Часть дипломной работы Педагогика/Психология Дошкольное образование

Часть дипломной работы на тему Использование мультикапликационных фильмов, как средство развития интереса дошкольников к народной культуре

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ 6 ГОДА ЖИЗНИ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ 7
1.1 Развитие интереса дошкольников 6 года жизни к народной культуре, как педагогическая проблема 7
1.1.1. Понятие об интересе к народной культуре 7
1.1.2. Возрастные особенности развития интереса к народной культуре 11
1.1.3. Основные средства развития интереса дошкольников к народной культуре 21
1.2 Мультипликационные фильмы, как средство развития интереса к народной культуре 26
1.2.1 Понятие о мультипликационных фильмах, виды мультипликационных фильмов 26
1.2.2. Роль мультипликационных фильмов в развитии интересов у дошкольников 6 года жизни к народной культуре 31
1.2.3. Методика использования мультипликационных фильмов для развития интереса дошкольников к народной культуре 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

 

  

Введение:

 

Обновление содержания современного дошкольного образования связано с личностным развитием ребенка. В соответствии с ФГОС ДО особый акцент в содержательной стороне сделан на развитие детской личности, способной к развитию и саморазвитию: дошкольный возраст является благоприятным для освоения ребенком социального пространства, рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах со взрослыми и сверстниками. Важнейшей характеристикой детской личности, показателем ее сформированности является система интересов. Степень разносторонности и устойчивости интересов, особенности их изменения позволяют судить об уровне развития личности.
Принятие Концепции федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. № 1292-р), в соответствии с которой «традиционные формы духовности и этнической культуры народов России являются основой общероссийской идентичности, поэтому укрепление единства российской нации, развитие общегражданской идентичности россиян, обеспечение динамичного этнокультурного и духовного развития народов России, противодействие этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму являются важными факторами дальнейшего устойчивого развития страны», позволило обозначить еще одно направление развития познавательных интересов дошкольников: к культуре родного края.
Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции. Развитие интереса детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности.
Необходимость обращения к народной культуре в процессе воспитания обосновывается в трудах И.А. Ильина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского. Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». В связи с этим можно сказать, что без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека.
Одним из средств развития интереса дошкольников к народной культуре использования мультипликационных фильмов. Анализ ряда психолого-педагогических и искусствоведческих исследований (Л.И. Баженова, Г.Н. Козак, С.М. Эйзенштейн, М.И. Яновский), а также работ ряда мультипликаторов (Ю.Б. Норштейн, И.П. Иванов Вано) позволяют утверждать: мультфильм – один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря использованию особого художественного приёма – смешения фантастического и реального. Дошкольники очень впечатлительны, и не всегда могут отличать «действительность от созданий воображения», поэтому дети начинают доверять мультфильму, принимая его как часть реальности, воспринимать те жизненные ценности и установки, которые в нем содержатся.
Влияние мультипликационных фильмов на развитие личности ребенка изучали такие исследователи, как: А.Ф. Бурухина, М.В. Корепанова, О.В. Куниченко, А.Ф. Лалетина, Н.Е. Марков, И.Я. Медведева, Е.А. Тупичкина, Н.В. Олейник, А.Ф. Бурухина и др. По утверждению исследователей мультфильмы демонстрируют ребенку последствия несоблюдения 5 нравственных норм, проявления человеческих пороков, учат тому, какие наказания могут последовать за неправильными действиями и к каким положительным результатам привести правильные поступки. Трудные для усвоения и осознания ребёнком дошкольного возраста абстрактные понятия доброты, щедрости, жадности, зависти, отзывчивости и т.д. в мультфильме представлены в доступной, образной форме, понятной детям данного возраста.
Теоретический анализ проблемы развития у детей 6 лет интереса к народной культуре позволил выявить противоречие между необходимостью развития у детей 6 лет интереса к народной культуре и недостаточной разработанностью использования потенциала мультипликационных фильмов в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности мультипликационных фильмов в развитии у детей 6 лет интереса к народной культуре?
Цель: теоретически обосновать и экспериментально апробировать мультипликационные фильмы как средство развития у детей 6 лет интереса к народной культуре.
Объект исследования: процесс развития у детей 6 лет интереса к народной культуре.
Предмет исследования: развитие интереса детей 6 лет к народной культуре посредством мультипликационных фильмов.
Гипотеза исследования: развитие у детей 6 лет интереса к народной культуре посредством мультипликационных фильмов будет эффективным, если:
— мультфильмы, используемые в работе с детьми, будут отвечать разработанным критериям отбора кинопродукции в целях развития интереса к народной культуры у детей 6 лет: требованиям к зрительному и звуковому ряду мультфильма, сюжетной линии, образам персонажей мультфильма, его нравственной проблематике;
— методика педагогического сопровождения просмотра мультипликационных фильмов будет основываться на реализации поэтапно выстроенного воспитательного процесса, включающего в себя педагогическое сопровождение просмотра через целенаправленное создание ситуаций контакта ребёнка с мультфильмом (ситуации сознательного восприятия и понимания мультфильма, выделения нравственного содержания мультфильма, актуализации и проявления нравственных чувств, сопоставления нравственных конфликтов мультфильма с собственным поведением).
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития у детей 6 лет интереса к народной культуре.
2. Выявить уровень развития у детей 6 лет интереса к народной культуре.
3. Определить и апробировать методику развития у детей 6 лет интереса к народной культуре посредством мультипликационных фильмов.
4. Выявить динамику развития у детей 6 лет интереса к народной культуре.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта.
Новизна работы заключается в разработке качественной характеристики уровней сформированности у детей 6 лет интереса к народной культуре.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в работе обоснованы особенности развития у детей 6 лет интереса к народной культуре посредством мультипликационных фильмов.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная методика использования мультипликационных фильмов для развития интереса дошкольников к народной культуре, могут быть использованы в работе воспитателей и специалистов дошкольных образовательных организаций.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ 6 ГОДА ЖИЗНИ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

1.1 Развитие интереса дошкольников 6 года жизни к народной культуре, как педагогическая проблема
1.1.1. Понятие об интересе к народной культуре
Понятие «интерес» в психолого-педагогической литературе трактуется по-разному. Например, Г.П. Антонова утверждает, что интерес – это эмоциональное состояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся побудительностью этой деятельности [3].
А.К. Дусавицкий считает, что интерес – это пай, доля, привлечение к чему-либо, участие в чем-либо, склонность к чему-либо («проявлять интерес»); ценность и значение вещей, которые занимают мысли и чувства человека. С материальной точки зрения: интерес – это польза, выгода, корысть («иметь свой интерес») [8].
Л.С. Выготский под интересами понимает динамические тенденции, определяющие структуру направленности личности. С помощью интереса направленность личности меняется, личность развивается, совершенствуется. Рассмотрев понятия «интерес» и «познание», можно сделать вывод, что познавательный интерес – это более узкое понятие, целенаправленное стремление обучающихся к овладению знаниями, активный поиск новых способов углубления познания [6].
Г.И. Щукина считает, что познавательный интерес – это важнейшая область общего интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности [2].
В педагогической практике познавательный интерес рассматривают как средство активизации познавательной деятельности обучающихся, эффективный инструмент воспитателя, который позволяет ему сделать учебный процесс привлекательным, выделять в обучении именно те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольное внимание детей, заставить активизировать их мышление [11].
Познавательный интерес выражается в своем развитии различными состояниями. Условно можно различить последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Они позволяют более или менее точно определить состояние избирательного отношения ребенка к предмету. Эти стадии выделяются чисто условно, но наиболее характерные их признаки остаются общепризнанными [1].
Через интерес у детей будет устанавливаться связь с окружающим их миром, из которого они будут черпать нечто значимое и ценное для себя. Духовное богатство и широта общего кругозора определяются содержанием и разнообразием личности [7].
Интерес, проявляющийся и развивающийся в деятельности, позволяет раскрыться склонностям и способностям ребенка, диапазон которых очень широкий в дошкольном возрасте. Если деятельность совершается под влиянием интереса, то это может принести дошкольнику эмоциональное удовлетворение. У него создается ощущение успеха, он уверен в своих силах. Дошкольник становится доверчивым и открытым к окружающему миру [5, 6].
Интерес – это средство привлечения детей к обучению, активизации их мышления, заставляющее переживать и увлеченно работать. Познавательный интерес можно назвать избирательной деятельностью ребенка на познание предметов, событий окружающего его мира, который активизирует психические процессы, деятельность ребенка, его познавательные возможности.
Теоретический анализ психолого-педагогических исследований позволяет утверждать, что интерес – это обширное и многогранное понятие. Благодаря чему человек оказывается способен к длительному волевому усилию при решении различных умственных или практических задач; у человека создается уверенность в своих силах, интересы побуждают его к новому поиску.
Интерес к народной культуре – это расширение кругозора дошкольников, обогащение эмоциональными впечатлениями, проявление активного, эмоционально-положительного отношения к народной культуре. Развитие интереса детей дошкольного возраста к русской народной культуре, рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения были, роль народной культуры и народных традиций в становлении личности дошкольника. В ряде психолого-педагогических наблюдений подтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует гармоничному, всестороннему развитию личности, решает задачи, физического, эстетического, умственного, нравственного, трудового и семейного воспитания. Обсуждалось соответствующее условия, содержание, методы ознакомления детей с народными традициями с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, формирует общую духовную культуру, находит отклик в детских сердцах, раскрывает творческие способности каждого ребёнка.
Развивать интерес к народной культуре необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. В настоящее время существует несколько сотен определений культуры как довольно простых. Самое распространенное понимание культуры – совокупность достижений общества в результате материального и духовного развития. Но культура – это процесс сознательной деятельности человека, в ходе которого меняется окружающая его среда и он сам. Она представляет собой непрерывный творческий акт, единственный способ существования человечества. Иными словами, культура не сводится лишь к накопленному материальному и духовному богатству.
Народная культура – это не столько мир предметов и связанных с ними обычаев, сколько мир вневременных по своей значимости идей. Она создает целостное миросозерцание и миропонимание, наиболее значимой чертой которого является духовность.
Народная культура – это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ нравственного и патриотического воспитания. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на нравственные стороны личности [4].
Воспитательная возможность народной культуры, отмечает А. А. Данилов, заключается в том, что она помогает уяснить общий смысл важнейших категорий и понятий нравственности: добро-зло, щедрость-жадность, честь, скромность, долг. Известные педагоги и исследователи: А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова, Т. С. Комарова отмечали, что ознакомление с произведениями устного народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств и нравственных качеств [22].
Целенаправленное и систематическое использование народной культуры позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Каждый народ имеет свои традиции, многие из них – общечеловеческую ценность. Традиции помогают регулировать поведение людей, создают уверенность в будущем, предостерегают от неверных поступков, служат мощным средством их объединения. В качестве традиций выступают установки и нормы поведения, социальные идеи и убеждения, идейно-нравственные принципы, представления и взгляды.
Таким образом русская народная культура имеет глубокие педагогические возможности для детей дошкольного возраста. Духовный потенциал человека определяется не столько степенью его приобщенности к мировой культуре, сколько к национальным культурным традициям своего народа. Развитие интереса у детей дошкольного возраста к народной культуре выступает как педагогический феномен в образовании детей, как условие воспроизводства креативных способностей

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы