Часть дипломной работы на тему Использование дидактических игр при работе с системными явлениями лексики на уроках русского языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Глава 2 2
2.1. Понятие дидактической игры 2
2.2. Применение дидактических игр при работе с синонимами и антонимами 14
Список литературы 21
Заключение:
В данном параграфе мы целенаправленно развели понятие игры как развлечения и дидактической игры. Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения. Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.
Дидактическая языковая игра – это деятельность, которая обогащает и делает изучение языка более приятным. Это метод, направленный на достижение дидактических целей, поставленных учителем. Положительно влияет на развитие ребенка младшего школьного возраста и развивает его личность.
Поэтому его следует считать одним из ключевых методов обучения на уроках изучения системной лексики. Она также должна присутствовать на каждом уроке, ведь благодаря ей ученик приобретает положительное отношение к предмету, мотивирован на продолжение обучения, теряет робость и проявляет активность во время обучения.
Игра является одновременно источником знаний, развивает познавательные и эмоциональные процессы, а также помогает улучшить социальное взаимодействие и общение. Тем не менее, в современной дидактике игра не применяется так широко, как возможно, а игры не дифференцированы. Это говорит о том, что применение дидактичсеких игр не реализовано в полной мере.
Фрагмент текста работы:
Глава 2
2.1. Понятие дидактической игры
Игра – проверенный помощник в воспитании и обучении, так как в процессе нее ребенок не только формирует знания, но и проявляет свою личность. Благодаря этому мы можем глубже узнать ученика и на этой основе выстроить обучение. Однако на отдельных этапах развития (развития кого или чего?) игра имеет свои особенности и смысл. Есть различия, которые связаны с возрастными периодами, а есть такие, которые могут встречаться у детей одного возраста. Поэтому мы ищем способ и меру влияния и опосредования игры, чтобы дети могли понять ее законы и порядок, которым она управляется [4, c. 41]
Игра сопровождала человеческое общество с начала цивилизации, и литературные произведения, в том числе произведения философов Платона и Аристотеля, свидетельствуют о важной роли игры в античном обществе. Средневековые мыслители также говорили о роли игры в человеческой жизни и использовании игры в образовании. Помимо спортивно-подвижных игр, выделялись также интеллектуальные игры, например, головоломки, детские стишки и игры с картинками.
Игра по своей сути является одной из основных потребностей ребенка любого возраста, так как она не требует сложной вторичной мотивации. Даже без чрезмерной мотивации учащиеся выполняют задания игры со всей силой и возможностями. Игра активизирует учащихся гораздо больше, чем что-либо другое, приводит к полной и удивительной концентрации. Поэтому в случае, когда игровые задания могут быть включены в обучение, мы добьемся наибольшей эффективности. Общее правило для игр: чем проще правила игры, или чем проще дидактические средства (планы игры и т.п.), тем больше вероятность успеха игры — будь то популярность у детей или эффективность дидактического действия.
Для детей гораздо полезнее играть в игры с неспецифическим воздействием, которые, могут активизировать физическую и умственную деятельность и имеют наибольший социализирующий и творческий эффект [8, С. 54]
Понятие «игра» может быть осмыслено разных сторон. Рассмотрим это слово в том значении, в котором оно применяется как обучающее средство на уроке, то есть будем говорить о дидактической игре. Проследим, как оценивали дидактическую игру выдающиеся педагоги.
А.С. Макаренко рассматривал дидактическую игру как способ организации коллектива, развития знаний и формирования комплекса знаний. Он считал, что детские ролевые игры так же важны для развития ребёнка, как и для взрослого [10. С. 23]
В.А. Сухомлинский описывал дидактическую игру следующим образом: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [14, С. 12]
Л.С. Выготский считал, что игра способствует формированию личностных знаний и становится основой для преобразования игровых действий в умственные. Он назвал игру «девятым валом развития», руководящим средством воспитания и обучения [4, С. 61].
Так Ш.А. Амонашвили писал: «Игра – это метод познания действительности, направляемый внутренними силами и позволяющий ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры» [2, С. 14].
Таким образом, игра рассматривается как основа развития ребенка в дошкольном возрасте. Именно через нее, по мнению ученых, происходит познание мира ребенком и именно посредством игры развивается воображение, мышление и память ребенка. Проанализировав все эти высказывания, мы можем сказать, что дидактическая игра имеет огромное влияние на развитие процесса обучения.
Ф. Блехер, (советский педагог и дидакт) считал, что дидактической игра может считаться только тогда, когда процесс познания связан с идеями заинтересованности [3. С. 12]. Знание дидактических принципов способствует развитию учебной деятельности, поскольку предполагает возможность прогнозирования результатов определенных моделей обучения и позволяет приходить к правильным выводам и умозаключениям.
В своей работе голландский историк Йохан Хейзинга определяет игру следующим образом: «Игра есть свободное действие или занятие, которое в определенном, четко определенном времени и пространстве, совершающееся согласно свободно принятым, но безоговорочно обязывающих правил, имеет в себе свою цель и несет в себе чувство напряжения и радости и в то же время осознание своего отличия от повседневной жизни» [15, С. 75].
Игра оказывает положительное влияние на детей. Я. А. Коменский включил ее в свою педагогическую систему и считал игру столь же важной для здорового развития воспитанника, как питание и сон. По его словам, игра служит не только для развлечения, но и для обогащения знаний, развития чувств и мышления [9. С. 41] Для детей старшего возраста игра особенно полезна для физического здоровья и умственной активности. Им рекомендуются подвижные игры и интеллектуальные игры. Для детей игра связана с радостью и удовлетворением благодаря возможности самореализации, а потому она должна найти свое место и в школе, чтобы обучение было также приятным и веселым.
Мы видим функцию игры в том, что она служит отдыхом, позволяет разрядить чрезмерную энергию, является проявлением подражательного влечения и определенной формой подготовки к жизни и даже приближает ребенка к действительности. Представляя кого-то и принимая определенную роль, человек глубже проникает в действительность, лучше познает свое окружение и самого себя и тем самым обогащает собственную личность. Это не просто деятельность, удовлетворяющая материальный интерес, но смысл ее заключается в ней самой, в том, что она дает игроку, как он может проявить свою силу, смекалку, смелость, выносливость, воображение, творческие способности, жизнерадостность и эстетическое чувство во время игры. Игра развивает все стороны личности ребенка, становясь, таким образом, важным педагогическим средством. Это необходимо для всестороннего и гармоничного воспитания, которое мы понимаем и осознаем, как единство физического, интеллектуального, нравственного, трудового и эстетического воспитания.
В данном исследовании мы будем опираться на точку зрения Л. С. Выготского, который рассматривает игру как основу для учебной деятельности.
Включение дидактических игр в школьное обучение давно прошло путь как их принятия, так и отказа от них как ненужных и неэффективных. Первыми учреждениями, включившими в свой план игры, стали так называемые альтернативные учебные заведения. Развитие этого вида образования тесно связано с рядом изменений в виде современных тенденций, причем не только в области педагогики:
1. Изменения в содержании образования – уже не актуально учить то, что нужно было в прошлом, поэтому школьная программа была обновлена, чтобы иметь возможность вместить все возрастающий объем информации, передать знания, актуальные для учащихся в это время. Изменилось не только содержание учебного плана по отдельным предметам, но и набор преподаваемых предметов.
2. Изменения в структуре образовательных систем — хотя образование по-прежнему делится на отдельные ступени, внутри этих отдельных ступеней произошли изменения. Это относится, например, к продолжительности этих степеней, а также к созданию совершенно новых типов школ (к ним можно отнести, например, высшие профессиональные школы).
3. Изменения, вызванные влиянием рыночной экономики и приватизацией образования — к этому пункту относятся, в частности, вопросы автономии, предоставленной школам в их управлении и контроле, а также появление относительно большого сектора частных школ.
4. Изменения социально-педагогического характера — эти изменения происходят от изменений в обществе как таковом. Изменился взгляд на воспитание и образование, изменилось отношение общества к значению образования как такового, и все это привело к изменениям и в области педагогики. Они проявились, в частности, в усилиях по совершенствованию образования, которое превратилось в почти самостоятельную научную дисциплину, а также в усилиях по перестройке образования.
Так называемые альтернативные школы первыми подхватили новые тенденции в обучении. «Термин «альтернативная школа» или «альтернативное образование» имеет много значений и часто используется как эквивалент другим терминам, таким как нетрадиционная школа, открытая школа, независимая школа и т. д. Альтернативное образование (альтернативное обучение) — общий термин, обозначающий такое школьное образование, которое отличается от предлагаемого государством или другими традиционными учебными заведениями; альтернативные школы обычно (но не обязательно) связаны с радикальными концепциями образования, такими как отказ от формального учебного плана или формальных методов обучения» [4, c. 28], реализовать множество инноваций, связанных с образованием, которые также могут включать использование новых элементов и систем в обучении. Именно в эту категорию попадают дидактические игры, представляющие собой игровую и активную составляющую, обеспечивающую противовес пассивному восприятию информации и запоминанию предъявляемых фактов.
Однако в настоящее время даже в классическом образовании в Российской Федерации упор делается на инновационные приемы, позволяющие учащимся лучше и легче понимать пройденный материал, объем которого постоянно увеличивается. Поэтому необходимо было искать новые направления, позволяющие лучше и эффективнее обрабатывать и передавать информацию учащимся, облегчая их работу. При этом уместно было учитывать современную тенденцию использования новых технологий, пронизывающих все сферы человеческой деятельности, в том числе и образование. В действующей государственной системе образования в образовательный процесс включены элементы, заимствованные из концепций альтернативных школ. И дидактические игры являются частью этих новых тенденций, и поэтому их включение становится все более распространенным явлением даже в классических школах. Однако они еще ждут полноценного использования.
Ведущими учеными-педагогами Бордовской Н.В., Загвязинским В.И., Мусс Г.Н., Краснянской Т.М., были выделены следующие функции дидактических игр:
– обучающая – посредством дидактической игры реализуется передача знаний, преобразование игровой деятельности в область познавательной деятельности;
– воспитательная – находит отражение в умственном, нравственном, физическом, трудовом, правовом, экологическом, моральном, эстетическом, коллективном, а также воспитании технологической культуры;
– развивающая функция состоит в формировании у обучающихся аналитического, критического и логического мышления, а также в развитии самостоятельности в принятии решений, ответственности за них и в развитии умения работать в коллективе;
– управляющая функция состоит как в управлении коллективом, группой обучающихся, так и в управлении самим образовательным процессом:
– диагностическая – на основе данной функции учитель осуществляет собственную деятельность, делает вывод об особенностях организации работы, исправлении сложностей в организации передаче знаний, через коррекцию.
– контролирующая функция позволяет посредством дидактической игры понимать сложности в работе педагога, выяснять особенности организации образовательного процесса, способствовать развитию дидактических навыков.
– конструкторско-технологическая функция направлена на организацию эффективного педагогического процесса и включает в себя ряд требований: необходимость планирования педагогического процесса, необходимость организации воспитательной и развивающей среды для обучающихся;
– исследовательская функция состоит в умении выявлять проблему для обсуждения и исследования, анализировать научную литературу, выдвигать гипотезы и задачи исследования, ставить проблемные вопросы для решения обучающимися;
– информационная функция заключается в умении педагога пользоваться речевой выразительностью, кратко и логично излагать материал с целью добиться его понимания обучающимися, пользоваться различными методами изложения, активизировать обучающихся в процессе усвоения учебного материала;
– мобилизационная функция предполагает умение воздействовать на эмоционально-волевую сферу личности обучающихся наиболее рациональным путем, иными словами, педагог должен заинтересовать обучающихся, увлечь их, активизировать их учебно-познавательную деятельность;
– ориентационная функция заключается в помощи обучающимся в построении личностной картины мира, в определении ими ценностных ориентаций, в поиске ими своего места в профессиональной среде;
– проектная функция представляет собой педагогическое проектирование, то есть, составление планов, нацеленных на решение актуальных образовательных задач;