Дефектология Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Коррекция темпо-ритмической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи на музыкальных занятиях.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Музыкальное развитие в художественно-эстетическом воспитании дошкольников 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 18
1.3 Значение музыкальных занятий в формировании произносительной стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи 25
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 30
2.1. Характеристика методов диагностики 30
2.2. Анализ программы 39
2.3. Организация и анализ констатирующего эксперимента 45
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ 49
3.1. Обзор методик коррекции темпо-ритмической стороны речи дошкольников 49
3.2 Организация обучающего эксперимента 56
3.3 Контрольный эксперимент 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74

  

Введение:

 

Одна из важнейших задач, стоящих перед обществом, – это воспитание гармоничной личности. Формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура очень важно начинать с раннего возраста, создавать необходимые условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства, воображение, побуждать детей к творчеству.
Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способный воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Все виды искусств формируют в личности мировоззрение, систему эмоционально-ценностных представлений о взаимодействии с природой и обществом, настраивают личность на самосовершенствование, самообразование и гармонию отношений с природой [2].
Именно сегодня детям открыты большие возможности для гармоничного развития, создаются все необходимые условия для самореализации. В особой заботе и пристальном внимании нуждаются дошкольники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Художественно-эстетическое воспитание необходимо осуществлять в комплексе со всеми задачами развития и обучения детей данной категории, формируя у них такие качества, как внимание, память, общую и мелкую моторику, зрительно-пространственную ориентацию и речеслуховое восприятие, творческое отношение к труду, умение работать и жить в коллективе.
В воспитательном процессе, по определению В. А. Сухомлинского, нужна «гармония педагогических действий». Только при этом условии возможно достижение главной цели – воспитание творческой всесторонне развитой личности [1]. Психологи и педагоги проводят исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления личности, как творческой индивидуальности. Образовательные программы и педагогические технологии направлены на воспитание гармонически развитой личности.
Формирование личности и художественно-эстетической культуры, с точки зрения писателей, педагогов и деятелей культуры (Д. Б. Кабалевский, А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой), особенно важно для этого возраста, поскольку именно в этот период закладываются все основы будущего развития личности [20].
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что у дошкольников с ОНР имеются нарушения всех компонентов речевого высказывания, в том числе и темпо-ритмической стороны речи. В свою очередь, процесс игры на музыкальных инструментах, слушание, обучение певческим навыкам у дошкольников способствует улучшению развития правильного звукопроизношения. Пение расширяет кругозор, нормализует деятельности периферических отделов речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосообразующего центров речи. Темпо-ритмические средства выразительности организуют устную речь в целом, делая процесс коммуникации более информативным.
Объект исследования – темпо-ритмическая, произносительная стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет – процесс развития темпо-ритмической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи на музыкальных занятиях.
Цель – разработать систему логопедической работы по развитию темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи на музыкальных занятиях.
Данная цель определяет следующие задачи:
 анализ психолого-педагогических исследований по изучаемой проблеме;
 подбор диагностического инструментария;
 подбор упражнений и заданий по коррекции темпо-ритмической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи на музыкальных занятиях;
– определение эффективности коррекционной работы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
 теоретические (изучение, анализ, систематизация, обобщение);
 эмпирические (беседа, наблюдение, констатирующий, обучающий и контрольный эксперимент, оценка результатов работы).
Методологическую основу работы составили современные положения о становлении базиса культуры личности дошкольника, личностно-ориентированном воспитании, гармонизации системы отношений человека с окружающей действительностью (Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, А. А. Мелик, Б. М. Неменский, Е. М. Торошилова, А. Н. Утехина); результаты педагогических исследований по формированию у дошкольников художественного вкуса, эстетического осознания прекрасного (Н. А. Вершинина, Н. М. Зубарева, Т. С. Комарова, Р. А. Мирошкина) [11].
База исследования: МАДОУ – детский сад № 80 города Екатеринбурга. Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные условия повышения профессиональной компетентности педагогов в области коррекции темпо-ритмической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи на музыкальных занятиях, могут быть использованы в работе других дошкольных образовательных организаций.
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и двух приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Значение художественно-эстетического развития в дошкольном возрасте особенно велико. Поскольку в этом возрасте отмечается повышенная восприимчивость психических функций к внешним воздействиям, происходит совершенствование познавательных процессов. Художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность и не ограничивается только созерцательной задачей, а формирует способность создавать прекрасное в искусстве и жизни ребенка.
Дошкольники с общим недоразвитием речи, имеют нарушения всех компонентов речевого высказывания, в том числе и темпо-ритмической стороны речи. Кроме того, исследователи отмечают нарушения моторной сферы, что соотносится с низким уровнем развития координации движения, общей моторной неловкостью. В помощь специалисту для преодоления выделенных нарушений у дошкольников с ОНР приходят средства музыкального воспитания. Процесс игры на музыкальных инструментах, слушание, обучение певческим навыкам у дошкольников способствуют улучшению развития правильного звукопроизношения. Пение расширяет кругозор, нормализует деятельности периферических отделов речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосообразующего центров речи. Темпо-ритмические средства выразительности организуют устную речь в целом, делая процесс коммуникации более информативным.
В логопедической практике сформировалось целое направление – логоритмика, которое предполагает комплексное использование средств музыки и ритма, которые позволяют преодолевать нарушения темпо-ритмической стороны речи, которые характерны для целого ряда речевых нарушений. Созданием логоритмических методик занимались различные специалисты, например, Н. А. Бернштейн, Г. А. Волкова, Г. Р. Шашкина, Н. А. Рычкова и др.
С целью выявления особенностей состояния темпо-ритмической стороны речи дошкольников с ОНР нами было проведено диагностическое исследование на основании методики О. П. Радыновой, в котором приняло участие 7 старших дошкольников с ОНР. По результатам диагностики выявлено недостаточность развития темпо-ритмической стороны речи, определена необходимость разработки содержания коррекционной работы на музыкальных занятиях. Подобранные методы коррекции (задания с использованием элементов логоритмики, игры для развития чувства ритма, темпа, слушание музыкальных произведений, пение и т. п.) доказали эффективность выбранных методик, выявили положительную динамику в развитии темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В результате поставленная цель: разработать системы логопедической работы по развитию темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи на музыкальных занятиях достигнута. Поставленные нами задачи решены.
Активно включая художественно-эстетическое воспитание в коррекционную работу с детьми с общим недоразвитием речи, можно раскрыть индивидуальность дошкольников, способствовать самовыражению личности, сформировать внутреннюю потребность к творческому преобразованию окружающей действительности, создать основу для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге способствует формированию правильной речи, оказывает благоприятное влияние на физическое развитие детей, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку, способствует становлению творческой личности ребенка и является залогом успешной учебной деятельности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Музыкальное развитие в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

Известные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Т. А. Маркова, А. П. Усова, Е. А. Флерина и другие) считали, что высшие психические функции (логическое мышление, произвольное внимание, творческое воображение) формируются под влиянием обучения и воспитания. В процессе воспитательного воздействия проявляются высокие потенциальные возможности ребенка [11].
Эстетическое развитие (от греч. aisthesis – ощущение, понимание) развитие способности переживать явления действительности как прекрасные. Эстетическое развитие осуществляется при восприятии объектов, которые могут провоцировать определенные эмоциональные переживания, а также при реализации собственной художественной деятельности личности, особенно тогда, когда для этого созданы условия специально организованного воспитания и обучения [26].
Краткий словарь по эстетике: «Художественно-эстетическое воспитание – это система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в искусстве» [25].
Художественное воспитание – составляющая эстетического воспитания; выработка при помощи средств искусства эстетического восприятия окружающего мира; формирование художественно-творческих способностей в разнообразных направлениях искусства и потребности вносить прекрасное в жизнь [23].
Ребенок с самого раннего детства проявляет непроизвольное стремление ко всему яркому и привлекательному, проявляет положительные эмоции в отношении ярких игрушек и объектов. Такие объекты становятся для него источников ощущения удовольствия, интереса. Определение «красивый» постепенно становится частью жизни ребенка. С первого года они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; радуются и грустят.
Эстетическое восприятие окружающего мира обладает рядом специфических характеристик. Центральным параметром для него следует считать чувственную форму объектов – их цвет, форма, звук. Это предполагает необходимость развития и совершенствования сенсорной сферы. Красота окружающего нас мира, его богатство, разнообразие природы, все воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Эстетическое восприятие в любом случае соотносится с переживанием определенных эмоций, которые возникают непосредственно при наблюдении эстетических явлений. Сделать ребенка полноценным участников такой действительности, помочь ему познать ее красоту, уникальность, выработать потребность любить и беречь природу – задача педагога [8].
Природа имеет огромное значение в воспитании и развитии на этапе дошкольного детства. В это время у детей происходит становление начальных представлений об окружающем мире, вырабатывается способность выявлять элементарные взаимосвязи и закономерности в отношении событий и объектов окружающего мира, а также формируется умение самостоятельно использовать и опираться на сформированные представления в выполняемой практической деятельности.
Окружающая действительность представлена большим разнообразием форм. Это и семья, и детский сад, и родной город. Это мир взрослых, внутри которого существует и осуществляет определенные взаимодействия дошкольник. Мир предметов, которые содействуют ему в изучении окружающей реальности [5].
Термин «художественно-эстетическое воспитание» предполагает выработку в ребенке художественно-эстетического отношения к действительности и активизации его творческой деятельности по законам красоты. Эстетическое воспитание проявляется в таких направлениях, как художественное творчество, эстетика быта, поведения, труда, отношений при этом происходит формирование его личности не как деятеля искусства, а как субъекта активной эстетической жизнедеятельности. Содержание эстетического воспитания представляет собой целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности.
У истоков системы музыкально-эстетического воспитания стояла В. Н. Шацкая, которая одной из первых в отечественной педагогике указала на целесообразность применения разнообразных форм искусства в формировании личности и воспитании подрастающего поколения. В детском саду Шацких музыкальное воспитание осуществлялось системно и последовательно. В книге В. Н. Шацкой впервые говорится, о методике проведения музыкальных групповых занятий, ставятся задачи музыкальной работы в каждой возрастной группе. Обобщаются основные положения об организации слушания, пения, музыкально-ритмических движений. Описываются квалификационные требования в подготовке педагога-музыканта в детском саду.
Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. В течение всего дошкольного детства фиксируются преобразования в восприятии воспитанника от простого к сложному. По этой причине художественно-эстетическое воспитание следует считать достаточно сложноорганизованным и продолжительным процессов: у дошкольников формируются определенные художественные впечатления, начальные представления об искусстве, вырабатываются навыки различных видов художественной деятельности, среди которых значительное внимание уделяется музыке, рисованию, лепке, аппликации, конструированию [7].
На данном этапе развития происходит становление самостоятельности мыслительных процессов; развивается познавательный интерес детей и любознательность; активизируется формирование самосознания; происходит включение дошкольника в активный процесс познания окружающей реальности; развивается его позиция начальной социализации; гармонизируется эмоционально-коммуникативная сфера детей; оптимизируется их поведение; расширяются возможности совместной деятельности и общения детей. Кроме выработки эстетического отношения дошкольников к реальности и искусству, художественно-эстетическое воспитание также представляет собой значимый фактор гармоничного и полноценного развития их личности, содействует выработке нравственно-ценностных установок субъекта, обогащает его представления о мире, социуме и природе [7].
Классические произведения являются основой в формировании художественно-эстетического вкуса у детей. Игровая деятельность в свою очередь, доставляет детям радость, удовольствие, способствует формированию художественно-эстетического вкуса. Дети учатся видеть и беречь красоту вокруг себя.
Развивая художественно-эстетические способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, педагог формирует базу, которая в последующем будет основой для выработки и накопления духовного богатства личности.
Большое значение в условиях современной деятельности образовательной системы имеет соблюдение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, в которых художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей».
Изменения в социуме и отечественной педагогике стали стимулирующими факторами для трансформации системы дошкольного образования, что проявилось как в преобразованиях организационной, так и содержательной составляющей данного этапа образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) сконструирован с опорой на Конвенцию ООН о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации. ФГОС ДО предполагает соблюдение следующих принципов в образовании:
— поддержки специфики и разнообразия детства;
 сохранения уникальности и самоценности детства как одной из наиболее значимых стадий в общем онтогенезе человека;
 личностно-развивающую и гуманистическую направленности взаимодействия взрослых и детей;
 уважение личности ребенка как обязательное условие деятельности всех субъектов образовательного процесса;
 реализация образовательного процесса в таких формах, которые оптимальны и доступны для детей конкретной возрастной категории, в первую очередь в виде игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, которая позволяет решать задачи художественно-эстетического развития дошкольника [30].
«Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы» Н. Е. Вераксы ориентирована на то, что реализовать все факторы, позволяющие полноценно развивать личность, мотивацию и способности дошкольников в разнообразных формах деятельности и реализовывать следующие составляющие элементы, которые обозначаются, как конкретные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Цель любой формы искусства – это отражение реальности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, понимать идею художника, композитора [3].
Согласно ФГОС ДО, в качестве одной из максимально значимых задач, которые решают в плане художественно-эстетического развития субъекта следует принимать развитие общей культуры дошкольников, в том числе выработку соответствующих ценностно-нравственных установок, а также выработки нравственных, эстетических характеристик личности детей.
Образовательная деятельность, которая решает задачи художественно-эстетического развития ребенка, предполагает выполнение ряда параметров:
 расширение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;
 организация художественной деятельности, которая соответствует особенностям возрастного и индивидуального развития: музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования; сюжетно-ролевой и режиссерской игры;
 предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;
 поддержка детской непосредственности, поощрения, стимуляция фантазии и воображения ребенка [30].
Для оптимального осуществления задач художественно-эстетической области в рамках ФГОС ДО обеспечиваются условия для проявления творческой инициативы и замыслов детей: поддерживающие инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов. Необходимо предлагать детям и включать их в различные формы художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры.
Соответственно, происходит преобразование взглядов на конструирование и реализацию образовательной деятельности в художественно-эстетическом направлении, как через систему занятий, так и через иные виды образовательной деятельности с воспитанниками дошкольного образовательного учреждения, а также конструирование программ, соответствующих критериям образования, выдвинутым во ФГОС ДО. Образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений ориентированы, в первую очередь, на полноценное, гармоничное формирование личности ребенка посредством реализации особых, специфичных форм деятельности, характерных для конкретного возраста: в большей степени игровая деятельности, а также разносторонний подход, предполагающий применение инновационных, активных методов педагогического взаимодействия, с индивидуальным подходом, на раскрытие собственного потенциала каждого ребенка [30].
К факторам продуктивной реализации художественно-эстетической деятельности можно отнести:
 непосредственная взаимосвязь с искусством;
 объединение разнообразных форм искусства и различных форм художественно-творческой деятельности детей;
 индивидуальный и дифференцированный подход к детям;
 овладение воспитанниками наиболее подходящих для них типов художественной выразительности;
 взаимосвязь обучения и творчества как фактор формирования творческой личности;
 создание эстетической развивающей среды.
Художественно-эстетическое воспитание является фактором, содействующим развитию эмоционального мира личности, увеличивает уровень познавательной активности.
Сформированная в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающая среда должна содействовать развитию и обогащению познавательной сферы, активизации интереса к искусству и его продуктам, развитию умений изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности и творчества [29].
В пункте 2.6 ФГОС ДО выделен тот факт, что художественно-эстетическое развитие направлено на становление говорится о том, что художественно-эстетическое развитие предполагает базы для полноценного ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; выработку эстетического отношения к существующей действительности; развитие начальных представлений о формах искусства; способность воспринимать музыкальные произведения, произведения художественной литературы, фольклора; активизацию процессов эмпатии и сопереживания в отношении героев художественных произведений; обеспечение условий для выполнения воспитанниками самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной) [30].
Все способы эстетического воспитания обладают высокой продуктивностью как сами по себе, так и при взаимодействии друг с другом. При выборе наиболее подходящих способов деятельности педагогу следует учитывать особенности непосредственно выбираемого метода деятельности, его предполагаемый воспитательный потенциал, принимать во внимание особенности задач, которые предполагается решить с помощью данного способа и, несомненно, необходимо опираться на специфику возрастного и индивидуального развития конкретной группы детей. Для каждого блока задач эстетического воспитания целесообразно применять свои методы деятельности.
Первая группа методов ориентирована на формирование у дошкольников представлений о разнообразии форм искусства, становление у них основ эстетического вкуса, способности воспринимать и понимать красоту. Доминирующими способами деятельности, которые позволяют достигать поставленные цели, выступают: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Вторая группа методов предполагает решение задач выработки навыков художественной деятельности, практические ме¬тоды: показ, упражнение, объяснение, моделирование, совместно-раздельная деятельность. Выбор форм, методов и средств художественно-эстетического воспитания дошкольников основывается на целях и задач конкретной деятельности, а также на специфике возрастного и индивидуального развития воспитанников.
Детство представляет собой неповторимый этап развития личности и жизнедеятельности субъекта, в рамках которого происходит становление главных художественно-эстетических характеристик субъекта, которые в дальнейшем сохраняют более или менее константный вид в течение все жизнедеятельности субъекта. Кроме того, на данном этапе формируется фундамент для всего дальнейшего развития человечества и происходит формирование личностных характеристик человека.
Именно на дошкольном этапе детства формируется большое психических характеристик субъекта, параметров его личности. В этом возрасте осуществляет развитие и совершенствование способностей, а также закрепление интереса к изобразительной деятельности, становление художественного вкуса и эстетического восприятия.
На ранних этапах онтогенеза закладываются основы эстетического восприятия и отношения к действительности. В качестве начальной стадии данного процесса можно выделить формирование дифференцирующей чувствительности всей сенсорной системы организма и способности эмоционально отзываться на самые яркие характеристики и качества объектов и феноменов. Ребенок демонстрирует реакцию на автономные, максимально яркие характеристики: на ритмические движения, музыкальные звуки, чистые яркие цветовые тона, на лицо матери, ее улыбку, ласковую речь [9].
На протяжении всего первого года жизни происходит развитие сенсорно-эмоциональной восприимчивости ребенка. Со временем на втором году жизни у дошкольников начинается развитие восприятия: дошкольник воспринимание не только качества и характеристики окружающего мира, но и конкретные средства эстетической выразительности в определенных произведениях искусства. У ребенка формируются адекватные реакции на контрастные выразительные средства в произведениях искусства: веселую и грустную мелодию, быстрый и медленный темп, громкое и тихое звучание музыки.
В младшем дошкольном возрасте можно зафиксировать последующие преобразования в формировании эстетической сферы дошкольника. Увеличивается уровень восприимчивости к художественным произведениям, к определенным компонентам их художественной формы, например к ритму, рифме, цвету. У дошкольников обнаруживается большое многообразие реакций также на содержание произведения в общем, происходит интенсивное формирование подражание в элементарных формах художественной и игровой деятельности, происходит выработка новых интересов и потребностей. Все выделенные закономерности являются признаком эстетической направленности художественной деятельности ребенка [14].
В среднем дошкольном возрасте отмечается значительное совершенствование детского восприятия, его точности и чувствительности, способности к разграничению мельчайших нюансов. Для эстетического восприятия является типичной фрагментарность, оно непосредственно соотносится с имеющимся у дошкольника практическим и чувственным опытом, а также его увлечениями. У дошкольников в данном возрасте четко прослеживается тенденция к занятиям художественной деятельностью, самостоятельному достижению определенной цели и реализации художественного замысла в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности. У них появляется умение сознательно достигать выразительности образа в танце, в пении, в драматизации, применяя для этого соответствующие средства [14].
На этапе завершения старшего дошкольного возраста постепенно у детей происходит выработка эмоциональной чувствительности в отношении выразительных различных средств в их комплексе, а также в отношении элементарных художественных образов. У них развивается умение не только замечать, но и понимать первоначальные эстетические характеристики в произведениях искусства. У детей вырабатывается стремление замечать прекрасное и в окружающей реальности [13].
Среди взрослых можно выделить большое количество личностей, которым интересны только конкретные формы искусства – одни любят поэзию и равнодушны к музыке, к живописи, другие любят живопись, скульптуру, но не любят поэзии и т.д. Дошкольники же демонстрируют интерес и стремление ко всем формам искусства и проявлениям прекрасного, подобная «всеохватность» эстетических интересов ребенка проявляется в такой же всеохватной, разносторонней эстетической активности в этом возрастном периоде: им интересно и рисовать, и петь, и лепить, и слушать сказки, играть на всех инструментах и танцевать. Каждая форма искусства и проявление прекрасного вызывает в нем определенный отклик. Другой типичной характеристикой детской эстетической жизни можно назвать ее творческую направленность: ребенок не способен остановиться исключительно на эстетическом восприятии, ему в любом случае необходимо выразить себя в творческой деятельности, в которой он будет применять все доступные для него средства.
Можно выделить следующие методы эстетического воспитания:
 метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире;
 метод убеждения в ходе становления эстетического восприятия, первичных проявлений вкуса;
 метод приучения, упражнения в практических действиях, которые ориентированы на посильную трансформацию дошкольниками эстетических характеристик окружающей среды, развитие культуры собственного поведения;
 метод поисковых ситуаций, который мотивирует на реализацию творческих и практических действий.
В качестве основных средств эстетического воспитания можно обозначить эстетику быта, природу, искусство, самостоятельную художественную деятельность детей.
Формы организации детей: это могут быть занятия, художественно – дидактические игры, праздничные утренники, вечера развлечений, экскурсии и прогулки, театрализованные представления.
В процессе реализации эстетического воспитания дошкольников необходимо принимать во внимание следующие факторы: обеспечение соответствующей предметно-пространственной среды, которая обогащается за счет включения в нее предметов искусства (также предметы искусства необходимо включать во сферы быта и повседневной жизнедеятельности ребенка), обеспечение активной деятельности непосредственно дошкольников, реализация индивидуального подхода в работе с воспитанниками, универсальность эстетического воспитания и художественного образования, единство эстетического и нравственного воспитания, комплексное воздействие всех средств, активное включение детей в разнообразные виды творческой деятельности [8].
Каждый ребенок отличается от других детей, все индивидуальны и уникальны, обладают собственными специфическими характеристиками формирования личности. Соответственно, можно говорить о том, что наличие представлений о специфических параметрах организации деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников детских садов является обязательным условием для продуктивной организации образовательной деятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы