Проектная деятельность младших школьников Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Формирование учебной мотивации младших школьников средствами краткосрочных творческих проектов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МОТИВАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 7
1.1 Взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему учебной мотивации учащихся 7
1.2 Особенности формирования учебной мотивации у младших школьников……………………………………………………………………..11
1.3 Творческие проекты как средство учебной мотивации младших школьников 26
Выводы по 1 главе 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. И проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. Одним из возможных вариантов решения проблемы является построение учебной деятельности с опорой на основы мотивации, влияющей не только на познавательную активность и желание учиться, но и на успешность, эффективность и результативность учебной деятельности.
Необходимое условие для создания в учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности — возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению — использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Интерес играет важную роль в мотивации успеха. Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учителя сами должны испытывать, искренний интерес к своей деятельности объективно относиться к успехам и неудачам учеников.
Младший школьный возраст характеризуется изначальным вхождением малыша в учебную деятельность, овладением ведущими видами учебных действий. Впрочем, учебная деятельность не дана ребенку в готовой форме, она обязана быть сформирована. Но при этом появляется трудность: мотив, с каким малыш приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он обязан исполнять в школе. Учебно- познавательный процесс обязан быть сооружен так, чтобы его мотив был связан с внутренним содержанием предмета усвоения. Школьнику должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Именно поэтому важно найти те средства, которые бы позволили повысить интерес учащихся к учебной деятельности.
Очень важно, чтобы система обучения, позволяющая активизировать процесс формирования мотивации, начинала складываться в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Поэтому в педагогической деятельности необходимо активно использовать различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, одним из которых является творческий проект.
Творческий проект – это эффективное средство повышения познавательной активности, формирования мотивации к обучении у младших школьников. Это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи. Это деятельность, которой ребятам хочется заниматься.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Пришли к выводу, что учебная мотивация — это сложное, системное образование, состоящее из познавательных и социальных мотивов учения. Мотивами учебной деятельности являются факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. п.
Учебная мотивация имеет иерархическую структуру. Становление структуры учебной мотивации происходит не путем возрастания положительного или усугубления отрицательного отношения к учению, а путем усложнения структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появления новых отношений между ними. Соответственно, анализируя учебную мотивацию, следует определять не только доминирующий мотив, но и анализировать структуру мотивационной сферы учащихся.
Становление учебной мотивации начинается в младшем школьном возрасте, от того, как она будет развита во многом зависит ее дальнейшая судьба в течение всего школьного возраста. Младший школьный возраст — это начальный этап вхождения в проектную деятельность, который закладывает фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность помогает учить их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует у них адекватную самооценку.
Мотивационная сфера в младшем школьном возрасте существенно перестраивается: общая познавательная и социальная направленность дошкольника конкретизируется в «позиции школьника» — стремлении посещать школу, затем эта позиция удовлетворяется и должна быть заменена новым типом отношения — учебно-познавательными мотивами и более зрелыми формами социальных мотивов. К концу младшего школьного возраста у учащихся совершенно необходимо сформировать хотя бы в первом приближении учебно-познавательный мотив-интерес не только к новым знаниям и даже не только к общим закономерностям, а именно к способам добывания новых знаний.
Исследуя отношение школьников к учению, было установлено, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является система разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой, определяя учебную деятельность школьников. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность.
Творческий проект – особым образом организованная деятельность, направленная на создание нового продукта, имеющего эстетическую, научную, познавательную или иную ценность. Творческий проект невозможен без учебно-познавательной деятельности. Использование творческих проектов в обучении вызывает у школьников стойкий познавательный интерес, приносит удовлетворение, развивает их творческие способности. Выделили условия успешного использования творческих

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МОТИВАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

1.1 Взгляды отечественных и зарубежных ученых на проблему учебной мотивации учащихся

Многочисленные теории мотивации стали появляться ещё в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. Взгляды на сущность и происхождение мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы неоднократно менялись. Психология мотивации формировалась на протяжении нескольких десятилетий и представляет собой совокупность разнообразных взглядов, которые исходят из таких областей как экспериментальная психология научения, социальная психология, психология личности, глубинная психология и клиническая психология [10].
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения можно назвать центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для желания и умения учиться. Под мотивацией учения принято понимать процессы, методы и средства побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования Мотивация есть процесс изменения состояний и отношений личности, который основывается на мотивах, а именно конкретных побуждениях, причинах, заставляющих личность действовать и совершать те или иные поступки. В роли мотивов выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету деятельности, направленность на эту деятельность.
Понятие «мотивация» у человека включает в себя все виды побуждений. Виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки и т.д. Мотивация понимается как процесс выбора между различными возможными действиями, как процесс, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для определённого мотива состояний и поддерживающий эту направленность [10].
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов:
1) учебная мотивация определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
2) организацией образовательного процесса;
3) субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.);
4) субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу;
5) спецификой учебного предмета [19].
Учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Так, в работах Л.И. Божович и ее сотрудников, на материале исследования учебной деятельности школьников отмечалось, что она побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и их иерархизации. Соответственно при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека. Рассматривая эту сферу применительно к учению, А.К. Маркова подчеркивает иерархичность ее строения. Так, в нее входят: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес [10].
И.А. Зимняя считает, что целый ряд специфических факторов определенной деятельности определяют учебную мотивацию. Во-первых, она определяется образовательными учреждениями и самой образовательной системой. Во-вторых, организацией образовательного процесса. В-третьих, индивидуальными особенностями учащегося, то есть возраст, пол, уровень интеллектуального развития, самооценка, способности, потребности и другое. В-четвертых, индивидуальными особенностями педагога и его стилем работы и отношением к учащимся и к профессиональному делу. В-пятых, спецификой предмета.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы