Часть дипломной работы на тему Исследование взаимосвязи профессиональной направленности и самооценки у учащихся подросткового возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. САМООЦЕНКА КАК ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА О ВАЖНОСТИ СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ 5
1.1 Понятие самооценки в отечественной и зарубежной психологии 5
1.2 Особенности самооценки у учащихся в подростковом возрасте 13
1.3 Профессиональная направленность учащихся подросткового возраста 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27
Введение:
Актуальность данного исследования видится в том, что современные изменения российского образования определили переход от традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующий от учителя способности самостоятельно выстраивать и реализовывать собственную концепцию деятельности. Определение учителем образовательной стратегии обеспечивается непрерывным изучением собственного педагогического потенциала, в основе которого лежит самоанализ профессиональной деятельности.
Человек наделен уникальной способностью — управлять своей деятельностью, то есть совершать действия и контролировать их. Посредством собственного опыта, через общение с окружающей средой у человека формируется внутренний механизм – самоконтроль, который позволяет ему действовать логично и в соответствии с правилами поведения. Задача современного школьного образования состоит не только в том, чтобы обеспечить полноценное личностное, социальное и культурное развитие ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к дальнейшему развитию и самообразованию, развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы ее реализации.
Как демонстрирует практика, у многих подростков навыки самоконтроля и самооценки слабо развиты или же их совершенно нет. По этой причине развитие навыков самооценки и самоконтроля, воспитание привычки оценивать результаты собственного труда является наиболее важной задачей, которые стоят перед педагогом.
Гипотеза исследования: предполагается, что существует взаимосвязь между профессиональной направленностью и самооценкой у учащихся подросткового возраста.
Объект исследования: самооценка учащихся подросткового возраста
Предмет исследования: профессиональная направленность и ее взаимосвязь с самооценкой учащихся подросткового возраста
Целью исследования: выявление взаимосвязи профессиональной направленности и самооценки у учащихся подросткового возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1)провести теоретический анализ по теме самооценки;
2)рассмотреть особенности профессиональной направленностии самооценки учащихся подросткового возраста;
3) провести исследование по выявлению взаимосвязи профессиональной направленности и самооценки учащихся подросткового возраста.
Методологической основой исследования стали:
− сформировавшиеся в рамках философии и психологии личности идеи о взаимодействии личности с Миром (А.Н. Леонтьев, Б.Г Ананьев)
− положения психологии о возрастных особенностях процесса социализации личности (С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин)
− социально-психологические теории и концепции общения и формирования межличностных отношений между людьми (В.Н. Куницына,Л. И. Божович)
В исследовании были использованы следующие научные методы:
— Общенаучный метод (анализ литературных источников, обобщение и систематизация теоретических данных);
— Диагностический метод (Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси;Анкета Ориентация, И.Л. Соломин; Экспресс – диагностика социальных ценностей личности, Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов)
— Методы обработки математических данных (частотный анализ, критерий rs – Спирмена)
— Интерпретационный метод (пояснение эмпирических результатов и конструирование выводов).
База исследования. Исследование проводилось на базе МКОУ СШ № 2 им. Горького.
Выборку составили 47 учащихся старшей школы в возрасте от 15 до 17 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав – теоретической и эмпирической, которая содержит 4 таблицы и 3 графика, выводов, заключения и библиографического списка, состоящего из 53 источников. Приложение А содержит сводные таблицы данных, результаты корреляционного анализа.
В первой главе были изучены основные понятия по теме исследования.
Во второй главе представлено описание проведенного исследования, анализ и описание полученных результатов.
Практическая значимость работы: результаты исследования взаимосвязи между профессиональной направленностью и самооценкой учащихся подросткового возраста может быть использована школьными психологами или педагогами для работы с учащимися выпускных классов.
Заключение:
Целью исследования было выявление взаимосвязи профессиональной направленности и самооценки учащихся подросткового возраста.
Для достижения поставленной цели были выполнены задачи и сделаны следующие выводы:
Различные теории и взгляды на формирование, становления самооценки, динамику ее свойств в онтогенезе и ее роль в развитии подростка. При этом самооценка рассматривалась как один из компонентов, которые составляют самосознание.
Одним из путей формирования у подростков оптимального способа самооценки является сотрудничество с взрослыми, анализ и совместное обсуждение содержательных сторон деятельности. Если самооценка базируется на осознанных результатах самоконтроля, размышлений о себе и других, она становится реальным помощником подростка в определении своих путей в будущее.
Особенность профессиональной направленности у подростка, которая выражается как проверка осознания проблемы профессионального выбора и формирования готовности его осуществлять. Расширение представлений о желаемых профессиях осуществляется, в основном, за счет специфических требований, которые ставятся к профессионалу. Развитие относительной устойчивости к внешним факторам профессионализации происходит на основе осознания своих интересов, других индивидуальных особенностей и возможностей. Повышение неуверенности в однозначности профессионального выбора, приводит к обдумыванию и испытанию профессиональных альтернатив. Возникает попытка самоанализа и самооценки на основе представлений о профессии.
Исследование взаимосвязи профессиональной направленности и самооценки у учащихся подросткового возраста показало, что профессиональная направленность и выбор профессии не является взаимосвязанным с самооценкой подростка. То есть самооценка не будет являться определяющим фактором в выборе профессионального направления.
В результате цели и задачи были выполнены. Гипотеза о взаимосвязи профессиональной направленности и самооценки у учащихся подросткового возраста не подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. САМООЦЕНКА КАК ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА О ВАЖНОСТИ СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ
1.1 Понятие самооценки в отечественной и зарубежной психологии
В социальной психологии самооценка — это процесс рассмотрения самого себя с целью оценки аспектов, важных для его идентичности. Это один из мотивов, которые движут самооценкой, наряду с самоконтролем и самосовершенствованием. Мотив самооценки побуждает людей искать информацию, чтобы подтвердить свою неопределенную самооценку, а не свою определенную самооценку, и в то же время люди используют самооценку для повышения своей уверенности в собственном самопознании. Однако мотив самооценки может рассматриваться как совершенно отличный от двух других мотивов самооценки. В отличие от двух других мотивов через самооценку люди заинтересованы в точности своего текущего самосознания, а не в улучшении своего самосознания. Это делает самооценку единственным мотивом самооценки, который может нанести ущерб самооценке человека.
В педагогической психологии и образовании самооценка «включает в себя широкий спектр механизмов и методов, с помощью которых студенты описывают (т. е. оценивают) и, возможно, присваивают заслуги или ценность (т. е. оценивают) качества своих собственных процессов обучения и продуктов». В педагогическом исследовании были выявлены различные типы реализации самооценки [3] с учетом различных особенностей. На протяжении многих лет основное внимание уделялось «суммирующим» целям самооценки (например, студенты «угадывают» свой балл, который сравнивали с баллом учителя или сверстника). Однако, особенно в течение последних двух десятилетий с момента создания формирующей оценки, больше внимания уделялось формирующим целям, где основное внимание уделяется использованию самооценки для увеличения обучения студентов и саморегулируемого обучения. В настоящее время два мета-анализа поддерживают влияние мероприятий по самооценке на достижение [4] и саморегулируемое обучение и самоэффективность.
Самооценка была актуальной темой в психологии на протяжении десятилетий. Даже Фрейд, которого многие считают отцом-основателем психологии, имел теории о самооценке в основе своей работы. Что такое самооценка, как она развивается (или не развивается) и какое влияние она оказывает на психологов в течение длительного времени.
Хотя нам еще многое предстоит узнать о самооценке, мы, по крайней мере, смогли сузить круг вопросов о том, что такое самооценка и чем оно отличается от других подобных конструкций.
В психологии термин «самооценка» используется для описания общего чувства самооценки или личной ценности человека.
Самооценка часто рассматривается как черта личности, а это означает, что она имеет тенденцию быть стабильной и устойчивой.
Самооценка может включать в себя различные представления о себе, такие как оценка собственной внешности, убеждений, эмоций и поведения.
Самооценка может играть важную роль в мотивации и успехе на протяжении всей жизни. Низкая самооценка может помешать преуспеть в школе или на работе, потому что люди не верят, что способны на успех. Напротив, здоровая самооценка может помочь добиться успеха, потому что люди ориентируются в жизни с позитивным, напористым отношением и верят, что могут достичь своих целей [4,c.90].
Потребность в самоуважении играет важную роль в иерархии потребностей психолога Абрахама Маслоу, которая изображает самоуважение как одну из основных человеческих мотиваций. Маслоу предположил, что люди нуждаются как в уважении со стороны других людей, так и во внутреннем самоуважении. Обе эти потребности должны быть удовлетворены для того, чтобы индивид вырос как личность и достиг самоактуализации.
Важно отметить, что самооценка-это концепция, отличная от самоэффективности, которая включает в себя то, насколько хорошо вы считаете, что справитесь с будущими действиями, эффективностью или способностями.
Существуют различные факторы, которые могут влиять на самооценку. Генетические факторы, которые помогают формировать личность в целом, могут играть определенную роль, но часто именно наш опыт формирует основу общей самооценки. Например, те, кто постоянно получает чрезмерно критические или негативные оценки от опекунов, членов семьи и друзей, скорее всего, будут испытывать проблемы с низкой самооценкой [8].
Кроме того, внутреннее мышление, возраст, любые потенциальные болезни, инвалидность или физические ограничения и ваша работа могут повлиять на самооценку.
Признаки здоровой самооценки: Уверенность; Способность сказать «нет»; Позитивный прогноз; Способность видеть общие сильные и слабые стороны и принимать их; Негативный опыт не влияет на общую перспективу; Возможность выразить свои потребности; Признаки низкой самооценки; Негативный прогноз; Отсутствие доверия; Неспособность выразить свои потребности; Сосредоточься на своих слабостях; Чувство стыда, депрессии или тревоги; Вера в то, что другие лучше тебя; Проблема принятия положительных отзывов; Страх неудачи.
Самооценка-это знание о своих собственных тенденциях, мыслях, предпочтениях и привычках, хобби, навыках и слабостях.
Проще говоря, осознание того, кто мы есть, — это наше представление о себе.
Самооценка — совокупность сложной, организованной и динамичной системы усвоенных убеждений, установок и мнений, которые каждый человек считает истинными в отношении своего личного существования.
Упоминание об уважении может напомнить о четвертом уровне пирамиды Маслоу: потребности в уважении. В то время как эти потребности и концепция самоуважения, безусловно, связаны, потребности Маслоу в уважении больше сосредоточены на внешних мерах уважения, таких как уважение, статус, признание, достижение и престиж [34].
На этом уровне иерархии есть компонент самоуважения, но Маслоу считал, что уважение других людей важнее для развития и удовлетворения потребностей, чем самоуважение. Он объяснил, что для того, чтобы достичь самоактуализации и роста, необходимо удовлетворить потребность во внутреннем уважении и уважении со стороны других.
Самооценка должна рассматриваться как континуум, и может быть высокой, средней или низкой, и часто количественно определяется как число в эмпирических исследованиях [2,c.176].
При рассмотрении самооценки важно отметить, что как высокий, так и низкий уровни могут быть эмоционально и социально вредны для личности. Действительно, считается, что оптимальный уровень самооценки находится в середине континуума. Люди, работающие в этом диапазоне, считаются более социально доминирующими в отношениях.
Исследования показали, что основные различия между людьми с высокой и низкой самооценкой. Например, люди с высокой самооценкой фокусируются на росте и совершенствовании, в то время как люди с низкой самооценкой фокусируются на том, чтобы не делать ошибок в жизни.
Было показано, что низкая самооценка коррелирует с рядом негативных последствий, таких как депрессия [5, c. 90].