Высокий 6 Кристина Фокина 4 4 3 4 3 18 Средний 7 Егор Терешов 4 4 5 5 5 23 Высокий 8 Алена Совенко 4 4 4 4 3 19 Средний 9 Андрей Рубцов 3 4 4 3 3 17 Средний 10 Антон Ивлев 2 2 2 1 1 8 Низкий 11 Максим Лубченко 3 3 4 4 4 18 Средний 12 Света Коробова 4 3 3 3 4 17 Средний